Предприятию на должность руководителя отдела требуется мужчина...
или к вопросу об ответственности за нарушение равноправия граждан
1 января 2006 года вступил в силу Закон Украины от 08.09.2005 г. № 2866-IV “Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин” (далее - Закон). Что же нового привнес этот нормативный акт в понимание правовой защиты равноправия граждан в зависимости от пола? В первую очередь, обращает на себя внимание нетрадиционный во многом подход к пониманию равных прав и возможностей женщин и мужчин. Поведение, которое традиционно не воспринималось в украинском обществе как дискриминационное, Закон признает нарушением законодательства Украины об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин. Наиболее ярко это проявляется в положениях, регламентирующих обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин в социально-экономической сфере.
В рекламных объявлениях весьма часто приходится встречать в перечне требований к претенденту на ту или иную должность не только требования к образованию, деловым качествам будущего сотрудника, но и к его полу. Как правило, работодатель на должности руководителя отдела или подразделения, сотрудника отдела охраны, водителя хочет видеть мужчину, на должности бухгалтера, кассира, секретаря-референта - женщину. Вполне объяснимо, что мужчин преимущественно приглашают и на работы, связанные со значительными физическими нагрузками, женщин в те сферы, которые связаны с бытовым обслуживанием.
Требования к полу претендента на вакантную должность можно встретить не только в рекламных объявлениях, но и в официальных документах, например, приказах или распоряжениях об объявлении конкурса на занятие вакантных должностей. При этом в одних случаях требования формулируются категорично - требуется только мужчина или только женщина, в других - они выражаются в том, что предпочтение при приеме на работу отдается лицам того или иного пола.
Мы настолько привыкли к такому положению, что и не задумываемся о правомерности данных требований. Ведь в государствах Европейского Союза (к вступлению в который так стремится Украина) да и в Соединенных Штатах Америки такие ограничения по половому признаку считаются преступлением, в Украине же традиционно женщина должна быть женщиной во всем, как и мужчина - мужчиной во всем. Поэтому что же плохого в том, что работодатель, заботясь об интересах службы, отбирает претендентов на вакантные должности не только по деловым качествам, но и по признакам пола. А для того чтобы никаких вопросов не возникало, эти требования лучше сформулировать в письменном виде, да еще и в тексте официального документа.
Однако же анализ украинского законодательства показывает, что такое внешне безобидное поведение является ничем иным, как деянием противоправным и наказуемым. Так, статья 17 Закона “Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин” устанавливает, что женщинам и мужчинам обеспечиваются равные права и возможности в трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации и переподготовке. При этом работодатель обязан:
- создавать условия труда, которые позволяли бы женщинам и мужчинам осуществлять трудовую деятельность на равной основе;
- обеспечивать женщинам и мужчинам возможность совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями;
- осуществлять равную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда;
- принимать меры к тому, чтобы сделать невозможными случаи сексуальных домогательств, т.е. действий сексуального характера, выраженных словесно (угрозы, запугивания, непристойные замечания), либо физического (прикосновения, похлопывания), унижающие или оскорбляющие лиц, которые пребывают в отношениях трудового, служебного, материального или иного подчинения.
И, наконец, часть 3 статьи 17 Закона прямо запрещает работодателям в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может исполняться исключительно лицами определенного пола, выдвигать различные требования, отдавая преимущество одному из полов, требовать от лиц, которые устраиваются на работу, сведений об их личной жизни, планов на рождение детей.
Согласно статьи 24 рассматриваемого Закона лица, виновные в нарушении требований законодательства об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Следует отметить, что в Украине нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, появились задолго до вступления в силу Закона. Фундамент такого решения был заложен в Конституции Украины и международно-правовых документах, ратифицированных Украиной.
Так, статья 24 Конституции Украины устанавливает, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. В соответствии с этой конституционной нормой не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и иным убеждениям, полу, этническому и социальному происхождению, имущественному положению, месту проживания, по языковым или иным признакам. Как видим, Основным законом Украины право гендерного равенства, то есть равенства лиц независимо от их пола, провозглашено как одно из основных прав граждан.
