Комментарий к Порядку исчисления средней
заработной платы (дохода) для расчета выплат
по общеобязательному социальному страхованию
Новации, внесенные в Порядок исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию (далее - Порядок) Постановлением КМУ от 22.02.2006 г. № 193, связаны как с техническими правками, обусловленными изменением норм действующего законодательства (например, заменой подоходного налога налогом с доходов физических лиц или увеличением размера заработной платы и максимальной величины дохода, с которого взимаются взносы на социальное страхование), так и со смысловыми. Для облегчения восприятия последних проанализируем их в разрезе групп лиц, интересы которых они затрагивают.
Лица, застрахованные как работники
Применительно к данной категории лиц внесены наиболее существенные изменения, которые можно условно разделить на две группы - А и Б.
А. Изменения, затрагивающие любые
выплаты по социальному страхованию
Расчетный период
1. Уточнено, что месяцы, в которых застрахованное лицо не работало (с первого до первого числа) по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению), из расчетного периода исключается (см. п. 4). Применительно к этим новациям следует обратить внимание на то, что из расчетного периода исключаются только те периоды, в которых сотрудник не работал исключительно по перечисленным причинам полный месяц*. А если он протрудился, скажем, хотя бы 1 день в месяце, а затем заболел, то такой месяц в расчете участвует**.
2. Дополнением, внесенным в п. 6 Порядка, урегулирована неясность, связанная с исчислением средней зарплаты для случаев, когда у застрахованного лица после получения права на назначение страховой выплаты одновременно возникло право на назначение другой выплаты (например, когда после болезни сотрудница получила право на назначение пособия по беременности и родам***). Теперь расчетный период в таких ситуациях будет один и тот же.
Правда, не вполне ясно, затрагивает ли эта норма случаи, при которых болеющий работник представляет два больничных листа за разные периоды болезни (например, за август и ноябрь), а комиссия по соцстраху одновременно принимает решение по оплате всех больничных. Исходя из логики в таком случае данная норма применяться не должна, но что разъяснят по этому поводу соцстраховские фонды - покажет время.
3. Для лиц, работа которых связана с сезонным характером производства, изменен расчетный период, за который исчисляется средняя заработная плата (доход) с 6 календарных месяцев на 12 календарных месяцев подряд (с первого до первого числа), предшествующие месяцу, в котором наступил страховой случай (п. 4 Порядка). Обусловлены такие изменения, очевидно, тем, что у сезонных рабочих в 6-месячный период не всегда попадали периоды работы****, что расчет, ясное дело, не облегчало.
Выплаты, с которых исчисляется средняя заработная плата (доход)
1. Комментируя прежнюю редакцию Порядка, мы обращали внимание на то, что в нем не говорится об участии в расчете среднего заработка премий, что значительно усложняло его проведение. Спустя четыре года Кабмин частично устранил правовой вакуум в данном вопросе и вспомнил о разовых поощрительных и компенсационных выплатах - см. п. 9 Порядка. Но полностью решить данную проблему не удалось, поскольку, во-первых, измененные нормы затронули только расчет заработной платы в ситуациях, когда застрахованное лицо часть месяца в расчетном периоде не работало по уважительным причинам, во-вторых, Кабмин не указал, какие именно выплаты, по его мнению, относятся к указанным*****. Кроме того, не совсем ясно, что именно включается в понятие выплат, не предусмотренных актами законодательства или производимых сверх установленных актами норм.
В отношении же разовых выплат, выплачиваемых за период более месяца, например, премии по результатам работы за квартал или год, понятнее не стало. К ним, очевидно, по-прежнему следует применять письмо Минтруда и социальной политики от 08.07.2002 г. № 20-443, в котором утверждалось, что указанные выплаты должны включаться в расчет в том месяце, в котором они были начислены.
Что же касается второй проблемы, то здесь остается опираться на логику и Инструкцию по статистике заработной платы, в п/п. 2.3.2 которой приведен перечень некоторых разовых выплат. Исходя же из примера к п. 9 Порядка в приложении 1 можно заключить, что к разовым выплатам относятся премии к праздникам и материальная помощь. В общем, учет премиальных в отсутствие официальных разъяснений обещает стать еще интереснее.
