Закончился год - составляем отчет,
называется он – декларация
Полагаем, наши читатели догадались, что в настоящей консультации речь пойдет о составлении декларации по налогу на прибыль предприятия за 2004 год. Начнем с общих положений.
Порядок составления не изменился
Напомним, что при составлении декларации по налогу на прибыль предприятия руководствоваться нужно Порядком № 143. Его действие распространяется на всех плательщиков налога на прибыль, за исключением страховщиков, банков и неприбыльных организаций (для них установлены отдельные порядки).
Несмотря на то, что в текущем году в налоговое законодательство Украины было внесено множество изменений, которые определили и новые правила налогового учета, Порядок № 143 и форма декларации остались прежними.
Сроки представления и уплаты
Предельный срок представления годовой декларации по налогу на прибыль предприятия составляет 40 календарных дней - как для квартального базового налогового периода (а не 60 календарных дней - как для годового).
Объясняется это тем, что согласно пп. 4.1.4 Закона № 2181 под базовым налоговым периодом (от которого и зависит срок представления декларации) следует понимать первый налоговый период отчетного года, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения. А поскольку Законом о прибыли (п. 11.1) таким периодом определен календарный квартал, то предельный срок представления и квартальной, и годовой декларации по налогу на прибыль всегда будет равен 40 календарным дням, следующим за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. С учетом сказанного декларацию за 2004 год необходимо представить не позднее 9 февраля 2005 года - в среду, включая этот день.
За 10 дней до истечения такого срока налогоплательщик имеет право направить декларацию по почте (пп. 4.1.7 Закона № 2181). Согласно Порядку № 799 налоговые декларации принимаются к отправлению в виде писем (посылок, бандеролей) с объявленной ценностью, с отметкой "Отчет", описью вложения и с уведомлением о вручении.
Что касается предельного срока уплаты налога на прибыль за 2004 год, то он пришелся на выходной день - субботу, 19 февраля 2005 года (9 февраля + 10 дней), а потому подлежит переносу на следующий за ним рабочий операционный (банковский) день - понедельник, 21 февраля 2005 года (пп. 5.3.3 Закона № 2181).
Отличие годовой декларации от квартальной
К годовой декларации требуется заполнить четыре годовых приложения: Р1 - Р4, которые представляются исключительно за год. Квартальные приложения (К1 - К7) подаются как ежеквартально, так и за год. Если отдельные строки декларации, показатели которых определяются на основании приложений Р или К, не заполняются из-за отсутствия соответствующих операций, то указанные приложения не подаются.
Напомним также, что согласно п. 16.4 Закона о прибыли годовая декларация называется полной. В связи с этим в заглавной части декларации за 2004 год (поле 1) налогоплательщику необходимо сделать соответствующую отметку.
Общие требования Порядка № 143
Декларация и приложения к ней представляются независимо от того, возникло в отчетном периоде налоговое обязательство или нет.
Показатели заносятся в тысячах гривен с одним десятичным знаком. При этом суммы, имеющие значение менее 100 грн., округляются до 0,1 тыс. грн. (Письмо № 2465).
В декларации отражаются все предусмотренные в ней показатели. Если какая-либо ее строка не заполняется из-за отсутствия операции или суммы, то в ней ставится прочерк.
Приведенные в декларации данные подтверждаются первичными документами.
В декларации не должно быть подчисток, помарок, исправлений, а также дописок либо зачеркиваний.
Особенности заполнения декларации-2004
Заполнение декларации за 2004 год действительно имеет особенности, объясняемые тем, что в течение 2004 года налоговое законодательство Украины подвергалось значительным изменениям. В частности, с 1 января 2004 года было приостановлено действие отдельных норм Закона о прибыли Законом о Госбюджете на 2004 год, а с 1 июля 2004 года в Закон о прибыли Законом № 1957 были внесены очередные изменения. В связи с этим правила налогового учета, применяемые к отдельным операциям до и после этой даты, существенно отличаются. На наш взгляд, в форму декларации по налогу на прибыль предприятия логично было бы внести соответствующие изменения, поскольку для отражения отдельных показателей в ней нет соответствующих строк.
