Собственные поступления
бюджетных учреждений
Тема, вынесенная в заголовок настоящей консультации, часто затрагивается в письмах наших читателей. Связано это чаще всего с неясностями, возникающими при планировании, использовании, отражении в учете и отчетности, а также налогообложении собственных поступлений бюджетных учреждений. Нередко возникают и вопросы, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности при оказании платных услуг. В данной консультации эти темы освещены в виде ответов на ваши вопросы, дорогие читатели.
Планирование и использование
собственных поступлений
ВОПРОС: 1. Сумма алиментов, уплаченных родителями, которые лишены родительских прав, поступает на счет по поручениям школы-интерната для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Можно ли использовать эти средства для покрытия расходов, связанных с содержанием детей в интернате (на приобретение продуктов питания, средств личной гигиены, горюче-смазочных материалов)?
2. Можно ли при составлении калькуляции стоимости платных услуг закладывать в нее ежемесячную премию? И если можно, то в каких размерах?
3. Обязательны ли для выполнения нормы Порядка N 383, согласно которым при определении стоимости платных услуг по дополнительному изучению общеобразовательных предметов в школах и детских дошкольных учреждениях требуется учитывать затраты на оплату электроэнергии, отопления, водоснабжения, а также канцелярские и хозяйственные расходы?
4. Организация, относящаяся к сфере управления Госкомитета по водному хозяйству, предоставляет платные услуги по заявкам юридических и физических лиц в соответствии с Перечнем N 1379. Необходимо ли будет производить индексацию цен на платные услуги в сторону уменьшения в том случае, когда индекс инфляции окажется меньше единицы?
5. Необходимо ли приобретать лицензию на осуществление тех видов деятельности, доходы от осуществления которых Постановлением N 659 отнесены к собственным поступлениям учреждения?
6. Обязательно ли получение лицензии на осуществление деятельности по предоставлению услуг внутриведомственной связи и услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом, если учесть, что такие услуги входят в Перечень платных услуг N 1379?
7. Ввиду того, что бюджетное учреждение образования получает авансовые платежи в счет оплаты обучения, доходы от такого вида деятельности не соответствуют расходам, произведенным в период поступления этой платы. Как в этом случае рассчитать налог на прибыль? Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете?
8. Лечебное заведение, которое обслуживается в казначействе, сдает в аренду автомобиль, и плата за аренду поступает в кассу заведения. Можно ли поступившие средства выдавать из кассы подотчетному лицу для приобретения запчастей? Или такие средства необходимо предварительно зачислить на специальный регистрационный счет, открытый в управлении Государственного казначейства, и расходовать с этого счета согласно смете по соответствующим кодам экономической классификации? При выдаче денег из кассы (что не противоречит Положению N 72), каким образом следует отражать их суммы в отчете формы N 4-1?
9. Как следует отражать в бухгалтерском учете поступление средств в виде платы за предоставленные учреждением платные услуги? Необходимо ли при этом использовать субсчет 741 "Прочие доходы бюджетных учреждений", одновременно отражая обороты по этому субсчету в мемориальном ордере N 14? Возможна ли ситуация, когда на конец года этот субсчет остается незакрытым, то есть имется кредитовое сальдо? И если да, то в какой строке Баланса нужно отразить сумму такого сальдо?
10. Правильно ли то, что затраты ПТУ сельскохозяйственного профиля по учебному сельскому хозяйству следует учитывать на субсчете 822 "Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств", а расходы по прочим видам специального фонда - на субсчете 811 "Расходы по специальным средствам". Какие из указанных видов расходов при составлении финансовой отчетности следует отразить в форме N 4-1, а какие - в форме N 4-2? В каких строках разных форм финансовой отчетности (Баланс, ф. N 4-1, ф. N 4-2, ф. N 9) необходимо отразить ту часть расходов, которая связана с проведением работ по получению урожая в будущем году, и как данные этих строк увязать между собой?
11. Учебное заведение силами своей медсанчасти оказывает платные услуги по проведению медицинских осмотров. Облагаются ли такие доходы налогом на прибыль, если учесть, что вся сумма доходов направляется на содержание данного заведения?
12. Являются ли объектом обложения налогом на прибыль доходы, полученные от проведения научно-исследовательской работы по хоздоговорной тематике?
13. Утвержден ли КМУ перечень платных услуг, право на предоставление которых имеют органы архитектуры и градостроительства? Вправе ли бюджетное учреждение предоставлять какие-либо платные услуги помимо тех, что установлены КМУ для соответствующей этому учреждению сферы деятельности? И как в таком случае решается вопрос налогообложения доходов, например, при оказании платных услуг, предусмотренных постановлением коллегии Госстроя от 26.06.91 г. N 24?
14. Облагаются ли налогом на прибыль доходы бюджетной организации, полученные от реализации списанных МБП, сдачи драгметаллов и макулатуры?
15. Облагаются ли налогом на прибыль собственные поступления учреждения от продажи пищевых отходов?
16. Облагается ли налогом на прибыль сумма поступлений от сдачи металлолома, полученного в результате списания и разборки оборудования?
17. При определении платы за проживание в общежитии, кроме так называемой квартирной платы, предназначенной для покрытия расходов на содержание жилья, учитывается еще и стоимость потребленных коммунальных услуг.
- Что в этом случае нужно предусматривать при формировании доходной части специального фонда: только квартплату или общий размер платы за проживание в общежитии?
- Что является объектом обложения налогом на добавленную стоимость: только квартплата или общий размер платы за проживание в общежитии?
- Освобождается ли от обложения налогом на прибыль сумма превышения платы за проживание в общежитии над понесенными в связи с этим расходами в случае, если такой вид услуг не предусмотрен Перечнем платных услуг, утвержденным КМУ?
18. На балансе областного государственного проектно-технологического центра охраны плодородия почв и качества продукции (зарегистрирован как неприбыльная организация с присвоением кода признака неприбыльности 0002) числится жилой дом. Подлежат ли налогообложению результаты деятельности по содержанию этого дома и взиманию с жильцов квартплаты?
19. Входят ли в Перечень платных услуг, предоставляемых учреждениями образования, услуги по организации питания и оздоровления работников школы-интерната для детей-сирот?
