Главные изменения, о которых необходимо
помнить в 2006 году

Не секрет, что у украинских органов власти есть “добрая” традиция - каждые новогодние праздники сопровождаются изменением правил налогообложения и бухгалтерского учета. В новом 2006 году традиция продолжена: как обычно, вступивший в силу с 1 января Закон Украины от 20.12.2005 г. № 3235-IV “О Государственном бюджете Украины на 2006 год” (далее - Закон о Госбюджете-2006) содержит налоговые нормы, да и другие законы и подзаконные акты также претерпели изменения. В данной статье мы рассмотрим основные изменения правил налогового и бухгалтерского учета, которые произошли одновременно с приходом Нового года.

Начнем, как обычно, с двух основополагающих налоговых законов, касающихся обложения НДС и прибыли.

НДС

С 1 января 2006 года вступила в силу норма пп. 2.3.1 Закона Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость” (далее - Закон о НДС), вследствие чего для отмены регистрации в качестве плательщика НДС начинает применяться предел в 300 тыс. грн. (без учета НДС). Теперь “сняться” с регистрации в качестве плательщика НДС на основании пп. “а” п. 9.8 Закона о НДС могут плательщики НДС, в отношении которых одновременно соблюдаются следующие три условия:

- регистрация в качестве плательщика НДС произошла ранее из-за достижения предельных объемов налогооблагаемых операций;

- субъект хозяйствования был зарегистрирован в качестве плательщика НДС более, чем 24 календарных месяца;

- за последние 12 текущих календарных месяцев не был достигнут объем налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн.

До 1 января 2007 года Законом Украины от 18.10.2005 г. № 2987-IV “О внесении изменений в Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” о налогообложении сельскохозяйственных предприятий” продлено действие “сельскохозяйственных льгот” по НДС, предусмотренных в пп. 6.2.6, п.п. 11.21 и 11.29 Закона о НДС. Напомним, что согласно пп. 6.2.6 Закона о НДС облагаются налогом по нулевой ставке операции по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования.

В пункте 11.21 содержится норма, согласно которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованную ими молочную и мясную продукцию, направляется исключительно на выплату дотаций сельхозпроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

При самостоятельной реализации сельхозпроизводителями своей продукции (молока, скота, птицы, шерсти, молоко- и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах) сумма НДС, подлежащая уплате, остается в распоряжении этих производителей и направляется на поддержку собственного производства.

А пунктом 11.29 Закона о НДС предусмотрено, что у сельхозпроизводителей (при соблюдении определенных условий) суммы НДС в бюджет не уплачиваются, а направляются на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения. Для этого сумма от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки должна составлять не менее 50 % валового дохода.

Обратите внимание на ст. 74 Закона о Госбюджете-2006, которой установлено, что в 2006 году сумма НДС, определенная в соответствии с пунктами 11.21 и 11.29 ст. 11 Закона о НДС, направляется как государственная дотация сельскохозяйственным товаропроизводителям в поддержку производства животноводческой продукции, продукции птицеводства и на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения.

В то же время до 1 января 2007 года отложено введение спецрежима налогообложения сельхозпроизводителей (в том числе в сфере лесного хозяйства и рыболовства), который предусматривался в ст. 8-1 Закона о НДС. В частности, в данной статье предусматривалось налогообложение операций по продаже (поставке) сельскохозяйственным предприятием сельскохозяйственной продукции по ставкам 6 % (при поставках товаров лесного хозяйства и рыболовства, сопутствующих им услуг) и 9 % (для прочих товаров сельского хозяйства и сопутствующих услуг).

В соответствии с новой редакцией пп. 5.1.8 Закона о НДС, освобождены от уплаты НДС операции по поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг.

Операции по поставке товаров (кроме подакцизных товаров) и услуг (кроме игорного и лотерейного бизнеса и услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поруки, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, которые уполномочивают такого плательщика налога осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары), которые непосредственно изготовляются предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов, основанных общественными организациями инвалидов и являются их собственностью, где количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не меньше 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, относящихся в состав валовых расходов производства, освобождаются от налогообложения (пп. 5.2.1 Закона о НДС) или облагаются по нулевой ставке при экспорте (п.6.2 Закона о НДС).

Непосредственным считается изготовление товаров, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, которые используются в изготовлении таких товаров, составляет не менее 8 % продажной цены таких изготовленных товаров.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии регистрации в соответствующем налоговом органе, которая осуществляется на основании представления положительного решения межведомственной Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов и соответствующего заявления плательщика налога о желании получить такую льготу в соответствии с Законом Украины от 21.03.1991 г. № 2960-IV “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”.

