Материал подготовлен специалистами
редакции журнала “Таможенная консультация”

Таможенные стратегии для принятия важных решений

Справедливая таможенная стоимость возможна

В Таможенном кодексе Украины (ТК) полностью изменена глава, касающаяся таможенной стоимости товаров и методов ЄЄ Определения (Закон Украины от 22.12.2005 № 3269-IV; вступил в силу 20.03.2006; опубликован в “ТАМОЖЕННОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ” № 2 за март 2006). Изменения лишают таможню существенных рычагов влияния на оценку товаров для таможенных целей. Открывается путь для достижения справедливой таможенной стоимости, которая будет приемлема как для таможни, так и для участника ВЭД. Баланс интересов бизнесменов и таможен может быть достигнут за счет согласования правовых позиций сторон. Эта статья - о тех юридических аргументах, которые работают на достижение компромисса, в свете последних изменений способов определения таможенной стоимости товаров.

1. Что такое таможенная стоимость?

Было
(по прежней редакции Таможенного кодекса (ТК) 
Стало
(по новой редакции ТК – Закон 3268-IV)
 
Статья 259. Таможенная стоимость товаров  
Таможенная стоимость товаров - это заявленная декларантом или определенная таможенным органом стоимость товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, исчисляемая на момент пересечения товарами таможенной границы Украины в соответствии с положениями настоящего Кодекса.   Таможенной стоимостью товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, является их цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары, рассчитанная в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
 

В чем эффект?

1. В основу понятия таможенной стоимости теперь заложена реальная цена сделки - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары.

Встреча с новой терминологией вынуждает обращаться к источникам, в которых содержится толкование терминов. Применительно к таможенной стоимости таким источником служит Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (далее - Соглашение ГАТТ).

Соглашением ГАТТ определяется, что фактически уплаченная или подлежащая уплате цена - это все сделанные платежи или платежи, которые должны быть сделаны в будущем покупателем продавцу или в его пользу за импортированные товары. Термин “уплаченная” или “подлежащая уплате” означает, что когда товары оплачены перед таможенной оценкой, то оплаченная цена будет использована как основа для оценки. Если товары не были оплачены, тогда будет использована цена, подлежащая уплате.

Новое понятие таможенной стоимости повышает правовой статус действительной стоимости товарной операции и, соответственно, тех коммерческих документов, где эта стоимость зафиксирована. У декларантов появилось основание настаивать на принятии к таможенному оформлению товаров, оцененных по оформленным на них документам.

Это, в свою очередь, активизирует действия таможен по проверке содержащихся в документах сведений. Как это будет происходить? - Таможни задействуют следующие формы контроля таможенной стоимости:

(1) Проверка (через центральный аппарат Гостаможслужбы Украины) аутентичности документов в стране экспорта. Сигналом для инициирования такой проверки станет заниженный по сравнению с ценовыми базами ГТСУ уровень таможенной стоимости декларируемых товаров.

(2) Постимпортный аудит - проверка хозяйственной деятельности предприятия совместно с налоговыми органами (порядок проведения таких проверок регулируется Указом Президента Украины от 23.07.98 № 817/98 “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности” и постановлением Кабмина Украины от 23.12.04 № 1730 “Об утверждении Порядка проведения таможенными органами на предприятиях проверок системы отчетности и учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины”).

(3) Первичная проверка документов на этапе таможенного оформления подразделениями таможен по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

(4) Расширение договорного сотрудничества таможни с бизнесом путем таможенного оформления товаров по ценам (таможенной стоимости), указанным в Меморандумах Гостаможслужбы Украины с участниками рынка. Такие Меморандумы подписываются ГТСУ с ведущими импортерами определенных товаров с октября 2005 года и до настоящего времени. Уже действуют Меморандумы по рыбной и мясной продукции, а также готовятся по автомобилям, водонагревателям, алкоголю и табаку.

Таким образом, новое определение таможенной стоимости несет с собой как расширение права декларантов на использование фактической документально обоснованной таможенной стоимости, так и параллельное усиление контроля со стороны таможен правильности определения таможенной стоимости и ее документального подтверждения.

2. Главная новость: таможенные органы лишились права определять таможенную стоимость товаров. Из статьи 259 Таможенного кодекса исключены соответствующие положения (в чем можно удостовериться по таблице сравнений на предыдущей странице).

2. Кто определяет таможенную стоимость?

Таможенную стоимость товаров теперь имеет право определить только декларант (новая редакция статьи 260 ТК). Таможне отведена функция контроля правильности определения таможенной стоимости (статья 265 ТК) с акцентом на пост -аудит (проверки предприятий после завершения таможенного оформления товаров).

3. Как будет использоваться ценовая база данных

Гостаможслужбы?

В процедурах контроля таможенной стоимости товаров таможни используют две основные базы данных:

(1) центральную базу оформленных грузовых таможенных деклараций;

(2) ценовые сведения Меморандумов ГТСУ с участниками рынка.

И те, и другие цены (в свете изменившегося ТК) не могут претендовать на роль более серьезную, чем просто ориентир или справка. Но, ВНИМАНИЕ!, отклонение реальной цены от этих ориентиров неизбежно будет приводить к направлению документов для проверки на аутентичность (подробности выше) и вытекающим отсюда задержкам таможенного оформления товаров.