В частности, это касается отражения следующих показателей:
1) стоимость материальных ценностей, не превышающая 1 000 грн., предназначенных к использованию в хозяйственной деятельности более 365 календарных дней.
Справочная информация. Согласно новой редакции пп. 8.2.1 Закона о прибыли с 1 июля 2004 года налоговый учет таких материальных ценностей ведется по правилам, установленным для учета запасов, с пересчетом расходов на их приобретение согласно п. 5.9 Закона о прибыли.
Однако в таблице 1 приложения К1/1 к декларации "Расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов" для таких материальных ценностейотдельная строка не предусмотрена. Поэтому предлагаем налогоплательщику отражать балансовую стоимость таких запасов в любой, свободной от показателей, строке таблицы 1. Уточним, что в этом случае к декларации необходимо приложить письменную расшифровку таких показателей;
2) балансовая стоимость основных фондов групп 1, 2 и 3, приобретенных до и после 1 января 2004 года, а также суммы их амортизационных отчислений.
Справочная информация. Согласно п. 1 Переходных положений Закона № 1957 с 1 июля 2004 года установлен следующий порядок начисления амортизации для ОФ групп 1, 2 и 3:
- расходы, понесенные (начисленные) до 01.01.04 г. в связи с приобретением (сооружением) и улучшением ОФ групп 1, 2 и 3, амортизируются по старым нормам - 1,25 %, 6,25 % и 3,75 % соответственно;
- расходы, понесенные (начисленные) после 01.01.04 г. в связи с приобретением (сооружением) и улучшением новых ОФ групп 1, 2 и 3, амортизируются по новым нормам - 2 %, 10 % и 6 % соответственно. При этом налогоплательщик должен вести отдельный учет таких расходов.
Из этого следует, что для отражения показателей балансовой стоимости новых ОФ групп 1, 2 и 3, а также сумм их амортизационных отчислений в таблицу 2 приложения К1/1 к декларации "просятся" по меньшей мере три строки. Поскольку указанных строк в таблице 2 нет, предлагаем отражать в имеющихся строках Б1, Б2 и БЗ суммарные значения таких показателей (предварительно рассчитанные отдельно для старых и отдельно -для новых ОФ групп 1, 2 и 3). В этом случае к декларации необходимо прилагать письменную расшифровку таких показателей;
3) доходы и расходы от операций с ипотечными сертификатами.
Справочная информация. Речь идет об особом виде ценных бумаг - ипотечных сертификатах (в т. ч. ипотечных сертификатах участия и ипотечных сертификатах с фиксированной доходностью), введенном в Закон о прибыли с 1 июля 2004 года (п. 1.39).
Финансовый результат от операций с такими сертификатами должен отражаться в приложении К3 "Расчет финансовых результатов операций с ценными бумагами, корпоративными правами и деривативами". В существующей форме приложения К3 необходимые для этого строки отсутству-ют, поэтому предлагаем налогоплательщику отражать такой результат в строке 5 - "Прибыль (+) или убыток (-) от операций с другими ценными бумагами".
К сожалению, есть и другие несоответствия, о которых будет сказано ниже.
Заполнение приложения Р1
На основании приложения Р1 "Сумма взносов на долгосрочное страхование жизни и дополнительное пенсионное страхование" заполняется одноименная строка 04.5 декларации.
Следует отметить, что на данный момент ни форма, ни название приложения Р1 (а также стр. 04.5 декларации) уже не соответствуют нормам действующего законодательства.
Дело в том, что с 01.01.04 г. вступил в силу Закон Украины от 09.07.03 г. № 1057-IV "О негосударственном пенсионном обеспечении", что вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и в Закон о прибыли. С 1 июля 2004 года такие изменения были внесены Законом № 1957. В результате в Законе о прибыли появился п. 1.42, в котором дано определение нового термина "негосударственное пенсионное обеспечение", а п. 5.8, касающийся дополнительного пенсионного страхования (пенсионный план), был исключен. Претерпел изменения и п. 1.37 Закона о прибыли, в котором более широко трактуется термин "договор долгосрочного страхования жизни".
