КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

Бухгалтерский учет

Учет объектов авторского права

ВОПРОС: 1. В каких случаях объекты права интеллектуальной собственности должны учитываться учреждением как нематериальные активы?

2. Каковы особенности проведения инвентаризации нематериальных активов?

3. Как отразить в бухгалтерском учете учреждения приобретение и выдачу путевок на санаторно-курортное лечение?

ОТВЕТ: 1. Законом Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” бухгалтерский учет определен как обязательный вид учета, который ведется учреждением. Бухгалтерский учет - это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности учреждения.

Все хозяйственные операции, которые осуществляются бюджетным учреждением, должны быть полностью отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

В соответствии с Инструкцией № 64 (в редакции Приказа № 30) нематериальные активы - это активы, которые не имеют физической и/или материальной формы, независимо от их стоимости, и используются учреждением в процессе выполнения основных функций более одного года.

Для того чтобы нематериальные активы можно было взять на учет, они должны быть закончены и удостоверены соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

В составе нематериальных активов учитываются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения таких прав от бывших собственников и определения стоимости такого объекта.

Следует отметить, что объект авторского права, приобретенный на условиях пользования им, без передачи прав на владение или распоряжение, в составе нематериальных активов не учитывается. Расходы, связанные с приобретением (созданием) таких объектов, признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

Не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на исследование, подготовку и переподготовку кадров и т. п.

Приобретенные (созданные) нематериальные активы, относительно которых бюджетному учреждению передается право собственности, зачисляются на баланс бюджетного учреждения по первоначальной стоимости (согласно фактическим расходам на их приобретение и изготовление), а объекты, которые переоценивались, - по восстановительной стоимости. При этом запись в регистрах бухгалтерского учета производится на основании первичных документов. Эти документы должны быть составлены в момент осуществления операции, а если это невозможно, - непосредственно после ее завершения.

Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утверждены Приказом № 114) для бухгалтерского учета нематериальных активов предусмотрен счет 12 “Нематериальные активы”, объектов права интеллектуальной собственности - субсчет 121 “Авторские и смежные с ними права”.

Общие правила отражения в бухгалтерском учете приобретения, оприходования и списания нематериальных активов изложены в Инструкции № 61 (в редакции Приказа № 28).

Инвентаризация нематериальных активов

2. Единые требования относительно порядка проведения инвентаризации нематериальных активов бюджетных учреждений установлены Инструкцией № 90.

Инвентаризации, согласно этой Инструкции, подлежит все имущество учреждения и все виды финансовых обязательств. Но заметим: кроме общих норм, определенных вышеупомянутой Инструкцией, при инвентаризации данных активов необходимо обратить внимание и на следующее.

Инвентаризационная комиссия должна проверить наличие документов, согласно которым оформлены приобретенные нематериальные активы, и документов, описывающих сам объект нематериальных активов, которые были основанием для их оприходования.

В инвентаризационную опись комиссия включает данные о названии нематериального актива с указанием документации на его приобретение (лицензионный договор, авторский договор, патент), характеристике, назначении, дате ввода в хозяйственный оборот, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов.

При выявлении объектов нематериальных активов, которые не были взяты на учет, а также таких, относительно которых в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись отсутствующие или правильные сведения и показатели относительно этих объектов.

В случае выявления расхождений (недостач, излишков) между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей инвентаризационной комиссией составляются соответствующие заключения. Сумма выявленных излишков включается в Справку о поступлении в натуральной форме, которая представляется в органы Государственного казначейства Украины.

Приобретение и выдача путевок

3. Отражение основных хозяйственных операций бюджетными учреждениями осуществляется на основе бухгалтерских проводок, приведенных в Инструкции № 61 (в редакции Приказа № 28).

В бухгалтерском учете стоимость путевки отражается по стоимости ее получения. При этом расчеты с Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности в учете учреждения отражаются следующими записями:

1. Оприходование путевки:

Дт 331
 
Кт 652
 

В то же время осуществляется вторая запись:

Дт 08
 
-
 

2. Поступление средств за путевку в кассу:

Дт 301
 
Кт 364
 

Выдана работнику путевка:

Дт 364
 
Кт 331
 

В то же время осуществляется вторая запись:

-
 
Кт 08
 

4. Зачисление на специальный регистрационный счет средств, поступивших в кассу учреждения:

Дт 328
 
Кт 301
 

5. Перечисление средств Фонду за путевку:

Дт 652
 
Кт 328
 

Перечень документов

1. Приказ № 114 - приказ Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений”.

2. Инструкция № 61 - Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 (в редакции приказа Госказначейства от 14.02.05 г. № 28).

3. Инструкция № 64 - Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (в редакции приказа Госказначейства от 21.02.05 г. № 30).

4. Инструкция № 90 - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.

Ольга Куценко,
заместитель начальника Управления -
начальник отдела казначейского исполнения смет,
бухгалтерского учета и отчетности
бюджетных учреждений