Зарубежные счета физических лиц

Ввиду расширения международных связей у отдельных соотечественников возникает необходимость открытия счетов за границей. Но поскольку иностранные банкиры не всегда стремятся углубляться в особенности украинского законодательства, на практике операции по таким счетам иногда сопровождаются нарушениями, за которые у нас предусмотрена ответственность.

Чтобы предостеречь наших сограждан, поговорим об особенностях функционирования таких иностранных счетов и о возможной ответственности за неправильное их оформление и функционирование.

Начнем с того, что в соответствии с п/п. 4 “д” ст. 5 Декрета КМУ от 19.02.93 г. № 15-93 “О системе валютного регулирования и валютного контроля” (далее - Декрет) для размещения валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины* обязательно получение индивидуальной лицензии НБУ. Исключение составляют лишь следующие операции:

1) открытие физическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей (после возвращения в Украину для продолжения операций с данным счетом резидент обязан получить индивидуальную лицензию НБУ - п. 3.2 Положения о порядке выдачи Национальным банком Украины индивидуальных лицензий на размещение резидентами (юридическими и физическими лицами) валютных ценностей на счетах за пределами Украины, утвержденного постановлением Правления НБУ от 14.10.2004 г. № 485, с изменениями, далее - Положение № 485);

2) открытие корреспондентских счетов уполномоченными банками;

3) открытие счетов в иностранной валюте находящимися за границей украинскими дипломатическими, консульскими, торговыми и другими официальными представительствами, имеющими иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалами и представительствами предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Порядок получения лицензии регламентируется Положением № 485.

В п. 1.6 и 1.7 Положения № 485 приводятся еще два случая, при которых можно не получать лицензию:

1) если международным договором Украины (согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины) предусмотрено открытие счета в банковском учреждении, определен порядок зачисления средств на такой счет и их списания;

2) если иностранное банковское или небанковское финансовое учреждение по установленным им правилам осуществляет на открытом им счете только учет операций по предоставлению резиденту и возврату им кредита, займа, учет ценных бумаг.

Таким образом, не попавшим в исключения физлицам, не являющимся СПД, до размещения валютных ценностей на счете за границей необходимо для получения лицензии представить пакет документов в территориальное управление НБУ по своему местонахождению (местожительству), а субъектам предпринимательской деятельности - обратиться по данному вопросу в Департамент валютного контроля и лицензирования НБУ**.

После анализа представленных документов НБУ делает заключение о целесообразности открытия счета за границей и либо выдает лицензию, либо отказывает в этом заявителю. Естественно, заключение будет зависеть от того, насколько убедительно заявитель смог продемонстрировать чиновникам эту целесообразность.

Кроме того, о факте открытия счета резидент согласно п. 1.16 Положения № 485 обязан в трехдневный срок уведомить территориальное управление НБУ по своему местонахождению/местожительству, а после получения лицензии согласно п. 5.3:

“Не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (первым отчетным месяцем является месяц выдачи лицензии), собственник лицензии обязан представлять:

Управлению и налоговому органу, в котором собственник лицензии зарегистрирован в качестве плательщика налогов, ежемесячный, а физическое лицо, не являющееся предпринимателем, - полугодовой отчет о движении валютных ценностей по счету (счетам) (приложение 10). Вместе с отчетом представляются расшифровка по произведенным по счету (счетам) операциям с отражением соответствующих статей зачисления и списания (кроме физического лица, не являющегося предпринимателем) и копии банковских выписок по счету (счетам);

Департаменту платежного баланса Национального банка ежемесячный отчет по форме № 2-ПБ “Отчет предприятия (организации) о финансовых операциях с нерезидентами Украины”, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 19.03.2003 № 124, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 07.05.2003 за № 353/7674 (кроме физического лица, не являющегося предпринимателем)”.

При этом согласно п. 1.15 Положения № 485:

“Перечисление валютных ценностей из Украины (в Украину) на счет (со счета), право на размещение валютных ценностей на котором предоставляется лицензией, разрешается только с собственного счета (на собственный счет) собственника лицензии, открытого в уполномоченном банке, указанном в лицензии”.

Исходя из этого в лицензии указывается счет собственника, открытый в банке за границей, и счет, открытый в банке на территории Украины, с которого будут осуществляться операции по поступлению валюты в Украину из-за рубежа или по переводу ее на загрансчет***. В лицензии также указываются предельные плановые суммы остатка валютных ценностей на счете за границей, перечень возможных направлений (целей) использования средств с указанием объемов, перечень источников возможных поступлений валютных ценностей.

Грозит ли какая-то ответственность в том случае, если реальные остатки превысят плановые, ясно не вполне, но лицензии лишить могут запросто, расценив это как нарушение правил валютного регулирования. В то же время понятно, что угадать заранее, какие суммы окажутся в остатках на этих счетах, при осуществлении реальной предпринимательской деятельности практически невозможно.

Как видим, открытие валютного счета по правилам отечественного законодательства требует существенных материальных и временных затрат, в связи с чем возникает соблазн этих правил несоблюдения.

Ответственность за неполучение лицензии на размещение валютных ценностей на счетах за границей определена в ст. 16 Декрета, в соответствии с которой данное нарушение может повлечь ответственность административную, уголовную или финансовую.

