Должностные оклады
работников здравохранения

ВОПРОС: 1. Как правильно установить размер повышения схемного должностного оклада в связи с вредными и тяжелыми условиями труда:

- фельдшеру-лаборанту участковой больницы (выполняет работу с применением химических веществ, отнесенных к аллергенам, и с живым возбудителем инфекции);

- фельдшеру-лаборанту клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы (выполняет работу с применением химических веществ, отнесенных к аллергенам, с живым возбудителем инфекции и проводит клинические исследования мокроты на туберкулез)?

2. Имеют ли право педагогические работники детского противотуберкулезного заведения на повышение согласно приложению № 3 к Условиям № 161/137 схемных должностных окладов за работу во вредных и тяжелых условиях труда?

3. Можно ли устанавливать доплату за увеличение объема выполняемых работ или надбавку за выполнение дополнительной работы до 50 % должностного оклада среднему медицинскому персоналу райсанэпидстанции в связи с наличием вакантных должностей врача по гигиене труда и врача по коммунальной гигиене?

4. В каком порядке начисляется доплата за выслугу лет библиотекарю областного противотуберкулезного диспансера: с учетом повышения схемного должностного оклада в связи с вредными и тяжелыми условиями труда или без такового?

5. Как оплачиваются дежурства врачей - акушеров-гинекологов, осуществленные по графику в рабочие дни недели сверх месячной нормы рабочего времени: в одинарном размере часовой ставки или двойном размере как работа в сверхурочное время?

6. Считается ли работой в сверхурочное время дежурство, осуществленное врачами - акушерами-гинекологами по ранее утвержденным графикам в рабочие дни недели сверх месячной нормы рабочего времени?

7. Чем отличается должностной оклад главного бухгалтера централизованной бухгалтерии районного территориального медицинского объединения (РТМО) от должностного оклада главного бухгалтера центральной районной больницы (ЦРБ)?

8. Можно ли предоставлять надбавку до 50 % секретарю-машинистке райсанэпидстанции за выполнение ею обязанностей инспектора по кадрам?

ОТВЕТ: 1. Схемные должностные оклады медицинских работников бактериологических отделов или должностей отдельных работников в составе клинико-диагностических лабораторий повышаются за работу с химическими веществами, отнесенными к аллергенам (перечень приведен в приложении № 7 к Условиям № 161/137), и с живым возбудителем инфекционных заболеваний (туберкулез - это инфекционное заболевание, которое вызывается возбудителем микобактерии туберкулеза - п. 6.1 разд. 6 Приказа № 45).

2. Нет, не имеют.

Труд педагогических работников заведений здравоохранения оплачивается в соответствии с условиями оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики (п. 1.6 Условий № 161/137).

При исчислении размеров заработной платы этой категории работников применяются условия оплаты труда, ставки заработной платы и должностные оклады, предусмотренные Инструкцией № 102 (п. 1 разд. I Инструкции № 102).

Следовательно, размеры должностных окладов (ставок заработной платы) педагогическим работникам, работающим в заведениях здравоохранения, устанавливаются в размерах, предусмотренных приложением № 5 к Приказу № 161.

Кроме того, ставки заработной платы (должностные оклады) данным работникам, работающим в специализированных домах ребенка, детских больницах (отделениях), санаториях и других специализированных заведениях (п. 7 приложения № 5 к Инструкции № 102), повышаются на 0,66 минимального размера заработной платы (п. 16 разд. III Инструкции № 102). Абсолютный размер этого повышения составляет 21,4 грн.

Педагогические работники туберкулезных (противотуберкулезных) санаториев имеют основания еще и для повышения ставок заработной платы и должностных окладов одновременно по двум основаниям.

В этом случае повышение ставок осуществляется в размере одной минимальной заработной платы (п. 34 разд. V А Инструкции № 102). Абсолютный размер такого повышения - 32,41 грн.

ПРИМЕР

Месячный должностной оклад учителя первой категории по состоянию на 01.07.05 г. составляет 434 грн.

Повышение должностного оклада за работу в учреждениях специального назначения, по двум основаниям, - 32,41 грн.

Всего месячный должностной оклад в данном случае будет составлять 466,41 грн. (434 грн. + 32,41 грн.).

