Участие украинских предприятий в зарубежных тендерах:
налоговый и бухгалтерский учет
В последнее время в сфере внешнеэкономической деятельности все большую популярность приобретают тендеры. Отечественных субъектов ВЭД интересует абсолютно все, что с ними связано. Мы приводим письмо с характерными, звучащими во многих других письмах вопросами.
ВОПРОС: Наше предприятие получило от крупной иностранной фирмы (г. Минск, Беларусь) приглашение для участия в тендере на закупку товаров. Для этого по условиям приглашающей стороны мы должны перечислить на ее зарубежный счет 400 долл. США. Как правильно оформить данную операцию, а именно: какие документы нужны для перечисления этой суммы? Можно ли включить ее в валовые расходы и как отразить в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ: Наш ответ вылился в небольшую консультацию, касающуюся порядка учета подобных расходов. С ней вы сейчас и познакомитесь. Но прежде скажем, что в предпринимательских кругах тендер известен как метод (способ) заключения договора купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар (работы, услуги) с заранее определенными характеристиками.
Для этого заказчик рассылает возможным участникам тендера приглашения или объявляет о проведении тендера через средства массовой информации. Затем, получив от предполагаемых участников согласие на участие в тендере, отправляет им тендерную документацию. Причем за плату, потому что, как правило, финансируют тендер за счет претендентов, желающих принять в нем участие. Заказчик тендера зачисляет средства на счет и использует их на оплату сообщений в прессе, аренду помещений, связь, проведение переговоров, конференций, перевод, размножение тендерной документации и т. п.
Поэтому сумму 400 доля. США, упомянутую в вопросе читателя, принято рассматривать как плату за участие в тендере, в частности, за тендерную документацию. Последняя содержит информацию о регистрации тендера, условиях и дате его проведения, об объекте тендера, критериях выбора его победителей, тендерном комитете и пр. Все это помогает потенциальным продавцам (поставщикам) наиболее полно подготовить не только заявку на участие в тендере, но и само тендерное предложение (оферту). Оформляют оферту в виде комплекта документов, которые претендент подает тендерному комитету. Этот комплект содержит, в том числе, непосредственные условия выполнения поставки (заказа).
Организатор тендера, получив от продавцов (поставщиков) предложения (оферты), выбирает и подписывает контракт с тем из них, кто показал более выгодные и интересные условия поставки товара или размещения заказа. Как видим, предприятие платит деньги на тендерную документацию совсем не зря.
Далее обратимся к Инструкции об открытии счетов. Согласно ей юридические лица - резиденты Украины могут со своего текущего счета в иностранной валюте осуществлять выплаты и переводы в инвалюте, не противоречащие законодательству Украины. Последнее не запрещает украинским субъектам хоздеятельности участвовать во всевозможных зарубежных тендерах. Значит, предприятие может перечислить 400 долл. США, но только на основании индивидуальной лицензии НБУ, поскольку того требует п. 4 ст. 5 Декрета о валютном регулировании. Эта же индивидуальная лицензия будет основанием для покупки 400 долл. США, если на валютном счете участника тендера нет нужной суммы. О том, как получить упомянутую лицензию, нам расскажет Положение о порядке выдачи индлицензий. Предприятию нужно обратиться в территориальное управление НБУ по месту своей госрегистрации и подать такие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием цели перечисления инвалюты за рубеж;
- нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации предприятия и учредительных документов;
- нотариально заверенную копию справки о регистрации в качестве налогоплательщика;
- справку уполномоченного банка о номере и наличии средств на валютном счете, с которого будет перечислена инвалюта, а также номер гривневого счета, используемого для покупки необходимой инвалюты на МБВРУ;
- обоснование перечисления инвалюты за рубеж с копиями подтверждающих документов. В нашем случае это приглашение для участия в тендере и условия его проведения, которые по п. 2.3 Положения о порядке выдачи индлицензий должны быть заверены подписью руководителя и печатью предприятия - участника тендера. Если белорусская сторона прислала вам приглашение и иные документы на своем родном языке, то вам придется для получения лицензии предоставить и их нотариально заверенный перевод.
Кстати, уполномоченный банк не будет контролировать подобную инвалютную операцию. Ведь расчеты связаны не с торговым оборотом (оплатой товаров, работ, услуг), а с текущими хозяйственными затратами предприятия.
