Комментарий к приказу Министерства Украины по вопросам
чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от
последствий Чернобыльской катастрофы от 06.02.2006 г. № 59
“Об утверждении Инструкции по организации работы органов
государственного пожарного надзора” (зарегистрирован в Минюсте
Украины 26.04.2006 г. за № 480/12354)

(Окончание; начало - см. в консультации от 16.05.2006 г.)

В прошлом консультации мы рассказывали о том, как органы госпожнадзора будут проводить проверки предприятий в соответствии с Инструкцией по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденной приказом МЧС Украины от 06.02.2006 г. № 59 (далее - Инструкция). Продолжая анализ данного документа, сегодня поговорим о некоторых вопросах лицензирования, контролируемых госпожнадзором, а также о полномочиях пожарников.

Вот с полномочий и начнем.

Наиболее “опасные” для бизнеса функции пожарной службы

Как всем известно, Государственному департаменту пожарной безопасности, его территориальным и местным органам поручено осуществлять общий государственный надзор в “пожарной” сфере. С практической точки зрения, для предприятий наибольший интерес представляют обязанности местных пожарников, так как именно с ними чаще всего сталкиваются в своей работе отечественные бизнесмены.

В соответствии с п/п. 3.1.4 Инструкции в число основных обязанностей местных органов госпожнадзора входит:

- проведение плановых и внеплановых проверок противопожарного состояния объектов на закрепленных территориях;

- выдача документов разрешительного характера и внесение предложений по их отмене;

- проведение экспертизы противопожарного состояния объектов, проектно-сметной и другой документации по пожарной безопасности;

- контроль за внедрением на объектах средств противопожарной защиты, их техническим состоянием и выводом сигналов от пожарной автоматики объектов на пульты пожарного наблюдения;

- контроль за введением сертифицированной продукции противопожарного назначения* на объектах независимо от форм собственности, а также за наличием лицензий в организациях, выполняющих услуги противопожарного назначения;

- контроль за разработкой и изготовлением пожароопасных приборов, оборудования, веществ, материалов и другой продукции;

- контроль за соблюдением противопожарных требований строительных норм, правил пожарной безопасности во время проектирования и строительства;

- проверка документов, прилагаемых к заявлению на выдачу лицензии, на предмет их соответствия Лицензионным условиям и контроль за соблюдением лицензиатами Лицензионных условий (по поручению территориальных органов).

Что касается полномочий Госпожбезопасности Украины, то данное ведомство, в частности:

- контролирует деятельность подчиненных органов госпожнадзора;

- выдает и переоформляет лицензии на осуществление деятельности противопожарного назначения, выдает дубликаты лицензий, контролирует соблюдение лицензиатами Лицензионных условий, аннулирует и признает недействительными лицензии, формирует и ведет лицензионный реестр;

- выдает разрешения на начало работы, выполняет экспертизу пожарной безопасности проектов строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов независимо от форм собственности, а также экспертизу противопожарного состояния объектов, участвует в комиссиях по приему в эксплуатацию законченных строительством объектов;

- согласовывает проекты нормативно-правовых актов, строительные нормы, стандарты, технические регламенты и условия, касающиеся пожарной безопасности, разрабатывает и утверждает государственные правила и нормы пожарной безопасности;

- осуществляет через Государственный центр сертификации МЧС сертификацию на соответствие требованиям пожарной безопасности пожароопасной продукции, изделий пожарной техники и оборудования противопожарного назначения.

Полномочия инспекторов

Непосредственно пожарные инспекторы наделены очень широкими полномочиями. В соответствии с п. 2.3 Инструкции они, в частности, вправе:

- проводить в любое время проверки подконтрольных объектов в присутствии руководителя, собственника или уполномоченного ими представителя, получать от него необходимую информацию;

- контролировать на объектах частной собственности условия безопасности людей на случай пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан;

- привлекать специалистов госорганов и предприятий (по согласованию с их руководителями) к проведению независимой экспертизы, плановых и внеплановых проверок;

- выдавать обязательные для исполнения распоряжения (предписания) по устранению нарушений и контролировать их исполнение;

- получать бесплатно от госорганов, предприятий, должностных лиц и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности на объектах, данные о пожарах, техническую документацию на разработку и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, соответствующие статистические данные, технические паспорта и другую информацию по вопросам, относящимся к компетенции госпожнадзора;