Данное законодательное положение в полной мере соответствует и международно-правовым обязательствам Украины, в частности, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации по отношению к женщинам, принятой 18 декабря 1979 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24.12.1980 г. Эта Конвенция, которая в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Украины является частью национального законодательства, устанавливает обязанность стран-участниц неотложно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин. Статья 2 Конвенции обязывает государства не только установить в национальном законодательстве равные права для женщин и мужчин, а обеспечивать их исполнение силой государственного принуждения. Так, п."b" ст. 2 указанного международно-правового акта устанавливает обязанность государств принимать соответствующе законодательные и иные меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин, п. "с" этой же статьи - установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и иных государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации.
Правовая защита гендерного равенства в Украине обеспечивается с помощью норм различных отраслей права - гражданского, семейного, трудового, административного и других, которыми установлена ответственность за нарушение равноправия граждан в зависимости от их пола. Однако наиболее строгая ответственность за такие деяния предусмотрена Уголовным кодексом (УК) Украины.
Статья 161 УК Украины “Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии” в качестве одной из форм этого преступления предусматривает прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам пола.
Справедливости ради следует отметить, что эта уголовно-правовая норма до настоящего времени носила преимущественно декларативный характер, поскольку на практике она фактически не применялась. Но есть все основания полагать, что такое положение с 1 января 2006 года существенно изменится. Предпосылки к тому заложены в Законе, который не только задекларировал недопустимость дискриминации по признакам пола, но и предусмотрел механизм исполнения этих положений.
Статья 7 Закона определила круг органов, учреждений и организаций, наделенных полномочиями в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, а именно:
- Верховная Рада Украины;
- Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;
- Кабинет Министров Украины;
- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин;
- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, определенные в их составе уполномоченные лица (координаторы) по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин;
- объединения граждан.
Обращает на себя внимание тот факт, что помимо органов государственной власти и должностных лиц, которые и до принятия Закона обязаны были обеспечить в Украине равные права и возможности женщин и мужчин, для этих целей создаются специальный орган и специально уполномоченные должностные лица. Анализ полномочий указанных специально уполномоченного центрального органа и уполномоченных лиц по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, регламентированных статьями 11 и 13 Закона, не дает оснований отнести их к числу органов или должностных лиц, наделенных контрольными полномочиями по проверке деятельности субъектов хозяйствования. Вместе с тем такие функции, как осуществление мониторинга обеспечения равных прав и возможностей в сферах жизнедеятельности, рассмотрение обращений граждан по вопросам дискриминации по признакам пола, принятие мер по устранению проявлений дискриминации по признакам пола, невозможно выполнить без определенных контрольных полномочий. Немаловажным фактом является и наделение определенными полномочиями в этой сфере объединений граждан, среди которых наблюдается значительное количество активно работающих женских правозащитных организаций.
Все это дает основания прогнозировать активизацию деятельности по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение равноправия граждан, в том числе и уголовной.
Уголовная ответственность за нарушение гендерного равенства согласно ст. 161 УК Украины предусмотрена за умышленные действия, состоящие в прямом или косвенном ограничении прав или установлении прямых либо косвенных привилегий граждан в зависимости от их пола.
Это преступление внешне проявляется в совершении одного из следующих действий:
1) прямом ограничении прав граждан в зависимости от их пола;
2) косвенном ограничении прав граждан в зависимости от их пола;
3) установлении прямых привилегий граждан в зависимости от их пола;
4) установлении косвенных привилегий граждан в зависимости от их пола.
Ограничение прав граждан в зависимости от пола - это активные действия, состоящие в воспрепятствовании женщине или мужчине в полной мере использовать права, предоставленные этим лицам Конституцией Украины, иными нормативно-правовыми актами при условии, что такие ограничения относятся только к лицам определенного пола и не распространяются на лиц противоположного пола. Эти ограничения могут касаться политических, трудовых прав лица, прав на образование, охрану здоровья, социальную помощь, получение кредитов, страхование и др.
