Решение
о Декларации глав государств-участников СНГ
об основных направлениях развития
Содружества Независимых Государств

(Москва, 2 апреля 1999 года)

Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять Декларацию глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (прилагается).

2. Поручить Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств разработать на основе Декларации программу действий по развитию Содружества.

Совершено в городе Москве 2 апреля 1999 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

(Подписи)

Договаривающиеся стороны:

Азербайджан

Армения*

Белоруссия

Грузия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Россия

Таджикистан

Узбекистан

Украина

-----------------

* Армения подписала с учетом особого мнения.

Особое мнение Республики Армения по проекту Декларации глав государств-участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств:

Республика Армения считает невозможным применение положений, закрепленных в 6-м абзаце на странице 3 проекта Декларации, в урегулировании вопроса по Нагорному Карабаху и полагает, что в основе его разрешения должно быть право народов свободно распоряжаться своей судьбой.

Президент Республики Армения Р.Кочарян

Декларация
глав государств-участников СНГ
об основных направлениях развития
Содружества Независимых Государств

Мы, главы государств-участников Содружества Независимых Государств,

отмечая, что Содружество оказало положительное влияние на становление новых суверенных независимых государств, выбор каждым из них собственной модели экономических реформ и государственного строительства, формирование между ними качественно новых межгосударственных отношений,

отмечая далее, что Содружество сыграло важную роль в сохранении многообразных исторических связей между народами наших стран, способствовало налаживанию равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками на новой основе,

принимая во внимание современные геополитические реалии, характеризующиеся глобализацией экономического и политического развития,

осознавая ответственность перед своими народами за скорейшее решение острых социально-экономических проблем и стремясь обеспечить им высокий уровень жизни,

будучи убежденными, что важнейшей целью Содружества является обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ООН и ОБСЕ,

подтверждая права национальных меньшинств на этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность, считая при этом, что соблюдение ими обязательств по отношению к государству проживания, наравне с остальными гражданами, равно как и соблюдение всех обязательств по отношению к национальным меньшинствам со стороны государства проживания, является существенным фактором мира, стабильности и демократии,

считая, что развитие многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, а также скорейшее вхождение государств-участников Содружества в мировое экономическое пространство отвечают их национальным интересам,

стремясь и далее использовать и всемерно развивать сложившиеся между государствами-участниками отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества,

опираясь на опыт существования СНГ и подводя итоги работы Специального межгосударственного форума по вопросам совершенствования деятельности СНГ и его реформирования,

считаем необходимым придать новый импульс развитию равноправного партнерства и сотрудничества в рамках СНГ, в первую очередь в сфере экономики, в условиях устойчивого мира, безопасности и демократии;

убеждены, что одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования деятельности СНГ должно быть углубление разностороннего экономического сотрудничества;

подтверждаем, что создание зоны свободной торговли СНГ является объективной необходимостью с точки зрения формирования в Содружестве полноценной рыночной инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов;

уверены, что создание зоны свободной торговли СНГ будет содействовать вхождению государств-участников Содружества в мировую хозяйственную систему, вступлению наших государств в ВТО, развитию сотрудничества с другими международными организациями, адаптации к нормам и требованиям соответствующих региональных и универсальных международных структур;

выражаем готовность оказывать содействие развитию в рамках СНГ частного предпринимательства, многосторонней производственной кооперации, созданию транспортных коридоров, налаживанию инвестиционного сотрудничества, развитию сельскохозяйственного рынка, совместному участию в реализации проектов по освоению месторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, совместному выходу предприятий государств-участников СНГ на внешние рынки для оказания технического содействия третьим странам в строительстве промышленных и транспортных объектов, а также решать вопросы свободы транзита, особенно трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

исходим из того, что перед государствами-участниками СНГ стоят и другие актуальные проблемы, которые имеют трансграничный характер и в рамках Содружества могут быть решены их общими усилиями;

убеждены, что, добившись конкретных результатов в экономическом сотрудничестве, государства-участники СНГ смогут эффективнее взаимодействовать и в других областях, представляющих взаимный интерес;

рассматриваем в качестве одной из главных задач государств-участников Содружества повышение благосостояния граждан наших государств, обеспечение им гарантий широких прав в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, культурного развития;

считаем полезной и требующей продолжения практику внешнеполитических консультаций по актуальным международным вопросам с учетом национальных интересов каждого из государств-участников СНГ;

подтверждаем приверженность скорейшему урегулированию имеющих место на территориях государств-участников Содружества вооруженных конфликтов мирными средствами с использованием механизмов и ресурсов ООН и ОБСЕ на основе неуклонного соблюдения территориальной целостности, неприкосновенности границ государств и других общепризнанных норм и принципов международного права;

выступаем за наращивание усилий в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, угрожающими стабильности и демократии в государствах-участниках СНГ, а также их безопасности;

убеждены, что важными направлениями реформирования СНГ на данном этапе должны стать активная демократизация его деятельности, совершенствование механизмов принятия решений на основе консенсуса, их реализация органами Содружества, налаживание четкого взаимодействия между ними;

исходим из того, что структура межгосударственных органов СНГ должна отвечать требованиям дальнейшего развития сотрудничества в Содружестве, обеспечивать действенный механизм переговоров и консультаций, исключать дублирование, в том числе и с существующими международными структурами, иметь высокую эффективность и обслуживаться компактными, профессиональными и экономичными секретариатами. Государства-участники подтверждают целесообразность размещения штаб-квартиры СНГ в городе Минске;

считаем необходимой в связи с этим оптимизацию расходов на содержание органов Содружества, в том числе путем сокращения численности их аппаратов и ликвидации тех органов, которые утратили свою актуальность.

Подтверждаем свою приверженность развитию дружбы и партнерства между государствами-участниками СНГ и стремление наиболее полно реализовать потенциал Содружества на благо народов наших государств. Будем углублять сотрудничество в рамках СНГ в русле общемировых тенденций, которые определяют социально-экономические процессы на рубеже XXI века.

Дипломатический вестник, 1999 г. N 5. С. 56 - 59.