Сборы бывают разные: чистые и “грязные”
Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека - это неотъемлемые условия экономического и социального развития Украины. В этих целях государство осуществляет на своей территории экологическую политику, направленную на сохранение природных богатств, защиту жизни и здоровья населения от негативного влияния загрязнения окружающей среды, охрану и рациональное использование природных ресурсов. В связи с этим законодательством Украины было предусмотрено взимание сбора за загрязнение окружающей природной среды.
Так, согласно ст. 44 Закона Украины от 25.06.1991 г. № 1264-ХII “Об охране окружающей природной среды” (далее - Закон № 1264) указанный сбор устанавливается на основании фактических объемов выбросов, лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов. Существование отмеченного сбора обусловлено необходимостью частичной компенсации негативного влияния на природу разного рода вредных и опасных факторов, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.
Плательщики сбора
Перечень плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды приведен в п. 2.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, ГНАУ от 19.07.1999 г. № 162/379 (далее - Инструкция № 162/379). К ним относятся:
- субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, включая их объединения, филиалы, отделения и прочие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной общины;
- постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине;
- бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации;
- граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.
При этом следует отметить, что если в состав предприятий (учреждений, организаций) - плательщиков сбора входят филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то сбор за осуществленные этими филиалами различных видов загрязнения уплачивается головным предприятием.
Кроме того, если субъекты малого предпринимательства (юридические и физические лица - предприниматели) избрали упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то согласно ст. 6 Указа Президента Украины от 03.07.1998 г. № 727/98 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства” в редакции от 28.06.1999 г. № 746/99 (далее - Указ № 727) указанные лица, плательщики единого налога, не являются плательщиками некоторых налогов и сборов (обязательных платежей), но в этот перечень сбор за загрязнение окружающей природной среды не входит. Следовательно, все “единоналожники” обязаны уплачивать указанный сбор и представлять соответствующую налоговую отчетность.
Указанный сбор является обязательным также и для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), поскольку согласно ст. 1 Закона Украины от 17.12.1998 г. № 320-XIV “О фиксированном сельскохозяйственном налоге” он также не входит в перечень налогов и сборов (обязательных платежей), в счет которых платится ФСН.
Объекты исчисления сбора
Единый порядок взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды на всей территории Украины определен не налоговым законодательством, а Постановлением Кабмина Украины от 01.03.1999 г. № 303 “Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания данного сбора” (далее - Порядок № 303). Такой порядок взимания сбора нарушает требование ст. 1 Закона Украины от 25.06.1991 г. № 1251-ХII “О системе налогообложения” в редакции Закона Украины от 18.02.1997 г. № 77/97-ВР, в соответствии с которой ставки, механизм взимания сборов, льготы по налогообложению могут устанавливаться или изменяться только законами о налогообложении.
Согласно п. 1.4 Инструкции № 162/379 указанный сбор платится за:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ (далее - выбросы) стационарными и передвижными источниками загрязнения;
- сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (далее - сбросы);
- размещение отходов. Рассмотрим детальнее каждый источник загрязнения.
Вначале необходимо уточнить, какие объекты относятся к стационарным и передвижным источникам загрязнения атмосферного воздуха.
Так, согласно пп. 1.15.5 Инструкции о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденной приказом Минэкобезопасностй Украины от 10.02.1995 г. № 7 (далее - Инструкция № 7), к стационарным источникам загрязнения атмосферы относятся: предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Например, в последнее время достаточно популярным объектом недвижимости стали автономные системы отопления, такие, как газовые котельные или топочные. Объектом для начисления сбора в этом случае будет объем загрязняющих веществ, которые образуются при сгорании топлива (газа, мазута и т. п.).
К передвижным источникам загрязнения согласно указанной Инструкции № 7 относятся транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (пп. 1.15.6). При этом объектом исчисления сбора согласно п. 3.1 Инструкции № 162/379 являются объемы фактически использованных такими передвижными источниками загрязнения видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества.
Согласно ст. 1 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III “Об автомобильном транспорте” автомобильное транспортное средство - это дорожное транспортное средство, с помощью которого осуществляются перевозки пассажиров и грузов автомобильными дорогами или выполнение специальных рабочих функций. Следовательно, тракторная техника, в том числе сельскохозяйственная, дорожно-строительная и др. на шасси тракторов, в состав автомобильного транспорта не входит. Сельскохозяйственные трактора принадлежат к категории недорожных транспортных средств и машин. К этой категории принадлежат лесные трактора и машины, промышленные и строительно-дорожные машины, другие механизмы, такие, как газонокосилки, цепные пилы и т. п. На эту категорию транспортных средств Порядком № 303 нормативы сбора не установлены.