Доплаты

3. Перечень профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждается руководителем заведения здравоохранения в соответствии с коллективным договором (пп. 4.2.1 разд. 4 Условий № 161/137).

Как правило, увеличение объема выполняемых работ осуществляется в пределах одной категории персонала (Постановление № 1145).

Должность врача гигиенического профиля разрешено занимать лицам, которые прошли подготовку на санитарно-гигиенических (медико-профилактических) факультетах высших медицинских учебных заведений.

Средний медицинский персонал проходит подготовку в средних специальных медицинских учебных заведениях. К тому же право занимать должности среднего медицинского персонала дает окончание третьего или четвертого курса вуза (Приказы № 195 и № 118-С).

Согласно вышеприведенному средний медицинский персонал не может получать доплату или надбавку за выполнение работы, которая по функциональным обязанностям подлежит выполнению врачами-специалистами.

4. Оплата труда работников культуры, которые работают в заведениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики (п. 1.6 Условий № 161/137).

Размеры месячных должностных окладов работникам культуры устанавливаются в соответствии с предусмотренными приложением № 2 к Приказу № 204.

Непосредственно определение должностных окладов работников заведений здравоохранения осуществляется по приказу руководителя постоянно действующей тарификационной комиссией, которая, руководствуясь действующими условиями оплаты труда, заполняет тарификационный список.

В соответствии с формой тарификационного списка, приведенного в приложении № 1 к Условиям № 161/137, определяется должностной оклад работника. В состав такого оклада включено и повышение схемного должностного оклада за вредные условия (в данном случае - за работу в противотуберкулезном заведении).

Согласно Постановлению № 84 работникам государственных и коммунальных библиотек начиная с 1 января 2005 г. установлена доплата за выслугу лет.

Размер месячного должностного оклада, вместе с повышением, в которое включено повышение за вредные условия труда, равен размеру должностного оклада библиотекаря. Следовательно, размер ежемесячной доплаты за выслугу лет определяется исходя из должностного оклада, в состав которого входит повышение за вредные условия.

Другие вопросы оплаты труда

5. Дежурства врачей и среднего медицинского персонала, осуществленные сверх месячной нормы рабочего времени, выполненной в рабочие дни недели по графику, оплачиваются в одинарном размере сверх оклада (ст. 106 и 107 КЗоТ; пп. 6.2 разд. 6 Условий № 161/137).

6. Дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику не является работой в сверхурочное время, поскольку работой в сверхурочное время считается работа сверх установленной продолжительности рабочего дня (ст. 62 КЗоТ). То есть продолжение работы работником в результате неявки работника, который заступает на дежурство, до момента окончания смены и невозможности заменить его другим работником (пп. 6.2 разд. 6 Условий № 161/137).

Как правило, сверхурочные работы не допускаются (ст. 62 КЗоТ). Применение их возможно только в исключительных случаях для продолжения работы с разрешения собственника или уполномоченного им органа (по согласованию с профсоюзным комитетом - ст. 64 КЗоТ).

Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (ст. 62 КЗоТ). Они не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 65 КЗоТ).

Но если возникает необходимость продолжить работу после отработки смены, а эти показатели могут быть превышены, собственник обязан немедленно принять меры к замене сменщика другим работником (ст. 62 КЗоТ) или после отражения в табеле отработанного времени предоставить работнику дополнительный день отдыха или оплатить это время в двойном размере.

7. Размер должностного оклада главного бухгалтера централизованной бухгалтерии РТМО определяется согласно нормам пп. 2.6.8 исходя из наивысшей группы по оплате труда руководителей заведений, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией (пп. 2.10.3 разд. 2 Условий № 161/137).

Согласно приведенным условиям устанавливается схемный должностной оклад, который на 10 -15 % ниже определенного схемного должностного оклада руководителя заведения. При этом при формировании должностного оклада главного бухгалтера централизованной бухгалтерии РТМО не учитываются следующие повышения схемного должностного оклада:

- на 20 % за работу в РТМО (пп. 3.4.9 разд. 3 Условий № 161/137);

- за квалификационную категорию, которую имеет руководитель заведения (пп. 2.6.1 разд. 2 Условий № 161/137);

- за наличие поликлиники, поскольку РТМО отсутствует в перечне заведений данного подпункта (пп. 3.4.10 разд. 3 Условий № 161/ 137), а также условия п. 1.7 разд. 1 Условий № 161/137.

