КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНА УКРАИНЫ

Расходы на изготовление рекламных
проспектов и визиток относятся на ВЗ

ВОПРОС: Предприятие изготовило и распространило бесплатно рекламные проспекты, визитные карточки и т. п. Может ли предприятие отнести в состав валовых затрат расходы на изготовление такой продукции и относится ли стоимость такого распространения на валовые доходы?

ОТВЕТ: Статьей 1 Закона Украины от 03.07.96 г. № 270/96-ВР “О рекламе” (в редакции Закона Украины от 11.07.2003 г. № 1121-IV с изменениями и дополнениями, по тексту - Закон № 270/96-ВР) определено, что реклама - это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара.

В соответствии с вышеуказанной статьей Закона № 270/96-ВР лицо - это физическое лицо, в том числе субъект предпринимательской деятельности, юридическое лицо любой формы собственности, представительство нерезидента в Украине, а товар - любой предмет хозяйственного оборота, в том числе продукция, работы, услуги, ценные бумаги, объекты права интеллектуальной собственности.

Согласно абзацу второму п/п. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” (в редакции Закона Украины от 22.05.97г. №283/97-ВР с изменениями и дополнениями) в состав валовых затрат плательщика налога относятся расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, но не более двух процентов от налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год.

С учетом вышеуказанного расходы на изготовление полиграфической рекламы в виде рекламных проспектов, визиток, на которых указаны логотип, наименование и адрес фирмы, а также перечень товаров, предусмотренных для реализации, или перечень услуг, предоставляемых таким плательщиком налога, считаются расходами, связанными с ведением хозяйственной деятельности или рекламной деятельностью, поэтому они могут быть отнесены в состав валовых затрат плательщика налога.*

В случае осуществления бесплатного распространения товаров (работ, услуг) в рекламных целях и если такое распространение можно четко идентифицировать как рекламу, такое бесплатное предоставление товаров (работ, услуг) не включается в состав валовых доходов плательщика налога.**

___________

* В свое время ГНАУ уже разрешала относить расходы на изготовление визиток к рекламным (см. ее письмо от 29.10.2003г. N 8973/6/15-3416).

Затем ГНАУ, правда, передумала и отказала визиткам в ВЗ - см. письмо от 02.11.2004г. № 7899/х/15-1114.

Надо полагать, что ГНАУ опять передумала.

** Подобное мнение ГНАУ высказывала и раньше.

Интересно, можно ли применять это положение в случае, когда бесплатное распространение товаров, имеющих самостоятельную ценность (например, календариков или ручек), осуществляется в пользу лиц, подпадающих под действие п/п. 7.4.1 и 7.4.3 Закона О Прибыли (связанных лиц, “нетрадиционных” плательщиков и т.п.)?

Н. Хоцяновская,
заместитель директора
Департамента налогообложения
юридических лиц -
начальник управления налога на прибыль
и налоговых платежей

“Бухгалтер” N 24, июнь (IV), 2005г.
Подписной индекс 74201