4. Какие документы нужны
для подтверждения таможенной стоимости?

В новой редакции статьи 260 Таможенного кодекса появилась оговорка о типах информации (документации) для определения таможенной стоимости: “Для целей определения таможенной стоимости используется информация, подготовленная способом, совместимым с принципами бухгалтерского учета, принятыми в соответствующей стране и целесообразными для определенного метода определения таможенной стоимости”.

В чем эффект?

Тем самым круг документов, которые могут понадобиться для расчета и подтверждения таможенной стоимости сужен до бухгалтерской документации. Путеводителем по бухгалтерскому учету могут служить Положения (стандарты) бухгалтерского учета, которые в Украине утверждаются приказами Министерства финансов и вполне совместимы с международными принципами.

Международные нормы (Соглашение ГАТТ) трактуют термин “общепризнанные принципы бухгалтерского учета” как признанный консенсус или существенную авторитетную поддержку в пределах страны в конкретный момент относительно того, какие экономические ресурсы и обязательства должны учитываться как активы и пассивы; какие изменения в активах и пассивах должны учитываться; как должны измеряться активы и пассивы, изменения в них; какая информация должна раскрываться и каким способом; как следует готовить финансовые отчеты. Эти стандарты могут быть как широкими ориентирами общего применения, так и детальными практическими методами и процедурами.

Таможенная администрация использует информацию, подготовленную способом, совместимым с общепринятыми принципами бухгалтерского учета в стране, которая определяется в зависимости от применяемого метода таможенной оценки. Например, при применении метода 4 (на основе отнимания стоимости) сумма прибыли и общих затрат определяется с использованием информации, подготовленной способом, совместимым с принципами бухгалтерского учета в Украине (стране ввоза). А если применять метод 5 (на основе добавления стоимости), то прибыли и затраты будут определяться по информации, подготовленной способом, совместимым с принципами бухгалтерского учета в стране производства.

В связи с такими новшествами следует ожидать пересмотра правительством Украины перечня документов, которыми подтверждаются сведения о таможенной стоимости товаров. Взамен постановления Кабмина от 28.08.03 № 1375 “Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины” должен быть принят новый аналогичный акт (еще до 20 марта э. г.), который сильно задержался и продолжает существовать в виде проекта.

Проект
неофициальный перевод на русском языке

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О внесении изменений в Порядок декларирования таможенной стоимости
товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины,
и утверждении Порядка предоставления декларантом таможенному органу
необходимых сведений для подтверждения заявленной таможенной стоимости
товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины

В соответствии со статьями 262 и 264 Таможенного кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Внести изменение в Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28 августа 2003 г. № 1375 (Официальный вестник Украины, 2003 г.: № 35, ст., 1908; 2004 г., № 13, ст. 895, № 44, ст. 2910; 2005 г, № 36. ст. 2194), изложив его в прилагаемой редакции.

2. Утвердить Порядок предоставления декларантом таможенному органу необходимых сведений для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины (прилагается).

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

Премьер-министр Украины Ю. Ехануров

Порядок
предоставления декларантом таможенному органу
необходимых сведений для подтверждения
заявленной таможенной стоимости товаров,
перемещаемых через таможенную границу Украины

1. Этот Порядок определяет условия предоставления декларантом документов и иных сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины,

2. Термины в этом Порядке употребляются в значениях, приведенных в статьях 1 и 259 Таможенного кодекса Украины.

3. Сведения, на основании которых декларантом определена и заявлена (задекларирована) таможенная стоимость товаров, должны базироваться на объективных, документально подтвержденных данных, подлежащих исчислению и проверке.

4. Все документы, которые предоставляются декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, должны быть оформлены надлежащим образом; а именно: копии должны быть качественными и пригодными для чтения; письма предприятий должны иметь необходимые реквизиты (название предприятия, адрес, телефон, исходящий номер и дата письма, подпись и т.п.); бухгалтерские документы должны быть заверены подписями руководителя, главного бухгалтера и скреплены печатью предприятия.

5. Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, декларант предъявляет:

- договор (контракт), на основании которого осуществляется поставка товаров, и приложения к нему;

- счет-фактуру (инвойс) или счет-проформу;

- банковские платежные документы (если счет оплачен), а также иные платежные и/или бухгалтерские документы, которые подтверждают стоимость товара и содержат все реквизиты, необходимые для идентификации их с ввезенным товаром;

- решение таможенного органа об определении таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных и/или подобных (аналогичных) товаров, если оно было принято по одному и тому же договору (контракту);

- упаковочные листы;

- лицензию на ввоз (вывоз) товаров, импорт (экспорт) которых подлежит, лицензированию и т.п.