20. Сельский совет бесплатно получает с АЗС бензин. Могут ли расходовать этот бензин учреждения, содержащиеся за счет этого же сельского бюджета? Должны ли указанные бюджетные учреждения уплачивать при этом налог на прибыль?
21. В связи с тем, что средства, полученные в качестве платы за услуги, являются составляющей частью специального фонда государственного или местных бюджетов, правомерной ли будет подача налоговому органу от учреждения заявления о снятии его с регистрации как плательщика НДС?
22. Учреждение оказывает платные услуги - как предусмотренные перечнями платных услуг для соответствующей отрасли, так и в эти перечни не включенные. Доходы от услуг, не предусмотренных перечнями, подлежат налогообложению, а плата за все виды услуг поступает на один специальный регистрационный счет. Как в таком случае определить объект налогообложения, то есть разницу между суммой доходов и расходов, связанных с оказанием таких услуг в ходе операций, подлежащих налогообложению?
23. Будут ли зачисляться в специальный фонд поступления, которые получает структурное подразделение бюджетного учреждения - столовая, если учесть, что это подразделение не является юридическим лицом, но имеет свой код ОКПО и зарегистрировано в налоговом органе как плательщик налога на прибыль?
24. В училище есть буфет, который реализует продукты без торговой наценки, то есть полученная выручка покрывает только расходы на приобретение продуктов. Можно ли денежные средства, поступившие в виде выручки, считать в этом случае доходом училища с отражением суммы такого дохода на субсчете 711 "Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги"?
24. В каких строках Налогового отчета следует отразить доходы от получения благотворительных взносов и товарно-материальных ценностей, полученных бесплатно в качестве благотворительной помощи?
25. В какой строке налогового отчета отражается стоимость полученной в подарок мебели?
26. В какой строке Налогового отчета следует отразить сумму финансирования для выплаты заработной платы, предусмотренной специальным фондом сметы?
27. Можно ли отнести к пассивным доходам, сумма которых отражается в строке 1.3.2 Налогового отчета, выплаты застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС по временной нетрудоспособности?
28. На балансе поселкового совета числится клуб, который организует проведение платных дискотек. Доходы от этого вида деятельности отражаются в отчетности формы N 4-1. Должно ли учреждение уплачивать в этом случае налог на прибыль? В какой строке Налогового отчета следует отражать сумму доходов, получаемых от такой деятельности?
ОТВЕТ: 1. Да, можно, но при определенных условиях.
Статьей 245 Семейного кодекса определено, что в случае если ребенок постоянно проживает в детском заведении или заведении здравоохранения, функции опекуна и попечителя относительно этого ребенка возлагаются на администрацию этих заведений.
Для выяснения вопроса об использовании алиментов важно разграничить понятия опеки и попечительства, определенные в ст. 243 Семейного кодекса.
Опека устанавливается над ребенком, не достигшим четырнадцати лет. Такой ребенок считается малолетним (ст. 6 Семейного кодекса). При этом алиментами, полученными на содержание такого ребенка, распоряжается опекун (ст. 179 Семейного кодекса). Это означает, что администрация школы-интерната, которая является опекуном постоянно находящихся в ней детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, может распоряжаться алиментами малолетних (до 14 лет) детей, используя их на цели, связанные с содержанием таких детей.
Попечительство устанавливается над ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такой ребенок считается неполнолетним (ст. 6 Семейного кодекса). При этом неполнолетний ребенок имеет право самостоятельно получать алименты и распоряжаться ими в соответствии с Гражданским кодексом Украины (ст. 179 Семейного кодекса) по своему усмотрению. Поэтому в данном случае заведение-попечитель сможет использовать алименты, полученные таким ребенком, только по его поручению.
2. Да, можно.
Согласно Порядку N 228 (п. 20) расходы на заработную плату из средств специального фонда (В его составе планируются доходы и расходы, связанные с предоставлением платных услуг) исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм, которые используются учреждениями аналогичного профиля.
Отсюда вывод: система оплаты труда работников, участвующих в предоставлении платных образовательных услуг, должна быть аналогична той, которая действует в целом в учреждении образования. То есть при калькулировании стоимости платных услуг следует учитывать размеры и условия премирования работников, предусмотренные действующим в учреждении положением о премировании.
Определение стоимости платных услуг
3. Да, эти нормы обязательны для выполнения. Но при этом следует иметь в виду, что в Порядке N 383 (пп. 3.3) приведены все возможные виды хозяйственных и канцелярских расходов, осуществляемых при оказании образовательных услуг. А вот какие из них нужно учитывать при определении цены таких услуг, зависит от того, какие расходы имеют место в каждой конкретной ситуации.
Так, расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению и водоснабжению, как правило, всегда учитываются при определении стоимости платных образовательных услуг. Вполне понятно, что в неотапливаемых помещениях либо в тех, где нет санузла, проводить занятия невозможно. Учитываются при расчете цены платных услуг также и расходы на электроэнергию, связанные с освещением аудиторий и обеспечением работы компьютерной или другой оргтехники (в случаях, если она используется). Аналогично к составу стоимости таких услуг необходимо отнести расходы учреждения образования на проведение санитарно-гигиенических и охранных мероприятий.
Стоимость перечисленных, а также других возможных видов хозяйственных расходов рассчитывается либо прямым подсчетом (например, при наличии счетчиков), либо исходя из средних фактических затрат на одного обучающегося, которые сложились в учреждении за прошедший период (год, квартал и т. д.).
А вот канцелярские расходы либо затраты на приобретение и тиражирование методических материалов, связанных непосредственно с обучением в платных группах, нужно учитывать в составе стоимости услуг лишь в том случае, если они в действительности были понесены.
Иначе говоря, при расчете стоимости расходов, связанных с платным обучением, требуется учитывать стоимость всех видов произведенных на эти цели затрат. В противном случае контролирующие органы могут сделать вывод о том, что часть расходов на оказание платных услуг покрывается за счет средств общего фонда, а это квалифицируется как незаконное расходование бюджетных средств.
4. Нет, уменьшать цену не обязательно.
Безусловно, договором между заказчиком платных услуг и организацией может быть предусмотрено условие, согласно которому цена на услуги будет корректироваться в зависимости от фактически сложившегося индекса инфляции, независимо от того, больше он или меньше единицы.