Все это не могло не повлиять на правила налогового учета взносов на долгосрочное страхование жизни и негосударственное пенсионное обеспечение. С 1 июля 2004 года такие правила изложены в абзацах втором и третьем пп. 5.6.2 Закона о прибыли (в редакции Закона № 1957) и имеют следующее содержание:
"Если в соответствии с договором долгосрочного страхования жизни или любого вида негосударственного пенсионного обеспечения плательщик этого налога уплачивает за собственный счет добровольные взносы на страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) нанимаемого им физического лица, то такой налогоплательщик имеет право отнести к составу валовых расходов каждого отчетного налогового периода (нарастающим итогом) сумму таких взносов, которая совокупно, не превышает 15 процентов от заработной платы, начисленной такому наемному лицу в течение налогового года, на который приходятся такие налоговые периоды.
При этом сумма таких платежей не может превышать размеров, определенных в подпункте 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" в течение такого налогового периода".
Относительно последнего ограничения отметим, что здесь подразумевается сумма, размер которой в течение года (в данном случае - 2004 года) не может превышать 6120 грн. (510 грн. х 12 календарных месяцев). При этом сумма 510 грн. определена расчетно - в соответствии с нормой пп. 6.5.1 Закона № 889 как размер прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленный на 1 января 2004 года (365 грн.*), умноженный на коэффициент 1,4 и округленный до ближайших 10 гривен.
Таким образом, в 2004 году при расчете суммы страховых взносов, подлежащей включению в ВР для каждого наемного работника в год, необходимо - помимо 15%-ного ограничения - учитывать и ограничение в сумме 6 120 грн.
Рассмотрим применение этой нормы на условном числовом примере.
ПРИМЕР
С 1 июля 2004 года предприятие по договорам страхования перечисляло страховой компании и негосударственному пенсионному фонду взносы на долгосрочное страхование жизни (ДСЖ) и негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) в пользу троих наемных работников - Иванова, Петрова и Сидорова. По итогам года суммы таких взносов совокупно составили 1 700 грн., 4 000 грн. и 8 000 грн. соответственно.
Расчет сумм взносов, подлежащих включению в валовые расходы согласно пп. 5.6.2 Закона о прибыли, приведем в табличной форме.
Расчет сумм страховых взносов,
подлежащих включению в состав валовых расходов
(данные для приложения Р1)
(грн.)
Ф.И.О. работ- ников |
Заработ- ная плата, начис- ленная в течение 2004 года |
Добровольные взносы, перечисленные предприятием в 2004 году |
Расчет предельной суммы взносов, предусмотренной пп. 5.6.2 Закона о прибыли (гр. 2х15 %, но не > 6 120 грн.) |
Сумма взносов (из гр. 5), подлежащая включению в ВР (переносится в приложение Р1) | ||
на ДСЖ |
на НПО |
всего (сово- купно) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Иванов |
12000 |
700 |
1 000 |
1 700 |
1 800 (12 000 х 15 %) |
1 700 (700 + 1 000) |
Петров |
30000 |
2000 |
2000 |
4000 |
4500 (30 000 х 15%) |
4000 (2 000 + 2 000) |
Сидо- ров |
48000 |
3900 |
4 100 |
8000 |
6 120 (48 000 х 15 % = 7 200, что > 6 120) |
6 120 (3000 + 3 120)* |
ИТОГО |
90000 |
6600 |
7 100 |
13700 |
- |
11 820 |
* Распределение суммы 6 120 грн. на составляющие по видам страхования (для отражения в приложении Р1) осуществлено в том же соотношении, что и показатели граф 3 и 4 по Сидорову: 49 % - на ДСЖ (3 900 грн.) и 51 % - на НПО (4 100 грн.). |
Как видим, взносы, перечисленные в пользу Сидорова в сумме 8 000 грн., подлежат включению в состав валовых расходов частично - в сумме 6 120 грн. Разница в 1 880 грн. компенсируется за счет прибыли предприятия.
