Как поступить с основными фондами,
не используемыми в хозяйственной деятельности
предприятия?

ВОПРОС: На балансе предприятия имеются здания, не используемые в производственной деятельности. В результате предприятие вынуждено на эти здания насчитывать амортизацию, что приводит к увеличению себестоимости продукции. Решить вопрос по поводу продажи зданий даже по минимальным ценам предприятие не может. Подскажите, как поступить с этими зданиями, чтобы не начислять амортизацию?

ОТВЕТ: В такой ситуации предприятию можно предложить два варианта решения этой проблемы. Рассмотрим их.

Вариант 1. Ликвидация основных средств

Основные средства, которые не используются в хозяйственной деятельности предприятия и которые невозможно продать, могут быть ликвидированы. И для этого необходимо решение руководителя предприятия.

Однако в случае самостоятельной ликвидации основных фондов существует опасность возникновения налоговых обязательств по НДС.

Так, в случае если основные фонды ликвидируются по самостоятельному решению налогоплательщика, то такая ликвидация в целях налогообложения рассматривается как поставка основных фондов по обычным ценам, действующим на момент такой поставки, а для основных фондов группы 1 -по обычным ценам, но не меньше их балансовой стоимости (п. 4.9 Закона об НДС).

Но правила этого пункта не распространяются на случаи, если основные фонды ликвидируются:

- в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, которые должны быть подтверждены соответствующими документами Торгово-промышленной палаты;

- в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия налогоплательщика, в том числе в случае хищения основных фондов,

а также

- когда налогоплательщик представляет органу налоговой службы соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основного фонда другими способами, в результате чего объект основных фондов не может использоваться в дальнейшем по первоначальному назначению.

Таким образом, при выполнении одного из вышеперечисленных условий предприятие не должно начислять НДС при ликвидации основных средств.

Для предприятия (о котором идет речь в вопросе) наиболее приемлем третий случай, когда предприятие оформляет документ, свидетельствующий о невозможности использовать основные средства по первоначальному назначению, и представляет этот документ в налоговый орган. Таким документом согласно Письму ГНАУ № 2235 может быть:

- "Акт на списание основных средств" по форме № ОЗ-3 - при списании основных средств (кроме автотранспорта);

- "Акт на списание автотранспортных средств" по форме № ОЗ-4 - при списании автотранспортных средств.

Обе формы акта утверждены Приказом № 352.

Такие акты составляются отдельно на каждый объект основных средств в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия, и утверждаются руководителем этого предприятия. В акте указываются наименование основного средства, техническое состояние, причина ликвидации и прочие сведения, предусмотренные данной формой. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад запасных частей, образовавшихся в результате списания основных средств, а также материалов и металлолома.

Что касается представления указанных актов в налоговую инспекцию, то Закон об НДС не требует этого, поскольку главное, чтобы такие акты имелись в наличии в случае проверки налоговыми органами.

Однако специалисты ГНАУ утверждают, что такой акт следует представить в налоговую инспекцию вместе с декларацией за период, в котором была осуществлена операция по ликвидации основных фондов. Поэтому во избежание недоразумений с налоговыми органами советуем вместе с декларацией по НДС представлять названные акты, а также бухгалтерскую справку об осуществлении операции по ликвидации основных средств.

Бухгалтерский учет

На условном числовом примере рассмотрим отражение ликвидации основных средств в бухгалтерском учете.

ПРИМЕР

На балансе предприятия числятся основные средства (коровник и свиноферма), не используемые в производственной деятельности. Руководством предприятия принято решение ликвидировать эти основные средства. Сумма их износа составляет 60 000 грн., остаточная стоимость - 15 000 грн. В результате ликвидации основных средств оприходованы строительные материалы на сумму 5 000 грн. Расходы, связанные с ликвидацией (заработная плата персоналу, начисления на заработную плату, использование материалов), составили 3 000 грн.

(грн.)

№ п/п


 
Содержание операции


 
Бухгалтерский учет
 
Дт
 
Кт
 
Сумма
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
1.
 
Списана сумма износа ликвидируемых основных средств
 
131
 
103
 
60000
 
2.
 
Списана остаточная стоимость основных средств
 
976
 
103
 
15000
 
3.
 
Оприходованы строительные материалы, полученные при ликвидации основных средств
 
205
 
746
 
5000
 
4.
 
Отражена сумма расходов, связанных с ликвидацией основных средств
 
976
 
20, 66, 65
 
3000
 
5.
 
Списаны на финансовый результат доходы от ликвидации основных средств
 
746
 
793
 
5000
 
6.
 
Списаны на финансовый результат расходы на ликвидацию основных средств
 
793
 
976
 
3000
 
7.
 
Остаточная стоимость ликвидированных основных средств отнесена на финансовый результат
 
793
 
976
 
15000
 

Вариант 2. Консервация основных средств

Если существует вероятность того, что не используемые в данный момент основные фонды в дальнейшем могут быть использованы в производственной деятельности предприятия или проданы, то больше подойдет именно второй вариант.