Но обычно условия снижения цены вследствие снижения индекса инфляции такими договорами не предусматриваются. Согласитесь, что уменьшение суммы расходов организации, связанных с оказанием той или иной платной услуги, нельзя поставить в прямую зависимость от снижения индекса инфляции. Аналогично нельзя однозначно говорить о такой зависимости и при повышении индекса инфляции.
Ведь индекс инфляции - это усредненный по стране показатель изменения потребительских цен на ограниченный перечень товаров и услуг, которые покупает население, а величина расходов учреждения - показатель, зависящий от уровня фактически сложившихся на момент покупки необходимых ресурсов цен. Поэтому корректировку (пересмотр) цен на платные услуги учреждению целесообразно будет произвести в том случае, если изменится величина расходов, связанных с предоставлением таких услуг. Возможность такой корректировки нужно предусмотреть условиями договора на предоставление платных услуг.
Услуги могут предоставляться и без заключения письменного договора. Тогда их стоимость указывается только в счетах на оплату. Вручая такой счет заказчику до начала выполнения работы, вы тем самым декларируете цену услуги с учетом всех необходимых затрат. И если такая цена устраивает заказчика, он покупает у вас услуги.
Лицензирование деятельности
при оказании платных услуг
5. Обратим внимание, что действие Закона о лицензировании распространяется на всех субъектов хозяйствования, к которым, согласно ст. 1 этого Закона отнесены все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность. Исключение составляют органы власти и местного самоуправления. (Заметим, что управление оросительных систем - автор второго вопроса - к таковым не относится, так как является субъектом хозяйственной деятельности.)
Обратим внимание, что каких-либо особенностей лицензирования видов деятельности, утвержденных для бюджетных учреждений Кабинетом Министров, Закон о лицензировании не устанавливает.
Это означает, что лицензия необходима, но не на все виды такой деятельности, а только на перечисленные в ст. 9 Закона о лицензировании. При решении вопроса о необходимости ее получения следует учитывать также положения лицензионных условий, установленных для того или иного вида деятельности.
6. Деятельность по оказанию услуг, связанных с использованием внутриотраслевой связи, подлежит лицензированию согласно нормам ст. 2 (часть вторая) Закона о лицензировании как услуги, предоставляемые в сфере телекоммуникаций. При организации этих видов деятельности следует учесть требования Лицензионных условий, утвержденных Приказом N 132.
В соответствии с указанным Законом (п. 33 ст. 9) подлежит лицензированию и деятельность по предоставлению услуг, связанных с пассажирскими и грузовыми перевозками, автомобильным транспортом общего пользования. К такому транспорту можно отнести и автотранспортные средства учреждения, используемые для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов (ст. 2 Закона об автомобильном транспорте).
Отражение операций по
платным услугам в учете и отчетности
7. Платное обучение как один из видов платных услуг, предоставляемых учреждениями образования, предусмотрено Перечнем платных услуг N 38. Это дает возможность применения относительно таких операций норм пп. 7.11.8 Закона о прибыли, согласно которым сумма превышения доходов над расходами при осуществлении этого вида деятельности налогообложению не подлежит.
А теперь об отражении операций по организации платного обучения в бухгалтерском учете.
Анализируя описанную в вопросе ситуацию, можно прийти к выводу, что доходы в сумме полученного от обучающихся граждан аванса учреждение отражает в том месяце, когда этот аванс уплачивается. А такой подход противоречит одному из принципов бухгалтерского учета (ст. 4 Закона N 996), предусматривающих, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств.
Поэтому, на наш взгляд, рассматриваемые операции должны быть отражены в бухгалтерском учете следующим образом.
| N п/п |
Содержание операции |
Дт |
Кт |
Отражаемая сумма |
| 1. |
Получен аванс за I курс обучения |
323 |
675 |
Сумма аванса |
| 2. |
Начислена плата за месяц обучения |
364 |
711 |
Размер платы за обучение в расчете на месяц |
| 3. |
Произведен зачет полученных ранее авансов |
675 |
364 |
Размер платы за обучение в расчете на месяц |
| 4. |
Отнесены на расходы специального фонда затраты, связанные с организацией платного обучения |
811 |
661, 231, 364, 675 |
Сумма расходов на платное обучение за месяц |
Заметим, что некоторые из приведенных нами проводок предусмотрены Инструкцией N 61, а остальные предложены нами с учетом норм Плана счетов N 114.
8. Согласно требованиям Инструкции N 242 (пп. 2.2) вся выручка, которая поступает в виде наличных средств в кассу заведения, подлежит зачислению на счета, открытые данному заведению в органах Госказначейства. Использование такой выручки без предварительного зачисления ее на счета запрещается. Это означает, что плата за аренду автомобиля должна быть внесена учреждением на специальный регистрационный счет заведения, открытый ему в казначействе и предназначенный для учета операций по исполнению специального фонда смет. Такие средства признаются доходами распорядителей бюджетных средств.
При дальнейшем использовании таких доходов для приобретения запасных частей расчеты с поставщиками этих ценностей производятся, как правило, в безналичной форме. Наличные средства на эти цели могут расходоваться только в случае, если оплата товаров в безналичной форме невозможна, при наличии разрешения главного распорядителя бюджетных средств на проведение наличных расчетов (пп. 6.3 Порядка N 205).
Но независимо от того, в какой форме (в безналичной или наличными средствами) осуществляются расчеты, средства должны расходоваться по целевому назначению в соответствии со сметой заведения (в данном случае - в части специального фонда) в разрезе кодов экономической классификации.
При этом сумма зачисленной на счет выручки, полученной в виде арендной платы, отражается в отчете формы N 4-1 - в разделе "Поступления" в части поступлений за аренду имущества бюджетных учреждений, а сумма расходов - в разделе "Расходы" по соответствующему коду экономической классификации.
Что касается использования выручки, полученной в кассу учреждения от оказания платных услуг, то и ранее действующим Положением N 72, и вступившим в силу с 15.02.05 г. новым Положением о ведении кассовых операций N 637 действительно предусмотрена возможность использования такой выручки для потребностей, возникающих в процессе функционирования учреждения. Но поскольку правила бухучета и отчетности для бюджетных учреждений устанавливает Госказначейство Украины (это предусмотрено ст. 56 и 78 Бюджетного кодекса), нормы Инструкции N 242, о которых мы говорили выше, являются обязательными для выполнения всеми бюджетными учреждениями.
