КОНСУЛЬТИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ
Бухгалтерский учет
Учет объектов авторского права
ВОПРОС: 1. В каких случаях объекты права интеллектуальной собственности должны учитываться учреждением как нематериальные активы?
2. Каковы особенности проведения инвентаризации нематериальных активов?
3. Как отразить в бухгалтерском учете учреждения приобретение и выдачу путевок на санаторно-курортное лечение?
ОТВЕТ: 1. Законом Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” бухгалтерский учет определен как обязательный вид учета, который ведется учреждением. Бухгалтерский учет - это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности учреждения.
Все хозяйственные операции, которые осуществляются бюджетным учреждением, должны быть полностью отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
В соответствии с Инструкцией № 64 (в редакции Приказа № 30) нематериальные активы - это активы, которые не имеют физической и/или материальной формы, независимо от их стоимости, и используются учреждением в процессе выполнения основных функций более одного года.
Для того чтобы нематериальные активы можно было взять на учет, они должны быть закончены и удостоверены соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
В составе нематериальных активов учитываются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения таких прав от бывших собственников и определения стоимости такого объекта.
Следует отметить, что объект авторского права, приобретенный на условиях пользования им, без передачи прав на владение или распоряжение, в составе нематериальных активов не учитывается. Расходы, связанные с приобретением (созданием) таких объектов, признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.
Не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены, расходы на исследование, подготовку и переподготовку кадров и т. п.
Приобретенные (созданные) нематериальные активы, относительно которых бюджетному учреждению передается право собственности, зачисляются на баланс бюджетного учреждения по первоначальной стоимости (согласно фактическим расходам на их приобретение и изготовление), а объекты, которые переоценивались, - по восстановительной стоимости. При этом запись в регистрах бухгалтерского учета производится на основании первичных документов. Эти документы должны быть составлены в момент осуществления операции, а если это невозможно, - непосредственно после ее завершения.
Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.
Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утверждены Приказом № 114) для бухгалтерского учета нематериальных активов предусмотрен счет 12 “Нематериальные активы”, объектов права интеллектуальной собственности - субсчет 121 “Авторские и смежные с ними права”.
Общие правила отражения в бухгалтерском учете приобретения, оприходования и списания нематериальных активов изложены в Инструкции № 61 (в редакции Приказа № 28).
Инвентаризация нематериальных активов
2. Единые требования относительно порядка проведения инвентаризации нематериальных активов бюджетных учреждений установлены Инструкцией № 90.
Инвентаризации, согласно этой Инструкции, подлежит все имущество учреждения и все виды финансовых обязательств. Но заметим: кроме общих норм, определенных вышеупомянутой Инструкцией, при инвентаризации данных активов необходимо обратить внимание и на следующее.
Инвентаризационная комиссия должна проверить наличие документов, согласно которым оформлены приобретенные нематериальные активы, и документов, описывающих сам объект нематериальных активов, которые были основанием для их оприходования.
В инвентаризационную опись комиссия включает данные о названии нематериального актива с указанием документации на его приобретение (лицензионный договор, авторский договор, патент), характеристике, назначении, дате ввода в хозяйственный оборот, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов.
При выявлении объектов нематериальных активов, которые не были взяты на учет, а также таких, относительно которых в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, инвентаризационная комиссия должна включить в инвентаризационную опись отсутствующие или правильные сведения и показатели относительно этих объектов.
В случае выявления расхождений (недостач, излишков) между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей инвентаризационной комиссией составляются соответствующие заключения. Сумма выявленных излишков включается в Справку о поступлении в натуральной форме, которая представляется в органы Государственного казначейства Украины.
Приобретение и выдача путевок
3. Отражение основных хозяйственных операций бюджетными учреждениями осуществляется на основе бухгалтерских проводок, приведенных в Инструкции № 61 (в редакции Приказа № 28).
В бухгалтерском учете стоимость путевки отражается по стоимости ее получения. При этом расчеты с Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности в учете учреждения отражаются следующими записями:
1. Оприходование путевки:
| Дт 331 |
Кт 652 |
В то же время осуществляется вторая запись:
| Дт 08 |
- |
2. Поступление средств за путевку в кассу:
| Дт 301 |
Кт 364 |
Выдана работнику путевка:
| Дт 364 |
Кт 331 |
В то же время осуществляется вторая запись:
| - |
Кт 08 |
4. Зачисление на специальный регистрационный счет средств, поступивших в кассу учреждения:
| Дт 328 |
Кт 301 |
5. Перечисление средств Фонду за путевку:
| Дт 652 |
Кт 328 |
Перечень документов
1. Приказ № 114 - приказ Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114 “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений”.
2. Инструкция № 61 - Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 (в редакции приказа Госказначейства от 14.02.05 г. № 28).
3. Инструкция № 64 - Инструкция по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 (в редакции приказа Госказначейства от 21.02.05 г. № 30).
4. Инструкция № 90 - Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90.
Ольга Куценко,
заместитель начальника Управления -
начальник отдела казначейского исполнения смет,
бухгалтерского учета и отчетности
бюджетных учреждений
