Навоз - не только ценное удобрение,
но и объект для уплаты сбора...

ВОПРОС: 1. У предприятия, которое занимается разведением лошадей, возникли вопросы, связанные с учетом навоза, полученного при содержании лошадей, и уплатой сбора за его размещение:

- относится ли навоз к отходам;

- нужно ли такому предприятию уплачивать сбор за загрязнение окружающей среды?

2. Предприятие, в процессе деятельности которого образуются отходы в виде навоза, спрашивает:

- как правильно заполнить налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды;

- как поступить, если навоз складировался на предприятии с ноября 2004 года до настоящего времени, а в налоговом расчете информация об этом не отражалась?

3. Как вести бухгалтерский учет навоза?

ОТВЕТ: Да, навоз - это отходы.

Закон № 187 (ст. 1) определяет их как какие-либо вещества, материалы и предметы:

- создающиеся в процессе деятельности, которую ведет человек;

- не имеющие дальнейшего использования по месту образования или выявления;

- от которых собственник должен избавиться путем утилизации либо удаления.

Отходы, образующиеся при выращивании лошадей, в Перечне названий и кодов отходов (включен в Государственный классификатор отходов ДК 005-96) значатся под кодом 0122.

За размещение отходов с субъектов хозяйствования взимается плата - она входит в состав сбора за загрязнение окружающей природной среды (ст. 39 Закона № 187).

Размер этой платы рассчитывается исходя из лимитов на объемы образования и размещения отходов (далее - лимиты) (п. “а” ст. 32 Закона № 187). Без получения лимитов вести хозяйственную деятельность таким субъектам запрещено.

Разработка, утверждение и пересмотр лимитов определены Порядком № 1218.

От получения указанных лимитов освобождены владельцы отходов:

- для которых платежи за размещение отходов не превышают 10 грн. в год;

- заключившие договоры с предприятиями коммунального хозяйства на размещение бытовых отходов;

- получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья, которые входят в перечень, утвержденный Постановлением № 183 (навоз в данный перечень не включен).

На всех остальных лиц, которые размещают на своей территории отходы, образующиеся в процессе их хозяйственной деятельности, распространяется требование: до 1 июня текущего года представлять в территориальный орган Минприроды заявление о получении разрешения на размещение отходов в следующем году (п. 12 Порядка № 1218).

К заявлению, в частности, нужно приложить:

- проект лимита на получение и размещение отходов;

- справку о наличии специально отведенных мест или объектов для размещения отходов;

- сведения об отходах и степени их опасности;

- другие справки и сведения (какие именно - вам подскажут в территориальном органе Минприроды).

Срок действия лимитов составляет 1 год. Лимиты, устанавливаемые на следующий год, доводятся до сведения владельцев отходов до 1 октября текущего года (п. 18 Порядка № 1218).

Конечно же, за правильность определения нормативов и лимитов получения отходов, а также за своевременность их утверждения владельцы отходов несут ответственность (п. 20 Порядка № 1218).

Если фактический объем отходов у плательщика сбора превысит установленные лимиты либо если утвержденных лимитов у него не окажется, то сбор такому

субъекту придется уплатить в пятикратном размере (п. 5.4 и 5.5 Инструкции № 162).

Итак, мы выяснили: навоз относится к отходам, и, значит, предприятия, занимающиеся животноводством, обязаны уплачивать сбор за его размещение. Нормативы сбора определены Порядком № 303 (табл. 1.9).

Такого же мнения придерживаются в ГНАУ и в Министерстве охраны окружающей природной среды (см. Письмо № 9927 и Письмо № 9726).

2. Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды заполняется в соответствии с Инструкциями № 162 и № 111.

Сумма сбора за размещение отходов рассчитывается плательщиками самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Расчет производится на основании:

- утвержденных лимитов на объемы размещения отходов;

- фактических объемов;

- нормативов сбора (приведены в табл. 1.9 приложения 1 к Порядку № 303);

- корригирующих коэффициентов (табл. 2.4 и 2.5 приложения 2 к Порядку № 303).

В 2005 году к нормативам применяется коэффициент 1,082 (Постановление № 1790).

Теперь о том, как предприятию исправить положение, если данные о складированном навозе не были включены им в налоговый расчет в прошлых налоговых периодах. В таком случае можно самостоятельно уточнить обязательства до начала проверки предприятия налоговым органом.

Для этого нужно воспользоваться Порядком исправления самостоятельно выявленных ошибок по расчету сбора (определен п. 7.2 Инструкции № 162 и п. 2.1 Инструкции № 111). Отметим, что при занижении налогового обязательства плательщик сбора должен уплатить сумму недоимки и штраф в размере 5 % этой суммы (п. 17.2 Закона № 2181).

3. Навоз, полученный при выращивании лошадей, относится к побочной (сопутствующей) продукции коневодства и после прохождения процесса гниения преобразуется в ценное органическое удобрение. Побочная продукция не калькулируется. На ее стоимость уменьшается себестоимость основной продукции.

Стоимость навоза рассчитывается путем суммирования нормативно-расчетных затрат на его уборку и доставку к месту хранения, а также стоимости подстилки, использованной для животных (п. 9.2 Методических рекомендаций № 132).

Определить стоимость навоза можно также на основании П(С)БУ 16 “Расходы” (п. 11), где сказано: стоимость сопутствующей продукции рассчитывается по ценам возможного ее использования на предприятии или по справедливой стоимости, если такая продукция предназначена для реализации. Порядок оценки навоза, выбранный предприятием, фиксируется в приказе об учетной политике.

Количество навоза обычно устанавливается расчетным путем по приблизительным нормам выхода свежего навоза от одной среднегодовой головы животных за год. Эти нормы приведены в Методических рекомендациях № 221 (п. 6.10)и составляют.

- для взрослой лошади - 6 т;

- 1-й головы молодняка лошадей - 40 % нормы выхода взрослой лошади (2, 4 т).

Навоз, полученный в качестве побочной продукции при содержании животных, в бухгалтерском учете относят на отдельный субсчет счета 27 “Продукция сельскохозяйственного производства”. Например, это может быть субсчет 2729 “Навоз, полученный от лошадей”.

Перечень документов

1. Закон № 187 - Закон Украины от 05.03.98 г. № 187/98-ВР “Об отходах”.

2. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III “О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами”.

3. Постановление № 183 - постановление КМУ от 28.02.01 г. № 183 “Об утверждении перечня отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию”.

4. Постановление № 1790 - постановление КМУ от 31.12.04 г. № 1790 “О внесении изменения в приложение 1 к Порядку установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора”.

5. Инструкция № 111 - Инструкция относительно составления налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.05 г. № 111.

6. Инструкция № 162 - Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минприроды Украины, ГНАУ от 19.07.99 г. № 162/379.

7. Порядок № 303 - Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

8. Порядок № 1218 - Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на создание и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

9. Письмо № 9927 - письмо ГНАУ от 14.10.05 г. № 9927/6/15-0816 “О предоставлении ответа”.

10. Письмо № 9726 - письмо Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 12.10.05 г. № 9726/17-5 “Относительно установления лимитов и уплаты сборов за загрязнение”.

11. Государственный классификатор отходов (ДК 005-96) - Классификатор отходов ДК 005-96, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89.

12. Методические рекомендации № 132 - Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденные Минагрополитики Украины от 18.05.01 г. № 132.

13. Методические рекомендации № 221 - Методические рекомендации о порядке заполнения специализированных форм годового отчета сельскохозяйственными предприятиями, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 08.11.2000 г. № 221.

Алла Харитонова,
бухгалтер-эксперт фирмы “Баланс-Клуб”