О проверках отдела по борьбе с экономическими преступлениями
ВОПРОС: "Я являюсь субъектом предпринимательской деятельности на едином налоге. Четыре раза в году мой магазин проверяет отдел по борьбе с экономическими преступлениями - нагло, без каких либо направлений, в мое отсутствие, только в присутствии продавцов. В качестве оснований для проведения проверки сотрудниками ОБЭП в актах используется п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции" и нормы Положения о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью.
В случае неподписания акта проверки угрожают конфискацией и вывозом товара. До сих пор наибольшим моим экономическим преступлением были просроченные сертификаты на товар. Проконсультируйте, пожалуйста:
- Имеют ли право сотрудники ОБЭП так часто проверять СПД?
- Имеют ли право сотрудники ОБЭП конфисковывать товар и вывозить его?
- Куда обращаться в случае обжалования действий сотрудников ОБЭП?"
ОТВЕТ: Основополагающим документом, регулирующим деятельность вышеуказанных подразделений МВД, является Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 05.07.93 г. N 510 с последующими изменениями и дополнениями (далее -Положение N 510), в соответствии с которым Государственная служба по борьбе с экономической преступностью является составной частью уголовной милиции системы Министерства внутренних дел Украины.
Согласно п. 2 Положения N 510 Государственная служба по борьбе с экономической преступностью в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, данным Положением, а также нормативными актами МВД.
Пунктом 5 Положения N 510 определено, что подразделения Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (далее - ГСБЭП) пользуются правами, предусмотренными законами Украины “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, Уголовно-процессуальным кодексом. В частности, при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, влекущих за собой уголовную ответственность, работники Государственной службы борьбы с экономической преступностью имеют право:
1) беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, склады, хранилища, используемые гражданами для занятия предпринимательством;
2) проводить при участии собственника, его представителей осмотр производственных, складских,
торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения имущества и его использования;
3) изымать необходимые материалы о кредитных и финансовых операциях, материальных ценностях, средствах, а также сырье и продукцию в установленном законодательством порядке; опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
4) проводить контрольные закупки;
5) требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансовой деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения о фактах нарушения законодательства;
6) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского обращения и находящиеся у граждан без специального разрешения, а также бесхозяйственное имущество и в установленном порядке решать вопрос о его последующей принадлежности;
7) получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения;
8) проверять в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, государственных фондах, на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы, другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей;
9) проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования);
10) привлекать для осуществления ревизий и проверок работников Государственной контрольно-ревизионной службы, специалистов соответствующих министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций;
11) получать в установленном порядке от Национального банка и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах проверяемых объектов, а от других предприятий и организаций независимо от форм собственности - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организациями.
Из вышеизложенного следует, что право на проведение проверок СПД, как и другие права, предусмотренные Положением N 510, работники ГСБЭП могут реализовать лишь при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, предусматривающих уголовную ответственность. Такой же позиции придерживается Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письмах от 05.12.02 г. N 2-221/6477, от 26.03.03 г. N 1786/0/032. Кроме того, Госкомпредпри-нимательства отмечает, что проведение проверок СПД является ничем иным, как оперативно-розыскным мероприятием.
Согласно ст. 6 Закона Украины “Об оперативно-розыскной деятельности” от 18.02.92 г. N 2135-XII основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются:
1) наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств, о:
- преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;
- лицах, готовящих или совершивших преступление;
- лицах, скрывающихся от органов расследования, суда или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
- лицах, безвестно отсутствующих;
- разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств, организаций и отдельных личностей против Украины;
- реальной угрозе жизни, здоровью, жилью, имуществу работников суда и правоохранительных органов в связи с их служебной деятельностью, а также лицам, принимающим участие в уголовном судопроизводстве, членам их семей и близким родственникам, с целью создания необходимых условий для надлежащего свершения правосудия; сотрудников разведывательных
органов Украины в связи со служебной деятельностью этих лиц, их близких родственников, а также лиц, которые конфиденциально сотрудничают или сотрудничали с разведывательными органами Украины, и членов их семей с целью надлежащего осуществления разведывательной деятельности;
2) запросы полномочных государственных органов, учреждений и организаций о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами а также на ядерных установках;
3) потребность в получении разведывательной информации в интересах безопасности общества и государства.
Указанные основания могут содержаться в заявлениях, уведомлениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, постановлениях суда в уголовных делах, находящихся в производстве, материалах органов дознания, других правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций других государств, а также запросах полномочных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины, о проверке лиц в связи с их допуском к государственной тайне и к работе с ядерными материалами и на ядерных установках.
Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии вышеуказанных оснований.
В части 6 ст. 9 Закона Украины от 20.12.90 г. N 565-ХН “Об оперативно-розыскной деятельности” указывается, что при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, который несет ответственность за законность осуществляемых мероприятий в соответствии с действующим законодательством. А согласно ч. 1 данной статьи в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел.
Законом Украины от 12.01.05 г. N 2322-IV “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой зашиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству личности, правовую помощь, защиту)” были внесены изменения в ряд законов Украины, в том числе Закон “О милиции”от 20.12.90 г. N 565-ХП, ограничивающие вмешательство правоохранительных и контролирующих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. Вышеуказанные изменения вступили в силу с 16 февраля 2005 г.
Обратимся к нормам Закона “О милиции”, определяющим права милиции при проведении проверок субъектов хозяйствования.
