Правомерна ли проверка?
Бюджетным учреждениям необходимо быть готовыми к встрече с многими государственными органами, уполномоченными проверять их деятельность. Мы расскажем только о некоторых из них, в частности о тех, которыми интересуются наши читатели. Выясним, какими нормативными документами эти контролирующие органы руководствуются при проверках, периодичность и сроки их проведения.
Комиссия горисполкома
Отношения органов местного самоуправления с предприятиями (учреждениями и организациями), находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, строятся на принципах их подчиненности, подотчетности и подконтрольности органам местного самоуправления (ст. 17 Закона № 280). А, как известно, одним из методов осуществления контроля является проведение проверок.
Правом изучать деятельность (в том числе и финансово-хозяйственную) подотчетных и подконтрольных местному совету и исполкому предприятий (учреждений и организаций) наделены постоянные комиссии советов (ч. 6 ст. 47 Закона № 280). С этой целью они вправе получать от руководителей учреждений и организаций необходимые материалы и документы.
Кроме того, для осуществления контроля по конкретным вопросам, определенным местными советами, могут создаваться временные контрольные комиссии (ст. 48 Закона № 280).
К сожалению, порядок осуществления проверок органами местного самоуправления законодательством не определен. Действие Указа № 817 на данные органы не распространяется, поскольку они не названы среди контролирующих органов, перечисленных в ст. 5 этого Указа. Следовательно, периодичность и сроки проведения проверок органами местного самоуправления устанавливаются ими самостоятельно.
Инспекция экологического контроля
Осуществление государственного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства ст. 20 Закона № 1264 возложено на Министерство охраны окружающей природной среды. А в его составе правом проводить соответствующие проверки наделены экологические инспекции. Для этого им предоставлены полномочия, указанные в Положении № 1520 и п. 6 Положения № 108.
Так, экологические инспекции имеют право обследовать предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и хозяйствования в целях проверки соблюдения ими требований об охране окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической и радиационной безопасности. А также если в ходе проверки выявлены нарушения в природоохранной сфере, то инспекторы вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать об этом дела (п. 6 Положения № 108).
Специального нормативного документа, определяющего порядок проведения указанных проверок, на сегодняшний день не утверждено. Вероятно, в этом вопросе экологические инспекции руководствуются внутренним документом. Тем не менее, считаем, что проверки должны проводиться инспекторами только в рамках предоставленных им полномочий и на основании направления, выписанного руководителем экологической инспекции.
Государственный комитет по
надзору за охраной труда
Госнадзорохрантруда и его территориальные управления осуществляют проверки предприятий, учреждений и организаций в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законов и других нормативных актов по охране труда. Порядок проведения таких проверок урегулирован Положением № 92.
Согласно ст. 39 Закона № 2694 и п. 6 Положения № 29 должностные лица Госнадзорохрантруда имеют довольно широкие полномочия. Например, они имеют право беспрепятственно посещать подконтрольные объекты для проверки соблюдения ими законодательства по вопросам охраны труда, а в случае выявления нарушений - выдавать предписания и привлекать к административной ответственности виновных работников.
Проверки, осуществляемые органами Госнадзорохрантруда, подразделяются на плановые и внеплановые, а те, в свою очередь, на оперативные, целевые, комплексные, в зависимости от конкретных задач и целей.
Основанием для проведения внеплановых проверок является приказ, изданный территориальным управлением или Госнадзорохрантруда.
Как часто могут осуществляться плановые проверки, зависит от характера деятельности проверяемых субъектов, их количества и нагрузки на должностное лицо Госнадзорохрантруда. Кстати, предупреждать обязаны только о проведении плановой комплексной проверки. Письменное уведомление направляется работодателю за 30 рабочих дней до ее начала (п. 3.14 Положения № 92).
Продолжительность проверок определена в п. 3.12 Положения № 92. Оперативная проверка длится, как правило, 1 - 2 рабочих дня; целевая - до 5 рабочих дней, а комплексная - до 10 дней, но может быть продлена до 15 рабочих дней.
Во время проверки должностное лицо Госнадзорохрантруда должно иметь при себе удостоверение (п. 3.2 Положения № 92).
Государственная инспекция по энергосбережению
Законом № 74 (ст. 25) предусмотрено осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере энергосбережения.
Именно с этой целью Государственная инспекция по энергосбережению в составе Госкомэнергосбережения осуществляет проверки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности (пп. 18 п. 4 Положения № 918, п. 3 Положения № 1039). В том числе Государственная инспекция проверяет состояние учета топливно-энергетических ресурсов, расходуемых для предоставления услуг населению (электро-, водо-, газоснабжения).
Механизм осуществления таких проверок установлен Порядком № 64.
Инспекции по энергосбережению могут проводить:
- плановые проверки - на основании годового графика проверок не чаще одного раза в год;
- внеплановые проверки - по поручению Президента Украины, ЕМУ, министерств, иных центральных органов исполнительной власти, Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций на предприятиях, входящих в сферу их управления.
О проведении плановой проверки руководство предприятия должно быть уведомлено письменно не позднее чем за 10 дней до ее начала. А для того чтобы прийти на предприятие с проверкой, инспектору необходимо иметь служебное удостоверение, поручение на проверку и ее программу (п. 5 Порядка № 64).
Перечень документов
1. Закон № 74 - Закон Украины от 01.07.94 г. № 74/ 94-ВР "Об энергосбережении", с изменениями.
2. Закон № 280 - Закон Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине", с изменениями.
3. Закон № 1264 - Закон Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII "Об охране окружающей природной среды", с изменениями.
4. Закон № 2694 - Закон Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII "Об охране труда", с изменениями.
5. Указ № 817 - Указ Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности", с изменениями.
6. Порядок № 64 - Порядок проведения проверок эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на предприятиях, в учреждениях и организациях и устранения фактов их неэффективного использования, утвержденный приказом Госкомэнергосбережения от 04.08.2000 г. № 64.
7. Положение № 29 - Положение о Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда, утвержденное Указом Президента Украины от 16.01.03 г. № 29/2003, с изменениями.
8. Положение № 92 - Положение о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда от 30.03.04 г. № 92.
9. Положение № 108 - Положение о государственном управлении экологии и природных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденное приказом Минприроды от 11.08.2000 г. № 108, с изменениями.
10. Положение № 918 - Положение о Государственном комитете Украины по энергосбережению, утвержденное Указом Президента Украины от 06.10.95 г. № 918/95, с изменениями.
11. Положение № 1039 - Положение о Государственной инспекции по энергосбережению, утвержденное постановлением КМУ от 29.06.2000 г. № 1039, с изменениями.
12. Положение № 1520 - Положение о Государственной экологической инспекции, утвержденное постановлением КМУ от 17.11.01 г. № 1520, с изменениями.
Вита Василенко,
юрист фирмы "Баланс-Клуб"