Если транспортные затраты должны быть включены в цену товара согласно законодательству Украины, то декларант предъявляет

- договор (контракт) перевозки, транспортные и страховые документы; и счет-фактуру от исполнителя соглашения о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, содержащий реквизиты сторон, сумму и условия платежа, иные реквизиты, которые позволяют установить принадлежность услуг к товарам; или

- банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты транспортне - экспедиционных услуг согласно выставленному счету-фактуре; или

- справку транспортне - экспедиционной компании, осуществившей перевозку, которая содержит реквизиты товаротранспортного документа, маршрут перевозки товара, сумму платежа и подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия; или

- калькуляцию транспортных затрат, если перевозка товара осуществляется собственным транспортом, содержащую сведения о маршруте перевозки, дальности перевозки в км (до места ввоза на таможенную территорию Украины и по таможенной территории Украины), тарифную ставку перевозки груза за 1 км пути и т.п.

6. Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, в случае взаимосвязи продавца и покупателя декларант при наличии, предъявляет таможенному органу копию договора (контракта) купли-продажи, на основании которого товары, идентичные или подобные (аналогичные) товарам, которые оцениваются, были проданы для ввоза в Украину покупателю; не являющемуся связанным лицом с продавцом. К указанному договору могут быть приложены соответствующие ему копии грузовых таможенных деклараций и деклараций таможенной стоимости, на основании которых таможенная стоимость идентичных или подобных (аналогичных) товаров была принята таможенным органом с и ценой договора относительно импортируемых товаров (стоимость операции); бухгалтерские и банковские документы покупателе, касающиеся реализации оцениваемых товаров, идентичных или подобных (аналогичных) товаров на территории Украины; документы, подтверждающие участие продавца в распределении дохода от деятельности покупателя (в тех случаях, когда продавец является держателем акций в уставном капитале покупателя); справку покупателя об отсутствии финансовых обязательств перед продавцом товаров, которые прямо или опосредствованно относятся к купле -продаже оцениваемых товаров; бухгалтерские документы производителя товаров; справки с информацией о стоимости в стране экспорта товаров, являющихся идентичными или подобными (аналогичными) оцениваемым товарам.

7. Документы предъявляются декларантом таможенному органу одновременно с предоставлением грузовой таможенной декларации.

8. Все документы, предъявляемые декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, должны быть указаны в декларации таможенной стоимости.

9. Таможенный орган имеет право требовать для подтверждения заявленной таможенной стоимости предоставления дополнительных документов. С этой целью должностное лицо таможенного органа, дополнительно требующее документы, на основном листе № 1 декларации таможенной стоимости в графе “Для отметок таможни” или на обратной стороне основного листа № 1 декларации таможенной стоимости совершает следующую запись: “Необходимо предоставление дополнительных документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров, которые указаны в пунктах 5, 6 и 10 этого Порядка” и проставляет дату, фамилию и собственноручную подпись. По требованию таможенного органа декларант обязан предоставить дополнительные документы, подтвердив это путем указания фамилии, даты и собственноручной подписи на обратной стороне основного листа № 1 декларации таможенной стоимости.

10. Для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров дополнительно подаются следующие документы:

- учредительные документы предприятия, перемещающего товары;

- соглашения с третьими лицами, связанные с договором (контрактом) поставки товаров, таможенная стоимость которых определяется;

- счета об осуществлении платежей третьим лицам в пользу продавца;

- счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта) относительно товаров, таможенная стоимость которых определяется;

- бухгалтерская документация (налоговые накладные и т.п.);

- лицензионные (авторские) соглашения;

- каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс - листы) фирмы-производителя;

- калькуляция фирмы-производителя на товары, таможенная стоимость которых определяется;

- таможенная декларация страны отправления, а в случае, если в стране отправления товар размещался в таможенном режиме, не предусматривавшем уплаты налогов, но в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем, кроме экспортной декларации может требоваться таможенная декларация, оформленная в предшествовавшем экспорту таможенном режиме;

- заключения специализированных экспертных организаций, имеющих соответствующие полномочия и несущих ответственность за подготовленные заключения в соответствии с действующим законодательством;

- сертификат о происхождении товара;

- о качественных характеристиках товара (сертификат качества и т.п.);

- информация внешнеторговых, биржевых организаций;

- иные документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

11. Для признания таможенным органом документа (договора (контракта), счета-фактуры (инвойса), счета-проформы) таким, что подтверждает заявленную таможенную стоимость, этот документ должен содержать детальную информацию относительно реквизитов продавца и/или покупателя, условий поставки, перечня товаров с указанием цены за единицу каждого из них и общей стоимости товаров, а также необходимые подписи и печати, реквизиты контракта, к которому они : относятся. При наличии скидок они должны быть указаны в контракте и счете-фактуре с обязательным указанием условий их предоставления. Бухгалтерская и банковская документация (счета, платежные документы и т.п.) должна содержать информацию, позволяющую идентифицировать их с оцениваемым товаром. Справки, заключения и прочие документы, касающиеся стоимостных и качественных характеристик товара, должны содержать реквизиты организации, их выдавшей, подписи и печати,

12. Данные о дополнительно представленных документах и свою фамилию и дату декларант собственноручно указывает на обратной стороне основного листа № 1 декларации таможенной стоимости и заверяет их подписью и печатью.

13. Копии документов, предъявляемых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, удостоверяются надписью “Копия, согласно с оригиналом”, подписью и печатью декларанта.

В случаях, предусмотренных статьей 77 Таможенного кодекса Украины, декларантом предоставляется перевод на государственный язык представленных для оформления документов. Правильность перевода удостоверяется лицом, осуществившим перевод.