9. Следует сказать, что План счетов N 114 содержит субсчет 711 "Доходы по средствам, полученным в качестве платы за услуги", на котором (после внесения изменений в указанный План счетов Приказом N 54) бюджетные учреждения отражают:
- доходы, полученные в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в соответствии с их функциональными полномочиями;
- доходы, полученные от хозяйственной и производственной деятельности;
- плата за аренду имущества;
- средства, полученные от реализации имущества.
В бухгалтерском учете операции по поступлению таких доходов отражаются следующими проводками:
1. Начислена плата за предоставлненные учредждением платные услуги: Дт 364 - Кт 711.
2. Отражена сумма поступивших от покупателей платежей за оказанные услуги: Дт 323 - Кт 364.
Как видим, на субсчете 711 можно отразить все виды поступлений, которые Постановлением N 659 отнесены к первой группе собственных поступлений "Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями". Поэтому применять субсчет 741 для отражения таких поступлений, на наш взгляд, нет необходимости, и потому считаем, что его можно было бы упразднить.
Но пока этого не произошло, вполне возможно возникновение ситуации, когда субсчет 741 может быть использован для отражения операций, связанных с оказанием платных услуг. В таком случае, согласно Плану счетов N 114, по кредиту этого субсчета можно отразить сумму поступивших платежей за оказанные учреждением услуги в ситуации, когда эти платежи не могут быть в полной сумме отнесены к доходам учреждения.
Подобная ситуация может, например, возникнуть при отражении операций по сдаче в аренду имущества бюджетного учреждения, содержащегося за счет государственного бюджета. Согласно законодательству (п. 34 ст. 2 Закона N 2285) в этом случае сумма арендной платы подлежит распределению равными частями между учреждением и госбюджетом. И если договором аренды не будет предусмотрено, что арендатор самостоятельно направляет в государственный бюджет половину суммы каждого арендного платежа, то рассчитаться с бюджетом придется учреждению.
Тогда в бухгалтерском учете операции могут быть отражены следующим образом (при условии, что учреждение не зарегистрировано плательщиком НДС):
1. Начислена арендная плата (в полном размере): Дт 364 - Кт 741.
2. Вся сумма арендной платы поступила на специальный регистрационный счет: Дт 323 - Кт 364.
3. 50 % арендной платы отнесены на доходы учреждения как средства, полученные в качестве платы за услуги: Дт 741 - Кт 711, а остальные 50 % - на задолженность перед госбюджетом: Дт 741 - Кт 642.
4. Произведены расчеты с бюджетом: Дт 642 -Кт 323.
Выходит, что субсчет 741 предназначен для отражения сумм к распределению и потому кредитовых остатков обычно не имеет. В связи с этим в форме Баланса нет и строк для отражения остатков на этом субсчете.
Заметим, что описанные выше операции, связанные с арендой имущества, можно отразить в учете, о чем мы говорили выше, и без применения субсчета 741, следующим образом:
1. Начислена арендная плата (в полном размере): Дт 364 - Кт 711.
2. Вся сумма арендной платы поступила на специальный регистрационный счет: Дт 323 - Кт 364.
3. Отражено уменьшение доходов на сумму, подлежащую перечислению в бюджет (50 % арендной платы): Дт 711 - Кт 642 (о необходимости уменьшения доходов в такой ситуации речь идет в Письме ГКУ N 5253).
4. Произведены расчеты с бюджетом: Дт 642 -Кт 323.
В заключение обратим внимание на следующее. Согласно изложенным в Приказе N 68 правилам составления мемориального ордера N 14, используемого автором вопроса, обороты по субсчету 741 в нем не отражаются. Для этого может быть использована форма мемориального ордера, номер которого Приказом N 68 строго не определен (ф. N 274), предназначенного для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах N 1 - 16.
10. План счетов N 114 содержит субсчет 811 "Расходы по средствам, полученным как плата за услуги", на котором (после внесения изменений в указанный План счетов Приказом N 54) бюджетные учреждения отражают расходы, произведенные за счет поступлений от оказания платных услуг, а также расходы, связанные с проведением хозяйственной и/или производственной деятельности (в частности, деятельности вспомогательных и учебно-вспомогательных хозяйств - пп. 2 п. 2 Перечня N 659).
Исходя из этого расходы ПТУ, связанные с ведением учебного сельского хозяйства, подлежат отражению на субсчете 811.
Вместе с тем в Плане счетов, даже после внесения вышеуказанных изменений, остался субсчет 822 "Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств", который, так же как и субсчет 811, используют для отражения расходов по учебному сельскому хозяйству. Безусловно, было бы удобнее, если бы существовал единый подход к отражению в учете затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Для этого, на наш взгляд, целесообразно исключить субсчет 822 из Плана счетов.
Тем не менее независимо от того, какой субсчет будет использоваться для отражения расходов по учебному сельскому хозяйству - 811 или 822, сумма таких расходов при составлении финансовой отчетности подлежит отражению в форме N 4-1 "Отчет о поступлении и использовании средств, полученных в качестве платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями" как расходы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности (п. 3.5 Порядка N 229). А вот форма отчетности N 4-2 для отражения таких операций не используется. Ее составляют учреждения, получающие гранты и подарки, благотворительные взносы, а также средства на выполнение отдельных поручений (п. 3.6 Порядка N 229).
Теперь остановимся на отражении в формах финансовой отчетности той части расходов на ведение учебного сельского хозяйства, которые связаны с выполнением работ для получения урожая в будущем году, то есть расходов на незавершенное производство.
Сразу отметим, что речь о сверке показателей разных форм отчетности, где отражаются такие расходы, идти не может. Ведь из перечисленных в вопросе форм финансовой отчетности отдельной суммой расходы на незавершенное производство на начало и конец года отражаются только в форме N 1 "Баланс" - в строке 310 (п. 3.1 Порядка N 229). В форме N 4-1 расходы по незавершенному производству, сложившиеся на конец года, учтены в составе общей суммы расходов, понесенных за год (гр. 11), а в форме N 9 расходы по незавершенному производству, сложившиеся на начало года, учтены в составе общей суммы расходов, отнесенных на результаты исполнения сметы по специальному фонду (стр. 210).