Таким образом, предприятия, эксплуатирующие специализированные машины, механизмы и агрегаты (сельскохозяйственные, строительные, горно-металлургические, горнодобывающие, предприятия лесного хозяйства и др.), сбор за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ должны платить за указанные выбросы, которые осуществляются грузовым и легковым автотранспортом. Аналогичное мнение высказано в письме Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 30.01.2003 г. № 16/3-4/117.
Далее необходимо уточнить понятие “отходы”. Так, согласно ст. 1 Закона Украины от 05.03.1998 г. № 187/98-ВР “Об отходах” (далее - Закон об отходах) отходы - это любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют последующего использования по месту образования или выявления, от которых их владелец должен избавиться путем утилизации или удаления.
Согласно действующему законодательству субъекты хозяйственной деятельности должны принимать эффективные меры для уменьшения объемов образования отходов, а также для их утилизации, обезвреживания или размещения. Что включает в себя понятие “хранение отходов”?
Хранение отходов - это временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах. Размещение отходов разрешается лишь при наличии специального разрешения на определенных местными советами территориях в пределах установленных лимитов с соблюдением санитарных и экологических норм и применением определенного способа, который обеспечивает возможность их последующего использования как вторичного сырья и безопасность для окружающей природной среды и здоровья людей.
Согласно ст. 39 Закона об отходах с субъектов предпринимательской деятельности за размещение отходов взимается определенная плата.
Кто же должен платить сбор за загрязнение окружающей природной среды в части размещения отходов?
Сбор за размещение отходов платит любой субъект хозяйственной деятельности, который размещает отходы временно или постоянно согласно доведенным лимитам в установленном законодательством порядке (письмо ГНАУ от 02.06.2005 г. № 5029/6/15-3416).
Что же касается лимитов на размещение отходов, то Постановлением Кабмина Украины от 03.08.1998 г. № 1218 утвержден Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов (далее - Порядок № 1218), который возлагает обязанность по их разработке, утверждению и пересмотру на органы Минприроды на местах.
Согласно указанному Порядку “владельцы” бытовых отходов, которые заключили договоры на их размещение с предприятиями коммунального хозяйства, освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов. Согласно Правилам предоставления услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным приказом Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 21.03.2000 г. № 54, к твердым бытовым отходам относятся пищевые отходы, мусор, опавшая листва, отходы от уборки и текущего ремонта помещений, макулатура, стекло, металл, полимерные материалы и т. п., которые не имеют дальнейшего использования по месту их образования.
Таким образом, предприятия, на территории которых какое-то время накапливаются бытовые отходы, не являются плательщиками сбора за их размещение при условии, что они имеют договоры с коммунальными предприятиями о вывозе и размещении таких отходов.
Если владельцу отходов лимиты не утверждаются, то уплачивать сбор за размещение отходов не нужно. Приведенное заключение не касается тех предприятий, которые не освобождены от утверждения лимитов. Отсутствие утвержденных лимитов у таких предприятий влечет уплату сбора за загрязнение окружающей природной среды за все объемы отходов в пятикратном размере.
Нормативы сбора
Нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды устанавливаются в виде фиксированных сумм в гривнях за единицу основных загрязняющих веществ и размещенных отходов и приведены в таблицах 1.1, 1.7 и 1.9 приложения 1 к Порядку № 303 (далее - приложение 1 к Порядку № 303):
- за выбросы загрязняющих веществ, которые не вошли в таблицу 1.1 приложения 1 к Порядку № 303, следует применять нормативы сбора в зависимости от установленного класса опасности данного загрязняющего вещества согласно таблице 1.2 приложения 1 к данному Порядку;
- за выбросы, на которые не установлены классы опасности (таблица 1.2 приложения 1 к Порядку № 303), следует применять нормативы сбора в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия согласно таблице 1.3 приложения 1 к Порядку № 303;
- за выбросы, на которые не установлены классы опасности (таблица 1.2 приложения 1 к Порядку № 303) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (таблица 1.3 приложения 1 к Порядку), следует применять нормативы сбора как за выброс загрязняющего вещества I класса опасности согласно таблице 1.2 приложения 1 к Порядку № 303;
- за сбросы загрязняющих веществ, которые не вошли в таблицу 1.7 приложения 1 к Порядку № 303, следует применять нормативы сбора, приведенные в таблице 1.8 приложения 1 к Порядку № 303;
- за сбросы, на которые не установлены предельно допустимые концентрации (таблица 1.8) или ориентировочно безопасные уровни воздействия, по предельно допустимой концентрации берется наименьшая величина предельно допустимых концентраций, приведенная в данной таблице.