- отменять разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений при неисполнении указанных в них условий обеспечения пожарной безопасности;

- контролировать выполнение противопожарных требований во время проектирования (выборочно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

- проводить предварительные проверки обстоятельств и причин возникновения пожаров, гибели и травмирования людей, уничтожения или повреждения материальных ценностей;

- проверять наличие документов, дающих право на выполнение пожароопасных работ;

- вносить предложения о прекращении финансирования строительно-монтажных работ при выявлении нарушений противопожарных требований или отсутствии положительных результатов экспертизы проектной документации;

- проводить практическую отработку планов эвакуации людей или действий работников объекта на случай пожара (до сих пор, кстати, такое право пожарников не встречалось ни в одном нормативном документе).

Кроме того, в ситуациях, когда нарушение правил пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению и эвакуации людей, в случаях выпуска пожароопасной или противопожарной продукции с отклонением от стандартов, а также при выявлении противопожарных нарушений в ходе проектирования, строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в соответствии с п/п. 2.3.8 Инструкции пожарникам предоставлено право:

а) прекращать или запрещать:

- работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов;

- эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов и участков электрической сети;

- выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты;

- проведение пожароопасных работ, действие выданных разрешений на право проведения таких работ;

б) запрещать:

- выпуск и применение проектов, введение новых технологий;

- строительство, реконструкцию, расширение или техническое переоснащение объектов производственного и другого назначения, приостанавливать проведение строительно-монтажных работ.

Такие действия называются “предупредительными мерами” (о них мы подробно рассказывали в “Фортексе” № 47/2004 на с. 4–5, когда анализировали Инструкцию о порядке и условиях применения органами государственного пожарного надзора предупредительных мер, утвержденную приказом МЧС Украины от 21.10.2004 г. № 130).

Заметим, что Инструкция не уточняет тот факт, что пожарники разных уровней имеют разные полномочия при применении предупредительных мер, а ограничивается формулировкой: “Должностные лица госпожнадзора имеют право...”. Между тем местный пожарник в соответствии с п. 3.4 Инструкции о предупредительных мерах вправе прекратить (запретить) лишь:

- работу производственного участка, агрегата, если это не приведет к остановке работы предприятия или отдельного производства в целом;

- проведение пожароопасных работ и действие выданных разрешений на право проведения таких работ;

- эксплуатацию отдельного помещения, отопительного прибора или участка электрической сети.

Так что если какой-нибудь рядовой местный инспектор начнет запугивать вас тем, что опечатает к чертовой матери предприятие или отключит какой-нибудь агрегат, на котором держится все производство, не поддавайтесь на провокацию.

Наконец, подпункт 2.3.6 Инструкции предписывает пожарникам составлять протоколы об админправонарушениях и обращаться в суд даже в тех случаях, если они выявят на проверяемом предприятии “осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования или без получения лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законом, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, либо предоставление субъектом хозяйствования органу госпожнадзора недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям действующего законодательства”.

Это можно воспринимать как намек на то, что пожарники при желании могут беспрепятственно влезть в финансово-хозяйственные документы предприятия, даже если эти документы ни в малейшей степени не влияют на состояние противопожарной безопасности. Впрочем, это обычная чиновничья логика: разве может обеспечить пожбезопасность предприятие, если у него непорядок с госрегистрацией?

Ответственность

Что касается ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности, то Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст. 175 “Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности” - штраф на граждан от 0,5 до 7 и на должностных лиц - от 2 до 10 необлагаемых минимумов.

Аналогичные штрафы предусматриваются и за неисполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или препятствование их деятельности по ст. 188-8 КоАП.

Ну и напоследок отметим, что за нарушения в данной сфере предусматривается уголовная ответственность по ст. 270 “Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности” Уголовного кодекса. Максимальное наказание при этом - лишение свободы на срок до восьми лет.

Лицензирование

“Пожарному” лицензированию подлежит хозяйственная деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения. Инструкция дает подробный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Приведем его полностью.

Согласно п/п. 3.5.2 Инструкции деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, включает в себя:

- проектирование, монтаж, техническое обслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления, оценку противопожарного состояния объектов;

- проведение испытаний на пожароопасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям.