Воспользовавшись приведенными в таблице данными, заполним приложение Р1. Поскольку форма такого приложения несколько устарела, внесем в нее соответствующие изменения (с приложением письменного пояснения мотивов такого заполнения).
Приложение Р1 к строке 04.5 декларации
Сумма взносов на долгосрочное страхование жизни
и дополнительное пенсионное страхование* за 2004 год
(фрагмент)
(тыс. грн.)
Показатели |
Код строки |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
Сумма взносов на долгосрочное страхование жизни, дополнительное пенсионное страхование* (стр. 04.5.1 + стр. 04.5.2), в том числе: |
04.5 |
11,8 |
Долгосрочное страхование жизни |
04.5.1 |
5,7** (0,7 + 2,0 + 3,0) |
Дополнительное пенсионное страхование* |
04.5.2 |
6,1** (1,0 + 2,0 + 3,1) |
Предельная сумма страхования для обоих видов страхования (6 120 грн.*** х стр. 2) |
1 |
18,3 (6,1***х 3) |
Количество работников, в пользу которых одновременно уплачиваются взносы на долгосрочное страхование жизни и на дополнительное пенсионное страхование* |
2 |
3 |
15 % заработной платы работников, в пользу которых одновременно уплачиваются взносы на долгосрочное страхование жизни и на дополнительное пенсионное страхование* |
5 |
13,5**** (90,0 х 15%) |
* Вместо слов "дополнительное пенсионное страхование" должны быть слова "негосударственное пенсионное обеспечение". ** Эта сумма определяется на основании показателей графы 7 предыдущей таблицы (по видам страхования). *** Сумма 6 120 грн. (или 6,1 тыс. грн.) - предельная сумма взносов на 2004 год, включаемая в ВР в соответствии с новой редакцией пп. 5.6.2 Закона о прибыли (с учетом нормы пп. 6.5.1 Закона № 889). **** В данном случае этот показатель ни к чему не обязывает и является справочным. |
Заполнение приложения Р2
Приложение Р2 "Суммы начисленных налогов, сборов (обязательных платежей), включаемых в состав валовых расходов" является расшифровкой к строке 04.6 декларации (сумма налогов, сборов (обязательных платежей), кроме определенных в 04.4).
Заполняется это приложение на основании нормы пп. 5.2.5 Закона о прибыли, согласно которой к составу валовых расходов относятся суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения (кроме прямо не указанных в этом Законе), включая акцизный сбор и рентные платежи, а также сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию.
Напомним, что исключение составляют: налог на прибыль, авансовый взнос по налогу на прибыль в связи с выплатой дивидендов, налог с доходов нерезидента, налог на добавленную стоимость, налог с доходов физических лиц, стоимость торговых патентов, суммы штрафов, пени, неустоек, уплаченных по решению сторон договора и по решению государственных органов или суда.
В настоящей консультации приложение Р2 не приводится ввиду того, что его заполнение сводится к простому переносу сумм налогов, сборов (обязательных платежей), предварительно определенных в соответствующих расчетах. Отметим лишь, что форма приложения Р2 также требует корректировки, поскольку нормы Закона о системе налогообложения в последнее время менялись. Так, с 1 января 2004 года были отменены: сбор на обязательное государственное пенсионное страхование со стоимости изготовленных табачных изделий (стр. 4.6.14), гостиничный сбор (стр. 4.6.22), сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, который направляется за границу (стр. 4.6.28), и др.
Зато для нововведенного с 01.01.04 г. гастрольного сбора (Закон № 1115) в приложении Р2 отдельной строки не оказалось. В связи с этим предлагаем налогоплательщикам отражать его сумму в строке 4.6.22 - вместо отмененного с 01.01.04 г. гостиничного сбора, прилагая к декларации пояснение мотивов такого заполнения.
