Решение
о Концепции сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии
незаконной миграции

(Астана, 16 сентября 2004 года)

Совет глав государств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Одобрить Концепцию сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции.

2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.

Совершено в городе Астане 16 сентября 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее решение, его заверенную копию.

(Подписи)

Одобрена
Решением
Совета глав государств
Содружества Независимых
Государств о Концепции
сотрудничества
государств-участников
Содружества Независимых
Государств в противодействии
незаконной миграции
от 16 сентября 2004 года

Концепция
сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в противодействии
незаконной миграции

1. Преамбула

Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники СНГ) в противодействии незаконной миграции (далее - Концепция) представляет собой систему основных принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств-участников СНГ в обеспечении безопасности государств, общества и личности от угроз незаконной миграции.

Под противодействием незаконной миграции понимается комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечении незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.

Инструментом регулирования миграционных процессов является сотрудничество государств-участников СНГ в предупреждении незаконной миграции. Вопросы взаимодействия в противодействии незаконной миграции регламентируются Соглашением о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, а также иными международными договорами, заключенными в данной сфере.

Сотрудничество основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и положениях национального законодательства государств-участников СНГ.

Сотрудничество должно отвечать интересам государств-участников СНГ в защите конституционного строя, обеспечении суверенитета, территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности, законности и поддержании правопорядка в развитии взаимовыгодного сотрудничества.

Государства-участники СНГ сотрудничают с третьими государствами и международными организациями в противодействии незаконной миграции. При этом сотрудничество в этой сфере основывается на выполнении международных обязательств по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, предоставлению убежища, воссоединению семьи.

2. Основные понятия и термины

Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:

миграция населения - перемещение физических лиц по различным причинам из одного государства в другое в целях постоянного или временного изменения места жительства. Перемещения (въезд, транзитный проезд и выезд) могут осуществляться в рамках порядка и правил, установленных нормативно-правовыми документами, либо с несоблюдением их;

мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, соблюдающие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;

незаконная миграция представляет собой перемещение на территорию государства-участника СНГ, пребывание, перемещение с его территории граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства;

незаконный мигрант - гражданин государства-участника СНГ, третьего государства или лицо без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию государства-участника СНГ;

третьи государства - государства, не являющиеся государствами-участниками СНГ;

иностранный гражданин - лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства-участника СНГ, на территории которого оно пребывает постоянно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства;

лицо без гражданства - лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства;

миграционная обстановка (ситуация) - совокупность факторов, обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию, внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную безопасность государства;

миграционный контроль - вид государственного контроля за миграционной обстановкой в целях регулирования миграционных потоков, соблюдения интересов государств-участников СНГ, обеспечения и защиты законных прав мигрантов, а также осуществления мер пресечения незаконной миграции на территориях государств-участников СНГ.

3. Оценка миграционной ситуации

Основными факторами, вызывающими миграцию населения, являются: экономический, политический, этнический, социально-психологический и экологический. Активные миграционные процессы на территориях государств-участников СНГ, по экспертным оценкам, будут сохраняться, как минимум, в течение ближайшего десятилетия. При этом будет существовать реальная нагрузка на экономические и социальные инфраструктуры государств-участников СНГ, конфликтные отношения между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, осложнение криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов.

Как правило, после проникновения на территории государств-участников СНГ незаконные мигранты используют их:

в качестве транзитных для проникновения в государства-члены Европейского Союза и другие страны;

для приобретения необходимых документов и поиска нелегальных каналов переправки в третьи государства;

в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;

для занятия коммерческой или иной деятельностью, в том числе противоправной.

Количество иностранных граждан, незаконно прибывших на территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.

Существуют определенные географические зоны, привлекающие к себе внимание незаконных мигрантов. Это - крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.

Для проникновения на территории государств-участников СНГ незаконными мигрантами используются в первую очередь наиболее уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.

Незаконная миграция, как правило, ухудшает социальную и криминогенную обстановку, расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.

С ростом потока незаконных мигрантов в государствах-участниках СНГ осложнилась ситуация с незаконным оборотом наркотиков, оружия, валюты, изготовлением и сбытом поддельных документов.

Отдельные мигранты прибывают в государства-участники СНГ с особо опасными инфекционными заболеваниями, что в значительной степени обостряет санитарно-эпидемиологическую обстановку в государствах-участниках СНГ.

4. Цель и задачи сотрудничества

Цель сотрудничества - активизация взаимодействия государств-участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.

Задачи сотрудничества:

обеспечение национальной безопасности государств-участников СНГ;

выработка и реализация согласованной политики и совместных мер противодействия незаконной миграции;

противодействие вовлечению мигрантов в преступную деятельность, в том числе в международные террористические и экстремистские организации;

развитие сотрудничества с компетентными органами третьих государств и международными организациями в целях совместного противодействия незаконной миграции и торговле людьми;

гармонизация национального законодательства государств-участников СНГ в сфере противодействия незаконной миграции и унификация терминологии.