При нарушении требований этого подпункта плательщиком налога, налоговый орган отменяет его регистрацию как лица, имеющего право на налоговую льготу, а налоговые обязательства такого плательщика налога пересчитываются начиная с налогового периода, по результатам которого были выявлены такие нарушения, в соответствии с общими правилами налогообложения, установленными этим Законом, и с одновременным применением соответствующих финансовых санкций.

Налоговая отчетность таких предприятий и организаций представляется в порядке, установленном согласно законодательству.

До конца 2006 года продлевается существующий порядок налогообложения бартерных операций при экспорте товаров, работ и услуг. При экспорте товаров (работ, услуг) путем бартерных операций сумма НДС, оплаченная в связи с приобретением товаров, будет не относиться на увеличение налогового кредита, а включаться в состав валовых расходов производства (ст. 8 Закон о Госбюджете-2006)).

Из-за продления на 2006 год действия указанной нормы налогоплательщики опять же не будут иметь возможности получать из бюджета причитающиеся им, в соответствии с Законом о НДС, суммы НДС, начисленные в связи с экспортом товаров, работ и услуг.

Этой же статьей Закона о Госбюджете-2006 освобождены от обложения НДС операции по ввозу природного газа на таможенную территорию Украины в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными во исполнение международных договоров Украины.

А операции по продаже природного газа, ввезенного на таможенную территорию Украины в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными во исполнение международных договоров Украины, кроме операций по продаже такого газа для населения, бюджетных учреждений и других потребителей, не являющихся плательщиками этого налога, будут облагаться НДС по нулевой ставке.

Налог на прибыль

С 1 января 2006 года вступила в силу новая редакция абз. 3 пп. 5.4.2 Закона Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР (далее - Закон о налогообложении прибыли), согласно которой на валовые расходы теперь относятся также затраты, связанные с обучением, переподготовкой или повышением квалификации не только наемных работников, но и других лиц (потенциальных работников), заключивших соответствующий договор с предприятием об оплате своего обучения.

Таким образом, помимо расходов налогоплательщика на профессиональную подготовку, обучение, переподготовку или повышение квалификации лиц, находящихся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, в валовые расходы будут включаться также расходы на:

обучение и (или) профессиональную подготовку в отечественных высших и профессионально-технических учебных заведениях других лиц, не находящихся с таким налогоплательщиком в трудовых отношениях, но заключивших с ним письменное соглашение (договор, контракт) о взятых ими обязательствах отработать у налогоплательщика по окончании высшего и/или профессионально-технического учебного заведения и получения специальности (квалификации) не менее трех лет;

организацию учебно-производственной практики по профилю основной деятельности плательщика налога или в структурных подразделениях, обеспечивающих его хозяйственную деятельность, лиц, которые учатся в высших и профессионально-технических учебных заведениях.

Также необходимо обратить внимание на то, что данные затраты включаются в валовые расходы уже в размере, не превышающем 3 % фонда оплаты труда отчетного периода (ранее было не более 2 %). Следовательно, лимит расходов на профессиональную подготовку увеличен в полтора раза.

Установлена также ответственность за нарушение норм этой статьи в виде уплаты полной суммы налога с учетом инфляции и штрафных санкций.

Обращаем внимание, что теперь не нужно доказывать связь профиля деятельности налогоплательщика с профессиональной подготовкой или переподготовкой физических лиц. Также в Законе о налогообложении прибыли снято ограничение на расходы плательщика налога, связанные с профессиональной подготовкой или переподготовкой связанных лиц.

С 1 января 2006 года на реабилитационные учреждения для инвалидов и детей-инвалидов распространяется положение второго абзаца пп. 7.11.8 п. 7.11 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, в соответствии с которым доходы этих учреждений должны зачисляться в состав смет (на специальный счет) на их содержание и использоваться исключительно на финансирование расходов утвержденной сметы.

Если по результатам отчетного (налогового) года доходы сметы на содержание реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов превысят сумму определенных сметой расходов, то сумма превышения будет учитываться в составе сметы следующего года.

При этом с суммы превышения доходов над расходами реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов налог на прибыль уплачиваться не будет.

Эти положения будут касаться реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, которые имеют соответствующую лицензию, а также внесены в реестр неприбыльных учреждений и организаций с признаками 0002 или 0004.

Также вступила в силу новая редакция пп. 7.12.1 Закона о налогообложении прибыли, в соответствии с которой освобождается от налогообложения прибыль предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов и являющихся их полной собственностью, полученная от продажи товаров (работ, услуг), кроме подакцизных товаров, услуг по поставке подакцизных товаров, полученных в пределах договоров комиссии (консигнации), поруки, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, уполномочивающих такого налогоплательщика осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары, и прибыли, полученной от игорного бизнеса, где в течение предыдущего отчетного (налогового) периода количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляла не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составлял в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, которые относятся в состав валовых расходов производства (обращения).