Статьей 11 Закона “О милиции” в части проведения проверок субъектов хозяйствования сотрудникам милиции предоставляется право:
- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять личный осмотр, осмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения осуществления по делам об административных правонарушениях (п. 7 ст. 11);
- в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов, товарищеских судов, общественных объединений или трудовых коллективов (п. 8 ст. 11);
- проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов в уголовных делах обыски, изъятия, допросы и другие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 9 ст. 11);
- входить беспрепятственно в любое время суток:
а) на территорию и в помещение предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
б) на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан в случае преследования преступника или прекращения преступления, угрожающего жизни жителей, а также при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
в) в жилье или другое владение лица, находящегося под административным присмотром, с целью проверки выполнения установленных судом ограничений (п. 15 ст. 11);
- находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан по их согласию, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с сообщением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, его совершивших (п. 16 ст. 11);
- получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан на письменный запрос сведения (в том числе и составляющие коммерческую и банковскую тайну), необходимые по делам о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины “О банках и банковской деятельности” (п. 17 ст. 11);
- вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений (п. 19 ст. 11);
- требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности (п. 24 ст. 11);
- по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, относительно которых проводится проверка, истребовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, относительно которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствующие о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, относительно которых проводится проверка, описи документов, с которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе (п. 24 ст. 11);
- пользоваться в безотлагательных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащими гражданам, -по их согласию (п. 27 ст. 11);
Статьей 11 Закона “О милиции” также предусмотрено, что при осуществлении мероприятий по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогового законодательства права, предусмотренные пунктами 2, 3, абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым пункта 5, пунктами 6 -19, 23 - 31 части первой данной статьи, предоставляются исключительно органам налоговой милиции в пределах их компетенпии.
Кроме того, согласно нормам той же статьи органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дед Украины.
В направлении на проверку должны быть указаны дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленной печатью органа милиции.
Возвращаясь к заданным вопросам и подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что действующее законодательство, определяющее порядок проведения проверок субъектов хозяйствования правоохранительными органами, не регламентирует количество таких проверок. Однако указанные проверки могут проводиться лишь при условии наличия данных о нарушении законодательства, предусматривающих уголовную ответственность. Перед проведением таких проверок должно заводиться оперативно-розыскное дело, утверждаться постановление о заведении такого дела и предоставляться разрешение на проведение такого оперативно-розыскного мероприятия.
Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при наличии направления на проверку
Полномочия на проведение проверок субъектов хозяйствования относительно налогового законодательства предоставлены законодательством исключительно подразделениям налоговой милиции, находящимся в составе органов государственной налоговой службы, на которых распространяются соответствующие нормы Закона Украины “О государственной налоговой службе в Украине”.
Относительно права сотрудников ГСБЭП конфисковывать и вывозить товар из магазина следует отметить следующее.
Подпунктом 3 пункта 5 Положения N 510 предусмотрено право сотрудников ГСБЭП в установленном законом порядке изымать материальные ценности, сырье и продукцию. Указанное право, как и другие права, предоставляются сотрудникам ГСБЭП при наличии данных о нарушении законодательства, предусматривающих уголовную ответственность (абзац первый пункт 5 Положения N 510).
Что касается угроз продавцам со стороны сотрудников ГСБЭП, то частью 3 ст. 127 Уголовного кодекса Украины (в новой ее редакции) за причинение работником правоохранительных органов каких-либо насильственных действий, а также запугивание подозреваемых или каких-либо других лиц предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
Следует также отметить, что положениями ст. 5 Закона “О милиции” предусмотрено, что милиция должна выполнять свои задания беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания служебных лиц не могут служить основанием для каких-либо незаконных действий или бездеятельности милиции.
При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение.
Работники органов милиции несут материальную ответственность за вред, нанесенный незаконными действиями или бездеятельностью в границах, установленных законом.
Статьей 13 Закона “О милиции” органам милиции запрещается использовать физическое и психологическое влияние для обеспечения проведения контролирующими органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе путем демонстрации оружия, специальных средств, угроз их применения.
Требования, установленные статьями 3 и 5 Закона “О милиции” распространяются и на сотрудников налоговой милиции.
В соответствии со ст. 25 Закона “О милиции” действия работников милиции могут быть обжалованы в органах внутренних дел, в суде или у прокурора.
Статьей 55 Конституции Украины каждому гражданину гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Каждый гражданин имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека.
Контроль за деятельностью милиции осуществляют Кабинет Министров Украины, Министр внутренних дел Украины и в пределах своей компетенции Совет народных депутатов.
Надзор за соблюдением законности к деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.
Порядок принятия, регистрации, рассмотрения, обобщения и анализа обращений граждан в органах внутренних дел установлен Положением о порядке работы с обращениями граждан и организации их личного приема в системе Министерства внутренних дел Украины, утвержденным приказом МВД Украины от 10.10.04 г. N 1177, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.10.04 г. под N 1361/9960.
Также следует отметить, что нормами Закона Украины “О порядке возмещения вреда, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда” от 01.12.94 г. N 266/94-ВР предусмотрено возмещение вреда, нанесенного гражданину в результате незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законами Украины “О6 оперативно-розыскной деятельности”, “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью” и другими актами законодательства. Такое право возникает при условии, если на протяжении шести месяцев после проведения таких мероприятий не было принято решение о возбуждении по результатам этих мер уголовного дела или такое решение было отменено. Согласно нормам данного закона гражданин также имеет право на возмещение морального ущерба, причиненного незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда.
Адвокат Бухгалтера, №5 (83),февраль, 2005г.
Подписной индекс 23311