Ремонт и улучшение
основных средств
ВОПРОС: 1. Каким образом следует разграничивать расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии и его улучшением?
2. Какими документами необходимо руководствоваться при определении состава расходов по видам ремонтов и улучшения основных средств?
3. Кто и как определяет результат проведенных работ: это является "поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии" или "улучшением объекта основных средств"?
4. Какие расходы признаются как капитальные инвестиции и увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств?
5. Какие расходы, связанные с ремонтом объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода?
6. Следует ли приостанавливать начисление амортизации объекта основных средств и выводить объект из эксплуатации на время его ремонта или улучшения?
7. Выводят ли из эксплуатации объект основных средств, который подлежит ремонту или улучшению, в налоговом учете?
8. Можно ли учитывать главные компоненты некоторых объектов основных средств, которые нуждаются в регулярной замене и имеют различные сроки полезного использования (эксплуатации), как отдельные объекты основных средств?
9. Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на улучшение и поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии?
10. Как в налоговом учете отражаются расходы на ремонт или улучшение объектов основных фондов?
11. Как отразить в налоговом учете сумму полученного страхового возмещения в случае, если застрахованный объект основных фондов был поврежден?
ОТВЕТ: 1. В первую очередь выясним, что означают понятия "поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии" и "улучшение объекта основных средств".
С этой целью оценим все расходы, связанные с удержанием и ремонтом основных средств. Так, расходы на смазку, регулирование, наладку, программирование объектов основных средств - как действующих, так и недействующих - уверенно можно отнести к расходам, которые поддерживают объект основных средств в рабочем состоянии. То есть это расходы на техническое обслуживание.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ по поддержанию работоспособности объекта основных средств во время его использования по назначению путем его периодического осмотра (смазочные и очистительные работы, проверка уровня работоспособности и т. п.) и ремонтные работы небольшой стоимости, которые не увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.
Перечень и структура таких расходов могут быть достаточно разноплановыми, например:
- оплата труда работников, осуществляющих такие работы, и отчисления с нее;
- стоимость запасов: сырья и материалов, горюче-смазочных материалов и т. п.;
- амортизация (износ) оборудования, инструментов и инвентаря, который используется для осуществления этих работ;
- прочие расходы.
Теперь выясним, какие расходы связаны с ремонтом основных средств. Вообще ремонт - это комплекс работ, направленных на поддержание объектов основных средств в рабочем состоянии или восстановление их первоначальных технических характеристик (замена неисправных деталей, агрегатов, узлов, устранение недостатков и т. п.).
По видам ремонт делится на текущий и капитальный.
Согласно Письму № 7/7-401 текущий ремонт - это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может включать отдельные работы, которые классифицируются как такие, которые относятся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен осуществляться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). Такие расходы также не влияют на первоначальную стоимость объекта основных средств.
Капитальный ремонт - это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планирования здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановку на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности).
Понятие "ремонт" содержит очень большой и разнообразный перечень работ. Неоднородность ремонтных работ вызывает основные проблемы, связанные с их учетом.
Согласно П(С)БУ 7 "Основные средства" улучшение объекта - это модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция. В свою очередь, модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция - это расширение отдельных зданий и сооружений, техническое переоборудование других объектов, внедрение новой техники и технологии, механизация и автоматизация производства. Такие расходы приводят к росту экономических выгод - следовательно, в дальнейшем они увеличат стоимость объекта основных средств.
2. 1. При техническом обслуживании:
а) машин и оборудования - Положением отраслевых министерств и ведомств о системе технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов;
б) автомобильного транспорта - Положением № 102.
2. При текущем ремонте:
а) производственных зданий и сооружений - приложением № 4 к п. 3.7 Положения № 32/288;
б) жилых и общественных зданий - Письмом № 7/7-401;
в) машин и оборудования - Положением отраслевых министерств и ведомств о системе технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов;
г) автомобильного транспорта - Положением № 102.