Административная ответственность за нарушение порядка открытия счетов за границей является скорее гипотетической и может возникнуть в том случае, если с открытого за границей счета будут совершаться незаконные валютные операции платежа или залога, поскольку согласно ст. 162 КоАП:

“Незаконная скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или как залога - влекут предупреждение или наложение штрафа от тридцати до сорока четырех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией валютных ценностей”.

А вот ст. 208 Уголовного кодекса предусмотрена прямая ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов:

“1. Незаконное, с нарушением установленного законом порядка, открытие или использование за пределами Украины валютныхсчетов физических лиц, совершенное гражданином Украины, постоянно проживающим на ее территории, а также валютных саетов юридических лиц, действующих на территории Украины, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения или организации или по его поручению другим лицом, а также совершение указанных действий лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - наказываются штрафом от пятисот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан либо исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок от двух до четырех пет, с конфискацией валютных ценностей, находящихся на указанных выше счетах.

2. Такие же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц,- наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией валютных ценностей, находящихся на указанных выше счетах”.

Финансовая ответственность по ст. 16 Декрета предусматривает наложение штрафа в размере, эквивалентном сумме используемых в безлицензионных операциях валютных ценностей, пересчитанной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на дату осуществления таких операций. То есть за размещение гражданином Сидоренко без получения лицензии, например. 100 тыс. долларов на счете в банке Зимбабве на свое имя штраф при курсе 5,31 грн. к $1 может составить 531 000 грн.

Как видим, ответственность за безлицензионное открытие счетов предусмотрена нешуточная.

И здесь возникает следующий вопрос: а каким образом контролирующие органы могут узнать, что в банке Зимбабве на имя гражданина Сидоренко открылся счет?

Ну, если со счета за границей будут осуществляться какие-то операции по переводу денег в Украину, представители правоохранительных или налоговых органов могут заинтересоваться адресатом. А по операциям с анонимными счетами информация будет собираться в банке данных о сомнительных финансовых операциях согласно Положению о банке данных о сомнительных финансовых операциях, утвержденному приказом ГНАУ от 21.05.2003 г. № 233. И на основании собранных данных к гражданину могут обратиться за объяснениями.

Если же операции с загрансчетом будут осуществляться только за границей, выявить такую “безлицензионку” будет уже сложнее, однако при наличии соответствующих соглашений представители правоохранительных органов разных стран могут обмениваться информацией. Но с учетом банковской тайны и законодательно закрепленных во многих странах мира мер по ее охране утечка информации непосредственно из банка .маловероятна. Чаще всего информация о наличии счета гражданина Украины за границей контролирующим органам попадает с помощью излишне длинного языка такого гражданина.

Следует отметить, что в последнее время все больше практикуются расчеты с украинцами и между украинцами путем передачи пластиковых карточек, открытых на счета в зарубежных банках. Деньги по таким карточкам можно получить в банкомате, не торгуя лицом в местных отделениях банков, и получателя таких средств вычислить почти невозможно.

Кстати, некоторые счета в иностранных банках можно открывать даже по Интернету (например, в определенных банках Науру). В таких случаях даже банк не владеет информацией, идентифицирующей клиента. Большим минусом в данном случае является то, что в случае необходимости и сам клиент не сможет доказать факт открытия им счета и вложения денег в такой банк.

В общем, на сегодняшний день ограничение в украинском законодательстве в отношении счетов граждан за границей представляется весьма искусственным и без труда преодолимым. И наличие такого ограничения может обусловливаться только желанием государственных органов оказывать давление на тех состоятельных граждан, у которых есть такие счета за границей (и информация об этом имеется в распоряжении контролирующих органов).

________________________

* Надо заметить, что из не вполне вразумительного письма НБУ от 27.01.2005 г. № 13-137/424 можно сделать вывод о том, что лицензированию подлежит именно размещение валютных ценностей на счетах за границей, а не операция открытия счета. Но при этом НБУ сам себе противоречит, утверждая, что перед отъездом в Украину физлицо обязано закрыть безлицензионный счет, при этом какой-либо оговорки о наличии или отсутствии средств на счете он, НБУ, не делает. Между тем, по нашему мнению, на подобные витиеватости особенно обращать внимание не стоит, поскольку вряд ли кто-то пожелает открывать счет без намерений в будущем зачислять на него средства.

** Перечень необходимых документов для получения лицензии приводится в гл. 3 Положения № 485.

*** Перечень возможных операций, по которым могут осуществляться перечисления на счет или со счета в иностранной валюте физлица-резидента в банках на территории Украины, приведен в п. 7.12-7.13 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, с изменениями и разделе II Правил осуществления переводов иностранной валюты по поручению и в пользу физических лиц, утвержденных постановлением Правления НБУ ог 14.10.2004 г. № 486, с изменениями.

При этом согласно п/п. 1 “й” гл. 1 раздела II Правил физлицо может не в предпринимательских целях осуществить с текущего счета в Украине перевод валютных ценностей на сумму, не превышающую эквивалента 50 000 грн в месяц, а в случае выезда за рубеж на постоянное местожительство - на сумму в пределах остатка средств на счете.

“Бухгалтер” № 9, март (I) 2006 г.
Подписной индекс 74201