Для наглядности приведем условный числовой пример отражения в учете и отчетности рассматриваемых расходов, используя следующие исходные данные.
Сумма расходов на незавершенное производство на начало 2004 года составляет 2 тыс. грн.
Общая сумма понесенных в 2004 году расходов, связанных с оказанием платных услуг и осуществлением хозяйственной деятельности, - 30 тыс. грн., из них 5 тыс. грн. - расходы, связанные с выполнением работ для получения урожая в 2005 году.
Приведем примерные бухгалтерские проводки с использованием субсчета 811, применяемые на протяжении 2004 года.
| Содержание операции |
Дт |
Кт |
Сумма, тыс. грн. |
| Отражены расходы специального фонда, связанные с оказанием платных услуг и осуществлением хозяйственной деятельности, доходы от проведения которых получены в 2004 году (30 тыс. грн. - 5 тыс. грн.) |
811 |
235, 239, 661, 65 |
25 |
| Отражены расходы незавершенного производства, связанные с выполнением работ по получению урожая в 2005 году | 811 |
235, 239, 661, 65 | 5 |
| Отнесены на результаты исполнения сметы по специальному фонду расходы незавершенного производства, оставшиеся на начало 2004 года, при получении доходов от урожая в 2004 году | 432 |
811 |
2 |
| Отнесены на результаты исполнения сметы по специальному фонду расходы, связанные с оказанием платных услуг и осуществлением хозяйственной деятельности, доходы от проведения которых получены в 2004 году | 432 |
811 |
25 |
Результаты проведенных операций найдут отражение в формах финансовой отчетности, как показано на следующей схеме (со схемой вы можете ознакомится в разделе ”Справочники” подразделе ”Приложения к документам” в папке “Консультации”).
Налогообложение операций
по предоставлению платных услуг
Отвечая на вопросы этой темы, обратимся прежде всего к Закону о прибыли - основному документу, регулирующему вопросы начисления и уплаты налога на прибыль, в том числе и бюджетными организациями. Согласно пп. 7.11.1 (абзац "а") данного Закона такие органзации определены как неприбыльные, представляющие собой органы государственной власти, местного самоуправления и созданные ими учреждения и организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов.
Какие же операции освобождены от налогобло-жения для бюджетных учреждений и организаций?
В первую очередь - это доходы бюджетных организаций, полученные в виде денежных средств или имущества, которые поступают бесплатно либо в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, пассивные доходы и доходы, полученные в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг (пп. 7.11.2 Закона о прибыли).
Наряду с этим не подлежат налоогообложе-нию и суммы превышения доходов над расходами специального фонда, куда включаются доходы и расходы, связанные с предоставлением платных услуг (пп. 7.11.8 Закона о прибыли). Причем данные виды платных услуг должны быть утверждены Кабинетом Министров Украины - это обязательное условие для применения такой нормы.
Акцентируем внимание на том, что в соответствии с пп. 7.11.10 и 7.11.12 Закона о прибыли все эти правила могут быть применимы только теми бюджетными учреждениями, которые зарегистрированы в налоговых органах в качестве неприбыльных организаций в соответствии с требованиями Положения N 232 с присвоением им признака неприбыльности от 0001 до 0004 (Порядок N 355).
Теперь о том, как поступить с другими, помимо перечисленных, доходами бюджетных учреждений, которые были получены ими от предоставления платных услуг? Здесь будем исходить из того, можно или нельзя признать такие доходы собственными поступлениями учреждения. Ведь все собственные поступления бюджетных учреждений (начиная с требований Закона о Госбюджете на 2001 год, а позднее - аналогичных законов последующих лет) отнесены к доходам специального фонда государственного либо местных бюджетов, то есть в полной своей сумме являются бюджетными средствами. Этим и определяется, как подтверждено Налоговым разъяснением N 409 и Письмом N 2317, освобождение результатов деятельности, связанной с такими поступлениями, от налогообложения.
Напомним, что перечень собственных поступлений утвержден Постановлением N 659.
А вот все остальные операции, кроме тех, налогообложение которых регулируется Законом о прибыли и Постановлением N 659, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Обратим внимание еще на один момент, касающийся освобожденных от налогообложения платных услуг. На стадии планирования доходов и расходов, связанных с оказанием таких услуг, в составе специального фонда сметы заранее суммы превышения доходов над расходами предусматриваться не должны (п. 16 Постановления N 228).
И если по результатам фактической деятельности доходы превысили расходы, то сумма превышения (хотя и не облагаемая налогом) должна расходоваться по соответствующим направлениям, определенным п. 3 Постановления N 659.
Далее рассмотрим действие вышеприведенных норм в конкретных ситуациях.
11. Нет, не облагаются.
Проведение медицинских осмотров предусмотрено Перечнем платных услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения, N 1138. Медсанчасти Приказом N 385 отнесены к числу заведений здравоохранения, и поэтому действие Перечня N 1138 распространяется и на них. Указанный Перечень утвержден постановлением Кабинета Министров, что позволяет применять к результатам деятельности по предоставлению услуг, предусмотренных Перечнем, нормы пп. 7.11.8 Закона о прибыли. Это означает, что сумма превышения доходов над расходами в этом случае налогообложению не подлежит.
Однако следует учесть, что все вышесказанное касается тех видов медицинских осмотров, которые предусмотрены п. 8 Перечня N 1138.
12. Нет, не являются.
Как было уже сказано выше, при решении вопроса о том, подлежат или нет результаты деятельности бюджетного учреждения по предоставлению того или иного вида платных услуг налогообложению, необходимо выяснить, утвержден ли этот вид услуг в числе прочих платных услуг Кабинетом Министров.
В рассматриваемом случае такой вид платной деятельности, как проведение научно-исследовательских работ, предусмотрен Перечнем платных услуг, утвержденным Постановлением N 1180 для бюджетных научных учреждений. А из этого следует, что сумма превышения доходов над расходами при осуществлении такой деятельности налогообложению не подлежит (пп. 7.11.8 Закона о прибыли).