3. При капитальном ремонте:
а) производственных зданий и сооружений - приложением № 5 к п. 3.12 Положения № 32/288;
б) жилых и общественных зданий - Письмом № 7/7-401;
в) машин и оборудованиия - Положением отраслевых министерств и ведомств о системе технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов;
г) автомобильного транспорта - Положением № 102.
Налоговый учет операций по использованию основных фондов регулируется нормами ст. 8 Закона о прибыли, в частности вопросы ремонта и улучшения - пп. 8.7 этого Закона.
3. Четкого ответа на поставленный вопрос не дают ни П(С)БУ 7, ни Методические рекомендации № 561. Хотя в п. 29 этих Рекомендаций указывается, что решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ - направлены они на повышение технико-экономических возможностей (модернизацию, модификацию, достройку, реконструкцию) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или осуществляются для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования - принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов.
Что касается существенности расходов, то в Письме № 04230 рекомендуется применять ориентированный порог существенности для определения отдельных видов расходов и доходов, который равен 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия. Для решения технической стороны этого вопроса нужны специальные знания специалистов предприятий - инженеров, техников, технологов и т. п. (при выполнении работ хозяйственным способом) или специалистов фирмы, выполняющих необходимые ремонтные работы (если ремонт или улучшение осуществляется подрядным способом). Именно такие специалисты должны дать четкий и понятный ответ на вопросы, какова цель того или иного ремонта и какой получен результат.
4. В соответствии с п. 31 Методических рекомендаций № 561 стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. То есть это расходы, связанные с улучшением объектов основных средств.
Основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и/или качества продукции (работ, услуг), которая производится (предоставляется) этим объектом.
Примерами такого улучшения являются:
а) модификация, модернизация объекта основных средств в целях продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;
б) замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);
в) внедрение более эффективного технологического процесса, который позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы;
г) достройка (надстройка) здания, которая увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.
Расходы на улучшение основных средств для восстановления будущих экономических выгод, ожидаемых от их использования, признаются капитальными инвестициями при условии, что балансовая стоимость актива не превышает суммы его ожидаемого возмещения.
Суммой ожидаемого возмещения считается наибольшая из двух оценок: чистая стоимость реализации или настоящая стоимость будущих чистых денежных поступлений от использования основных средств, включая их ликвидационную стоимость.
Расходы на капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами отчетного периода (п. 30 Методических рекомендаций № 561).
Однако такие расходы могут быть признаны капитальными инвестициями, если:
- расходы на значительный осмотр и капитальный ремонт могут быть идентифицированы с отдельной самортизированной частью (компонентом) основных средств;
- цена приобретения актива уже отражает обязательство (необходимость) предприятия осуществить в будущем расходы для приведения актива в состояние, в котором он пригоден для использования.
5. Если увеличение суммы будущих экономических выгод от использования объектов основных средств не происходит и расходы осуществлены для поддержания объекта в рабочем состоянии, то такие расходы включаются в состав расходов отчетного периода (п. 15 П(С)БУ 7). К таким расходам относятся расходы по техническому осмотру, техническому обслуживанию, текущему ремонту, а также капитальному ремонту (кроме тех, которые признаны как капитальные инвестиции).
Рассмотрим более подробно положения п. 14 и 15 П(С)БУ 7 и пп. 30 - 32 Методических рекомендаций № 561 на конкретных примерах.
ПРИМЕР 1
Заменен на новый ремень генератора, который отработал свой срок.
Последствия: в результате ремонта объект основных средств был возвращен в рабочее состояние. Никаких изменений технических характеристик и параметров объекта не произошло. Следовательно, все расходы, связанные с проведением такого ремонта, не увеличивают первоначальную стоимость объекта и относятся на расходы текущего периода.
ПРИМЕР 2
Осуществлена замена двигателя объекта основных средств.
Последствия: в результате проведенного ремонта восстановлена работоспособность двигателя, но никакого технического усовершенствования объекта не произошло. Следовательно, эти расходы приведут только к поддержанию будущих экономических выгод на том же уровне, который ожидался сначала. Поэтому такие расходы - это расходы на обычный ремонт, которые включаются в расходы отчетного периода.
