Обеспечение тендерного
предложения, или особенности бухгалтерского учета
Согласно Закону Украины от 22.02.2000 г. № 1490-III “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” (далее - Закон № 1490) Заказчик имеет право указать в тендерной документации требования относительно предоставления тендерного обеспечения, его размеров, а также случаи, когда тендерное обеспечение не возвращается Участнику.
Закон предусматривает следующие способы обеспечения:
- банковские гарантии;
- резервные аккредитивы;
- чеки, согласно которым первичное обязательство несет любой банк;
- депозиты;
- векселя;
- поручительство и другие виды обеспечения.
Согласно указанной норме Закона № 1490 заказчик торгов должен определить в тендерной документации способ тендерного обеспечения, размер которого может быть не больше одного процента ожидаемой стоимости в случае проведения торгов на закупку работ и не больше, пяти процентов в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг. В случае если тендерные предложения могут подаваться относительно части предмета закупки (лота), размер тендерного обеспечения устанавливается заказчиком исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки по каждому лоту.
Обеспечение тендерного предложения депозитом Пунктом 1.13 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР депозит (вклад) определен как средства, которые предоставляются физическими или юридическими лицами в управление резиденту, определенной финансовой организации согласно законодательству Украины или нерезиденту на срок и под процент. Но такую трактовку нельзя вполне применить к бюджетным учреждениям.
Известно, что бюджетные учреждения не являются финансовыми учреждениями и их деятельность осуществляется согласно положению (уставу) об учреждении. Соответственно размещать средства, переданные им временно как вклады (депозиты), и пользоваться ими бюджетные учреждения не имеют права. Однако бывают случаи, когда бюджетному учреждению передаются средства, которые ему не принадлежат, во временное распоряжение. Они должны быть возвращены владельцам при определенных условиях или перечислены в соответствующий бюджет. Разница между банковскими депозитами и депозитами в бюджетных учреждениях очевидна. Потому для определения таких средств Госказначейство Инструкцией, утвержденной приказом от 11.08.1998 г. № 63 (далее - Инструкция № 63), ввело термин “депозитные суммы”. Это средства, которые не принадлежат бюджетному учреждению, поступают во временное распоряжение и с наступлением соответствующих условий перечисляются по назначению. И хотя данная Инструкция устарела, однако она сохранила действие в части, не противоречащей требованиям Плана счетов, утвержденного приказом ГУГКУ от 10.12.1999 г. № 114 (далее - План счетов № 114).
Для осуществления таких операций согласно новой Инструкции Государственного казначейства Украины от 26.12.2003 г. № 242 бюджетным учреждениям в органах Госказначейства или в учреждениях банков открываются депозитные счета для временного хранения таких средств без права пользования ими. Поскольку эти средства не являются средствами учреждения, их нельзя считать средствами ни общего, ни специального фонда. Депозитные счета в учреждениях Госказначейства открывают согласно п. 6.1 Порядка открытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства, утвержденного приказом от 02.12.2002 г. № 221 Государственного казначейства Украины, а в банковских учреждениях - п. 3.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной приказом НБУ от 12.11.2003 г. № 492. Однако следует отметить, что не востребованные депозитные суммы, которые находятся на текущем счете учреждения, по истечении сроков их хранения подлежат перечислению этим учреждением в доход того бюджета, за счет которого оно содержится (п. 5.3 Инструкции № 63). То есть такие средства в этом случае могут признаваться доходами соответствующего бюджета.
Согласно Государственному бюджету 2006 года (Закон Украины от 20.12.2005 г. № 3235-IV “О Государственном бюджете Украины на 2006 год”) суммы тендерного обеспечения, которые не подлежат возврату участникам торгов, должны поступать в местный бюджет, если закупка осуществляется за счет такого бюджета. Аналогичный порядок зачисления установлен и для сумм обеспечения исполнения договора закупки в случае, когда эти средства не возвращаются победителю торгов.