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется межведомственной Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в соответствии с Законом Украины от 21.03.1991 г. № 2960-IV “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”.

В случае нарушения этих требований, указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом уровня инфляции, а также штраф в соответствии с законом.

Предприятия и организации, на которые распространяется действие пп. 7.11.8 Закона о налогообложении прибыли, регистрируются в соответствующем органе налоговой службы в порядке, предусмотренном для плательщиков этого налога.

Хозяйственные организации: государственные, в том числе казенные предприятия и их объединения и дочерние предприятия, а также акционерные, холдинговые компании и другие субъекты ведения хозяйства, в уставном фонде которых государству принадлежат доли (акции, паи), и их дочерние предприятия будут уплачивать в Государственный бюджет Украины часть прибыли (дохода) так же, как и в прошлом году (ст. 67 Закона о Госбюджете-2006).

Хозяйственные общества, более чем 50 % акций (долей, паев) которых находится в уставных фондах других хозяйственных обществ, акционером которых является государство и владеет в них контрольным пакетом акций, платят непосредственно в Государственный бюджет Украины часть прибыли (дохода) и дивиденды, начисленные по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год. Обратите внимание, что за 2005 год необходимо будет уплатить не только часть прибыли, но и дивиденды!!!

Хозяйственные организации, относящиеся к коммунальной собственности, или в уставных фондах которых есть доля коммунальной собственности, будут платить в общий фонд местных бюджетов часть прибыли (дохода).

Часть прибыли (дохода) будет уплачиваться в Государственный бюджет Украины или местные бюджеты по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2005 года (кроме части прибыли (дохода), уплаченной в соответствии со статьей 65 Закона Украины от 23.12.2004 г. № 2285-IV “О Государственном бюджете Украины на 2005 год” (далее - Закон о Госбюджете-2005) и нарастающим итогом ежеквартальной финансово-хозяйственной деятельности в 2006 году в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль предприятий.

Для акционерных, холдинговых компаний и других субъектов ведения хозяйства, в уставном фонде которых государству принадлежат доли (акции, паи), и их дочерних предприятий, а также хозяйственные организации, в уставных фондах которых есть доля коммунальной собственности, указанные отчисления будут осуществлять из части прибыли (дохода), в соответствии с размером государственной или коммунальной доли (акций, паев) в их уставных фондах.

Порядок и норматив отчисления части прибыли (дохода), определенной ст. 67 Закона о Госбюджете-2006, устанавливает Кабинет Министров Украины с информированием Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (кроме порядка и норматива отчисления части прибыли (дохода) хозяйственных организаций, относящихся к коммунальной собственности, или в уставных фондах которых есть доля коммунальной собственности, которые устанавливаются соответствующими советами).

Для хозяйственных организаций, определенных частью пятой статьи 67 Закона о Госбюджете-2006, при условии уплаты по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2005 году части прибыли, в соответствии со статьей 65 Закона о Госбюджете-2005, на сумму дивидендов, начисленных и уплаченных по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2005 год, будет уменьшаться сумма части прибыли (дохода), подлежащая уплате в следующих за датой уплаты дивидендов налоговых периодах. Таким образом, законодатели разрешили зачесть дивиденды в счет части прибыли, подлежащей уплате в следующих налоговых периодах.

Статьей 69 Закона о Госбюджете-2006 также предусмотрена уплата налога на прибыль за 11 месяцев 2006 года, которая будет осуществляться по правилам, установленным для полного налогового периода с учетом:

- отрицательного значения объекта налогообложения предыдущих периодов, определенного в соответствии с законодательством;

- прироста (убыли) материальных запасов за 11 месяцев 2006 года;

- суммы амортизационных отчислений, начисленных за три квартала 2006 года, и 2/3 амортизационных отчислений IV квартала 2006 года.

Уплата налога на прибыль и представление налоговой декларации по этому налогу за 11 месяцев 2006 года будет осуществляться в сроки, установленные законом для месячного налогового периода.

Сумма отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, которая числилась по состоянию на 1 января 2005 г. и не была погашена в течение 2005 г., не подлежит в течение 2006 г. учету в составе валовых расходов плательщика налога (ст. 86 Закона о Госбюджете-2006) . Как налогоплательщики будут определять такие убытки, если в течение прошлого года могли возникать другие убытки, неизвестно. Следовательно, необходимо ждать официальных разъяснений от ГНАУ.

В 2006 году пеня, предусмотренная абзацем пятым пп. 12.1.2 п.12.1 ст. 12 Закона о налогообложении прибыли, взыскивается из расчета 3-кратного размера годовой учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения дополнительного налогового обязательства (ст. 91 Закона о Госбюджете-2006).