При прямом ограничении прав граждан в зависимости от пола лицо, совершающее такие действия, открыто декларирует гендерное ограничение определенных прав лица. Так, например, руководитель предприятия оглашает конкурс на занятие вакантной должности или делает объявление, в котором приглашает на работу лиц только определенного пола - либо только мужчин, либо только женщин. У случае, когда действующим трудовым законодательством Украины не предусмотрены ограничения в отношении выполнения этих видов работ лицами определенного пола (например, трудовое законодательство запрещает использование женщин на определенных видах работ), то имеет место прямое ограничение прав граждан в зависимости от пола, то есть это деяние образовывает объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 161 УК Украины.
Косвенное ограничение прав граждан в зависимости от пола имеет место в случаях, когда такое ограничение открыто не декларируется, но лица, от которых зависит решение определенного вопроса, фактически ограничивают права граждан в зависимости от пола. При этом могут использоваться надуманные или завуалированные поводы, фактически неравные требования к лицам того или иного пола и др. Так, например, не является секретом, что, по крайней мере до последнего времени, подавляющее большинство курсантов учебных заведений так называемых силовых ведомств - МВД, СБУ и Министерства обороны - были лицами мужского пола. Вместе с тем сравнительный анализ процентного соотношения абитуриентов женского пола, которые на вступительных экзаменах получили неудовлетворительные оценки либо не выдержали конкурсного отбора, с процентным соотношением таких же абитуриентов женского пола в иных учебных заведениях показывает, что второй показатель является значительно меньшим. Это приводит к мысли о наличии косвенных ограничений права лиц женского пола на получение образования по избранной ими специальности.
В отличие от ограничения прав, установление привилегий граждан в зависимости от пола предусматривает совершение активных действий, вследствие которых лица одного пола попадают в привилегированное положение по сравнению с лицами противоположного пола в части возможности пользоваться предоставленными им Конституцией или иными нормативно-правовыми актами Украины правами. Так, например, при оглашении конкурса по приему на работу в его условиях предусматривается, что при прочих равных условиях преимущество отдается лицам мужского пола. Установление косвенных привилегий, как и косвенное ограничение прав граждан в зависимости от пола, не имеет четко определенного внешнего отображения, а вуалируется под иные требования, которые якобы являются равными для лиц любого пола, тогда как в действительности преимущество отдается только лицам определенного пола.
Как видим, Уголовный кодекс описывает в качестве преступных действия, которые в общественном сознании в целом и в сознании многих должностных лиц, как правило, не воспринимаются в качестве преступных. Более того, если речь идет о соблюдении гендерного равенства при осуществлении трудовых прав граждан, то может возникнуть достаточно сложная ситуация, которая может сделать невозможным комплектование штатов лицами только определенного пола, чего требуют производственные или иные нужды, обусловленные особенностями осуществления определенного вида деятельности. Так, например, мало у кого возникают сомнения в том, что в службу охраны общественного порядка МВД Украины, спецподразделения “Беркут”, “Сокол”, частные охранные агентства должны приниматься на работу преимущественно лица мужского пола. И такие привилегии обусловлены не желанием дискриминировать правовое положение женщин, а необходимостью осуществления деятельности, требующей определенных физических возможностей. Но при этом, например, нормы физической подготовки мужчин и женщин, установленные для работников МВД, весьма существенно отличаются, т.к. в них учтены меньшие физические возможности женщины по сравнению с мужчиной. При таких условиях лица, которые принимают решение о принятии на работу, нарушая действующее законодательство в части обеспечения гендерного равенства, вынуждены под надуманными предлогами отказывать женщинам в таком трудоустройстве. Обращает на себя внимание, что эти лица не только совершают противоправные действия, но и нарушают уголовно-правовой запрет, поскольку имеет место прямое или косвенное ограничение трудовых прав женщин. Представляется, что при решении этого вопроса следует исходить из положений действующего законодательства. Никто не мешает предъявлять к лицам, которые могут быть приняты на определенные должности либо для выполнения определенных работ, равные для женщин и мужчин объективные требования (например, нормы физической подготовки, требования в части психологических качеств лица и др.). Кстати, именно таким образом указанные вопросы решаются во многих европейских государствах, где принципы гендерного равенства уже давно в полной мере внедрены в жизнь и их нарушения рассматриваются как деяния, строго осуждаемые обществом.