Если бы двигатель был заменен на новый, более модифицированный, и в результате этого одновременно с восстановлением произошло увеличение мощности или срока эксплуатации объекта основных средств, что привело бы к увеличению экономических выгод, ожидаемых с самого начала от его эксплуатации, то такие расходы считались бы улучшением. И они привели бы к увеличению первоначальной стоимости объекта после такого ремонта.
ПРИМЕР 3
Отремонтирован автомобиль, попавший в аварию.
Последствия: если предприятие восстановило только работоспособность автомобиля, попавшего в аварию, то оно осуществило при этом обычные расходы на ремонт, которые включаются в расходы отчетного периода. Если же одновременно с восстановлением автомобиля произошла его модернизация, в результате которой увеличатся экономические выгоды, то в этом случае сделаны капитальные инвестиции - а они подлежат включению в первоначальную стоимость объекта.
Для наглядности порядок признания и отражения расходов, связанных с поддержанием объектов основных средств в рабочем состоянии и их улучшением, представим в схематическом виде.(Со схемой вы можете ознакомится в разделе “Справочники” подразделе “Дополнение к документам” папка “Консультация”).
6. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации, то есть на период осуществления работ по его улучшению (п. 23 П(С)БУ 7 "Основные средства").
Следовательно, существует требование о приостановке начисления бухгалтерской амортизации и соответственно выводе объекта основных средств из эксплуатации на время проведения работы по его улучшению. Требования относительно осуществления таких действий на время ремонта стандартом не определены. Но такое решение предприятие может принять самостоятельно. Обоснованием в таком случае может быть отсутствие факта эксплуатации объекта основных средств во время ремонта.
В случае принятия такого решения начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию.
Позднее начисление амортизации будет возобновлено начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.
7. Нет, не выводят, поскольку ни одна из норм ст. 8 Закона о прибыли не рассматривает вывод из эксплуатации как обязательный. Но следует отметить, что пп. 8.7.1 этого Закона предусмотрено, что руководитель предприятия имеет право это сделать. При этом вывод из эксплуатации основных фондов любой группы осуществляется на основании приказа руководителя налогоплательщика. Проведение каких-либо работ, связанных с улучшением основных фондов, без наличия приказа не является свидетельством вывода таких основных фондов из эксплуатации.
Если предприятие осуществило вывод из эксплуатации на период ремонта или проведения улучшения объекта основных фондов групп 2, 3 и 4, то это никоим образом не повлияет -на налоговый учет основных фондов группы 2, 3 и 4, потому что в соответствии с пп. 8.4.6 Закона о прибыли при выводе из эксплуатации отдельных объектов основных фондов групп 2, 3 и 4 по каким-либо причинам, кроме их продажи, балансовая стоимость таких групп не изменяется.
Следовательно, независимо от того, будет ли объект основных фондов групп 2, 3 и 4 выведен из эксплуатации, "налоговую амортизацию" необходимо начислять по общим правилам.
Другая ситуация с объектом, основных фондов группы 1. Если из эксплуатации выводится отдельный объект основных фондов группы 1 по решению налогоплательщика, то балансовая стоимость такого объекта для целей амортизации приравнивается к нулю (пп. 8.4.5 Закона о прибыли). Амортизационные отчисления при этом не начисляются.
8. Да, можно. Об этом прямо сказано в п. 4 П(С)БУ 7: "... если один объект основных средств состоит из частей, имеющих различный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств".
Следовательно, если на предприятии существуют главные компоненты отдельных объектов основных средств, которые нуждаются в регулярной замене, то такие компоненты можно учитывать как отдельные активы, ибо срок их полезной эксплуатации отличается от срока полезной эксплуатации тех активов, к которым они относятся.
Поэтому при условии соответствия критерию признания их как актива расходы, понесенные при замене или восстановлении компонента, можно учитывать как приобретение отдельного актива, а замененный актив списывать.
9. Бухгалтерский учет расходов на улучшение основных средств (модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию), увеличивающих первоначальную стоимость объекта, осуществляют согласно п. 14 П(С)БУ 7 в разрезе объектов аналитического учета на счете 15 "Капитальные инвестиции" (на соответствующих субсчетах) с дальнейшим зачислением на счет 10 "Основные средства" после ввода их в эксплуатацию.