В случае сброса загрязняющих веществ в озера, пруды и прочие непроточные водные объекты норматив сбора, который взимается за сброс загрязняющих веществ в эти водные объекты, увеличивается в 1,5 раза.
В случае захоронения загрязняющих жидкостных веществ, отходов производства и сточных вод в глубокие подземные водоносные горизонты, которые не содержат пресных вод, следует применять норматив сбора как за сброс загрязняющих веществ согласно таблицам 1.7 или 1.8 приложения 1 к Порядку № 303 с коэффициентом 10.
За размещение отходов, на которые не установлены классы опасности, применяется норматив сбора как за размещение отходов первого класса опасности в размере 55 гривень за тонну.
Нормативы сбора, который взимается за выбросы передвижными источниками загрязнения, устанавливаются в зависимости от вида горючего и транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского и речного) согласно таблицам 1.4-1.6 приложения 1 к Порядку № 303.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ и
размещения отходов
Ежегодные лимиты сбросов в водные объекты общегосударственного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на специальное водопользование, которые выдают органы Минприроды Украины.
Ежегодные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты местного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на специальное водопользование, которые выдаются местными государственными администрациями, а в городах областного значения - исполнительными органами советов по согласованию с органами Минприроды Украины.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на один год и после утверждения местной государственной администрацией доводятся до сведения владельцев (собственников) отходов до первого октября текущего года. Лимиты на образование и размещение отходов разрабатываются, утверждаются и пересматриваются в соответствии с Порядком № 1218.
За сверхлимитные объемы сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов сбор исчисляется и уплачивается в пятикратном размере. В случае отсутствия у плательщика утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов сбор исчисляется и уплачивается также в пятикратном размере.
Порядок начисления сбора
Основным документом, регламентирующим начисление и уплату сбора за загрязнение окружающей природной среды, является Порядок № 303. Механизм осуществления расчетов сбора за загрязнение окружающей природной среды приведен в Инструкции № 162/379.
1. Суммы сбора, который взимается за выбросы стационарными источниками загрязнения (Нес), исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года и рассчитываются по следующей формуле:
Нвс = М х Нб х Кнас х Кф,
где:
М - фактический объем выброса загрязняющего вещества в тоннах (т);
Нб - норматив сбора за тонну загрязняющего вещества, в гривнях (грн./т);
Кнас - корректирующий коэффициент, который устанавливается в зависимости от численности жителей населенного пункта (приведен в таблице 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);
Кф - корректирующий коэффициент, устанавливаемый в зависимости от народно-хозяйственного значения населенного пункта (приведен в таблице 2.2 приложения 2 к Порядку № 303).
2. Сумма сбора за выбросы передвижными источниками рассчитывается по следующей формуле:
Нвп = Мнэ х Нб х Кнас х Кф,
где:
Мнэ - количество использованного горючего, в тоннах (т);
Нб - норматив сбора за тонну конкретного вида горючего, в гривнях, (грн./т);
Кнас - корректировочный коэффициент, который учитывает численность жителей населенного пункта, определенный по месту регистрации налогоплательщика (таблица 2.1, приложение 2 к Порядку № 303);
Кф - корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта, определенный по месту регистрации налогоплательщика (таблица 2.2, приложение 2 к Порядку № 303).
Обращаем ваше внимание на тот факт, что нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды установлены в гривнях за тонну потребленного горючего, а расход топлива на пробег и транспортную работу чаще приводится в единицах объема, то есть литрах.
Для перевода расхода топлива в весовые единицы необходимо воспользоваться переводными коэффициентами. Как отмечалось в письме Министерства экологии и природных ресурсов от 30.01.2003 г. № 16/3-4/119, переводным коэффициентом для этих целей является плотность нефтепродуктов, указанная в паспорте качества. Предприятия и предприниматели, которые пользуются услугами обычных АЗС, могут получить копию такого паспорта качества, поскольку согласно ст. 18 Закона Украины “О защите прав потребителей” в редакции от 15.12.1993 г. № 3682-ХII любой потребитель имеет право на получение необходимой, доступной и достоверной информации о товарах, работах, услугах, которая обеспечивает возможность их компетентного выбора. Перевод литров в тонны осуществляется с помощью следующей формулы:
Мнэ = (V х р) /1000,
где:
Мнэ - масса горючего в тоннах;
V - объем горючего в литрах;
р - плотность в кг на м3.