Документальное
оформление депозитных сумм
Вопрос документального оформления депозитных сумм урегулирован лишь для государственных нотариальных контор и частных нотариусов Инструкцией Министерства юстиции Украины от 18.02.2003 г. № 13/5 (далее - Инструкция № 13/5), но, по нашему мнению, этот порядок могут применять и другие бюджетные учреждения с учетом специфики своей деятельности. Для документального оформления необходимы такие документы:
для Участника (на перечисление):
- договор между Заказчиком и Участником с условиями
перечисления, хранения, возврата депозита;
- платежное поручение Участника на перечисление средств на депозитный счет Заказчика;
- депозитный счет;
для Заказчика (на возврат):
- заявление Участника на возврат депозита с отметкой, на какой текущий счет перечисляются средства, при наступлении случаев в которых он возвращается;
- платежное поручение Заказчика на перечисление средств на указанный счет Участника с приложением к нему:
- копии тендерной документации;
- копии договора, составленного между Участником и Заказчиком на перечисление, хранение, возврат депозита;
- копии Протокола о раскрытии тендерных предложений;
- отчета о проведенных торгах и заключениях договора. Следует заметить, что для
учета депозитных сумм Инструкцией № 13/5 предусмотрено также ведение Книги учета депозитных операций, которая состоит из прибыльной и расходной частей. И хотя ведение такой книги для других бюджетных учреждений, кроме государственных нотариальных контор, не предусмотрено, но, по нашему мнению, будет не лишним завести такую книгу для собственного контроля за депозитными операциями. Приведем пример заполнения такой книги.
Бухгалтерский учет депозитных сумм
Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с Планом счетов № 114 и Инструкцией, утвержденной приказом Госказначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 (далее - Инструкция № 61). Расчеты по депозитным средствам в бухгалтерском учете бюджетных учреждений отражаются на одноименном субсчете 672 “Расчеты по депозитным средствам”. Поступление и выдача этих сумм отражаются на субсчете 315 “Текущие счета для учета депозитных сумм”, если депозитные счета открыты в банковских учреждениях, или 325 “Специальные регистрационные счета для учета депозитных сумм” в случае открытия депозитных счетов в органах Госказначейства.
Книга учета депозитных операций
Прибыльная часть
| № п/п | Дата | Наименование юридического лица, от которого приняты суммы или денные бумаги, для исполнения какого обязательства или в счет каких платежей они внесены | № платежного поручения | Принято | № лицевого счета депонен-та | |
| размер денежной суммы | вид, количество, суммарная нарица- тельная стоимость и реквизиты ценных бумаг | |||||
| 1 | 15.01.2005 г. | ООО “Стелла” | 15 | 15 000,00 | Депозит | 7 |
Расходная часть
| № п/п | Дата | Наименование юридического лица, от которого приняты суммы или ценные бумаги, для исполнения какого обязательства или в счет каких платежей они внесены | № платежного поручения | Выдано | № лицевого счета депонен-та | |
| размер денежной суммы | вид, количество, суммарная нарицатель-ная стоимость и реквизиты ценных бумаг | |||||
| 1 | 27.02.2005 г. | ООО “Стелла” | 37 | 15 000,00 | Депозит | 7 |
Пример 1
На депозитный счет поступили средства от Участника ООО “Стелла” - 15 тыс. грн., ЗАО “Добро” - 20 тыс. грн., ПП “Депозит” - 10 тыс. грн. При наступлении случая для возврата сумм из депозита Участник ООО “Стелла” востребовал и получил на текущий счет сумму 15 тыс. грн., ЗАО “Добро” не востребовало принадлежащие ему средства в сумме 20 тыс. грн. У ПП “Депозит” наступил случай, предусмотренный ст. 23 п. 5 Закона № 1490:
- отзыв или изменения тендерного предложения участником по истечении срока ее представления;
- неподписание участником, который стал победителем торгов, договора о закупке;
- непредоставление участником, который стал победителем торгов, необходимых гарантий относительно исполнения договора о закупке после акцепта его тендерного предложения, если предоставление таких гарантий предусмотрено тендерной документацией.
В соответствии со ст. 44-1 Закона Украины от 21.04.1999 г. № 606-XIV “Об исполнительном производстве” сумма, которая не востребована, засчитывается в Государственный бюджет Украины в порядке, установленном Госказначейством. Как такие операции будут отражаться в бухгалтерском учете учреждения, показано в таблице.