Закон о Госбюджете-2006 не требует от налогоплательщиков при распределении расходов на улучшение основных фондов соблюдать п.22.2 Закона о налогообложении прибыли, который предусматривал:

“Установить, что в 2005 году отнесение на валовые расходы любых расходов, предусмотренных абзацем первым подпункта 8.7.1 пункта 8.7 статьи 8 Закона и связанных с улучшением основных фондов 2 - 4 группы, которые подлежат амортизации, в том числе расходы на улучшение арендованных основных фондов, осуществляется в сумме, не превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости 2 - 4 группы основных фондов по состоянию на начало отчетного периода, а по объектам основных фондов 1 группы в валовые расходы включаются расходы, не превышающие сумму в размере 10 процентов балансовой стоимости ремонтируемого объекта по состоянию на начало отчетного периода”.

Следовательно, начиная с 1 января 2006 года плательщики налога на прибыль снова получили право относить на валовые расходы любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало 2006 года.

Законом Украины от 15.12.2005 г. № 3201-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” продлен до 1 января 2011 года срок действия экономического эксперимента в жилищном строительстве, проводимого на базе холдинговой компании “Киевгорстрой” в соответствии со ст. 2 Закона Украины от 20.04.20-00 г. № 1674-III “О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании “Киевгорстрой”” в редакции от 07.02.2002 г. № 3044-III.

Этот эксперимент дает возможность физическим лицам стать участниками фонда банковского управления. При этом средства, внесенные плательщиками налога на счета участников фонда банковского управления или по договорам пенсионных вкладов, включаются в состав валовых расходов таких плательщиков в размере, не превышающем 10 % валового дохода за отчетный период (п. 22.25 Закона о налогообложении прибыли).

Таким образом, до 1 января 2011 года предприятия могут уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на сумму средств, внесенных ими на счета участников фонда банковского управления.

Также продлено действие нормы пп. 5.2.12 Закона о налогообложении прибыли, позволяющей включать взносы, направленные уполномоченными банками в дополнительный специальный резерв страхования средств пенсионного фонда банковского управления, в состав валовых расходов таких банков.

Размер суточных на командировки
по Украине

С 1 января 2006 года вступило в силу Постановление Кабмина Украины от 24.09.2005 г. № 952 “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1999 г. № 663”, в соответствии с которым увеличены предельные нормы суточных расходов для командировок в пределах Украины для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме государственных служащих, а также прочих лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет средств бюджетов).

При этом следует учесть, что увеличились только предельные размеры суточных расходов в пределах Украины, а нормы суточных при командировках за рубеж не изменились.

Действующие с 1 января 2006 года предельные нормы суточных расходов, в зависимости от того, включается ли стоимость питания в счета на оплату стоимости проживания в гостинице, представлены в таблице 1.

Таблица 1



п/п


 


Режим питания  
Предельные нормы
суточных расходов
при командировке в пределах Украины в зависимости
от режима питания,
грн./сутки  
1   Без питания   25,00  
Одноразовое питание  20,00 
3   Двухразовое питание   15,00 
4   Трехразовое питание   10,00  

Суточные по командировкам, которые начались в 2005 году, а закончились в 2006 году, должны быть возмещены исходя из размера, действующего в соответствующем периоде. То есть за дни нахождения в командировке в 2005 году предприятие возмещает своим работникам суточные расходы по нормам, действовавшим в 2005 году. А за дни пребывания в командировке, приходящиеся на 2006 год, оплачиваются исходя из нового размера суточных.

Минимальная заработная плата

Статьей 82 Закона о Госбюджете-2006 размер минимальной заработной платы в 2006 году увеличен с 1 января до 350 гривень в месяц, с 1 июля 2006 года - 375 гривень, с 1 декабря 2006 года - 400 гривень.

С 1 января 2006 года также внесены очередные изменения в два законодательных акта, составляющих основу трудового законодательства, - Кодекс законов о труде (КЗоТ) и Закон Украины от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР “Об оплате труда” (далее - Закон об оплате труда). Указанные изменения внесены Законом Украины от 18.11.2004 г. № 2190-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” (далее - Закон № 2190) и направлены на урегулирование минимального размера заработной платы.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 2190, ч. 2 ст. 95 КЗоТ и ч.2 ст. 3 Закона об оплате труда изложены в новой редакции, согласно которой с 1 января 2006 года в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Из указанных законодательных актов исключен не подлежащий расширенному толкованию перечень выплат, не включаемых в минимальный размер оплаты труда.

Закон № 2190 также предписал, чтобы формирование тарифной сетки (схемы должностных окладов) велось на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, устанавливаемой в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Следовательно, с 1 января 2006 года при определении размера минимальной заработной платы не учитываются все доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам и предусмотренные действующим законодательством и/или коллективным (трудовым) договором на предприятии. То есть, кроме ранее не включаемых в минимальную зарплату выплат, в нее не будут попадать, например, надбавки и доплаты к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т. д.