14. Декларант должен предоставить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня ознакомления с требованием таможенного органа относительно их предоставления.

15. Если в определенный срок декларантом не были представлены дополнительные документы или если он отказывается от их предоставления, таможенный орган имеет право, согласно действующему законодательству, самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемых товаров на основании имеющихся у него сведений.

16. Достоверность документов и сведений, указанных в декларации таможенной стоимости, может быть установлена путем проведения таможенными органами на предприятиях проверок относительно соответствия документов на товары, представленных для подтверждения их таможенной стоимости, данным бухгалтерского учета и иной документации предприятия, а также путем получении информации от таможенных органов иностранных государств.

17. За недостоверность сведений, указанных в документах, представленных для подтверждения заявленной (задекларированной) таможенной стоимости товаров, декларант несет ответственность согласно законодательству.

Кроме сказанного, у таможни появилась новая обязанность обеспечить всем заинтересованным лицам доступ к документам, связанным с определением таможенной стоимости товаров (ч. 2 ст. 261). Это - законы и другие нормативно - правовые акты, нормативные документы и судебные решения. Есть надежда, что владение такой информацией повысит предсказуемость импортных операций.

5. Какая тактика решения спорных вопросов
будет правильной?

Если декларант и таможня не приходят к единому мнению о таможенной стоимости, то нужно представить варианты дальнейших действий сторон и последствия таких разногласий.

Сравним цитаты:

Было
(по прежней редакции Таможенного кодекса (ТК) 
Стало
(по новой редакции ТК – Закон 3268-IV)
 
Статья 264.
Права и обязанности декларанта, декларирующего таможенную стоимость товаров  
Заявленная декларантом таможенная стоимость товаров и представленные им сведения о ее определении должны базироваться на достоверной, документально подтвержденной информации, представленной в количественном выражении. В случае необходимости в подтверждении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить ему необходимые для этого сведения. Таможенный орган имеет право принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки. В случае возникновения потребности в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или в случае несогласия декларанта с таможенной стоимостью, определенной таможенным органом, декларант имеет право обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему товары, которые декларируются, в свободное обращение под гарантию уполномоченного банка или уплатить налоги и сборы согласно с таможенной оценкой этих товаров, осуществленной таможенным органом. Гарантией также может выступать простой вексель, выданный декларантом таможенному органу и авалированный уполномоченным банком, или депозит в банке. При предоставлении декларантом гарантии уполномоченного банка таможенный орган обязан выпустить товары в свободное обращение. В случае уплаты декларантом налогов и сборов согласно с таможенной оценкой, сделанной таможенным органом, и принятия окончательного решения таможенным органом высшего уровня или судом относительно применения таможенной оценки, сделанной декларантом, таможенный орган обязан возместить декларанту сумму чрезмерно уплаченных налогов и сборов. Срок действия гарантийных обязательств, определенных этой статьей, не может превышать 30 календарных дней с момента выпуска товаров в свободное обращение. Дополнительные затраты, которые возникли у декларанта в связи с уточнением заявленной им тамеженной стоимости или предоставлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки в уплате таможенной пошлины и иных налогов и сборов.
 
Заявленная декларантом таможенная стоимость товаров и представленные ним сведения о ее определении должны базироваться на объективных, документально подтвержденных данных, поддающихся исчислению. В случае необходимости в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан предоставить таможенному органу необходимые для этого сведения и обеспечить возможность их проверки в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины. В случае возникновения необходимости в уточнении заявленной таможенной стоимости товаров или в случае несогласия декларанта с таможенной стоимостью, определенной таможенным органом, декларант имеет право обратиться в таможенный орган с просьбой выпустить декларируемые товары в свободное обращение под гарантию уполномоченного банка или уплатить налоги и сборы (обязательные платежи) согласно с таможенной стоимостью этих товаров, определенной таможенным органом. По письменному требованию декларант имеет право на предоставление ему в недельный срок со дня обращения письменного пояснения относительно того, как таможенным органом было определена таможенная стоимость оцениваемых товаров. Срок действия гарантийных обязательств, определенных этой статьей, не может превышать 90 календарных дней с момента выпуска товаров в свободное обращение. После предоставления банком гарантий, указанных в части третьей этой статьи, таможенный орган обязан выпустить товары в свободное обращение. В случае если после уплаты декларантом налогов и сборов (обязательных платежей) согласно с таможенной стоимостью товаров, определенной таможенным органом, будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, сумма переплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) возвращается декларанту в месячный срок со дня принятия решения, в порядке,
предусмотренном законодательством. Дополнительные затраты, которые понес декларант в связи с уточнением заявленной ним таможенной стоимости или предоставлением таможенному органу дополнительной информации, несет декларант. Декларант имеет право обжаловать решение таможенного органа относительно определения таможенной стоимости оцениваемых товаров в таможенный орган высшего уровня и/или в суд. В сообщении таможенного органа высшего уровня о результатах рассмотрения жалобы обосновывается принятое по жалобе решение и содержится информация о праве декларанта обжаловать это решение в судебном порядке.  
Стаття 265 
Права и обязанности таможенного органа во время осуществления контроля таможенной оценки товаров Таможенный орган, осуществляющий контроль за правильностью таможенной оценки товаров с учетом положений настоящего Кодекса, имеет право принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. В случае отсутствия данных, которые подтверждают правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, или при наличии обоснованных сомнений в достоверности представленных декларантом сведений таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, которые декларируются, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные настоящим Кодексом, на основании имеющихся у него сведений, в том числе ценовой информации относительно идентичных или подобных (аналогичных) товаров с корректировкой, осуществляемой в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный орган по письменному запросу декларанта обязан в срок , не превышающий 30 календарных дней, предоставить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость товаров не может быть принята таможенным органом как основа для начисления налогов и сборов. Решение таможенного органа относительно определения таможенной стоимости товаров может быть обжаловано в порядке, установленном законом.
 