Итак, лицензия получена, деньги перечислены в адрес иностранной фирмы -организатора тендера. Пришло время поговорить об отражении этих средств в бухгалтерском и налоговом учете.
Налоговый учет. На основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли налогоплательщик имеет право включить в состав валовых расходов (далее - ВР) суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в связи с ведением своей хоздеятельности. Поскольку расходы - инвалютные, предприятию нужно определить их гривневый эквивалент. Сразу скажем: пп. 7.3.2 Закона о прибыли говорит о расходах в инвалюте, понесенных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг). А как нам уже известно, тендерный взнос участника имеет несколько иную природу. Тем не менее, кроме вышеупомянутого подпункта, иного, регулирующего инвалютные операции, в Законе о прибыли нет. Значит, следует воспользоваться его нормами и включить в ВР балансовую стоимость инвалюты, перечисленной за участие в тендере.
Теперь несколько слов о том, как показать в налоговом учете стоимость индивидуальной лицензии НБУ, дающей тендерному взносу "зеленый свет".
Во-первых, налогоплательщику такой разрешительный документ обойдется в 1020 грн., в том числе НДС (услуга № 51 из Перечня услуг).
Во-вторых, расходы на индлицензию попадут в ВР благодаря пп. 5.4.7 Закона о прибыли.
Бухгалтерский учет. Вначале о сумме тендерного взноса. Мы считаем, что подобные затраты правильнее соотносить с расходами на сбыт (счет 93). Ведь участие предприятия в тендере продиктовано прежде всего желанием реализовать (сбыть) свою продукцию (товары).
Об индлицензии скажем так: это разрешение, позволяющее разово перечислить деньги за рубеж. Более того, законодательство классифицирует выдачу индлицензии как услугу банка. Стало быть, ее стоимость надо отразить в административных расходах предприятия на счете 92 (п. 18 П(С)БУ 16).
А теперь по доброй традиции разберем на условном числовом примере порядок отражения всех вышерассмотренных операций (см. таблицу).
Пример.
Предприятие "Колобок" получило приглашение участвовать в тендере. За тендерную документацию оно уплатило 400 долл. США (курс НБУ- 5,31 грн./1 долл. США, балансовая стоимость инвалюты - 2200 грн.), а за индлицензию на перечисление инвалюты за рубеж - 1020 грн., в том числе НДС.
Таблица.
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Сумма |
Налоговый учет | ||
| Дт |
Кт |
ВД |
ВР | |||
| 1 |
Перечислены деньги за выдачу индлицензии |
377 |
311 |
1020 |
- |
850 |
| 2 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
170 |
- |
- |
| 3 |
Отражена стоимость полученной индлицензии в расходах предприятия |
92 |
377 |
850 |
- |
- |
| 4 |
Закрыты расчеты по НДС |
644 |
377 |
170 |
- |
- |
| 5 |
Перечислен инвалютный тендерный взнос за рубеж |
93 |
312 |
$400 2124 грн. |
- |
2200 |
Р.S. Если будут нарушения порядка проведения тендера, его результаты могут быть признаны недействительными. И если положением о проведении тендера предусмотрено, что заказчик компенсирует оферентам затраты, связанные с их участием в тендере, то в такой ситуации предприятию-участнику придется откорректировать бухгалтерские и налоговые расходы, а также налоговый кредит. А в ситуации, когда положение о тендере предполагает его повторное проведение, все у вас останется на своих местах.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
2. Декрет о валютном регулировании - Декрет КМУ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 19.02.93г. №15-93.
3. Положение о порядке выдачи индлицензии - Положение о порядке выдачи индивидуальных лицензий на перечисление иностранной валюты за пределы Украины для оплаты банковских металлов и проведения отдельных валютных операций, утвержденное постановлением Правления НБУ от 17.06.04 г. № 266.
4. Инструкция об открытии счетов - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валюте, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.
5. Перечень услуг - Перечень услуг по регистрации учреждений банков, предоставлению лицензий (разрешений) на осуществление банковских операций, операций с валютными ценностями и других услуг, которые предоставляются Национальным банком Украины и его территориальными управлениями, утвержденный постановлением Правления НБУ от 12.08.03 г. № 333.
6. П(С)БУ 16- Положение (стандарт) бухгалтерского учета "Расходы", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. №318.
“Все о бухгалтерском учете”, № 94 (1005), 11 октября 2004 г.