13. Утвержденного КМУ перечня платных услуг, которые могли бы оказывать бюджетные учреждения, подконтрольные Госкомитету по строительству, архитектуре и жилищной политике, на сегодняшний день нет.
Следует сказать, что в соответствии с Перечнем N 659 ответственность за составление отраслевых перечней платных услуг возложена на центральные органы исполнительной власти, которые являются ведущими в соответствующей отрасли. Так что вполне возможно, что Госстрой над таким документом уже работает.
Что же касается предоставления платных услуг, не предусмотренных ни перечнем КМУ, ни Постановлением N 659, а только ведомственными документами, то, безусловно, оказывать их управление может. Но в таком случае сумма превышения доходов над расходами, связанными с предоставлением данных услуг, подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях. Показатели доходов, расходов и прибыли по таким услугам отражаются в строках 10, 11 и 12 Налогового отчета соответственно (Приказ N 233).
Все виды собственных поступлений, перечисленные в вопросах 14, 15, 16 Перечнем N 659 отнесены к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Согласно выводам, изложенным нами выше, доходы, предусмотренные этим Перечнем, являются собственными поступлениями учреждений и поэтому освобождены от обложения налогом на прибыль.
Это означает, что сумма превышения доходов над расходами при совершении такого вида операции, как реализация товарно-материальных ценностей, в том числе сданных в виде металлолома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов, налогообложению не подлежит.
17. Действительно, в состав платы за проживание в общежитии помимо квартплаты включается стоимость коммунальных услуг, и отдельно плата за коммунальные услуги не взимается (п. 38 Примерного положения N 208). Да это и вполне объяснимо: ведь поселяться в общежитие, где коммунальные услуги не предусмотрены, граждане едва ли захотят, равно как и не смогут пользоваться коммунальными услугами, предоставляемыми общежитием, не проживая в нем.
Иными словами, размер платы за общежитие рассчитывается как и плата за любой другой вид платной услуги: с учетом всех затрат, связанных с ее предоставлением, в том числе и коммунальных.
Отсюда вывод: к доходам специального фонда относится вся плата за проживание в общежитии без выделения каких-либо видов затрат, учтенных при ее формировании.
Точно так же весь размер платы за общежитие является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Это утверждение следует из норм п. 4.1 Закона об НДС, предусматривающего, что база налогообложения операций по поставке товаров, работ и услуг определяется исходя из их договорной стоимости (но не ниже фактических затрат на их предоставление - ст. 9 Закона N 2285), которой и является плата за общежитие.
Особенность обложения таких операций налогом на добавленную стоимость состоит лишь в определении даты возникновения налогового обязательства, а именно в применении для этой цели кассового метода (п. 11.11 Закона об НДС).
Теперь о том, как облагаются такие доходы налогом на прибыль. Доходы от предоставления услуг по проживанию в общежитии предусмотрены Перечнем N 659 и согласно этому Перечню отнесены к подгруппе 2 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений. А на этом основании сумма превышения платы за проживание в общежитии над расходами, связанными с предоставлением такой услуги, налогообложению не подлежит.
18. Нет, не подлежат.
Для решения вопроса о налогообложении этого вида деятельности нам (об этом уже говорилось выше) нужно уяснить два момента:
1) предусмотрен ли этот вид деятельности Перечнем платных услуг, утвержденным КМУ;
2) можно ли отнести доходы от такой деятельности к собственным доходам бюджетного учреждения?
В данном случае мы не можем утверждать, что виды услуг, стоимость которых включается в состав квартирной платы, предусмотрены Перечнем КМУ для бюджетных учреждений данной отрасли.
Зато доходы этого вида деятельности, согласно Постановлению N 659, отнесены к собственным поступлениям бюджетных учреждений (вторая подгруппа первой группы), что и предопределяет вывод об освобождении от налогообложения результатов такой деятельности. Таким образом, сумма превышения квартплаты над расходами, связанными с содержанием жилого дома, налогообложению не подлежит.
19. Нет, не входят.
Перечнем платных услуг, утвержденным Постановлением N 38, услуги по организации питания и оздоровления работников учреждений образования не предусмотрены. Доходы от такого вида деятельности также не отнесены и к собственным поступлениям бюджетных учреждений. А следовательно, суммы превышения доходов над расходами, связанными с предоставлением таких услуг, должны облагаться налогом на прибыль на общих основаниях.
Отсюда следует, что отражать суммы доходов и расходов при осуществлении налогооблагаемых операций учреждениям следует во второй части Налогового отчета (утвержден Приказом N 233) - в строках под кодами 10 и 11 соответственно.
20. Полученный сельским советом бензин может, без налогообложения, расходоваться учреждениями, содержащимися за счет этого же сельского бюджета, но этому должно предшествовать оприходование бензина в бухгалтерском учете того учреждения, которое будет его расходовать.
Учитывая то, что бухгалтерский учет исполнения смет учреждений, находящихся на одном сельском бюджете, ведется обычно на едином балансе, стоимость полученного бензина будет отражена в синтетическом учете на одном субсчете в общей сумме. Но в аналитическом учете и в смете каждого учреждения следует отразить количество и стоимость полученного для содержания такого учреждения бензина. Такой порядок отражения операций применим в случае, если поставщиком бензина в сопроводительных документах оговаривается факт отпуска бензина на содержание всех бюджетных учреждений, находящихся на этом сельском бюджете.
Если же в сопроводительных документах в качестве получателя бензина указан непосредственно сельский совет, то и в синтетическом, и в аналитическом учете следует прежде всего отразить получение бензина именно сельсоветом. И если в дальнейшем председатель сельского совета примет решение о бесплатной передаче бензина другим бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств данного сельского бюджета (такое право предусмотрено п. 21 Инструкции N 142/181), бензин необходимо будет передать таким учреждениям, отразив эту передачу в аналитическом учете.
Но независимо от получателя бесплатного бензина - сельский это совет или другое бюджетное учреждение - стоимость его, в соответствии с п. 2 Перечня N 659, можно отнести к собственным поступлениям таких учреждений. Такие доходы, как мы уже сказали выше - во вступлении к этому разделу, обложению налогом на прибыль не подлежат.
21. Нет, подача такого заявления не правомерна.