Права и обязанности таможенного органа во время осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров
Таможенный орган осуществляет контроль правильности определения таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Такой контроль может осуществляться в установленном порядке с применением различных форм, в том числе согласно статьям 60 и 69 настоящего Кодекса, по окончании операций таможенного контроля, оформления и пропуска через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств. Порядок контроля правильности определения таможенной стоимости товаров по окончании операций таможенного контроля, оформления и пропуска через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств и доначисления обязательных платежей определяется Кабинетом Министров Украины. Таможенный орган имеет право убедиться з достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для целей определения таможенной стоимости. Если таможенный орган приходит к выводу, что определенная декларантом таможенная стоимость ниже прямых затрат на производство этого товара, в том числе сырья, материалов и/или комплектующих, входящих в состав товара, таможенный орган имеет право вменить в обязанность декларанта определить таможенную стоимость способом, отличным от того, что он использовал для ее определения.  

В чем эффект?

1. Главное: увеличены сроки для разрешения споров с таможней.

Таможня дает пояснения по поводу таможенной оценки не в месячный, а в недельный срок (ч. 4 ст. 264).

Временная декларация на товары будет действовать не 30, а 90 дней (ч. 5 ст. 264).

У импортера появляется достаточно времени для, защиты своих интересов через суд или вышестоящий таможенный орган (Гостаможслужбу Украины).

Есть определенный путь разрешения споров по поводу таможенной стоимости между декларантом и таможней.

Импортер может отложить таможенное оформление до завершения спора с таможней, а товары на это время разместить на таможенном лицензионном складе или складе временного хранения. Недостаток этого варианта в том, что хранение товаров под таможенным контролем на специализированных складах связано со значительными дополнительными расходами, не говоря о задержке ввода товаров в свободный оборот.

Разумней действовать по другому: оформить выпуск товаров в свободное обращение по временной ГТД (по оценке, предложенной таможней, и с уплатой всех налогов), а уже после собрать недостающие документы и урегулировать разногласия с таможней. Девяноста дней, пока будет действовать временная декларация, вполне хватает для получения благоприятного результата.

Последовательность шагов, ведущих импортера в нужном направлении, будет следующей.

ШАГ 1. Декларирование и выпуск товаров по временной ГТД (ч. 3 ст. 264) с одновременным направлением в таможню запроса о способе определения таможенным органом таможенной стоимости оцениваемых товаров (ч. 4 ст. 264), а также, ВАЖНО!, с выражением несогласия декларанта с таможенной оценкой.

Затем следует недельное ожидание письменного ответа таможни на запрос (ч. 4 ст. 264).

Мотивы, которые ложатся в основу жалобы или судебного иска, во многом зависят от конкретных обстоятельств импортной сделки. Но строятся они на однотипных, в сущности, правовых аргументах.

ШАГ 2. Обжалование таможенной оценки в Гостаможслужбу Украины или в суд. Жалоба (судебный иск) могут быть направлены в вышестоящий таможенный орган и в суд как одновременно, так и последовательно: сначала в Гостаможслужбу, а потом в суд. Выбор инстанции для обжалования также оставлен за декларантом: можно жаловаться только в ГТСУ или обращаться прямо в суд, минуя Таможенную службу.

1. Первостепенное значение имеет приоритетность определения таможенной стоимости по реальной цене сделки, которая фактически уплачена или подлежит уплате (ст. ст. 259, 266 ТК). Новая редакция Таможенного кодекса дает веские юридические основания настаивать на этом приоритете.

2. Многое зависит от того, насколько таможне удается доказать недостоверность или неточность документов и сведений, представленных декларантом, и обосновать факт занижения таможенной стоимости в сравнении є производственными затратами (ч. 3 cт. 265).

Если такая доказательная база окажется слабой, позиция таможни будет выглядеть неубедительной.

3. На результате рассмотрения спора скажется и то, насколько таможней в досудебном порядке удовлетворено право декларанта на получение исчерпывающих разъяснений требований, выполнение которых обеспечивает возможность таможенного оформления (cт. ст. 80, 264).

ВНИМАНИЕ! “Подводный камень”! -Декларанту (импортеру) нужно настаивать на вынесении решения по спорному вопросу в отношении всех товаров, импортируемых по определенному контракту. В противном случае, если решение касается только одной партии товаров, при импорте следующей партии история повторится и придется проходить сложный “жалобный” путь снова.