Новая Инструкция по статистике количества работников

С 1 января 2006 года вступила в силу Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (далее - Инструкция № 286).

Эта Инструкция пришла на смену действовавшей с 1 октября 1995 года Инструкции по статистике численности работников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом Минстата Украины от 07.07.1995 г. № 171.

Существенных изменений в порядок расчета средней численности работников новая инструкция не внесла. Однако некоторые нововведения все же есть, и на основных из них мы остановимся более подробно.

Несколько изменились названия ранее действовавших показателей “среднеучетная численность штатных работников учетного состава” и “среднеучетная численность всего персонала в эквиваленте полной занятости”. Новые показатели теперь называются “среднеучетное количество штатных работников” и “среднее количество работников в эквиваленте полной занятости”. Кроме того, в Инструкции № 286 появился новый показатель - среднее количество работников предприятия, который определяется как сумма следующих показателей: среднеучетное количество штатных работников, среднее количество внешних совместителей и среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам.

Физические лица, привлеченные для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (договорам подряда), не включаются в расчет среднеучетного количества штатных работников. Напомним, что ранее указанная категория физических лиц принимала участие в расчете среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что расчеты за выполненную ими работу осуществлялись непосредственно самим предприятием и, кроме того, такое физическое лицо не включалось в списочный состав другого предприятия (пп. 2.6.2 Инструкции № 286).

Определен порядок расчета показателя среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам (п. 3.3 Инструкции № 286).

При расчете показателя среднего количества работников в эквиваленте полной занятости, в расчетах не учитываются физические лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, которые зарегистрированы субъектами предпринимательской деятельности (пп. 4.4.2 Инструкции № 286).

Подпунктами 2.4.11 и 2.6.4 Инструкции № 286 разграничено, в каких случаях студенты учитываются в расчете среднеучетного количества штатных работников, а в каких - нет. Так, студенты дневных отделений учебных заведений, аспиранты, а также учащиеся профессионально-технических учебных заведений учитываются при расчете среднеучетного количества штатных работников только при наличии заключенных с ними трудовых договоров. Если же договор не заключен, студент не включается в учетное количество штатных работников.

Подпунктами 2.5.3 и 2.6.3 Инструкции № 286 установлено, что лица, временно переведенные на работу на другое предприятие на основании договоров между субъектами предпринимательской деятельности, учитываются в штате предприятия, которое их направило (т. е. по основному месту работы).

До 01.01.2006 г., при расчете среднеучетной численности штатных работников учетного состава, из учетного состава исключались студенты, иностранные граждане, а также лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка из роддома. Учет указанных категорий граждан необходимо было вести отдельно.

Начиная с 01.01.2006 г. из учетного состава исключаются только лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка из роддома (пп. 2.5.8 и пп. 2.5.9 Инструкции № 286). То есть работающие студенты и иностранные граждане учитываются при расчете среднеучетного количества штатных работников на общих основаниях.

Вместо раздела, содержавшего ранее порядок распределения работников на персонал, занятый основной и неосновной деятельностью, в Инструкции № 286 появился раздел, посвященный порядку определения и учета показателей движения работников (коэффициент общего оборота, приема и выбытия, коэффициент текучести кадров и т. д.).

Дотации работодателям, обеспечивающим
молодежь первым рабочим местом

С 1 января 2006 года должен был вступить в силу Закон Украины от 04.11.2004 г. № 2150-IV “Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю”, который был направлен на решение проблем первичного трудоустройства молодежи путем предоставления дотаций работодателям.

В соответствии с указанным Законом, работодателю должна была предоставляться дотация в случае принятия на работу по направлению государственной службы занятости молодежи сроком на два года и при условии отсутствия у работодателя в течение последних 6 месяцев сокращения численности работающих по профессии (специальности), по которой трудоустраивается молодой гражданин.

Действие этого Закона статьей 77 Закона о Госбюджете-2006 приостановлено на 2006 год.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

С 1 января 2006 года при определении норматива сбора за загрязнение окружающей природной среды будут применять коэффициент 2,373. Изменения внесены в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 21.07.2005 г. № 626 “О внесении изменения в приложение 1 к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора”.

Таможня

С 1 января 2006 года должна была вступить в силу тринадцатая часть статьи 71 Таможенного кодекса, предусматривающая взимание платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 18.01.2003 г. № 93 “О взимании платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов” (далее - Постановление № 93).

Плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов, должна была взиматься с лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Украины, на основании их письменного обращения к руководителю соответствующего таможенного органа относительно проведения такого оформления;

Плата должна была взиматься в национальной валюте в размере, утвержденном пунктом 1 Постановления № 93, по официальному (обменному) курсу НБУ, действовавшему на дату ее внесения (табл. 2).