2. Для несправедливо обиженных лиц, сумевших отстоять восстановление на работе после увольнения, Кабмин изобрел отдельный порядок исчисления средней заработной платы (абз. 3 п. 9 Порядка), что, в отличие от премий, на практике может пригодиться реже.
3. Изменениями, внесенными в п. 13 Порядка, уточнено, что, во-первых, среднедневная зарплата также не рассчитывается при ведении учета рабочего времени в часах, во-вторых, что среднедневная зарплата может рассчитываться за отработанное время или за один календарный день. Такие уточнения, конечно, можно поприветствовать, но вопрос был ясен и без них.
А вот давнюю проблему со включением в состав средней заработной платы выплат за неотработанное время, в течение которого за работником сохраняется заработок (отпускные, болезнь и т. д.), Кабмин, к сожалению, так и не урегулировал. Ведь в п. 14 Порядка так и не уточнили, какие именно выплаты входят в заработную плату при расчете ее среднедневного размера.
Конечно, исходя из логики в соответствии с измененными п. 13 и 14 Порядка для пособий по временной нетрудоспособности должны учитываться только выплаты за отработанное время. А для остальных пособий (по безработице и из “несчастного” Фонда, не связанных с временной нетрудоспособностью******) не должны учитываться выплаты за период, не отработанный по уважительным причинам, к которым Кабмин относит временную нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению. Но эти выводы, во-первых, опираются только на логику, во-вторых, по-прежнему неизвестно, следует ли включать в расчет такие выплаты, как командировочные (для всех соцстраховских фондов) и отпускные (для “безработного” Фонда). Мы считаем, что они в расчете участвовать должны, поскольку в командировке работник трудится, а обычные отпуска в числе исключений не указаны.
Правильность такого подхода подтверждают также и письма Минтруда и социальной политики от 07.12.2001 г. № 20-503 и от 25.06.2004 г. № 20-338, написанные под старый Порядок, в которых говорится, что для исчисления больничных в расчет средней зарплаты включаются только выплаты за фактически отработанные рабочие дни, а выплаты за время, в течение которого работник не работал и ему сохранялся средний заработок, в расчет включаться не должны.
4. Согласно измененному п. 21 Порядка совместителям даровано право получать не только выплаты по временной нетрудоспособности, но и выплаты по беременности и родам, а в п. 22 Порядка уточнена процедура выдачи справки о средней заработной плате (доходе) для их получения, что, несомненно, обрадует будущих мам. Правда, не вполне удачно изменены формулировки примера к п. 21 Порядка в части заработной платы, с которой уплачены страховые взносы по основному месту работы и по совместительству. Они могут навести на мысль, что в расчете должны участвовать только те суммы, с которых взносы были перечислены соцстраховским фондам фактически, но мы считаем, что правовых оснований для подобных выводов нет. Очевидно, измененными формулировками Кабмин хотел уточнить, что суммы заработной платы по каждому месту работы ограничиваются предельной (максимальной) величиной дохода, с которого взимаются страховые взносы, но получилось у него это несколько коряво.
5. Внесены некоторые уточнения в порядок исчисления средней заработной платы для военнослужащих (п. 11, 22 Порядка), но поскольку они имеют узкую сферу применения, то отдельно останавливаться на них не будем.
Б. Изменения, касающиеся конкретного вида выплат
Страхование на случай безработицы
Во-первых, в отношении этой группы выплат изменениями, внесенными в п. 1, уточнено, что действие Порядка распространяется также на исчисление средней зарплаты для дополнительных выплат лицам*******) в соответствии с законодательством сверх размеров и продолжительности выплат по страхованию на случай безработицы. При этом указано, что расчетный период для таких лиц составляет 12 календарных месяцев подряд (с первого до первого числа), предшествующие месяцу, в котором прекращено действие трудового договора (абз. 2 п. 4 Порядка).
Во-вторых, внесены уточняющие правки в п. 4 Порядка в отношении события, с которым связан отсчет расчетного периода для “безработных” выплат (прекращение действия трудового договора или снятие с учета у государственного регистратора в качестве СПД).
