ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

ПИСЬМО
26.12.2005 N 9498/X/15-0314

Относительно некоторых вопросов, связанных со строительством

<...>

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела Ваше письмо <...> относительно некоторых вопросов, связанных со строительством <...>, и сообщает.

Правовые и организационные основы планирования, застройки и другого использования территорий для обеспечения устойчивого развития населенных пунктов установлены Законом Украины от 20.04.2000 N 1699-III "О планировании и застройке территорий" (далее - Закон N 1699).

В соответствии со статьей 23 Закона N 1699 застройка территорий предусматривает осуществление нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объектов градостроительства, расширения и технического переоснащения предприятий (далее - строительство). Строительство объектов градостроительства осуществляется согласно законодательству, государственным стандартам, нормам и правилам, региональным и местным правилам застройки, градостроительной и проектной документации.

При осуществлении планирования и застройки территорий на местном уровне учет общественных интересов заключается в определении потребности территориальной громады в территориях, необходимых для расположения, содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, решения других задач обеспечения устойчивого развития населенного пункта (статья 18 Закона N 1699).

Так, согласно статье 22 Закона N 1699 местными правилами застройки, разрабатываемыми для городов Киева и Севастополя, городов областного значения, республиканского значения Автономной Республики Крым, устанавливаются порядок решения вопросов расположения, предоставления разрешения на строительство объектов градостроительства, предоставления разрешения на выполнение строительных работ, принятия этих объектов в эксплуатацию, а также порядок осуществления контроля за градостроительной деятельностью.

Следует отметить, что государственные строительные нормы и другие нормативно-правовые акты по вопросам планирования и застройки территорий являются обязательными для субъектов градостроительства (статья 20 Закона N 1699).

Статьей 24 Закона N 1699 определено, что физические и юридические лица, намеревающиеся осуществить строительство объектов градостроительства на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или пользования, обязаны получить от исполнительных органов соответствующих советов, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в случае делегирования им таких полномочий соответствующими советами, разрешение на строительство объекта градостроительства.

В случае принятия сельским, поселковым или городским советом решения о предоставлении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно является разрешением на строительство данного объекта.

Разрешение на строительство дает право заказчикам на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ и получение разрешения на выполнение строительных работ в порядке, определенном Законом N 1699.

Исходными данными могут определяться также требования к паевому участию заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов. Предельный размер средств на развитие соответствующей инфраструктуры и порядок его определения устанавливаются Кабинетом Министров Украины (статья 27 Закона N 1699).

Следовательно, соответствующим решением сельского, поселкового или городского совета, являющимся обязательным, может быть предусмотрен учет общественных интересов, заключающийся в определении потребности территориальной громады [в] содержании объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры, решении других задач обеспечения устойчивого развития населенного пункта. Такое решение является одновременно разрешением на строительство объекта градостроительства и дает право застройщикам на получение исходных данных - этими данными могут быть определены требования к паевому участию заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов.

Таким образом, если для осуществления строительства застройщики должны уплатить паевые взносы на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, такая уплата является необходимым условием для строительства.

Если местными правилами застройки предусмотрено обязательство застройщика относительно передачи 10 % общей площади вновь построенных объектов управлению жилищного обеспечения или 2% общей площади вновь построенных объектов коммунальным жилищно-эксплуатационным предприятиям для обеспечения служебным жильем работников таких предприятий как обязательное условие для осуществления строительства (например, как условие для передачи в аренду или постоянное пользование земельных участков под строительство), такая передача также является необходимым условием такого осуществления.

В соответствии с подпунктом 5.2.1 п. 5.1 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ) (далее - Закон) в состав валовых затрат включаются суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 - 5.8 данной статьи.

Хозяйственная деятельность - это любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации данной деятельности является регулярным, постоянным и существенным (пункт 1.32 ст. 1 Закона ( 334/94-ВР ).

Подпунктом 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона ( 334/94-ВР ) определено, что в состав валовых затрат не относятся какие-либо расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Таким образом, если осуществление обязательных платежей в виде паевых взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры и передача 10 % общей площади вновь построенных объектов управлению жилищного обеспечения или 2% общей площади вновь построенных объектов коммунальным жилищно-эксплуатационным предприятиям для обеспечения служебным жильем работников таких предприятий предусмотрены соответствующими местными правилами застройки и решениями сельских, поселковых или городских советов, указанные расходы являются необходимыми для строительства и они связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия, то есть в соответствии с подпунктом 5.2.1 п. 5.1 ст. 5 Закона ( 334/94-ВР ) они включаются в состав валовых затрат предприятия при условии соблюдения требований подпункта 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона.

Заместитель Председателя Г.Оперенко