Вполне логично ожидать, что таможня, со своей стороны, выдвинет аргументы в пользу вынесения решения только по отдельной поставке, ставшей предметом спора.

ШАГ 3. Получение решения по жалобе в вышестоящий таможенный орган или суд (на этой уйдет ориентировочно два месяца от начала процедур по спору).

Если решение вынесено в пользу импортера и не обжаловано таможенным органом, то вместо временной ГТД оформляется декларация в соответствии с таможенным режимом импорта (типа IM 40) с применение таможенной стоимости, заявленной декларантом, и возвратом переплаченных налогов.

Но такая простая модель существует лишь теоретически. На практике таможня обязательно прибегнет к апелляции, что затянет процесс решения спора еще, как минимум, на один - два месяца. И здесь -ВНИМАНИЕ! “ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ”! заканчивается 90-дневный срок временной ГТД и возникает необходимость оформления декларации IM 40 (импорт).

Не стоит этого делать без предварительного письма в таможню о несогласии с таможенной оценкой (до декларирования ЇМ 40). В противном случае суд может (и такое уже случалось) расценить декларирование импорта по таможенной стоимости, определенной таможней, как согласие импортера (декларанта) с таможенной оценкой.

Если же решение вышестоящего таможенного органа или суда первой инстанции не удовлетворяет декларанта, у него есть право обжаловать его в суд (апелляционный суд). На это тоже понадобиться время (приблизительно 2 месяца) и обход того “подводного камня”, о котором говорилось чуть выше.

2. Другая новация контроля таможенной стоимости таможенным органом - законодательно закрепленный курс на постимпортный аудит (ст. 265): проверки предприятий таможенными и налоговыми органами после завершения таможенного оформления товаров.

В такой ситуации жизненно необходимо знать, как подготовиться к проверке и как правильно взаимодействовать с проверяющими из таможни во время проверки.

В деталях и с образцами документов “ТАМОЖЕННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ” уже писала об этом (“ТК” № 2(38), 2005, стр. 13 - 27). Вспомним о главном.

Как подготовиться к проверке?

1. Не дожидаясь визита проверяющих, удостоверьтесь, что на вашем предприятии ведется Журнал регистрации проверок.

2. Руководству предприятия желательно оформить приказ о протоколировании визитов всех проверяющих. Отдельным приказом назначается подготовленный сотрудник, который будет контактировать с проверяющими из таможни. Желательна отдельная комната для работы с проверяющими и хотя бы обычный диктофон.

3. Сделайте подборку нормативно - правовых актов о проверках предприятий (можно воспользоваться напечатанными в “ТК” № 2 (38), 2005, стр. 22 -27).

4. Имейте под рукой список телефонов на экстренный случай: прокуратуры, районной милиции, местной таможни, налоговой службы, телефоны доверия этих органов, а также телефоны их служб внутренней безопасности.

5. Организуйте защиту компьютерной информации (хоты бы простым паролем) и защиту коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

Как оформить допуск к проверке сотрудников таможни?

Начало проверки документируется следующим образом:

1. Фиксируются данные служебных удостоверений проверяющих.

2. Оформляется запись в Журнале регистрации проверок.

3. Заполняется Протокол официального визита (проверки).

Журнал и Протокол подписываются проверяющими. Последним Журнал и Протокол подписывает руководитель предприятия, когда принимает решение о допуске проверяющих к проверке или об отказе в проверке.

Как вести себя во время проверки?

1. Все действия и вопросы проверяющих фиксируются письменно в Протоколе официального визита и дополнениях к нему.

2. Оптимальна такая тактика контрактов с проверяющими, когда общение идет в письменной форме. Для этого проверяющим письменно сообщается о том, что требуемая информация и документы не могут быть предоставлены немедленно, но будут предоставлены в определенные законодательством сроки.

Согласно статье 33 Закона Украины “Об информации”, предприятие обязано в 10 - дневный срок известить контролеров, сможет ли оно ответить на их запрос, а затем дать ответ по существу в месячный срок. (Для ответов правоохранительным органам и органам прокуратуры установлены более короткие сроки, но таможня к правоохранительным органам не относится и должна руководствоваться Законом Украины “Об информации”. Только если таможней заведено дело о нарушении таможенных правил, документы должны быть предоставлены в течение 5 дней в соответствии со статьей 376 Таможенного кодекса Украины).

Какие законы о правах предприятия и
государства при проверке изучить?

1. Прежде всего! - Конституция Украины, ст. 19 (никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством; органам госвласти и их должностным лицам запрещено все, что не разрешено Конституцией и законами Украины); ст. ст. 28, 29 (право каждого на уважение достоинства, свободу и личную неприкосновенность); ст. ст. 55, 56 (право на судебную защиту и возмещение ущерба, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, их должностных лиц); ст. 60 (никто не обязан исполнять явно преступные распоряжения или приказы); ст. 62 (презумпция невиновности: лицо невиновно в совершении преступления, пока обратное не установит суд; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления); ст. 63 (лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников).