Если покупатель нефтепродуктов располагает такой информацией, то проблемы с переводом и расчетом сбора за загрязнение окружающей природной среды возникать не должны. Если продавец не предоставляет этой информации, то в таком случае можно воспользоваться Методикой расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортом, которая используется субъектами хозяйственной деятельности и другими юридическими лицами всех форм собственности, утвержденной приказом Госкомитета статистики Украины от 06.09.2000 г. № 293, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Госкомитета статистики от 13.01.2004 г. № 15 (письмо ГНАУ от 10.11.2005 г. № 10894/6/15-0716).
Так, согласно указанной Методике переводные коэффициенты имеют следующие значения: ” для бензина - 0,74 кг/л;
- для дизельного топлива - 0,85 кг/л;
- для газа сжиженного - 0,55 кг/л;
- для газа сжатого - 0,59 кг/м3.
Таким образом, для всех предприятий, которые эксплуатируют автомобильный, железнодорожный, авиационный, речной, морской и другие виды транспорта, работающие по принципу двигателя внутреннего сгорания, необходимо ведение аналитического учета приобретения и списания разных видов топлива с целью правильного определения объекта для начисления указанного сбора. Указанное требование касается не только владельцев, но и арендаторов транспортных средств, а также физических лиц - предпринимателей.
Рассмотрим последовательность расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды за выбросы передвижными источниками загрязнения на конкретном примере.
Пример. Предприятие “Альбатрос” приобрело 3700 л бензина А-76, плотность горючего согласно паспорту качества составила 0,717 т/м3, в І квартале 2006 года было использовано 3500 л. Норматив сбора для бензина неэтилированного Нбнэ = 4,5 грн./т. Для Харькова корректировочный коэффициент Кнас = 1,8 и корректировочный коэффициент Кф = 1,25.
Таким образом, сумма сбора за загрязнение окружающей природной среды для передвижных источников загрязнения (Нвп) составит: .
Пвп = (V х р) х Нбнэ х Кнас х Кф = (3,5 х 0,717) х 4,5 х 1,8 х 1,25 х 2,373* = 60,30 грн.
3. Сумма сбора, который взимается за сбросы, (Не) рассчитывается по следующей формуле:
Hс = (Мл х Нб х Крб) + (Mс х Нб х Крб х Кс),
где:
Мл - объем сброса загрязняющего вещества в пределах лимита в тоннах (т);
Мс - объем сверхлимитного сброса (разница между объемом фактического сброса и лимитом) загрязняющего вещества, в тоннах (т);
Нб - норматив сбора за тонну загрязняющего вещества, в гривнях (грн./т);
Крб - региональный (бассейновый) корректирующий коэффициент, который учитывает территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства, приведен в таблице 2.3 приложения 2 к Порядку № 303;
Кс - коэффициент кратности сбора за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ - 5.
4. Суммы сбора, который взимается за размещение отходов (Нро):
Нро = (Мл х Нб х Кт х Ко) + + (Кс х Мс х Нб х Кт х Ко),
где:
Мл - объем отходов в пределах лимита (в соответствии с разрешениями на размещение), в тоннах (т);
Мс - объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом), в тоннах (т);
Нб - норматив сбора за тонну отходов в пределах лимита, в гривнях за тонну (грн./т);
Кт - корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещения отходов, приведен в таблице
2.4 приложения 2 к Порядку № 303;
Ко - корректирующий коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов, приведен в таблице 2.5. приложения 2 к Порядку № 303;
Кс - коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов - 5.
Налоговый и бухгалтерский учет
В налоговом учете суммы сбора за загрязнение окружающей природной среды включаются в состав валовых расходов в полном размере согласно пп. 5.2.5 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР. В декларации по налогу на прибыль суммы сбора за загрязнение окружающей природной среды отражают в строке 04.6, а в годовом приложении Р1 к годовой Декларации по налогу на прибыль - по строке 4.6.11.
Однако, как показывает практика, налоговая служба разрешает включать в состав валовых расходов предприятия суммы сбора за сбросы и размещение отходов только в пределах лимита.
Указанное разграничение сумм сбора на сверхлимитные и в пределах установленных лимитов, предусмотренное ст. 44 Закона № 1264 и продублированное в п. 12 Порядка № 303 и пп. 7.7 Инструкции № 162/379, не может оказывать влияние на правила формирования валовых расходов, поскольку указанный Закон не является законом о налогообложении. Еще одним подтверждением вышеизложенного является п. 5.11 Закона о налогообложении прибыли, который не позволяет устанавливать дополнительные ограничения касательно отнесения расходов в состав валовых, кроме прямо отмеченных в данном Законе.