Мы уже сказали о том, что результаты деятельности, связанной с оказанием платных услуг, не подлежат обложению налогом на прибыль при условии, что перечень таких услуг утвержден КМУ.
Поступления от предоставления таких услуг являются собственными поступлениями бюджетных учреждений и действительно определены как составляющая часть специального фонда бюджета, из которого финансируется учреждение. То есть относительно таких поступлений действует норма, освобождающая их от обложения налогом на прибыль.
Но такое освобождение вовсе не увязывается с нормами по начислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 3.1 Закона об НДС объектом обложения этим налогом являются операции по поставке товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины. Поэтому льгота по налогу на прибыль не может служить основанием для снятия учреждения с учета в качестве плательщика НДС. Случаи исключения из Реестра плательщиков НДС определены п. 9.6 Закона об НДС и п. 25 Положения N 79.
22. Действительно, операции по осуществлению видов деятельности, которые не предусмотрены Перечнем платных услуг, утвержденным КМУ для соответствующей отрасли, доходы от которых не являются собственными поступлениями учреждения, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Что касается определения объекта налогообложения при осуществлении таких операций, то согласно п. 7.20 Закона о прибыли бюджетные учреждения обязаны вести отдельный учет доходов, освобожденных от налогообложения. Тогда прочие доходы, которые подлежат налогообложению, а также профинансированные расходы, связанные с получением таких доходов, должны быть отражены в части II Налогового отчета (пп. 3.5 Порядка N 233), а разница между суммой таких доходов и расходов подлежит налогообложению на общих основаниях по ставке 25 %.
Для аналитического учета расходов, связанных с получением налогооблагаемых доходов, можно использовать карточку аналитического учета фактических расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом N 100. Учитывая то, что форма, которую можно было бы использовать для ведения аналитического учета отдельных видов доходов специального фонда, данным Приказом не предусмотрена, форму карточки для ведения такого учета учреждение может разработать самостоятельно (это предусмотрено п. 5 ст. 8 Закона N 996).
Указанная форма, в частности, должна содержать графы для отражения даты поступления доходов специального фонда, названия и номера документа. Кроме того, используя положения пп. 3.9 Инструкции N 242, для большей детализации видов поступлений, чем это предусмотрено порядком открытия счетов в органах Госказначейства, в эту форму, для отражения операций по счету 32, можно включить графы, в которых этот счет будет распределен на счета четвертого порядка (323-1, 323-2, 323-3).
Как видим, в вопросе 23 и 24 речь идет об оказании бюджетным учреждением услуг по питанию контингента учреждения. Можно ли поступления от осуществления такого вида деятельности считать доходом специального фонда учреждения и подлежат ли налогообложению такие операции - это зависит от двух факторов:
- является ли подразделение общественного питания юридическим лицом;
- предусмотрены ли услуги по организации общественного питания перечнем платных услуг, утвержденным КМУ для соответствующей отрасли.
Рассмотрим каждую из возможных ситуаций, что позволит дать ответы на вопросы читателей.
Ситуация первая
Заведение общественного питания - самостоятельное юридическое лицо - хозрасчетное предприятие, функционирующее при бюджетном заведении и обеспечивающее платным питанием контингент учреждения.
В этом случае, согласно нормам пп. 2 п. 2 Перечня N 659, доходы и расходы такого подразделения не являются собственными поступлениями бюджетного учреждения и не включаются в специальный фонд бюджета. Операции, осуществляемые такими подразделениями, облагаются налогом на общих основаниях.
Ситуация вторая
Заведение общественного питания - структурное подразделение бюджетного учреждения без статуса юридического лица.
Доходы и расходы такого подразделения будут включаться в специальный фонд сметы учреждения. А вот будут ли они считаться собственными поступлениями учреждения и соответственно освобождаться от налогообложения, зависит от того, предусмотрены ли услуги по организации общественного питания перечнем платных услуг, утвержденным КМУ для соответствующей отрасли.
Итак, если услуги по общественному питанию предусмотрены таким перечнем для соответствующей отрасли, то согласно нормам Постановления N 659 (абзац тринадцатый п. 2) доходы, связанные с их предоставлением, можно признать собственными поступлениями учреждения, а значит, результаты осуществления таких операций, как мы говорили ранее, не облагать налогом на прибыль. При этом обязательное условие освобождения от налогообложения - регистрация учреждения в налоговых органах в качестве неприбыльной организации (пп. 7.11.10 Закона о прибыли). Такое освобождение будет распространяться и на результаты деятельности любого структурного подразделения учреждения, в том числе и заведения общественного питания.
Если же услуги по общественному питанию в перечень КМУ для соответствующей отрасли не включены, то признать собственными поступлениями учреждения связанные с их предоставлением доходы нельзя. В этом случае операции по осуществлению данного вида деятельности должны облагаться налогом на общих основаниях.
Заполнение Налогового отчета
Правила составления Налогового отчета изложены в Порядке N 233, который, в частности, содержит указания о том, что в первой части Отчета отражаются доходы, освобождаемые от налогообложения, а также направления их расходования. Напомним, что речь идет об операциях, освобожденных от налогообложения согласно нормам п. 7.11 Закона о прибыли, а также доходах, относящихся к собственным поступлениям бюджетных учреждений.
Вторая часть отчета предназначена для отражения доходов, расходов и для расчета суммы прибыли, получаемой от операций, которые подлежат налогообложению. С учетом этих норм и рассмотрены ситуации, изложенные в письмах наших читателей.
Виды доходов, о которых говорится в вопросах 24 и 25, освобождены от налогообложения на основании пп. 7.11.2 Закона о прибыли - а в таком случае все они отражаются в первой части Налогового отчета:
- сумма денежных средств, полученных в качестве благотворительного взноса (добровольных пожертвований), - в строке 1.3.1.1, а стоимость бесплатно полученного имущества - в строке 1.3.1.2 первой части Отчета;
- суммарное значение показателей этих двух строк - в строке 1.3.1 "Сумма полученной безвозвратной финансовой помощи или бесплатных поступлений либо добровольных пожертвований".