Заполнение приложения Р3
На основании приложения Р3 "Затраты на добровольное перечисление денежных средств, передачу товаров (работ, услуг)" заполняется строка 04.8 декларации. При этом, в зависимости от, вида добровольных пожертвований и статуса получателя, необходимо руководствоваться следующими нормами Закона о прибыли:
пп. 5.2.2 - если получателями денежных средств или товаров (работ, услуг) являются государственный или местные бюджеты, а также неприбыльные организации, определенные в п. 7.11 Закона о прибыли;
пп. 5.2.3 - если получателями денежных средств являются всеукраинские объединения чернобыльцев;
пп. 5.2.11 - если получателями бесплатного угля являются работники угольной промышленности;
пп. 5.2.13 - если в целях охраны культурного наследия получателями денежных средств или имущества являются: учреждения науки, образования, культуры, заповедники, музеи-заповедники, а также неприбыльные организации в случаях, определенных п. 7.11 Закона о прибыли; и отдельно - общественные организации инвалидов;
5.2.17 - если получателями денежных средств или имущества (в виде вступительных, членских и целевых взносов) являются организации работодателей и их объединения.
На условном числовом примере покажем действие двух из перечисленных норм: пп. 5.2.2 и 5.2.13 Закона о прибыли как наиболее часто встречающихся.
ПРИМЕР
В 2004 году предприятием перечислены следующие суммы добровольных пожертвований:
25 тыс. грн. - больнице - на приобретение медицинских препаратов в соответствии с пп. 5.2.2 Закона о прибыли;
4,5 тыс. грн - театру - в целях охраны культурного наследия согласно пп. 5.2.13 Закона о прибыли;
18 тыс. грн. - общественной организации инвалидов - на проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с пп. 5.2.13 Закона о прибыли.
Сразу же отметим, что сумма 25 тыс. грн., перечисленная больнице (бюджетная неприбыльная организация) на основании пп. 5.2.2 Закона о прибыли, не может быть включена в состав валовых расходов, так как действие указанного подпункта было приостановлено Законом о Госбюджете на 2004 год (п. 50 ст. 80). В приложении Р3 указанная сумма не отражается (в строке В2 ставится прочерк).
Что касается сумм, перечисленных на основании пп. 5.2.13 Закона о прибыли театру (учреждение культуры) и общественной организации инвалидов, то такие суммы могут быть включены в состав валовых расходов в следующих размерах, предусмотренных указанным подпунктом:
- для учреждений культуры - в размере, превышающем 2 %, но не более 5 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года;
- для общественных организации инвалидов - в размере не более 10 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года**.
Условимся, что налогооблагаемая прибыль предприятия за 2003 год (показатель строки А приложения Р3) равна 100 тыс. грн. В таком случае сумма добровольных пожертвований, подлежащая включению в состав валовых расходов по нормативу, составит:
- для театра в размере, превышающем 2 тыс. грн. (100 тыс. х 0,02), но не более 5 тыс. грн. (100 тыс. грн. х 0,05). Казалось бы, к составу валовых расходов можно отнести всю сумму, перечисленную театру: 4,5 тыс. грн. (показатель строки В приложения Р3). Однако на самом деле - только 3 тыс. грн. (показатель строки 1 приложения Р3). Дело в том, что согласно алгоритму, приведенному в строке 1, максимальная сумма валовых расходов, отраженных в строке В, исчисляется как разница (А х 0,05) - (А х 0,02) и поэтому всегда будет равна (А х 0,03). Конечно же, указанный алгоритм противоречит нормам Закона о прибыли, однако исправлять его ГНАУ почему-то не торопится;
- для общественной организации, инвалидовв сумме, не превышающей 10 тыс. грн. (100 тыс. грн. х 10 %).
С учетом приведенных данных приложение Р3 будет иметь следующий вид.
Приложение Р3 к строке 04.8 декларации
Затраты на добровольное перечисление
денежных средств, передачу товаров (работ, услуг)
за 2004 год
(фрагмент)
(тыс. грн.)