Размер должностного оклада главного бухгалтера самостоятельной бухгалтерии центральной районной больницы также определяется согласно пп. 2.6.8 разд. 2 Условий № 161/137.

Установленный схемный должностной оклад на 10 - 15 % ниже, чем схемный должностной оклад руководителя заведения, определенного согласно пп. 2.6.1 (без учета повышения за квалификационную категорию, которую имеет руководитель заведения, и нормы п. 1.7 разд. 1 Условий № 161/137).

При этом учитывается повышение схемного должностного оклада на 15 % при наличии поликлиники.

8. Надбавку в таком размере устанавливают только за высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы, сложность и напряженность работы (пп. 5.4.1 разд. 5 Условий № 161/137), то есть за иные виды работ, нежели названные в письме.

В случае если должность инспектора по кадрам вакантна, назначение работника выполняющим обязанности по вакантной должности не допускается (п. 2 Разъяснения № 30/39).

В соответствии с классификацией профессий, приведенной в классификаторе ДК 003-95, должность инспектора по кадрам отнесена к разд. 3 "Специалисты". Сюда включены профессии, которым соответствует квалификация по диплому или другому соответствующему документу.

Должность секретаря-машинистки, согласно этому же классификатору, отнесена к разд. 4 "Технические служащие". В этом разделе перечислены профессии, предусматривающие знания, необходимые для подготовки, сохранения или восстановления информации и проведения вычислений (профессиональные задания, связанные с выполнением секретарских обязанностей, работой на пишущих машинках и т. п.).

Следовательно, исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что секретарь-машинистка не может выполнять обязанности инспектора по кадрам.

Но, по мнению редакции, выполнение такой работы возможно в случае наличия у работника, который зачислен на должность секретаря-машинистки, соответствующих профессиональных знаний.

Кроме того, для ведения воинского учета и бронирования кадров на основании Положения о воинском учете на секретаря-машинистку можно возложить обязанности по ведению воинского учета военнообязанных и призывников с установлением доплаты в размере до 50 % должностного оклада (Приказ № 165).

Перечень документов

1. КЗоТ - Кодекс законов о труде от 10.12.71 г. № 322-VIII, с изменениями.

2. Постановление № 84 - постановление Кабинета Министров Украины от 22.01.05 г. № 84 "Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек".

3. Постановление № 1145 - постановление Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)".

4. Приказ № 45 - приказ Министерства здравоохранения Украины от 28.01.05 г. № 45 "Об утверждении протокола предоставления медицинской помощи больным туберкулезом".

5. Приказ № 118-С - приказ Министерства здравоохранения Украины от 19.08.94 г. № 118-С "Об утверждении Порядка допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Украине граждан, которые прошли медицинскую или фармацевтическую подготовку в учебных заведениях иностранных стран", с изменениями.

6. Приказ № 161 - приказ Министерства образования и науки от 29.03.01 г. № 161 "Об утверждении размеров должностных окладов (ставок заработной платы) работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений", с изменениями.

7. Приказ № 165 - приказ Минобороны от 27.06.95 г. № 165 "Об утверждении Инструкции по воинскому учету военнообязанных и призывников на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях", с изменениями.

8. Приказ № 195 - приказ Министерства здравоохранения Украины от 25.12.92 г. № 195 "Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью".

9. Приказ № 204 - приказ Министерства культуры и искусств Украины от 19.04.01. г. № 204 "Об упорядочении Условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций культуры", с изменениями.

10. Условия № 161/137 - Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины от 06.04.01 г. № 161/137, с изменениями.

11. Инструкция № 102 - Инструкция о порядке начисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Министерства образования Украины от 15.04.93 г. № 102, с изменениями.

12. Классификатор ДК 003-95 - приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27.07.95 г. № 257 "Об утверждении Государственного классификатора Украины", с изменениями.

11. Разъяснение № 30/39 - разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.65 г. № 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", с изменениями.

Надежда Цыганова,
редактор