Законодательные новости

Последние пять месяцев оказались богатыми на законодательные новшества ... к сожалению ... в основном плохими: с некоторыми из них мы и хотели бы Вас познакомить в этой статье.

Пенсионные изменения

13.12.2005 г. вступил в силу Закон Украины от 17.11.2005 г. № 3108-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”” (далее - Закон о пенсионных изменениях). Ничего принципиально нового этот закон налогоплательщикам не дал, единственное изменение - это очень существенное ужесточение ответственности за “пенсионные” нарушения и существенное упрощение для Пенсионного фонда процедуры взыскания сборов, что еще раз подтверждает уже неоднократно высказываемое нами мнение о том, что добренький ПФ постепенно превращается в еще один мощный контролирующе-карательный орган. Сегодня, после вступления в силу данного Закона, права ПФ оказались более широкими, чем у налоговой инспекции!!!

Какие же произошли изменения:

- действие Закона № 2181 распространено на процедуру уплаты страховых взносов в ПФ;

- требования и решения ПФ об уплате недоимки, пени и штрафных санкций признаны с 13 декабря 2005 года ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ; это неслыханное нововведение означает, что теперь ПФ будет взыскивать что угодно у кого угодно, а уже потом предприятие (предприниматель) в суде будет доказывать, что он прав, и требовать у фонда деньги назад - соответствующие дополнения п.п. 19 и 20 ст. 3 внесены в Закон Украины “Об исполнительном производстве”; как с этим нововведением бороться - только одним способом

- немедленно по получении требования или решения Пенсионного фонда обращаться с иском в суд и заявлять ходатайство о приостановке исполнения решения Пенсионного фонда;

надо сказать, что у опытного человека подобные нововведения вызывают очень нехорошие предчувствия, - а не захочет ли налоговая вслед за ПФ Украины тоже, как это уже когда-то было, сделать свои взыскательные документы исполнительными и прямо со счетов предприятия взыскивать все что захочется, - мы будем следить за такими законопроектами, находящимися в Верховной Раде и сразу информировать просвещенную общественность о надвигающихся проблемах;

- Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен двумя статьями: 165-1 “Нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования”, 188-23 “Препятствование уполномоченным лицам органов Пенсионного фонда Украины в осуществлении проверок” с ответственностью до 20 НМДГ;

- Уголовный кодекс Украины законодатели тоже не обделили своим вниманием

- дополнили его статьей 212-1 “Уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование” с ответственность в виде лишения свободы до ... вдумайтесь ... ДЕСЯТИ ЛЕТ с КОНФИСКАЦИЕЙ ИМУЩЕСТВА!*

Изменения в Хозяйственный кодекс по вопросу деятельности
государственных предприятий

Нижеследующая информация будет интересна государственным коммерческим предприятиям, - Законом Украины от 16.06.2005 г. № 2668-IV “О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины” (вступил в силу 08.07.2005 г.) внесены некоторые (тоже, надо сказать, плохие) изменения в Хозяйственный кодекс в части существенного урезания прав государственных коммерческих предприятий, а именно:

- теперь эти предприятия будут в обязательном порядке применять процедуры “закупивель”, установленные Законом Украины “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства” - ранее этот вопрос был спорным - теперь, чтоб ни у кого не оставалось сомнений, законодатель четко и недвусмысленно указал - без аттестации (попробуйте пройдите) и “закупивельного” аукциона - никуда;

- предприятия, чистая прибыль которых превышает 50 млн, финансовый план утверждают в Кабинете Министров, остальные - в органах управления, к которым они относятся;

- прочие условия деятельности остались почти без изменений.

Изменения в Кодекс Украины об
административных правонарушениях

Усилена ответственность за мелкое хищение чужого имущества (на сумму до 51 грн. - 3 НМДГ) - установлен административный арест до 15 суток, что, безусловно, будет положительно сказываться на крупных предприятиях - “несунам” станет хуже.

Изменения, связанные с защитой
вкладов в банковских учреждениях

Вот что значит иметь хорошее лобби: банкиры сумели позаботиться не только о себе, но и о своих клиентах, - в соответствии с Законом Украины от 02.06.2005г. № 2631-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о приведении законодательства в соответствие с Гражданским кодексом Украины” внесены следующие изменения:

- в уголовном процессе обеспечение гражданского иска и конфискации имущества в части наложения ареста на вклады в банковских учреждениях осуществляется только по решению суда;

- в исполнительном производстве наложение ареста на вклады в банковских учреждениях, счета в ценных бумагах также осуществляется только по решению суда;

- по процедурам взыскания налогового долга, определенным Законом № 2181, арест на вклады в банковских учреждениях, счета (в т. ч. в процедуре административного ареста) осуществляется исключительно по решению суда;

- а банк без решения суда вообще нельзя никаким образом “взять”, - это если кратко охарактеризовать произошедшие изменения.