Показатели |
Код строки |
Сумма |
Затраты на добровольное перечисление средств, передачу товаров (работ, услуг), которые включаются в валовые расходы (стр. 1 + стр. 2* + стр. 3* + стр. 4* + стр. 5) |
04.8 |
13,0 |
Часть суммы, определенной в строке В, не превышающая сумму (А х 0,05), уменьшенная на сумму (А х 0,02) |
1 |
3,0 |
Суммы средств (стоимость имущества), добровольно перечисленных (переданных) общественным организациям инвалидов, но не более 10 % от показателя в строке А (пп. 5.2.13 Закона) |
5 |
10,0 |
Налогооблагаемая прибыль предыдущего отчетного года |
А |
100,0 |
Сумма перечисленных средств и/или стоимость переданных товаров (работ, услуг), в том числе: (В1 + В2 + В3) |
В |
4,5 |
в Государственный бюджет Украины или в бюджеты местного самоуправления (пп. 5.2.2 Закона) |
В1 |
- |
в неприбыльные организации, определенные в п. 7.11 Закона (пп. 5.2.2, кроме пп. 5.2.13 Закона) |
В2 |
- |
учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям-заповедникам для охраны культурного наследия (пп. 5.2.13 Закона) |
В3 |
4,5 |
* Строки приложения Р3, по которым показатели отсутствуют, нами не приводятся. |
Заполнение приложения Р4
На основании приложения Р4 "Расчет валовых расходов при осуществлении операций с нерезидентами, имеющими оффшорный статус", заполняется строка 04.11 декларации. Руководствоваться при этом следует перечнем оффшорных зон (Перечень № 77-р) и нормами п. 18.3 Закона о прибыли.
Напомним, что согласно последней редакции этого пункта (изложена Законом № 349) в случае заключения договоров, предусматриваюих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, имеющих, оффшорный статус, или при осуществлении расчетов через таких нерезидентов либо через их банковские счета - независимо от того, осуществляется такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, - расходы налоплателыщиков на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав валовых расходов в сумме, составляющей 85 % стоимости этих товаров (работ, услуг).
Важно отметить, что в случае осуществления операций с оффшорными нерезидентами в периодах, предшествовавшие; годовому (когда приложение Р4 не заполняется), валовые расходы в размере 85 % стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) все равно отражаются в строке 04.11 декларации - на дату оприходования таких товаров (работ, услуг)***.
При этом не следует забывать, что в каждом из отчетных периодов текущего года балансовая стоимость товаров, приобретенных у оффшорных нерезидентов, принимает участие в расчете прироста (убыли) запасов в соответствии с п. 5.9 Закона о прибыли (в размере 85 % такой балансовой стоимости) и отражается в таблице 1 приложения К1/1 к декларации.
Рассмотрим заполнение приложения Р4 на условном числовом примере.
ПРИМЕР
В январе и феврале 2004 года украинское предприятие на основании контрактов, заключенных с нерезидентами А и В, расположенными в оффшорной зоне Андорра, оплатило стоимость товара на общую сумму 500 тыс. грн., в том числе:
100 тыс. грн. - нерезиденту А, имеющему оффшорный статус (согласно контракту товар был оприходован в I квартале 2004 года);
400 тыс. грн. - нерезиденту В, предоставившему выписку из правоустанавливающих документов****, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, которая свидетельствует об обычном (неоффшорном) статусе такого нерезидента (согласно контракту товар был оприходован во II квартале 2004 года).
Кроме того, в декабре 2004 года от нерезидента С, имеющего оффшорный статус и расположенного в оффшорной зоне Монако, был оприходован товар стоимостью 170 тыс. грн., оплата которого, в соответствии с контрактом, должна быть произведена в марте 2005 года.
Приложение Р4 за 2004 год, заполненное на основании приведенных данных, будет выглядеть следующим образом.
Приложение Р4 к строке 04.11 декларации
Расчет валовых расходов при осуществлении операций
с нерезидентами, имеющими оффшорный статус,
за 2004 год
(тыс. грн.)