Консервация - это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное хранение основных производственных фондов в случае прекращения производственной или другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования (то есть расконсервации).

Порядок консервации основных фондов регулируется Положением № 1183. Заметим, что указанное Положение обязательно для исполнения предприятиями, имеющими стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также предприятий государственной формы собственности. Для остальных предприятий названное Положение носит рекомендательный характер.

Поэтому предприятие должно решать самостоятельно, руководствоваться ли ему нормами этого документа или нет. Однако указанный документ может пригодиться в случае оформления документации о переводе основных средств на консервацию, так как в нем приведена форма Акта о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации.

Поясним порядок осуществления работ по консервации основных фондов (Положение № 1183).

Для подготовки решения о проведении консервации основных фондов и временном выводе их из производственного процесса на предприятии создается соответствующая комиссия во главе с руководителем предприятия. Решение о консервации принимается согласно установленной форме, а именно составляется Акт о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации, утверждаемый руководителем предприятия.

В целях проведения самого процесса консервации до утверждения решения о консервации разрабатывается проект консервации, состоящий из:

- пояснительной записки;

- технологической документации на осуществление консервации.

Представим примерный образец акта на консервацию основных средств на основании формы, приведенной в Положении № 1183.

Акт
про тимчасове виведення основних фондів з
виробничого процесу та їх консервацію

ООО "Диброва" (с. Диброва Меловского района Луганской обл).
_________________________________________________________________________
(найменування та місцезнаходження підприємства)

Комісія, утворена наказом (розпорядженням)

директора ООО "Диброва" Коваленко Бориса Петровича
____________________________________________________________________________
(посада керівника, який видав наказ/розпорядження)

від "15" апреля 2005 г. № 45.

у складі голови комісії

директора ООО "Диброва" Коваленко Б. П.
_____________________________________________________________________________
(прізвище, ім'я, по батькові, посада)

членів комісії

главного инженера ООО "Диброва" Иваненко С. И.
_______________________________________________________________________________
(прізвище, ім'я, по батькові, посада)

главного бухгалтера ООО "Диброва" Романенко Н. Ф.
________________________________________________________________________________
(прізвище, ім'я, по батькові, посада)

провела огляд основних фондів підприємства та проаналізувала такі матеріали:

обоснование необходимости консервации основных фондов - коровника и свинофермы, проект консервации, акт технического состояния указанных основных фондов

__________________________________________________________________________________
(назва)

Комісія встановила:

коровник и свиноферма находятся в полуразрушенном состоянии и требуют капитального ремонта

___________________________________________________________________________________
(висновки щодо техніко-економічних показників стану основних фондів)

Рішення комісії:

использование коровника и свинофермы временно нецелесообразно в связи с нехваткой средств на их реконструкцию

__________________________________________________________________________________
(обгрунтовані висновки про необхідність консервації

___________________________________________________________________________________
основних фондів, терміни консервації та

___________________________________________________________________________________
пропозиції щодо джерел фінансування)

Голова комісії

Члени комісії:

 
Коваленко

Иваненко
Романенко

 
25 апреля 2005 г.

25 апреля 2005 г.
25 апреля 2005 г.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете списание с баланса основных средств, переведенных на консервацию, не предусмотрено. То есть такие сооружения продолжают числиться на балансе предприятия по остаточной стоимости, действующей на момент консервации.

В аналитическом учете указанные основные средства необходимо перевести на отдельный аналитический счет к счету 10 "Основные средства", например "Основные средства, находящиеся на консервации".

Согласно п. 23 П(С)БУ 7 "Основные средства" начисление амортизации приостанавливается на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации объекта основных средств.

Начисление амортизации приостанавливается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором основные фонды переведены на консервацию (п. 29 П(С)БУ 7).

Если предприятие понесет расходы, связанные с консервацией основных средств, то такие расходы отражаются по кредиту счета 977 "Прочие расходы обычной деятельности''.

Вывод: предприятие может поступить с основными средствами, не используемыми в хозяйственной деятельности, по одному из предложенных вариантов. Если же таких основных средств на предприятии несколько, то одни можно ликвидировать, а другие перевести на консервацию. Однако при этом следует учесть, что ликвидация основных средств - процесс более дорогостоящий и хлопотный, чем консервация (снос зданий нужно согласовывать с органами местного самоуправления).

Перечень документов

1. Закон № 2505 - Закон Украины от 25.03.05 г. № 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины".

3. Приказ № 352 - приказ Министерства статистики Украины от 29.12.95 г. № 352 "Об утверждении типовых форм первичного учета".

2. Положение № 1183 - Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятия, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183, с изменениями.

4. Письмо № 2235 - письмо ГНАУ от 06.05.2001 г. № 2235/6/16-1215-26 "О налоге на добавленную стоимость".

Светлана Мальшакова,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"