Страхование от несчастного случая на производстве
Согласно изменениям, внесенным в п. 12 Порядка, расчет средней зарплаты для лиц, у которых на дату установления МСЭК степени утраты профессиональной трудоспособности прошло больше года со дня наступления страхового случая, будет осуществляться не согласно Положению об исчислении средней заработной платы для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности, утвержденному постановлением правления “несчастного” Фонда от 14.09.2004 г. № 66, а согласно Порядку. В связи с этим в Порядок перекочевали соответствующие нормы упомянутого Положения.
Кроме того, порядок расчета средней заработной платы для выплат из “несчастного” Фонда дополнен рядом ситуаций, в частности, следующими случаями: когда на момент обращения за страховой выплатой документы о заработной плате застрахованного лица до повреждения здоровья не сохранились; когда повреждение здоровья произошло в период производственного обучения (практики); когда здоровье повторно повреждается в период работы у одного или у нескольких работодателей; когда устанавливается причинная связь смерти застрахованного лица с повреждением здоровья (см. п. 12 Порядка).
Лица, застрахованные на добровольных началах
Здесь наблюдается два вида корректив.
Первые - технические - вызваны отсутствием упоминания этих лиц ранее в “Общих положениях” Порядка, вследствие чего получалось, что исходя из названия Порядка и приведенной в нем методики расчета среднедневного дохода для добровольно застрахованных лиц он на них распространялся, а согласно “Общим положениям” - нет. И хотя на практике на эту нестыковку внимания не обращали, внесенными изменениями коллизия была устранена, то есть теперь добровольно застрахованным лицам ничто не мешает исчислить доход для расчета выплат по общеобязательному страхованию. В связи с этим в п. 3 Порядка уточнено, что расчетным периодом для них является период занятия предпринимательской деятельностью.
Вторые - смысловые - изменения затрагивают порядок расчета среднедневного дохода для добровольно застрахованных лиц и “единоналожников” (п. 18, 19 Порядка), согласно которому праздничные и нерабочие дни теперь не исключаются из расчетного периода********, а уменьшается он на количество календарных дней, не отработанных по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или шестилетнего возраста по медицинскому заключению).
Не обошлось и без традиционных огрехов (в частности, в примере к п. 20 среднедневная зарплата определена без учета максимальной (предельной) величины дохода, с которого взимаются страховые взносы)*********, но это уже мелочи.
И последнее. Внесенные в Порядок изменения должны вступать в силу не с момента принятия вносящего их Постановления КМУ (как указано на сайте Верховной Рады), а с момента опубликования данного Постановления, так как оно затрагивает права физических лиц. Следовательно, согласно Указу Президента от 10.06.97 г. № 503/97 “О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу”********** изменения вступили в силу не 22.02.2006 г., а 07.03.2006 г. (публикация в “Офіційному віснику України” № 8).
________________________
* Поскольку этот перечень расширению не подлежит: он не завершается словом типа “тощо”.
** Это наглядно демонстрирует пример 4 к п. 4 Порядка в приложении 1.
*** См. пример 2 к п. 6 Порядка в приложении 1.
**** Например, когда сезонный работник работал в период август - сентябрь, а страховой случай у него наступал в мае следующего года.
***** В связи с тем что разовые выплаты отныне рассчитываются пропорционально, сумма пособий в этой части снизится.
****** За исключением добровольно застрахованных лиц.
******* К таким лицам Кабмин, очевидно, прежде всего причисляет лиц, увольняемых с работы в связи с досрочным снятием Чернобыльской станции с эксплуатации (см. п. 4 Порядка).
******** Из примера к п. 18 Порядка следует, что в расчете участвует среднемесячное количество календарных дней в году (30,44).
********* Вместо 186,72 грн в расчете должно участвовать 23 600 : 128 = 184,38 грн.
********** Приводим ст. 5 данного Указа: “Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок вступления их в силу не предусмотрен в этих актах. Акты Кабинета Министров Украины,определяющие права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях”.
“Бухгалтер” № 11, март (III) 2006 г.
Подписной индекс 74201