Код строки |
Реквизиты договора (контракта), название и местонахождение оффшорного нерезидента |
Общие затраты на приобретение товаров (работ, услуг) у оффшорного нерезидента |
Затраты, включаемые в валовые расходы покупателя (гр. 3 х 0,85) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Контракт № 1 от 10.01.04 г., фирма А (графство Андорра) |
100,0 |
85,0 |
2 |
Контракт № 3 от 17.12.04 г., фирма С (графство Монако) |
170,0 |
144,5 |
04.11 |
Часть стоимости товаров (работ, услуг), подлежащая отражению в строке 04.11 декларации (сумма строк 1 - п гр.4) |
229,5 |
Как видим, предоплата за товар в сумме 400 тыс. грн., которая была перечислена нерезиденту В, расположенному в оффшорной зоне, но не имеюшему оффшорного статуса, в приложении Р4 не отражается. Объясняется это тем, что ограничение, предусмотренное п. 18.3 Закона о прибыли, на операции с такими нерезидентами не распространяется. Указанная сумма подлежит включению в состав валовых расходов на основании пп. 11.2.3 Закона о прибыли в периоде оприходования такого товара (во II квартале 2004 года) и отражается в строке 04.1 декларации за полугодие 2004 года в полном объеме (400 тыс. грн.).
Заполнение итоговых строк декларации
Не секрет, что из-за ошибок, допущенных в итоговых строках декларации, работа бухгалтера может быть сведена на нет. Чтобы этого не произошло, напомним особенности заполнения некоторых итоговых строк.
1. Строка 13 "Уменьшение начисленной суммы налога":
- в указанной строке отражается вся стоимость фактически оплаченных нарастающим итогом с начала года торговых патентов (на основании данных приложения К6), даже если такая стоимость оказывается больше начисленного за 2004 год налога на прибыль. Однако возникшая при этом отрицательная разница по итогам года не возмещается (пропадает);
- если в отчетном периоде помимо торговых патентов были уплачены еще и авансовые взносы в связи с выплатой дивидендов (стр. 13.7 приложения К6), то начисленный налог на прибыль сначала уменьшается на стоимость торговых патентов, а затем - на такие авансовые взносы в пределах оставшейся суммы начисленного налога на прибыль. При этом не следует забывать и о заполнении строки 20 декларации "Авансовые взносы, начисленные на сумму дивидендов и приравненных к ним платежей", показатель которой отражается в карточке лицевого счета налогоплательщика.
2. Строка 14 декларации "Налоговое обязательство отчетного периода" заполняется на основании приведенной в ней формулы: стр. (12 - 13). В случае получения отрицательного значения в такой строке проставляется прочерк.
3. Строка 15 "Сумма начисленного налога за предыдущий налоговый период текущего года". В ней (начиная с отчетности за полугодие) отражается показатель строки 14 предыдущей декларации. В строке 15 декларации за 2004 год отражается показатель строки 14 декларации за 11 месяцев 2004 года.
Внимание! Разница показателей строк 14 и 15 декларации отражается в карточке лицевого счета налогоплательщика. Поэтому при заполнении строки 15 следует проявить особую внимательность.
4. Строка 16 "Сумма излишне уплаченного налога прошлых налоговых периодов (переплаты)". Здесь отражается сумма переплаты, указанная в карточке лицевого счета налогоплательщика (и подтвержденная результатами сверки в налоговой инспекции) до даты представления текущей декларации за отчетный период.
5. Строка 17 "Сумма налога к уплате" заполняется в соответствии с приведенной в ней формуле: стр. (14 - 15 - 16). В ней показывают только положительное значение. Данные этой строки в лицевом счете не отражаются.
6. Строка 19.4 (введена Приказом № 593), предназначенная для отражения небанковскими финансовыми учреждениями сумм удержанного налога с доходов физических лиц, начисленных в качестве процентов, в 2004 году не заполняется (пп. 9.2.2 Закона № 889, предусматривающий такие удержания, вступает в силу с 01.01.10 г.).