26. Для отражения всех видов расходов, финансирование на осуществление которых получено бюджетным учреждением (в том числе и расходов на заработную плату), в Налоговом отчете предусмотрены строки 8.1 "Сумма расходов по общему фонду..." и 8.2 "Сумма расходов по специальному фонду...". В данном случае суммы полученного финансирования должны быть отражены в строке 8.2.
27. Нет, нельзя.
В соответствии с Законом о прибыли (пп. 7.11.13) пассивными являются доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и возмещений, а также роялти.
Видимо, слова из Закона "страховых выплат и возмещений" натолкнули автора вопроса на мысль о том, что речь здесь может идти о выплатах из Фонда социального страхования по временной нетрудоспособности.
На самом деле определение пассивных доходов, приведенное в Законе о прибыли, касается доходов предприятия, получаемых им по договорам страхования от страховщиков в виде страховых выплат и возмещений при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона о страховании).
А вот выплаты, произведенные за счет средств указанного Фонда социального страхования для покрытия сумм превышения осуществленных страхователем-работодателем выплат над суммой страховых взносов, по сути представляют собой пособие по временной нетрудоспособности застрахованным лицам. А это - доход физического лица, а не учреждения. Причем указанные суммы проходят через него транзитом - используется лишь счет учреждения.
28. Мы уже говорили о том, что согласно пп. 7.11.8 Закона о прибыли суммы превышения доходов над расходами при оказании платных услуг, установленных КМУ, налогом на прибыль не облагаются.
В рассматриваемом случае клуб оказывает услуги, предусмотренные Перечнем платных услуг N 534. И то, что данный документ утвержден постановлением КМУ, дает основание для освобождения суммы превышения доходов от проведения дискотек над суммой связанных с этой деятельностью расходов от налогообложения.
Для отражения в месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности доходов и расходов, связанных с предоставлением платных услуг, действительно, как указал автор письма, предназначена форма отчетности N 4-1 "Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями".
В Налоговом отчете суммы доходов, связанных с проведением платных дискотек, следует отражать в строке 1.3.4 "Доходы от предоставления платных услуг бюджетным учреждением (организацией)".
Перечень документов
1. Закон о страховании - Закон Украины от 07.03.96 г. N 85/96-ВР "О страховании".
2. 3акон о лицензировании - Закон Украины от 01.06.2000 г. N 1775-III "О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности".
3. Закон об автомобильном транспорте - Закон Украины от 05.04.01 г. N 2344-III "Об автомобильном транспорте".
4. Закон N 996 - Закон Украины от 16.07.99 г. N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".
5. 3акон N 2285 - Закон Украины от 23.12.04 г. N 2285-IV "О Государственном бюджете Украины на 2005 год".
6. Семейный кодекс - Семейный кодекс Украины от 10.01.02 г. N 2947-III.
7. Постановление N 38 - постановление КМУ от 20.01.97 г. N 38 "Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться государственными учебными заведениями".
8. Приказ N 54 - приказ Госказначейства от 26.03.02 г. N 54 "О внесении изменений и дополнений к приказу Главного управления Госказначейства Украины от 10.12.99 г. N 114 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений".
9. Приказ N 100 - приказ Государственного казначейства Украины от 06.10.2000 г. N 100 "Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления".
10. Приказ N 132 - приказ Госкомитета связи и информатизации Украины от 17.06.04 г. N 132 "Об утверждении Лицензионных условий осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг фиксированной международной, междугородной, местной телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи".
11. Приказ N 385 - приказ Министерства здравоохранения Украины от 28.10.02 г. N 385 "Об утверждении перечней заведений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения".
12. Инструкция N 61 - Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета по отражению основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Государственного казначейства Украины от 10.07. 2000 г. N 61.
13. Инструкция N 142/181 - Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины, Министерства экономики Украины от 10.08.01 г. N 142/181.
14. Инструкция N 242 - Инструкция по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 26.12.03 г. N 242.
15. Порядок N 205 - Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Госказначейства Украины от 04.11.02 г. N 205.
16. Порядок N 228 - Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.02 г. N 228.
17. Порядок N 229 - Порядок составления годовых финансовых отчетов за 2004 год учреждениями и организациями, получающими средства государственного или местных бюджетов, утвержденный приказом Госказначейства Украины от 29.12.04 г. N 229.
18. Порядок N 233 - Порядок составления налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, утвержденный приказом ГНАУ от 11.07.97 г. N 233 (в редакции приказа ГНАУ от 03.04.03 г. N 153).
19. Порядок N 355 - Порядок определения структуры признака неприбыльных организаций и учреждений, утвержденный приказом ГНАУ от 03.07.2000 г. N 355.
20. Порядок N 383 - Порядок предоставления платных услуг государственными учебными заведениями, утвержденный приказом Министерства образования Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины от 27.10.97 г. N 383/239/131.
21. Примерное положение N 208 - Примерное положение об общежитиях, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 03.06.86 г. N 208 (является действительным согласно постановлению ВР Украины от 12.09.91 г. N 1545-XII "О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР").
22. Положение N 79 - Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. N 79.
23. Положение N 232 - Положение о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденное приказом ГНАУ от 11.07.97 г. N 232.
24. Перечень N 534 - Перечень платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 05.06.97 г. N 534.
25. Перечень N 659 - Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования относительно их образования и направления использования, утвержденный постановлением КМУ от 17.05.02 г. N 659.
26. Перечень N 1138 - Перечень платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. N 1138.
27. Перечень N 1180 - Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.03 г. N 1180.
28. Перечень N 1379 - Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями и организациями, относящимися к сфере управления Государственного комитета по водному хозяйству, по заявкам юридических и физических лиц, утвержденный постановлением КМУ от 29.07.99 г. N 1379.
29. План счетов N 114 - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. N 114.
30. Налоговое разъяснение N 409 - Налоговое разъяснение о порядке налогообложения собственных поступлений бюджетных учреждений и организаций в 2000 - 2001 годах, утвержденное приказом ГНАУ от 11.10.01 г. N 409.
31. Письмо N 2317 - письмо ГНАУ от 04.11.02 г. N 16966/7/15-2317 "Относительно мобилизации средств в бюджет".
32. Письмо N 5253 - письмо Госказначейства Украины от 11.06.03 г. N 07-04/1169-5253 "Об арендных операциях".
Елена Качковская,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"