Налоговый залог

В свете решения Конституционного Суда Украины от 24.03.2005 г. № 2-рп/2005 по делу неконституционности отдельных положений Закона № 2181, касающихся налогового залога, ГНАУ приняла налоговое разъяснение о том, как теперь применять положения Закона № 2181 с учетом решения Конституционного Суда. Налоговая, как это обычно бывает, толкует не только законы, но уже и решения судебных органов (разумеется, мало того, что неправильно, так еще и не в пользу налогоплательщика), - в Приказе от 16.06.2005 г. № 216 “Об утверждении налогового разъяснения [относительно положений статьи 8 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”]”: налоговая согласилась с тем, что передавать в налоговый залог ВСЕ активы предприятия-должника нельзя, но утверждает, что передаваемые в залог активы должны в 2 раза покрывать

недоимку. Откуда они взяли эту несуразицу, сказать сложно, но теперь налоговая будет действовать именно так, а обжаловать “двукратный” налоговый залог можно будет там же, где мы это делаем обычно - в хозяйственном суде по Кодексу административного судопроизводства**. При этом будет составляться акт, где будут описываться активы, и по его результатам информация будет заноситься в реестр залогов.

Изъятие документов

Процедуры изъятия документов налоговыми органами на предприятии обычно проводятся в двух основных случаях:

- налоговой милицией на основании постановления следователя при производстве по уголовному делу (эти процедуры регулируются уголовно-процессуальным законодательством, которое при таких обстоятельствах имеет приоритет перед Законом о государственной налоговой службе, - изъятие документов ... повторимся ... в таком случае осуществляется на основании постановления следователя без решения суда);

- налоговой инспекцией в процессе проведения проверок предприятия - в таком случае процедура изъятия документов регулируется Законом о государственной налоговой службе и подзаконными актами, а именно - новым приказом ГНАУ от 08.11.2005 г. № 493 “Об утверждении Инструкции о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины оригиналов и копий финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов”.

В целом, Инструкция не содержит ничего очень важного, но на некоторых ее положениях мы все же остановимся:

- первое - запрещается изымать документы, которые не подтверждают фактов нарушения налогового законодательства;

- второе - перед началом выемки документов налоговая должна предъявить решение суда, указать список документов, подлежащих выемке, и предложить выдать их добровольно;

- третье - налоговая должна оставить копии изымаемых документов и составить опись.

Запрет курения

С 25.10.2005г. в Украине официально действует Закон о борьбе с курением, официально документ называется Закон Украины от 22.09.2005г. № 2899-IV “О мерах по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения”, закон призван уменьшить потребление табачных изделий украинцами, но, как обычно, больнее всего он ударит по предпринимателям.

С 1 июля 2006 года во всех общественных местах (кафе, ресторанах, офисах и т. п.) не менее 50 % территории должно быть отведено владельцами этих мест для некурящих таким образом, чтобы табачный дым с “курящей” половины не распространялся на эту территорию.

Уже с октября 2005 года запрещается курение на рабочих местах и в общественных местах, для курильщиков обязательно должны быть оборудованы специальные места, где размещена информация о вреде курения.

Курение в запрещенных местах будет караться штрафом до 7 НМДГ, - КУоАП дополнен новой статьей 175-1.

С 1 января 2007 табачные изделия должны быть маркированы специальным образом, с размещением информации о вреде курения; реализация табачных изделий без такой маркировки будет караться штрафными санкциями в размере до 10 тыс. грн., кроме этого, будет запрещена реализация табачных изделий с содержанием вредных веществ выше допустимой нормы - нарушение этого правила также будет наказываться существенными штрафами.

Информация для субъектов ВЭД

С 1 сентября 2005 года в Украине действует достаточно важный для всех субъектов внешнеэкономической деятельности законодательный акт - Закон о международном частном праве (Закон Украины от 23.06.2005 г. № 2709-IV “О международном частном праве”). Закон достаточно сложный, и толкование его положений может быть интересно лишь юристам-международникам. Нам лишь следует знать, что со вступлением в силу данного Закона, в Украине четко определены правила заключения ВЭД-договоров, а именно:

- каким законодательством следует руководствоваться при заключении договора с иностранным элементом;

- как разрешаются споры с иностранным элементом и каким судам они подведомственны;

- правовой статус имущества, принадлежащего лицу-резиденту одного государства, но находящемуся в другом государстве;

- правовой статус физических и юридических лиц-нерезидентов Украины;

- порядок исполнения судебных решений с иностранным элементом, принятых как в Украине, так и за ее пределами;

- и многие другие вопросы ВЭД-отношений, которые будут детально нами рассмотрены в одной из следующих статей.

----------------------------------

* Автор просит прощения у уважаемой публики за нижеследующие эмоции, но мне кажется, что этот закон как-то не вяжется с декларациями о партнерстве бизнеса и власти и создании дополнительных рабочих мест и выводе зарплаты из “тени” - ну какой же, извините за выражение, дурак будет создавать рабочие места и платить всю зарплату “в белую”, чтоб его потом за этих работников и зарплату посадили на 10 лет с конфискацией!!! Да еще и в условиях того, что с уплатой в Пенсионный фонд взносов плательщиками единого налога ситуация по-прежнему остается неоднозначной, - так это что ж, теперь всех директоров малых предприятий пересажать нужно, а конфискованное имущество продать и выплатить пенсии???

** Аж самому страшно становится от такого куралесия, - извиняться третий раз не стану. Коллеги меня поймут!

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 52 (522), 26 декабря 2005 г.
Подписной индекс 40783