7. Строка 21 "Дивиденды и приравненные к ним платежи, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями".
В указанной строке отражается платеж ("дивиденды государству") в размере 15 % чистой бухгалтерской прибыли, определенной согласно Порядку № 405*****. Кроме того, в пп. 7.8.2 Закона о прибыли предусмотрено, что налогоплательщик обязан до или одновременно с указанным платежом перечислить в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 25 % от такого (15%-ного) платежа. Сумму авансового взноса следует указать в строке 20 декларации за следующий отчетный налоговый период. Показатель строки 21 декларации отражается в лицевом счете.
8. Строка 22 "Сумма штрафа, самостоятельно начисленного в связи с исправлением ошибок" заполняется налогоплательщиком в случае выявления факта занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов. Согласно пп. "б" п. 17.2 Закона № 2181 такой штраф начисляется в размере 5 % суммы недоплаты. Показатель этой строки находит отражение в лицевом счете налогоплательщика.
_______________
* Несмотря на то, что прожиточный минимум для трудоспособного лица на 2004 год установлен в размере 386,73 грн. (Закон Украины от 11.05.04 г. № 1704-IV), ГНАУ считает, что в 2004 году следует применять 365 грн. (письмо ГНАУ от 24.09.04 г. № 442/2/17-3210).
** Уточним, что согласно разъяснению, предоставленному в Письме № 3550, если операции по добровольному перечислению денежных средств или передаче имущества осуществляются в пользу общественных организаций инвалидов, то льгота, предусмотренная пп. 5.2.13 Закона о прибыли, применяется независимо от направлений целевого использования таких средств (имущества).
*** На основании правила, предусмотренного пп. 11.2.3 Закона о прибыли, согласно которому датой увеличения валовых расходов при осуществлении операций с нерезидентами является дата оприходования товаров (работ, услуг) независимо от их оплаты.
**** О наличии такой выписки налогоплательщик должен указать в пояснении к декларации (п. 18.3 Закона о прибыли).
***** На момент подписания номера в печать стало известно о новом порядке, утвержденном постановлением КМУ от 15.01.05 г. № 50, согласно которому по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году:
- "дивиденды государству" уплачиваются не только хозяйственными организациями, в уставном фонде которых есть доля государства, но и их дочерними предприятиями;
норматив отчислений не изменился и составляет 15 %; базой для начисления является чистая прибыль (доход), определенная по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году (а не только в IV квартале такого года), за минусом результатов финансово-хозяйственной деятельности в 2004 году, с которых уже уплачены такие "дивиденды".
Перечень документов
1. Закон о Госбюджете на 2005 год - Закон Украины от 23.12.04 г. № 2285-IV "О Государственном бюджете Украины на 2005 год".
2.. Закон № 349 - Закон Украины от 24.12.02 г. № 349-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
3. Закон № 889 - Закон Украины от 22.05.03 г. № 889-IV "О налоге с доходов физических лиц", с изменениями.
4. Закон № 1957 - Закон Украины от 01.07.04 г. № 1957-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
5. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями.
6. Приказ № 593 - приказ ГНАУ от 10.12.03 г. № 593 "Об утверждении изменений в форму декларации по налогу на прибыль предприятия и порядка ее составления, утвержденных приказом ГНА Украины от 29.03.03 г. № 143".
7. Порядок № 143 - Порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.03 г. № 143, с изменениями.
8. Порядок № 799 - Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799, с изменениями.
9. Перечень № 77-р - Перечень оффшорных зон, утвержденный распоряжением КМУ от 24.02.03 г. № 77-р.
10. Письмо № 2465 - письмо ГНАУ от 01.04.04 г. № 2465/6/31-0016 "Относительно округлений в декларации и уточняющем расчете".
11. Письмо № 3550 - письмо ГНАУ от 02.03.04 г. № 3550/7/11-1117 "Относительно применения подпункта 5.2.13 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
Нина Журавель,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"