При этом, по нашему мнению, для разграничения суммы понесенных расходов на улучшение основных средств и суммы расходов на их приобретение (изготовление) можно открыть субсчета третьего порядка - например 1521 "Улучшение основных средств".
Прием законченных работ по улучшению основных средств (модернизации, достройке, реконструкции и т. п.) оформляется актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № 03-2), актом приемки выполненных работ (ф. № КБ-26) и справкой о стоимости выполненных работ (ф. № КБ-3) для их оплаты и т. п.
По результатам всех испытаний и проверок комиссия выносит заключение о пригодности объекта к эксплуатации. Отметим, что эти документы являются документами, по которым исполнитель несет гарантийное обязательство перед заказчиком относительно качества осуществленных работ.
Порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете представлен в табл. 1.
Таблица 1
Основная корреспонденция счетов
по учету улучшения основных средств
| № п/ п |
Содержание операции |
Дт |
Кт |
| 1. |
Подрядный способ |
||
| 1.1 |
Отражены услуги подрядчика |
152 |
63 |
| 1.2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 /НДС |
63 |
| 1.3 |
Оплачен счет подрядчика |
63 |
311 |
| При предоплате: |
|||
| 1.4 |
Перечислена сумма аванса подрядчику за будущие работы |
371 |
311 |
| 1.5 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 /НДС |
644 |
| 1.6 |
Отражены услуги подрядчика |
152 |
63 |
| 1.7 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
644 |
63 |
| 1.8 |
Списан аванс, предоставленный подрядчику |
63 |
371 |
| 1.9 |
Списаны на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств расходы на его улучшение |
10 |
152 |
| 2 |
Хозяйственный способ |
||
| 2.1 |
Отражены расходы, связанные с улучшением основных средств |
152 |
20, 22, 65, 66, 91, 13, 372 и пр. |
| 2.2 |
Списаны на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств расходы на его улучшение |
10 |
152 |
Бухгалтерский учет расходов на поддержание объекта в рабочем состоянии и его восстановление путем эксплуатационного и технического обслуживания и текущих и капитальных ремонтов, которые, не увеличивают первоначальную стоимость об'єкта основніх средств, осуществляется согласно П(С)БУ 16 "Расходы".
В бухгалтерском учете эти расходы учитываются на счетах учета расходов, в частности:
- 23 "Производство" - в случае если ремонтируются основные средства производственного назначения;
- 91 "Общепроизводственные расходы" - при ремонте основных средств общепроизводственного назначения, участвующих в управлении цехами, участками, отделениями, бригадами и другими подразделениями основного и вспомогательного производства;
- 92 "Административные расходы" - при ремонте основных средств, участвующих в управлении и обслуживании предприятием;
- 93 "Расходы на сбыт" - в случае ремонта основных средств, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг;
- 941 "Расходы на исследования и разработки" - при ремонте основных средств, участвующих в исследованиях и разработках, осуществляемых предприятием;
- 949 "Прочие расходы операционной деятельности" - при ремонте основных средств жилищно-коммунального и социально-культурного назначения.
Прием законченных работ по ремонту основных средств оформляется актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № 03-2).
Документальным основанием для отражения расходов на капитальный и текущий ремонт при подряде является договор на выполнение работ, смета и акт приемки, а при хозяйственном способе:
- по оплате труда - наряды на работу по типовым формам (№ Т-20, 21, 23, 25, 26, 27, 28, 40), табеля учета использования рабочего времени (П-12, 13, 14, 15), трудовые соглашения и акты приемки выполенных работ;
- по использованию материалов - накладная на отпуск и материальные отчеты;
- по предоставленным услугам вспомогательными предприятиями - путевые листы, производственные отчеты;
- по прочим расходам - первичные документы, которые используют для их учета на конкретном предприятии.
В промышленности для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания (сооружения) необходимо вести технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах с указанием вида и места работ (приложение № 3 к п. 3.2 Положения № 32/288).
Порядок отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета приведен в табл. 2.