Решение задач сотрудничества достигается:

установлением таких мер пограничного и миграционного контроля, которые могут потребоваться для предупреждения и пресечения незаконной миграции;

созданием на территориях государств-участников СНГ сети специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства на период определения их правового положения, а также подлежащих административному выдворению или депортации;

активизацией договорного процесса между государствами-участниками СНГ и заключением соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров о противодействии незаконной миграции и о реадмиссии;

совершенствованием аналитической и научно-исследовательской деятельности по изучению миграционной обстановки в государствах-участниках СНГ для реального прогнозирования и регулирования миграционных потоков и выработки предложений, необходимых для осуществления контроля за миграционной ситуацией;

обеспечением эффективного механизма контроля и надзора за соблюдением национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции;

осуществлением мониторинга, прогнозирования и выявления каналов незаконной миграции из третьих государств.

5. Основные направления сотрудничества

Сотрудничество в сфере противодействия незаконной миграции предполагает:

совершенствование договорно-правовой базы;

разработку и реализацию совместных программ и планов;

изучение и обобщение международного опыта;

осуществление согласованных мер для выполнения положений универсальных международных договоров;

изучение и оценку эффективности совместных усилий государств-участников СНГ, внедрение положительного опыта в практику их деятельности;

совершенствование действующего пограничного и миграционного контроля на государственных границах государств-участников СНГ;

расширение института представительства полномочных органов Содружества в государствах-участниках СНГ;

приведение процедуры определения правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствие с международными стандартами.

6. Основные формы сотрудничества

Основные формы сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции предусматривают:

обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии миграционных процессов, информацией для пополнения общей базы данных о незаконных мигрантах, организованных преступных группировках, осуществляющих их ввоз, вывоз и торговлю людьми;

проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, специальных операций, следственных действий и оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;

создание и укрепление специализированных подразделений, оснащение их современными техническими средствами;

мониторинг незаконной миграции, результатов работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией, выработка на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования, форм и методов совместной деятельности;

проведение скоординированной политики во взаимодействии с международными организациями;

разработку и принятие согласованных мер, препятствующих использованию банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконной миграции;

совместное использование новейших научно-технических достижений;

обмен нормативными правовыми актами;

проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов в сфере противодействия незаконной миграции;

обмен опытом работы полномочных органов государств-участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией, проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций и совещаний;

определение основных форм участия средств массовой информации в вопросах противодействия незаконной миграции;

проведение взаимных консультаций между государствами-участниками СНГ, осуществляющими порядок безвизового въезда, о намерениях заключить международные договоры или имеющих международные договоры с третьими государствами о безвизовых поездках.

Сотрудничество государств-участников СНГ в рамках настоящей Концепции может осуществляться и в иных взаимоприемлемых формах.

7. Информационное и научное обеспечение сотрудничества

Информационное и научное обеспечение сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции включает:

анализ выполнения решений Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ, международных договоров, заключенных в рамках СНГ;

проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств-участников СНГ;

разработку методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконной миграцией;

проведение совместных научных исследований, в том числе по совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;

проведение информационно-профилактической и информационно-правовой работы;

совместную разработку единых информационно-аналитических методик, обеспечивающих сопоставимость статистической и иной информации;

предоставление по запросам в согласованных объемах и формах информации о преступлениях, связанных с незаконной миграцией.

8. Материально-техническое и финансовое
обеспечение сотрудничества

Материально-техническое, финансовое обеспечение сотрудничества, подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются в порядке и на условиях, определяемых заинтересованными государствами-участниками СНГ.

9. Механизм реализации Концепции

Настоящая Концепция реализуется путем:

активизации осуществления скоординированных мер государств-участников СНГ;

осуществления прогнозирования миграционной ситуации, принятия предупредительных мер к пресечению незаконных миграционных потоков;

создания постоянно действующего консультативного межгосударственного органа по вопросам противодействия незаконной миграции;

совершенствования и согласования механизма административного выдворения или депортации незаконных мигрантов;

создания согласованной системы профессиональной подготовки кадров;

заключения соглашений о реадмиссии между государствами-участниками СНГ;

осуществления взаимодействия полномочных органов государств-участников СНГ;

разработки межгосударственных программ по противодействию незаконной миграции.

10. Заключительные положения

Контроль за исполнением национальных программ и планов, принятых в рамках настоящей Концепции, осуществляется на национальном уровне.

Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляется Исполнительным комитетом СНГ.

В случае изменения миграционной ситуации государства-участники СНГ могут принять решение о внесении изменений и дополнений в данную Концепцию или решение о разработке новой Концепции.