Финансовая отчетность депозитных сумм
Бюджетные учреждения, которые проводят депозитные операции, ежеквартально составляют и подают Справку о депозитных операциях учреждений (приложение 29), в которой приводят информацию о состоянии депозитных операций учреждений, где отражаются депозитные операции, проводимые бюджетным учреждением (остатки на счетах), а также указывается нормативно-правовой акт, на основании которого проводятся эти операции. Данные Справки отражаются в Балансе ф. 1 по строке 250 актива в разделе II “Оборотные активы”, а также по строке 408 пассива в разделе II “Обязательства”. Детальная информация о депозитных операциях приводится также и в Объяснительной записке к отчету. Форма Справки утверждена Инструкцией № 238.
Таблица
| № п/п | Содержание операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
| Д-т | К-т | |||
| 1 |
Поступили депозитные суммы на регистрационный счет от ООО “Стелла” | 325 |
672 |
15 000,00 |
| 2 |
Поступили депозитные суммы на регистрационный счет от ЗАО “Добро” | 325 |
672 |
20000,00 |
| 3 |
Поступили депозитные суммы на регистрационный счет от ПП “Депозит” | 325 |
672 |
15 000,00 |
| 4 |
Перечисление востребованной депозитной суммы ООО “Стелла” по истечении срока тендерного обеспечения | 672 |
325 |
15 000,00 |
| 5 |
Перечисление депозитной суммы на регистрационный счет* при наступлении действия согласно п. 5 статьи 23 Закона № 1490 | 672 |
321 |
10 000,00 |
| 6 |
Зачисление депозитной суммы в доход | 321 |
713 |
10 000,00 |
| 7 |
Перечисление невостребованной депозитной суммы на регистрационный счет* ЗАО “Добро” | 672 |
321 |
20000,00 |
| 8 |
Зачисление депозитной суммы в доход | 321 |
713 |
20000,00 |
| * Хотя в Инструкции № 61 такая корреспонденция субсчетов не приведена, но, по нашему мнению, исходя из принципов бухгалтерского учета и руководствуясь абзацем 4 данной Инструкции, такие бухгалтерские проводки соответствуют сути, а потому имеют право на существование. | ||||
Но появляется вопрос: имеют ли право бюджетные учреждения вкладывать свои средства на депозитные счета в учреждения банка? Ответ на него дает Бюджетный кодекс Украины. Одними из основных требований к бюджетному учреждению согласно Бюджетному кодексу Украины являются следующие:
- оно не имеет права осуществлять займы в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных Законом о Государственном бюджете Украины (часть 3 ст. 21 Бюджетного кодекса Украины);
- оно имеет расчетно-кассовое обслуживание в органах Государственного казначейства (п. 2 части первой ст. 48 Бюджетного кодекса Украины).
Следовательно, исходя из этих требований направления бюджетных средств на банковские депозиты будет считаться нецелевым использованиям бюджетных средств, если такие операции не разрешены нормативно-правовыми актами или не обусловлены отдельно при выделении средств.
Однако между положениями Бюджетного кодекса и статусом некоторых бюджетных учреждений есть определенные несогласованности. В частности, высшие учебные заведения в соответствии со ст. 63 Закона Украины от 17.01.2002 г. № 2984-III “О высшем образовании” имеют право самостоятельно распоряжаться доходами и другими поступлениями, полученными от предоставления разрешенных законодательством платных услуг, открывать текущие и депозитные счета в банках, храня указанные средства на депозитных счетах банков. С целью урегулирования этого вопроса Минфин Украины предложил пересмотреть статус таких бюджетных учреждений (письмо от 25.09.2002 г. № 31-021-3-8/3070) и рассмотреть вопрос относительно перевода таких учреждений в статус государственных (казенных) предприятий или организаций, которые станут получателями бюджетных средств в части выполнения конкретных государственных программ, исходя из государственного заказа на эти цели. Такой статус, как считает Минфин, позволит предоставить самостоятельность этим учреждениям в формировании и использовании финансовых ресурсов, открывать текущие и депозитные счета в учреждениях банков, вести хозяйственную деятельность на конкурентных принципах. Но до сих пор эти вопросы законодательно не урегулированы. Следовательно, остается ожидать изменения в законодательстве.
В следующих выпусках будут рассмотрены другие виды тендерного обеспечения.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 27 (549), 3 июля 2006 г.
Подписной индекс 40783