Таблица 2
Основная корреспонденция счетов
по учету расходов на поддержание
основных средств в рабочем состоянии
| № п/ п |
Содержание операции |
Дт |
Кт |
| 1 |
2 |
3 |
4 |
| 1. |
Отражены ремонтные расходы на поддержание основных средств в рабочем состоянии, которые осуществлены подрядным способом |
23, 24, 91, 92, 93, 941, 949 |
63 |
| 2. |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 /НДС |
63 |
| 3. |
Оплата счета подрядчика |
63 |
311 |
| 4. |
Отражены ремонтные расходы на поддержание основных средств в рабочем состоянии, которые осуществлены хозяйственным способом |
23, 24, 91, 92, 93, 941, 949 |
20, 22, 65, 66, 91, 13 и пр. |
10. Для целей налогообложения вид работ (текущий или капитальный ремонт, реконструкция, модернизация, техническое переоборудование или другие виды улучшений основных фондов), которые осуществляются предприятием, не имеет значения, поскольку порядок отражения ремонтных расходов в налоговом учете регулируется пп. 8.7.1 Закона о прибыли. В соответствии с этим пунктом, при наличии у предприятия 10 % лимита от совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода, расходы на ремонт, в том числе расходы на улучшение арендованных основных фондов, включаются в состав валовых расходов того отчетного периода, в котором они были понесены. Обязательным условием отнесения ремонтных расходов к валовым расходам является разрешение арендодателя на ремонт или улучшение основных фондов и их документальное подтверждение.
Расходы, превышающие лимит расходов на ремонт собственных основных фондов, распределяются пропорционально сумме фактически понесенных налогоплательщиком расходов на улучшение основных фондов групп 2, 3, 4 или отдельных объектов основных фондов группы 1 и увеличивают балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп или отдельных объектов основных фондов группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.
Рассмотрим пример распределения расходов на ремонт собственных основных фондов, которые превысили 10%-ный лимит.
ПРИМЕР
По состоянию на 01.07.04 г. предприятие имело "несписанный" 10%-ный лимит для валовых расходов, связанных с ремонтом, в сумме 8 700 грн. В августе - сентябре предприятием были осуществлены расходы на ремонт собственных основных фондов в сумме 10 200 грн., в том числе по группам:
| группа 1 (здание - отдельный объект) группа 2 группа 3 группа 4 Всего |
5 100 грн., 4 000 грн., 900 грн., 200 грн., 10 200 грн. |
Превышение ремонтных расходов над 10%-ным лимитом составляет 1 500 грн. (10 200 - 8 700). Следовательно, необходимо распределить между отдельным объектом группы 1 и группами 2, 3, 4 превышение расходов в сумме 1 500 грн. (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ремонтных расходов,
которые превысили 10%-ный лимит
| Группа (отдельный объект) основных фондов |
Стои- мость ремонта |
Расчет распределения ремонтных расходов |
Сумма, которая увеличивает балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп |
Валовые расходы по ремонту основных средств (стр. 2 - стр. 4) |
| 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
| 1 |
5 100 |
1 500 : 10 200 х 5 100 = = 750 |
750 |
|
| 2 |
4 000 |
1 500 : 10 200 х 4 000 = = 588 |
588 |
|
| 3 |
900 |
1 500 : 10200 х 900 = =132 |
132 |
|
| 4 |
200 |
1 500 : 10 200 х 200 = 30 |
30 |
|
| Всего |
10 200 |
- |
1 500 |
8700 |
Представленный порядок распределения может быть применен исключительно к ремонтным расходам, понесенным начиная с 1 июля 2004 года.
Распределение превышения расходов на ремонт арендованных основных фондов арендатор осуществляет в следующем порядке:
- увеличивает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов - в случае, если на балансе арендатора учитывается группа основных фондов, соответствующая арендованному объекту;
- создает балансовую стоимость соответствующей группы - в случае, если на балансе арендатора не учитывается группа основных фондов, соответствующая арендованному объекту.