2. Хозяйственный кодекс Украины (от 16.01. 2003 № 436-IV), статьи, регламентирующие взаимоотношения предприятия и государства: ст. 19 (контроль за деятельностью предприятия); ст. 47 (гарантии прав предпринимателей); ст. 162 (право на коммерческую тайну); ст. 247 (гарантии прав субъектов хозяйствования в случае неправомерного применения к ним административно - хозяйственных санкций).

3. Указ Президента Украины “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности” (от 23.07.98 № 817) - необходимо знать досконально.

4. Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” (от 21.12.2000 № 2181-III).

5. Закон Украины “Об информации” (от 02.10.92 № 2657, с изменениями и дополнениями), ст. ст. 30, 33, 37 (о конфиденциальной информации, письменных запросах и сроках их рассмотрения).

6. Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок финансово -хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами” (от 29.01.99 № 112).

7. Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка проведения таможенными органами на предприятиях проверок системы отчетности и учета товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины” (от 23.12.04 № 1730).

6. Как изменился первый метод
определения таможенной стоимости
(по стоимости операции)?

1. Применение первого метода (так же как и последующих - ст. ст. 267, 268, 269 Кодекса) основывается на ценах продажи товаров на экспорт в Украину (раньше - на ценах импорта в Украину). Отсюда вытекает два вывода.

Во - первых, по цене операции (методу 1) могут оцениваться только товары, ввозимые на основании договора купли - продажи. Нельзя применить первый метод определения таможенной стоимости к товарам, перемещаемым по другим сделкам, например, по лизинговым, консигнационным соглашениям, по инвестиционным контрактам, по безвозмездным операциям.

Во вторых, из правового поля выпадает ценовая база данных Гостаможслужбы Украины, основанная на оформленных декларациях. Эти сведения могут служить справкой, но основывать на них отказ от первого метода и переход к последующим методам таможня уже не сможет по той простой причине, что в ее распоряжении имеются только импортные цены, но нет экспортных (последние не фиксируются в ГТД).

2. Конкретизирован перечень затрат, на сумму которых нужно скорректировать таможенную стоимость (статья 267). Теперь есть внятный список не только тех затрат, которые начисляются на сумму сделки, как раньше, но и тех затрат, которые отчисляются (вычитаются) при расчете таможенной стоимости.

Прямо запрещено включать в таможенную стоимость какие - либо затраты, кроме указанных в статье 267.

3. Если таможенная стоимость не может быть определена по методу 1, вводится новая процедура консультаций между таможенным органом и декларантом (статья 266). Что собой представляют эти консультации? Например, может случиться, что декларант имеет информацию о таможенной стоимости идентичных или подобных товаров, которой непосредственно не имеет таможня. Или же таможенный орган может иметь информацию о таможенной стоимости идентичных или аналогичных товаров, которая непосредственно не доступна декларанту. Процедура консультаций предусматривает обмен такой информацией при условии соблюдения коммерческой конфиденциальности.

7. В чем отличия новой редакции
метода 2
(по цене идентичных товаров)
и метода 3
(по цене аналогичных товаров)?

По этим методам за таможенную стоимость принимается стоимость параллельного экспорта - совпадающего или максимально приближенного к экспорту оцениваемых товаров.

Новизна подхода в том, что ориентиром становится база экспортных цен (ранее таможня оперировала ценами импорта, взятыми из ввозных ГТД).

К тому же, если раньше временные рамки от момента ввоза идентичных (аналогичных) товаров до момента ввоза оцениваемых товаров составляли 90 дней, то теперь эти рамки сужены до максимального совпадения во времени сравниваемых товарных операций. В связи с этим возникает вопрос, на который пока нет ответа: как установить по документам на товар момент его экспорта. Ведь товаросопроводительные и товаротранспортные документы не содержат таких сведений напрямую, а вывозная ГТД не всегда попадает в Украину, а если и попадает, то она не обязательно оформлена в таможенном режиме “экспорт”.

Подождем разъяснений этого вопроса Таможенной службой Украины. Но уже сейчас очевидна важность экспортной ГТД как единственного документа, определяющего момент экспорта и экспортную цену.

8. Методы на основе вычитания и прибавления
стоимости (4 и 5): есть ли у них перспектива?

В новой редакции эти методы прописаны более детально, чем раньше. Если говорить по сути, то метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости в новой редакции основан на целостной информации (без разбивки на составляющие) декларанта о сбытовых расходах (статья 271)Методика на основе прибавления стоимости (рассчитанная стоимость) базируется на информации, предоставленной производителем товаров (или от его имени) и оформленной счетами (статья 272).

Однако конкретика вряд ли прибавит этим методам популярности. Как показывает практика, методы 4 и 5 в Украине не применяются из - за отсутствия нужной информации.

9. Резервный метод 6: каков прогноз?

Можно прогнозировать, что на начальном этапе применения новой методологии определения таможенной стоимости отказ от метода 1 будет неизбежно приводить к методу 6. Почему? - Потому что у таможенных органов нет реальной возможности оперативного мониторинга мировых цен. Таможни не будут иметь достаточной ценовой информации об экспорте идентичных и подобных товаров (методы 2, 3), а тем более калькуляции цен зарубежных поставщиков и структуры внутренней цены реализации импортных товаров (методы 4, 5).

Метод 6 не является самостоятельным методом оценки, а используется путем гибкого применения пяти предыдущих методов определения таможенной стоимости.