Таблица 2

Наименование операции
 
За один час работы должностного лица таможенного органа во время таможенного оформления одной партии товара или одного транспортного средства, долларов США  
1.




 
Таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов: 
 
в рабочее время  20
 
в сверхурочное, ночное время и выходные дни   40
 
в праздничные и нерабочие дни   50
 
2.



 
Таможенное оформление товаров и транспортных средств в местах сположения таможенных органов вне рабочего времени, установленного для таможенных органов:  
 
в сверхурочное, ночное время и выходные дни   40
 
в праздничные и нерабочие дни   50
 

Обращаем внимание, что, согласно ст. 78 Закона о Госбюджете-2006, часть тринадцатая статьи 71 Таможенного кодекса вступит в силу только с момента вступления Украины во Всемирную торговую организацию.

С 1 февраля 2006 г. будут введены в действие бланки унифицированных административных документов форм МД-2 и МД-3 нового образца, утвержденные приказом Гостаможслужбы Украины от 22.11.2005 г. № 1142 “Об утверждении образцов бланков унифицированных административных документов форм МД-2, МД-3 и их технического описания”.

Что касается старых бланков МД-2 и МД-3, формы которых утверждены Постановлением Кабмина Украины от 09.06.1997 г. № 574, то их разрешено использовать наряду с новыми бланками до 1 апреля 2006 г.

Социальные фонды

Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога (ФОН) не будут уплачивать взнос в Пенсионный фонд с расходов на выплату и доставку пенсий.

1 января 2006 года вступил в силу Закон Украины от 31.05.2005 г. № 2613 - IV “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам пенсионного обеспечения работников сельскохозяйственных предприятий-плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога” (далее - Закон № 2613). Этим Законом внесены изменения сразу в два закона, регулирующие порядок уплаты страховых взносов и сборов в Пенсионный фонд, а именно: в абзац четвертый п.1 ст. 2 Закона Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” и абзац пятый пп. 1 п. 2 раздела XV “Заключительных положений” Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058 - IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058).

Анализируемые изменения касаются порядка возмещения предприятиями-плательщиками ФСН расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

Так, Законом № 2613 установлено, что с 01.01.2006 г. для плательщиков ФСН фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пп. “б” - “з” ст. 13 Закона Украины от 05.11.1991 г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее - Закон № 1788), объектом обложения сбором в Пенсионный фонд не являются. Следовательно, с 2006 года плательщики ФСН не должны уплачивать пенсионный сбор, если их работники выходят на пенсию на льготных условиях, т. е. до достижения пенсионного возраста.

Выплата пенсий, назначенных на льготных условиях, в соответствии с пп. “в” - “е” и “ж” ст. 13 Закона № 1788, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

С 2006 года увеличится объем отчетности в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, то есть в 2006 году в первый раз по итогам работы за 2005 год плательщики страховых взносов должны предоставить в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда по месту своей регистрации Ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности (форма указанного отчета приведена в приложении 2.1 к Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.04.2001 г. № 12).

Ведомость распределения численности работников, годового фактического объема реализованной продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности составляется плательщиками страховых взносов один раз в год и подается в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда до 25 января вместе с Расчетной ведомостью о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины за IV квартал отчетного года.

Предоставление этой Ведомости позволит работникам Фонда по итогам года корректировать ранее установленные страховые тарифы для предприятий, которые осуществляют несколько видов деятельности.

В Методических рекомендациях Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных приказом от 29.07.2005 г. № 579 “Об обеспечении подготовки отчетности рабочих органов исполнительной дирекции Фонда о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда” (далее - Методические рекомендации № 579) в разделе 4 “Фонд оплаты труда” Расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов и расходовании средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, отражается фонд оплаты труда всех работников, находившихся в трудовых отношениях с предприятием в отчетном периоде.

До изменений в Методические рекомендации № 579, внесенных приказом Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 13.12.2005 г. № 944, в этом разделе отражался фонд оплаты труда всех работников, который должен был соответствовать графе 2 строки 1070 статистической отчетности плательщика по форме № 1-ПВ “Отчет о труде” (месячный).

Исчисление пенсионных взносов за лиц, проходящих срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других, созданных в соответствии с законами Украины, воинских формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины; лиц, которые, в соответствии с законами, получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; одного из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы или за престарелым, который, по заключению медицинского учреждения, требует постоянного постороннего ухода или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают пособие или компенсацию в соответствии с п.8 Заключительных положений Закона № 1058 будет производиться в размере 10 % минимального страхового взноса с последующим увеличением ежегодно до 100 % размера минимального страхового взноса. В 2005 году этот размер составлял стартовую величину - 10 %, а на 2006 год предусмотрено уже увеличение её до 20 % минимального страхового взноса.

