КОНСУЛЬТИРУЕТ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

Знакомимся с новым П(С)БУ 29
"Финансовая отчетность по сегментам"

Совсем недавно приказом МФУ было утверждено новое П(С)БУ 29.

ВОПРОС: 1. Чем вызвана необходимость принятия данного стандарта?

2. За какой период предприятия впервые должны предоставить информацию по сегментам?

3. Необходимо ли при заполнении формы № 6 за 2005 год приводить для сопоставления данные за 2004 год как того требует ее общий формат?

4. Обязаны ли все предприятия представлять форму № 6, включая случаи, когда организационной структурой не предусмотрено сегментирование деятельности?

5. Что можно порекомендовать предприятиям для упрощения сбора информации по сегментам?

6. Какие основные моменты, на которые предприятиям необходимо обратить внимание уже сейчас. Например, следует ли при определении отчетного сегмента применять все критерии, указанные в приложении 2, и является ли этот перечень исчерпывающим? Возможно ли применение других критериев и каких именно?

ОТВЕТ: 1. Как правило, предприятия осуществляют предпринимательство одновременно в нескольких видах деятельности (строительство, торговля, транспорт, оптовая торговля, розничная торговля), осуществляют производство не одного вида продукции, занимаясь даже одним видом деятельности (например, промышленным или сельскохозяйственным производством).

В этих условиях информация об аспектах такой разноплановой, диверсифицированной деятельности (доходы, расходы, прибыль, активы, обязательства и производная от них рентабельность), подверженной разным по последствиям фискам, чрезвычайно необходима собственникам, акционерам, потенциальным инвесторам, членам трудового коллектива и муниципальным органам. Она позволит оценить деятельность субъекта хозяйствования, перспективы его развития по видам продукции, территориальному размещению, а в этой связи - возможности создания (сохранения) рабочих мест, увеличения доходной части местных и центрального бюджетов.

Безусловно, согласно ст. 8 Закона о бухучете* предприятие в лице его собственника может обеспечить предоставление ему (собственнику) и только ему какой угодно глубины аналитической информации о деятельности предприятия. Но в целях обеспечения баланса интересов всех других пользователей финансовой отчетности, включая трудовые коллективы, потенциальных инвесторов, органы государственного статистического наблюдения, государство должно установить минимальные обязательные требования относительно необходимости раскрытия подобной финансово-экономической информации.

Утверждение Положения (стандарта) бухгалтерского учета 29 "Финансовая отчетность по сегментам" (далее - П(С)БУ 29) направлено на обеспечение получения подобной информации, корреспондируется со статьей 1 Закона о бухучете и международным стандартом финансовой отчетности 14 "Отчетность по сегментам".

2. Учитывая традиции и структуру действующей финансовой отчетности, П(С)БУ 29 предусматривает составление унифицированного для всех предприятий отчета в виде Приложения к годовому отчету "Информация по сегментам" (форма № 6). Уже само название отчета говорит о периодичности его составления - один раз в год начиная с годового отчета за 2005 год.

3. В целях обеспечения качественных характеристик финансовой отчетности (п. 17 П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности") форма № 6 предусматривает заполнение показателей за отчетный и предыдущий годы.

4. Согласно п. 2 П(С)БУ 29 Приложение к годовому отчету "Информация по сегментам" (форма № 6) не обязаны составлять и представлять только малые предприятия и неприбыльные организации. Если предприятие выпускает один и больше видов продукции, оказывает один и больше видов услуг, выполняет один и больше видов работ, продает одним и больше способами товары (розничная торговля, оптовая торговля, комиссионная торговля), то предприятие должно составлять этот отчет.

5. Сегментная информация приводится в статистической отчетности уже не один год. Так, сельскохозяйственные предприятия с 2001 года заполняют статистический отчет по форме № 50-сг "Основные экономические показатели работы сельхозпредприятий", в котором приводятся данные о производстве, реализации, себестоимости по 45 видам продукции растениеводства и животноводства, промышленной продукции, реализации товаров, других работ и услуг. Сведения о доходах по 15 видам продукции растениеводства и животноводства представляют фермерские хозяйства в статистическом отчете по форме № 2 (ферм). Оптовые торговые организации в статистическом отчете по форме № 1-опт предоставляют данные о доходах от оптовой продажи в разрезе почти по 120 наименованиям товаров и товарных групп. По данным статистического отчета промышленного предприятия о выпуске более 150 видов (групп) готовой продукции (форма № 1П-НПП) также можно определить некоторые критерии хозяйственного сегментного деления.

Однако статистическая отчетность не может быть обнародована по каждому отдельному предприятию без его согласия, то есть доступ потенциальных инвесторов к ней ограничен, практически исключен. В то же время согласно законодательству таких ограничений не имеет финансовая отчетность, которую наиболее значимые для общества предприятия даже обязаны обнародовать в печатных средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 4 Закона о бухучете в бухгалтерском учете и финансовой отчетности доходы сравниваются с соответствующими расходами для определения финансовых результатов. Согласно ст. 8 указанного Закона предприятие устанавливает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета и отчетности хозяйственных операций.

П(С)БУ 15 "Доход" предусматривает ведение бухгалтерского учета и раскрытие информации о доходах по их видам, группам, а П(С)БУ 16 "Расходы" - по объектам расходов: объект расходов определяется в П(С)БУ 16 как продукция, работы, услуги или вид деятельности предприятия, требующие определения связанных с их производством (выполнением) затрат. В целях обеспечения соблюдения принципа соответствия доходов и расходов информация о доходах и расходах должна накапливаться по установленной номенклатуре объектов расходов (классификационный разрез). Бухгалтерский учет активов осуществляется по их видам, группам, местам хранения и использования.

Соблюдение указанных норм по аналитическому учету в разрезе сегментов деятельности предприятия с применением номенклатуры шифров сегментов и аналитических счетов третьего, четвертого порядков к синтетическим счетам бухгалтерского учета, введение необходимых для этого группировочных таблиц, расшифровок к регистрам бухгалтерского учета может обеспечить формирование и накопление в бухучете детализированной информации о доходах, расходах, финансовых результатах, активах и капитальных инвестициях для использования при заполнении формы № 6.

6. При определении (выделении) отчетных сегментов необходимо, чтобы большая (более 50 %) часть дохода сегмента была результатом операций от реализации продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям и одновременно показатели деятельности сегмента соответствовали одному из следующих критериев:

а) доход данного сегмента от реализации продукции (товаров, работ, услуг) внешним покупателям и другим структурным подразделениям предприятия (по внутрихозяйственным расчетам) составляет не менее 10 % совокупного дохода всех сегментов предприятия от продажи внешним (сторонним) покупателям и другим структурным подразделениям (по внутрихозяйственным расчетам);

б) финансовый результат данного сегмента составляет не менее 10 % суммарного финансового результата всех сегментов предприятия. Если же предприятие по разным сегментам в отчетном периоде имеет одновременно и прибыль, и убыток, то отчетным принимается сегмент, финансовый результат которого составляет не менее 10 % большей из двух абсолютных величин - суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;

в) балансовая стоимость активов данного сегмента составляет не менее 10 % совокупной балансовой (остаточной) стоимости активов всех сегментов.

Сегмент, не соответствующий указанным критериям, может быть признан отчетным, если он является важным для деятельности предприятия в целом, т. е. обеспечивает деятельность других сегментов, а информация о его деятельности имеет существенный характер.

____________________________

* Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

Валерий Пархоменко,
начальник Управления методологии бухгалтерского учета,
академик Академии наук, заслуженный экономист Украины