Приведем примеры такой гибкости.

Резервный метод базируется на гибком применении метода 1, если есть информация о цене операции, но нет документального подтверждения затрат на доставку товаров или не выполняются условия применения первого метода.

Гибкое применение методов 2 и 3 прежде всего касается сроков ввоза идентичных и подобных товаров, возможности использования в качестве основы для таможенной оценки идентичных или подобных товаров, изготовленных не в той же стране, где и оцениваемые товары.

В отношении четвертого метода может допускаться гибкая трактовка требований по срокам продажи товаров на внутреннем рынке Украины и по неизменному состоянию товаров.

Пятый метод ложится в основу резервного метода с использованием информации, доступной в Украине и удовлетворяющей таможню в плане объективности и точности.

Кроме того, применение резервного метода определения таможенной стоимости товаров требует соблюдения принципов и положений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (статья 273 Кодекса). К таким принципам относятся следующие:

1. самой надежной является контрактная стоимость импортированных товаров;

2. однородность в оценке;

3. справедливость и нейтралитет;

4. простые и справедливые критерии;

5. соответствие коммерческой практике*.

10. Какими нормативными документами регламентируется
определение таможенной стоимости?

К основным нормативно - правовым актам, регламентирующим определение таможенной стоимости, относятся следующие:

1. Таможенный кодекс Украины (раздел XI, статьи 259 - 275);

2. Указ Президента Украины “О применении правил интерпретации коммерческих терминов” (от 04.10.94 № 567);

3. Указ Президента Украины “О мерах по усовершенствованию конъюнктурно - ценовой политики в сфере ВЭД” (от 10.02.96 № 124);

4. Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины” (от 28.08.03 № 1375); в связи с изменением Таможенного кодекса подготовлена новая редакция, проект которой см. на стр. 9 -И.

5. Приказ Гостаможслужбы Украины “Об утверждении Порядка работы отдела контроля таможенной стоимости региональной таможни, отдела контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможни при решении вопросов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины” (от 13.10.03 № 685); еще, в конце прошлого года ГТСУ подготовлен новый вариант приказа, который пока не утвержден.

11. Резюме:

Трансформация системы таможенной оценки вполне способна смягчить противоречие интересов участников ВЭД и таможенных органов по поводу определения таможенной стоимости товаров за счет использования импортерами целого ряда новшеств.

1. В первую очередь интересы импортеров выигрывают за счет лишения таможни права определять таможенную стоимость товаров (статья 259). Такое право целиком отдано декларанту.

2. Приоритетность реальной цены сделки и документов, ее подтверждающих, позволяет декларантам намного жестче настаивать на применении первого метода определения таможенной стоимости товаров (статьи 259, 267). К тому же, все механизмы определения таможенной стоимости теперь применимы только к операциям купли -продажи (вывод вытекает из определения таможенной стоимости - статья 259). Поэтому отпадает необходимость декларировать таможенную стоимость товаров, не являющихся объектом купли - продажи (инвестиции, лизинг, консигнация, дар и т.п.).

3. Правительством пересматривается перечень документов, которыми подтверждаются сведения о таможенной стоимости товаров, в сторону его конкретизации (статья 260; проект постановления КМУ). Расширяется доступ к документам, имеющимся у таможни и связанным с таможенной оценкой (статья 261).

4. Резко снижается статус ценовой базы данных Гостаможслужбы (базы ГГД), поскольку методика таможенной оценки переориентирована с импортных цен на цены экспорта (статьи 268, 269)

5. Увеличены сроки для разрешения споров с таможней (пояснение таможней таможенной оценки - одна неделя; временный выпуск товаров - 90 дней) (статья 264). Времени будет достаточно для защиты интересов импортера в суде или Гостаможслужбе.

6. Мирному разрешению сложных вопросов таможенной оценки будут способствовать процедуры консультаций между таможенным органом и декларантом (статья 266).

7. Прогнозируется расширение сферы действия шестого резервного метода определения таможенной стоимости, основанного на справедливых и прозрачных принципах ГАТТ (статья 273).

Что же касается таможенных органов, то их реагирование на новую правовую ситуацию повлечет за собой:

1) развитие постимпортного аудита;

2) ужесточение требований к документам, обосновывающим таможенную стоимость, и учащение проверок аутентичности документов в стране экспорта;

3) более широкое привлечение подразделений по борьбе с контрабандой и НТП к проверке документов в процессе таможенного оформления;

4) видоизменение ценовой базы, используемой для таможенной оценки, за счет подписания ценовых меморандумов с ведущими импортерами.

--------------------------------------

* Большое внимание рассмотрению правил таможенной оценки, установленных Соглашением ГАТТ, уделяется в монографии:

Каленський М.М., Войцещук А.Д., Бережнюк І Г Митна вартість імпортних товарів. - К.: 2005.

Авторитетности этого источника способствует то, что его авторами являются руководящие работники центрального аппарата Гостаможслужбы Украины. Поэтому чтение книги и ссылка на нее в нужной ситуации способны оказать реальную помощь в разрешении сложных вопросов.

“Таможенная консультация”, № 3 (47), май 2006 г.
Издательство “Сард