Преступление, предусмотренное ст. 161 УК Украины, является оконченным с момента совершения предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния независимо от того, какие именно общественно опасные последствия имели место. В частности, нарушение равноправия граждан в зависимости от пола является оконченным с момента совершения деяний, состоящих прямом или косвенном ограничении прав либо установлении прямых или косвенных привилегии. Были или не были вследствие таких действий фактически нарушены предусмотренные Конституцией или иными нормативно-правовыми актами права граждан, на квалификацию преступления не влияет. Так, например, если при объявлении конкурса на занятие определенной должности в его условиях предусматривались определенные привилегии при принятии на работу для лиц мужского пола, но вследствие отсутствия достойных претендентов на эту должность была принята все же лицо женского пола, то это не исключает уголовной ответственности по ст. 161 УК Украины. Указанное обстоятельство может быть лишь учтено судом при решении вопроса о назначении наказания в пределах санкции статьи Особенной части УК Украины.
Отношение лица к совершаемому им деянию, или субъективная сторона предусмотренного ст. 161 УК преступления, характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо, осуществляя действия, которые состоят в прямом или косвенном ограничении прав или установлении прямых или косвенных привилегий граждан в зависимости от пола, должно осознавать их фактический характер, общественную опасность, а также желать совершить такие действия.
Рассматриваемое преступление может быть совершено лишь лицом, достигшим 16 лет. В случае, если нарушение равноправия граждан в зависимости от пола совершено должностным лицом, то такие действия квалифицируются по ч. 2 ст. 161 УК Украины.
Квалифицирующими признаками указанного преступления, кроме совершения его должностным лицом, также предусмотрено совершение таких действий, связанных с насилием, обманом или угрозами (ч. 2 ст. 161 УК Украины) и совершение организованной группой лиц, либо если это причинило смерть людей или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 161 УК Украины).
Каково же наказание за это преступление?
Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК Украины наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Следовательно, если, например, частный предприниматель - лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность без создания юридического лица, при приеме на работу допускает нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, то при отсутствии со стороны этого лица насилия, обмана или угроз, он будет подлежать наказанию в соответствии с ч. 1 ст. 161 УК Украины.
Иначе обстоит дело при совершении преступления должностным лицом (например, руководителем субъекта хозяйственной деятельности - юридического лица, руководителем отдела по работе с персоналом и т.п.). Такие действия наказываются согласно ч. 2 ст. 161 УК Украины исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до пяти лет. При этом суд вправе, помимо одного из указанных основных наказаний, назначить лицу и дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, при этом в случае наказания в виде лишения свободы срок дополнительного наказания будет исчисляться с момента освобождения лица из мест лишения свободы.
Если же предусмотренное ст. 161 УК Украины преступление совершено организованной группой лиц или причинило гибель людей или иные тяжкие последствия (например, самоубийство потерпевшего на почве безосновательного отказа в приеме на работу или повышении в должности исключительно по половому признаку). При этом сохраняется возможность применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Таким образом, следует отметить, что уголовное законодательство Украины обеспечивает весьма строгую правовую защиту гендерного равенства лиц путем установления в ст. 161 УК Украины ответственности за умышленные действия, состоящие в прямом или косвенном ограничении прав или установлении прямых или косвенных привилегий в зависимости от йола. И хотя до настоящего времени эта норма практически не применялась, то с начала текущего года, со вступлением в силу Закона ситуация может кардинально измениться.
Статья 23 рассматриваемого Закона также предусмотрела, что лицо имеет право на возмещение материального ущерба и морального вреда, причиненных ему вследствие дискриминации по признакам пола или сексуальных домогательств. При этом моральный вред компенсируется независимо от материального ущерба, подлежащего возмещению, и не связан с его размером.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 6 (528), 6 февраля 2006 г.
Подписной индекс 40783