Согласно ст. 82 Закона о Госбюджете- 2006 размер минимальной заработной платы с 1 января 2006 года составит 350 грн. в месяц, с 1 июля 2006 года - 375 грн., а с 1 декабря 2006 года - 400 грн.

Согласно ст. 101 Закона о Госбюджете-2006 ставка взноса в Пенсионный фонд снижена до 31,8 %.

Таким образом, размер взноса в Пенсионный фонд за лиц, проходящих срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других, созданных в соответствии с законами Украины, воинских формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины; лиц, которые, в соответствии с законами, получают пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; одного из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы или за престарелым, который, по заключению медицинского учреждения, требует постоянного постороннего ухода или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают пособие или компенсацию в соответствии с законодательством, составит:

с 1 января 2006 года по 30 июня 2006 года

- 22,26 грн. (350 грн. х 31,8 % х 20 %);

с 1 июля 2006 года по 30 ноября 2006 года

- 23,85 грн. (375 грн. х 31,8 % х 20 %);

с 1 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года - 25,44 грн. (400 грн. х 31,8 % х 20 %).

А вот для страхователей - юридических лиц, избравших особый метод налогообложения, ФСН, использующих труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта), ставка взноса в Пенсионный фонд составит 20 % от действовавшей в 2005 году ставки налога - 6,46 % (ст. 105 Закона о Госбюджете-2006).

Другие изменения

Пособие на ребенка

Согласно Закону Украины от 02.06.2005 г. № 2625-IV “О внесении изменения в статью 18-3 Закона Украины “О государственной помощи семьям с детьми”” пособие на детей предоставляется одиноким матерям, одиноким усыновителям (вдовам, вдовцам), матери (отцу), в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут до дня смерти, имеющим детей в возрасте до 18 лет (ранее - до 16 лет).

Права и обязанности субъектов кредитных историй

29 января 2006 года вступил в силу Закон Украины от 23.06.2005 г. № 2704-IV “Об организации формирования и обращения кредитных историй”, который был принят с целью урегулирования общественных отношений, возникающих в сфере использования информации о выполнении лицами денежных обязательств, и предусматривающий возможность создания юридических лиц-бюро кредитных историй, исключительной деятельностью которых является сбор, хранение и использование информации, которая будет составлять кредитную историю.

Законом, в частности, предусмотрено, что кредитная история содержит:

- сведения, которые идентифицируют лицо;

- сведения о денежном обязательстве, субъекта кредитной истории;

- информацию о субъекте кредитной истории, которая состоит из совокупности документируемой информации о лице из государственных реестров, других баз данных публичного пользования, открытых для общего пользования источников;

- сведения об операциях с информацией, которая составляет кредитную историю.

Для получения вышеупомянутой информации или для внесения ее в бюро для формирования кредитной истории пользователи должны получить согласие субъекта кредитной истории. В свою очередь, пользователь имеет право отказаться от заключения кредитной сделки или заключить кредитную сделку на условиях, которые учитывают риски от заключения кредитной сделки, в случае отказа субъекта кредитной истории предоставить согласие на доступ к его кредитной истории и/или на передачу информации в бюро о кредитной сделке с пользователем.

Для урегулирования норм действующего законодательства с нормами данного Закона внесены изменения в Законы Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”, от 15.05.2003 г. № 755-IV “О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей”, от 20.12.2001 г. № 2908-III “О кредитных союзах”, от 01.07.2004 г. № 1952-IV “О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений”, от 18.11.2003 г. № 1255-IV “Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременении”.

Отношения в сфере предпринимательства

Законом Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности” определены правовые и организационные принципы функционирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности, а также установлен порядок деятельности разрешительных органов, уполномоченных выдавать документы разрешительного характера, и администраторов.

В соответствии с этим Законом, на осуществление определенных действий относительно ведения хозяйственной деятельности субъект хозяйствования должен получить документ разрешительного характера (разрешение, вывод, согласование, свидетельство и т. п.). Объектами, на которые выдается данное разрешение, являются земельный участок, сооружение, здание, помещение, оборудование, оборудование и механизмы, которые вводятся в эксплуатацию или проектируются, отдельная операция, хозяйственная деятельность определенного вида, работа и услуга.

Действие Закона № 2806 не распространяется на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности, защиты экономической конкуренции, а также на разрешительную систему, которая распространяется на операции с оружием, боевыми припасами, взрывными материалами и веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами, разрешительную деятельность в сфере использования ядерной энергии.

