Комментарии к Закону Украины от 12.01.2006 г. № 3333-IV
"О внесении изменений в Закон Украины "О специальном режиме
инновационной деятельности технологических парков" и другие законы Украины"

После широкомасштабного урезания льгот всевозможным СЭЗ, ТПР, технологическим паркам и т. п., случившегося в 2005 году, наступает, похоже, некоторый "откат". Правительство, наверное, решило-таки, что наиболее высокотехнологичные и наукоемкие предприятия, определяющие во многом будущее украинской экономики, стоит поддержать на государственном уровне. Результатом стало появление приведенного Закона, которым излагается в новой редакции Закон Украины "О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков".

Распространяется Закон, как и прежде, на достаточно узкий круг лиц, перечисленный в его преамбуле (по сравнению с прежним перечень технопарков дополнен лишь днепропетровскими "Машиностроительными технологиями").

Закон в новой редакции вступил в силу с 01.02.2006 г. Тем не менее с его действием во времени есть некоторые проблемы. В соответствии с "Заключительными положениями" для инновационных и инвестиционных проектов технопарков, специальный режим инновационной деятельности которых прекращен Законом о Госбюджете-2005, продлевается срок их выполнения на период с 31 марта 2005 года (когда они были приостановлены) до дня вступления в силу рассматриваемого Закона.

Но вряд ли это означает, что технопаркам задним числом вернут отобранные в прошлом году льготы. Во-первых, напрямую об этом речь в Законе не идет, а во-вторых, следует обратить внимание на п. 3 "Заключительных положений" Закона, которым установлено, что проекты технологических парков, зарегистрированные в установленном порядке до 1 января 2005 года, продолжают свое действие со дня вступления в силу этого Закона на условиях, сформированных в этом Законе.

Таким образом, указанные выше нормы касаются, на наш взгляд, именно порядка регистрации технопарков.

Теперь об изменениях в налогообложении:

- технопарки освобождены от ввозной таможенной пошлины при ввозе в Украину для реализации проектов технологических парков нового оборудования, оборудования и комплектующих, а также материалов, не производящихся в Украине;

- суммы налога на прибыль, полученную при реализации проектов технопарков, не подлежат перечислению в бюджет.

Указанные льготы в Законе называются целевыми субсидиями; порядок и направления их использования устанавливаются Законом. Должен быть утвержден также кабминовский порядок зачисления сумм налогов на специальные счета технологических парков, их участников и совместных предприятий, порядок использования средств целевых субсидий и порядок контроля за их использованием;

- при импорте нового оборудования и комплектующих технопарки могут оформить налоговый вексель на сумму НДС со сроком погашения в 720 календарных дней, а при импорте материалов, не производящихся в Украине,- со сроком погашения в 180 календарных дней;

- технопаркам, их участникам и совместным предприятиям при реализации проектов технопарков разрешена ускоренная амортизация задействованных в проекте основных фондов и устанавливается ежегодная 20%-ная норма ускоренной амортизации основных фондов 3-й и 4-й групп.

Что касается ограничений во внешнеэкономической деятельности, то расчеты по экспортно-импортным операциям технопарки, как и прежде, могут проводить в срок до 150 календарных дней (для простых смертных, напомним, действует срок 90 дней).

Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы "Фортекс"

Газета "Фортекс", № 9-10/2006 (№ 165-166), от 28.02.2006 г.