Обратите внимание, что материалы, использованные во время ремонта объекта основных средств, уже попали в состав валовых расходов при их приобретении. Стоимость материалов необходимо вычесть из суммы расходов, которые относятся на валовые расходы при ремонте основных средств.
Каким образом начисляется амортизация основных фондов в случае увеличения их балансовой стоимости в результате превышения расходов по проведенным ремонтным работам?
На сегодняшний день применение норм амортизации является одним из проблемных вопросов. Это связано с тем, что Законом о Государственном бюджете Украины на 2004 год были внесены коррективы относительно применения норм амортизации в текущем 2004 году, в результате чего основные фонды были разделены на "новые" и "старые".
В 2004 году и в дальнейшем налогоплательщик в целях налогообложения будет осуществлять амортизацию основных фондов по "старым" и "новым" нормам амортизации (табл. 4).
Таблица 4
| Нормы амортизации до 01.01.04 г., % |
Нормы амортизация после 01.01.04 г. | ||||
| Для "старых" основных фондов, то есть тех, которые были в эксплуатации или приобретены до 01.01.04 г. (а также на их улучшение), % |
Для "новых" основных фондов, которые были приобретены после 01.01.04 г. (приобретение и улучшение), % | ||||
| Группа 1 |
1,25 |
Группа 1 |
1,25 |
Группа 1 |
2 |
| Группа 2 |
6,25 |
Группа 2 |
6,25 |
Группа 2 |
10 |
| Группа 3 |
3,75 |
Группа 3 |
3,75 |
Группа 3 |
6 |
| Группа 4 |
15 |
Группа 4 |
15 |
Группа 4 |
15 |
Следовательно, если осуществляется ремонт и улучшение "старых" основных фондов, то превышение расходов, связанных с ремонтом таких фондов, которые были понесены налогоплательщиком в 2004 году, подлежит амортизации по нормам, действовавшим до 01.01.04 г. Если предприятие понесло расходы на ремонт и улучшение "новых" основных фондов, то превышение ремонтных расходов таких основных фондов, понесенных налогоплательщиком в 2004 году, подлежит амортизации по нормам, установленным после 01.01.04 г.
При этом амортизация будет начисляться только со следующего квартала.
Таким образом, налогоплательщик для целей налогового учета должен вести отдельный учет расходов на приобретение, сооружение, ремонт, улучшение основных фондов, которые осуществляются после 01.01.04 г.
11. Этот вопрос регулируется нормами пп. 8.4.9 Закона о прибыли. Если страховая организация компенсирует налогоплательщику потери, связанные с возникновением обстоятельств, определенных в пп. 8.4.8 этого Закона, налогоплательщик в налоговый период, на который приходится такая компенсация:
а) увеличивает валовой доход на сумму компенсации за основные фонды группы 1 (отдельный объект основных фондов группы 1);
б) уменьшает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на сумму компенсации за основные фонды групп 2, 3 и 4.
Выясним, какие обстоятельства определяются пп. 8.4.8 Закона о прибыли. В частности, это:
- ликвидация основных фондов по решению налогоплательщика,
или
- основные фонды (их часть) разрушены, похищены либо подлежат ликвидации по не зависящим от налогоплательщика обстоятельствам,
или
- налогоплательщик вынужден отказаться от использования таких основных фондов из-за угрозы или неизбежности их замены, разрушения либо ликвидации.
Перечень документов
1. Закон о прибыли (Закон № 334) - Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", с изменениями.
2. Письмо № 7/7-401- Письмо Госстроя Украины от 30.04.03 г. № 7/7-401 "Об отнесении ремонтно-строительных работ к капитальному и текущему ремонтам".
3. Письмо № 04230-04108 - Письмо МФУ от 29.07.03 г. № 04230-04108 "Относительно применения критериев существенности в бухгалтерском учете".
4. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями.
5. П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденное приказом МФУ от 31.12.99 г. № 318, с изменениями.
6. Положение № 32/288 - Положение о безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденное приказом Госстроя, Госнадзорохрантруда Украины от 27.11.97 г. № 32/288.
7. Положение № 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.
8. Методические рекомендации № 561 - Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.
Ирина Бурденко,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры бухучета
и аудита Украинской академии банковского дела