К хозяйственной деятельности по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию средств противопожарной защиты и систем отопления, оценки противопожарного состояния объектов относятся:

- проектирование установок пожаротушения (водное, пенное, газовое, порошковое, аэрозольное), пожарной сигнализации, систем противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, пожарного наблюдения, приспособлений для защиты домов и сооружений от разрядов молнии и огнезащиты конструкций;

- монтаж, техническое обслуживание установок пожаротушения (водное, пенное, газов, порошковое, аэрозольное);

- монтаж, техническое обслуживание установок пожарной сигнализации;

- монтаж, техническое обслуживание систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- монтаж, техническое обслуживание систем противодымной защиты;

- техническое обслуживание первичных средств пожаротушения (водные, водопенные, порошковые, газовые огнетушители, пожарные кран-комплекты);

- монтаж, техническое обслуживание систем пожарного наблюдения;

- наблюдение за установками пожарной автоматики объектов;

- монтаж, техническое обслуживание приспособлений для защиты зданий и сооружений от разрядов молнии;

- монтаж противопожарных ворот, дверей, дымовых люков, огнезадерживающих приспособлений;

- огнезащитная обработка древесины (глубокая, поверхностная) и тканей;

- огнезащитная обработка кабельной продукции;

- защита огнезащитными материалами металлических, железобетонных и других конструкций;

- кладка, ремонт и очистка печей, каминов, дымоходов (дымовых труб);

- оценка противопожарного состояния объектов.

Наконец, деятельность по проведению испытаний на пожароопасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям включает в себя:

- проведение испытаний веществ, материалов на их пожарную опасность;

- проведение испытаний строительных конструкции, изделий и оборудования на соответствие требованиям пожарной безопасности;

- проведение испытаний пожарных машин, огнетушителей, пожарно-технического вооружения, установок пожаротушения, установок пожарной сигнализации, огнетушащих и огнезащитных средств, средств индивидуальной защиты пожарников.

На каждый вид хозяйственной деятельности выдается отдельная лицензия. Она может оформляться как на весь вид хозяйственной деятельности в целом, так на отдельные виды работ и услуг (разумеется, в рамках конкретного вида деятельности). Выдачей лицензий занимается Госпожбезопасности.

Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу, являются Закон Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”, а также два документа, утвержденные совместным приказом Госкомпредпринимательства и МЧС Украины от 01.09.2004 г. № 99/33 и зарегистрированные в Минюсте 13.09.2004 г. за № 1144/9743 и № 1145/9744 соответственно:

- Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию средств противопожарной защиты и систем отопления, оценке противопожарного состояния объектов;

- Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по проведению испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям.

Лицензия выдается на основании заявления. Список документов, которые нужно к нему приложить, содержится в ст. 10 Закона Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”, а также в пунктах 50 и 51 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утвержденного Постановлением КМУ от 04.07.2001 г. № 756.

Контроль за соблюдением Лицензионных условий возложен на Госпожбезопасности и Госкомпредпринимательства, и с этой целью они вправе проводить плановые и внеплановые проверки лицензиатов. Напомним, что на этот счет существует специальный Порядок контроля за соблюдением лицензиатами Лицензионных условий, утвержденный совместным приказом Госкомпредпринимательства и МЧС от 01.09.2004 г. № 98/34 (зарегистрирован в Минюсте 13.09.2004 г. за № 1146/9745).

Этот документ наверняка хорошо известен всем предприятиям, имеющим “пожарные” лицензии, да и за неполные два года его существования в него ни разу не вносились изменения, поэтому подробно останавливаться на нем мы не будем. Отметим лишь, что лицензиатов планово проверяют ежегодно, а внепланово - при поступлении письменного заявления о нарушении лицензиатом Лицензионных условий или с целью проверки исполнения распоряжений об устранении выявленных нарушений. Срок проверки не должен превышать 5 рабочих дней.

Если пожарники в ходе проверки выявят нарушения Лицензионных условий и факты осуществления лицензируемой деятельности без лицензии, то информация об этом в течение 10-ти рабочих дней станет известна территориальному органу лицензирования со всеми вытекающими отсюда последствиями.

____________________

* Перечень видов продукции противопожарного назначения, подлежащей сертификации, содержится в приложении 2 к Постановлению КМУ от 26.07.94 г. № 508.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс”, № 22/2006 (№ 178), от 23.05.2006 г.