Выплата и взыскание алиментов

Законом Украины от 08.09.2005 г. № 2853-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по назначению временного государственного пособия детям” часть пятая ст. 181 Семейного кодекса изложена в новой редакции, согласно которой ребенку назначается временная государственная помощь, которая не может быть меньше, чем 30 % прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста, если место проживания родителей неизвестно, либо они уклоняются от уплаты алиментов, либо не имеют возможности содержать ребенка. Выплата временной государственной помощи осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Порядок назначения и выплаты временной государственной помощи определяется Кабинетом Министров Украины.

Суммы оказанной ребенку временной государственной помощи подлежат взысканию с плательщика алиментов в Государственный бюджет Украины в судебном порядке.

Обязанности страховщика гражданско-правовой
ответственности

Отдельные нормы, касающиеся обязанностей страховщика, осуществляющего обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств вступили в силу с 1 января 2006 года, а именно, страховщик:

- должен иметь на любую дату превышение фактического запаса платежеспособности (нетто-активы) над нормативным не менее чем на 25 %;

- не должен иметь убытков за финансовый год, предшествующий дате предоставления документов на выдачу лицензии.

Лицензионные условия осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств утверждены распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 23.12.2004 г. № 3178.

Изготовление и продажа табачных изделий

С 1 января 2006 в розничной продаже могут находиться только табачные изделия, на пачках, коробках и сувенирных коробках которых указаны максимальная розничная цена и дата их изготовления. Данные требования установлены п. 13 Правил розничной торговли табачными изделиями, утвержденных приказом Минэкономики Украины от 24.07.2002 г. № 218.

При наличии на месте торговли табачных изделий одного собственного названия, на пачках, коробках и сувенирных коробках которых указаны разные максимальные розничные цены, продажа таких табачных изделий осуществляется по ценам не выше, чем указаны на соответствующих пачках, коробках и сувенирных коробках.

Также с 1 января 2006 года не применяются к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим розничную торговлю табачными изделиями, положения части двадцать четвертой ст. 6 Декрета Кабмина Украины от 26.12.1992 г. № 18-92 “Об акцизном сборе”. Эта норма предусматривала наличие на месте торговли табачными изделиями заверенных производителем или импортером копии действующих деклараций о максимальных ценах.

Отчетность для страховых брокеров

Начиная с 1 января 2006 года страховые и/или перестраховые брокеры должны будут подавать в Госфинуслуг соответствующую отчетность ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, в таком порядке и объеме:

1. Юридические лица:

- отчетность согласно части первой статьи 13 Закона Украины от 16.07.1999 г. № 996 “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” (далее - Закон № 996) (для квартальной финансовой отчетности);

- отчетность в соответствии с частью второй статьи 11 Закона № 996 (для годовой финансовой отчетности);

- сведения о посреднической деятельности страховых и/или перестраховых брокеров (для квартальной и годовой отчетности).

2. Субъекты малого предпринимательства и постоянные представительства страховых и/или перестраховых брокеров-нерезидентов:

- отчетность согласно части третьей статьи 11 Закона № 996 (для квартальной и годовой отчетности);

- сведения о посреднической деятельности страховых и/или перестраховых брокеров (для квартальной и годовой отчетности).

3. Физические лица-субъекты предпринимательской деятельности (в том числе те, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности):

- сведения о посреднической деятельности страховых и/или перестраховых брокеров (для квартальной и годовой отчетности).

Подача такой отчетности предусмотрена распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 04.08.2005 г. № 4421 “Об утверждении. Порядка составления и представления отчетности страховых и/или перестраховых брокеров”.

Информация о деятельности акционерных обществ
с государственной долей

Начиная с 1 января 2006 года акционерные общества, в том числе государственные (национальные) акционерные общества, холдинговые компании и дочерние предприятия, которые имеют государственную долю в объеме 10 % и более акций в уставном капитале, должны ежеквартально подавать Госкомфинуслуг информацию о своем финансовом состоянии и результатах деятельности.

Такую информацию необходимо подавать не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала, а информацию за IV квартал подают не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Данные изменения внесены решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 10.10.2005 г. № 557 “Об утверждении Изменений и дополнений к решению Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 04.09.2001 № 248 “О порядке представления ежеквартальной информации акционерными обществами и холдинговыми компаниями со значительной государственной долей в уставном капитале””.

Уголовная и административная ответственность

Изменение размера налоговой социальной льготы повлекло за собой смягчение уголовной и административной ответственности в тех случаях, когда квалификация преступлений или правонарушений зависит от размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан, а он, как известно, в этих случаях устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. Поскольку с 01.01.2006 г. ее размер изменился, то изменилась и квалификационная “планка”. Так, если на 01.01.2006 г. действует размер минимальной заработной платы 350 грн., следовательно, привлечение к уголовной ответственности по ч.1 ст. 212 Уголовного кодекса возможно только в случае, если неуплата налогов составит 175 тыс. грн., по ч.2 - 525 тыс. грн., по ч.З - 875 тыс. грн.