Следовательно, налогоплательщики имеют право обжаловать решение налоговых проверяющих воспользовавшись пп. 4.4.1 о конфликте интересов Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІII “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” (далее - Закон № 2181), поскольку пп. 5.2.5 Закона о налогообложении прибыли запрещает включать в валовые расходы лишь затраты в уплату пени, штрафов, неустоек, определенных, в частности, по решению соответствующих государственных органов или суда. Таким образом, в случае, когда норма закона или другого нормативного акта допускает неоднозначную трактовку прав и обязанностей налогоплательщика, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.
Для плательщиков - бюджетных организаций сбор за загрязнение относится на расходы и предусматривается в смете доходов и расходов. Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности включают сбор в состав расходов производства (обращения).
В бухгалтерском учете, если не требуется более детального распределения сумм указанного сбора для калькулирования себестоимости, можно предусмотреть отнесение таких сумм на счет 92 “Административные расходы” или счет 93 “Расходы на сбыт” в корреспонденции с кредитом субсчета 642 “Расчеты по обязательным платежам”.
Однако в бухгалтерском учете на автотранспортных предприятиях, которые осуществляют калькулирование себестоимости автоперевозок, согласно Методическим рекомендациям по формированию себестоимости перевозок (работ, услуг) на транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 05.02.2001 г. № 65, начисленные суммы сбора за загрязнение окружающей природной среды для передвижных источников загрязнения целесообразнее учитывать по кредиту субсчета 642 “Расчеты по обязательным платежам” в корреспонденции со счетом 91 “Общепроизводственные расходы” с последующим распределением этой суммы между объектами учета расходов пропорционально объему перевозок.
Порядок уплаты сбора
Базовый налоговый (отчетный) период сбора за загрязнение окружающей природной среды равен календарному кварталу. Форма налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды устанавливается центральным налоговым органом в соответствии с законодательством. В настоящий момент плательщики сбора составляют налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды и представляют его в орган государственной налоговой службы по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111.
Суммы сбора в расчете отражаются в гривнях с копейками с соответствующим округлением до двух десятичных знаков по общеустановленным правилам.
Налоговые расчеты сбора представляются плательщиками органам государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетна по (налогового) квартала, по месту налоговой регистрации плательщика (местонахождению на налоговом учете в органах государственной налоговой службы).
Если последний день срока представления налогового расчета сбора приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день.
В случае если в будущих налоговых периодах плательщик сбора самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленном им налоговом расчете сбора, такой плательщик обязан представить уточняющий налоговый расчет, содержащий исправленные показатели.
Предприятия (учреждения, организации), которые платят сбор за включенные в их состав филиалы, определенные в п. 2.2 Инструкции № 162/379, представляют налоговые расчеты сбора за осуществленные такими филиалами выбросы, сбросы и размещенные отходы по своему месту налоговой регистрации (местонахождению на налоговом учете в органах государственной налоговой службы).
Сбор платится плательщиками по месту налоговой регистрации (местонахождению на налоговом учете в органах государственной налоговой службы) в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налогового расчета сбора, то есть в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.
Ответственность налогоплательщиков
Уплата сбора за загрязнение окружающей природной среды не освобождает плательщиков от возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения природоохранного законодательства.
Согласно п. 9.2 Инструкции № 162/379 плательщики несут также ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты, а также за правильность составления и своевременность представления налоговых расчетов в органы государственной налоговой службы в соответствии с законодательством. За нарушение порядка представления указанного расчета Закон № 2181 предусматривает, в частности, за каждое непредставление в установленные сроки взыскание штрафа в размере 170 грн.
В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных Законом № 2181, плательщик налога обязан уплатить штраф в следующих размерах (пп. 17.1.7 указанного Закона):
- 10 % налогового долга относительно сбора за загрязнение окружающей природной среды - при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты;
- 20 % - при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;
- 50 % - при задержке уплаты свыше 90 календарных дней.
Кроме того, в случае нарушения установленных сроков уплаты налога согласно пп. 16.4.1 Закона № 2181 начисляется пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок будет больше. Пеня насчитывается на сумму налогового долга, включая сумму штрафных санкций, за каждый календарный день просрочки в его уплате.
--------------------------------
* Обращаем внимание читателей на тот факт, что Постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 626 были внесены изменения в приложение 1 Порядка № 303, согласно которым норматив сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2006 году рассчитывается с коэффициентом 2,373 (коэффициент, приведенный в последнем абзаце указанного приложения 1).
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 18-19 (540-541), 1 мая 2006 г.
Подписной индекс 40783
