Революция в ВЭД?
Только не с хозяйственным кодексом Украины
На первый взгляд перед нами неподъемная задача: разобраться, как влияет на внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД) вступивший в силу 1 января 2004 года ХКУ. Но не беспокойтесь, на самом деле все гораздо проще, поскольку чего-либо революционного упомянутый Кодекс в ВЭД не вносит. Однако это вовсе не означает, что в нем ничего нет для любознательного ума - ХКУ посвящает ВЭД целый раздел, который так и называется- "Внешнеэкономическая деятельность". Кроме того, в нем можно встретить еще ряд статей, так или иначе касающихся ВЭД. Поэтому поговорить о ХКУ, безусловно, стоит. А чтобы сэкономить ваше время, мы остановимся лишь на тех деталях, которые, по нашему мнению, заслуживают самого пристального внимания. Итак, за работу.
ВЭД и ее субъекты в свете ХКУ
Может показаться, что понятие ВЭД, заключенное в ХКУ не похоже на то, к которому мы уже так привыкли за 13 лет. Согласно ст. 377 ХКУ ВЭД - "хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом... и/или рабочей силой". Действительно, если ограничиваться только конкретным понятием и его формой, так сказать, сочетанием слов, можно и утверждать, что кодексное определение ВЭД иное, чем в Законе о ВЭД. И все же говорить о том что оно абсолютно отличается от того комплексного толкования ВЭД, которое дает нам Закон, наверное, нельзя. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить разновидности ВЭД: экспорт и импорт, которым также присуще условие пересечения границы. Да и само пересечение границы, на котором так настаивает ст.377 ХКУ, не надо связывать лишь с перемещением материальных объектов или рабочей силы для предоставления услуг и выполнения работ. Мы полагаем, что оно имеет место и тогда, когда за рубеж переводят деньги, ведь по ст. 139 ХКУ они тоже имущество. Вместе с тем отметим: самого пересечения границы явно не хватает, чтобы признать ту или иную деятельность внешнеэкономической. Согласитесь, украинское предприятие, например, может перечислять деньги и своему командированному работнику, и на зарубежный счет отечественной фирмы, а это совсем не ВЭД. Посему, именуя ту или иную операцию "внешнеэкономической", вместе с требованием ст. 377 ХКУ нужно учитывать и условие, изложенное в ст. 1 Закона о ВЭД: одна из сторон операции - это иностранный субъект хозяйствования (о нем чуть ниже).
ХКУ очерчивая своей ст. 378 круг субъектов ВЭД, отнюдь не оригинален. Все они уже есть в указанном выше Законе о ВЭД:
- физические лица, зарегистрированные предпринимателями в Украине;
- юридические лица, созданные в соответствии с отечественным законодательством;
- структурные единицы (филиалы, представительства, подразделения) иностранных субъектов хозяйствования, которые не являются юрлицами и имеют постоянное местонахождение в Украине.
Стало быть, как и прежде, согласно ст. 5 Закона о ВЭД, когда обычное украинское физлицо (не предприниматель) контактируете иностранным субъектом хозяйствования, то такие отношения нельзя рассматривать в рамках ВЭД.
Иностранный субъект хозяйствования
Однозначно установить, что собой представляют иностранные субъекты хозяйствования в правовом поле Украины, оказывается, довольно проблематично. Ведь те нормы, которые были прописаны в Гражданском кодексе УССР и устанавливали правоспособность иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства (раздел VIII), бесследно исчезли. Только ст. 129 ХКУ гласит, что у иностранных юрлиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в Украине, такой же статус, как и у наших предприятий, а у иностранцев и лиц без гражданства тот же набор прав и обязанностей, что и у нас с вами. В то же время, в соответствии со ст.3 комментируемого Кодекса хоздеятельность - это деятельность, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ и предоставление услуг стоимостного характера, имеющего ценовое выражение. Вот и получается, что говорить более-менее уверенно о хоздеятельности иностранных лиц в Украине можно лишь тогда, когда у них здесь есть постоянные представительства. И только в этом случае, мы считаем, что заморских субъектов хозяйствования можно приравнивать к нашим (ст. 129 ХКУ). Фактический результат: работать с нерезидентом через его постоянное представительство в Украине надо в том же режиме, что и с отечественными субъектами правоотношений.
Во всех остальных случаях украй некое законодательство не позволяет ответить на вопрос: что собой представляет иностранный субъект хозяйствования? Поэтому, чтобы выяснить его статус и правоспособность, придется обращаться к законам той страны, резидентом которой он выступает.
Внешнеэкономический договор
В ст. 382 "Внешнеэкономические договоры (контракты)" ХКУ не нашлось места определению ВЭД-договора, да и содержит она довольно скромный набор норм ст. 6 Закона о ВЭД. Но, как ни странно, такое "урезание", на наш взгляд, несколько прояснило выбор права страны, используемого для установления прав и обязанностей сторон ВЭД-договора. Согласно ХКУ форму соглашения, права и обязанности сторон изначально определяет право страны, в которой заполнялся договор. Упоминание об этом в соответствии с п.1.1 Положения о договорах - непременное условие ВЭД-договора. И уже только по согласованию сторон можно прибегнуть к праву иной страны, что, как вы понимаете, должно быть отражено в ВЭД-договоре.
Таким образом, если место заключения ВЭД-договора - Украина или стороны, подписывая его в Ницце, выбрали право Украины, то субъектам ВЭД следует руководствоваться ГКУ и Положением о договорах. Однако если предмет ВЭД-договора - земельный участок, здание и другая недвижимость, находящаяся в Украине, то выбора нет - придерживаться настоящих документов нужно всегда.
Расчеты в ВЭД
Тема, касающаяся расчетов в иностранной валюте, без преувеличения одна из самых актуальных и наболевших. Здесь и соблюдение 90 календарных дней по экспортно-импортным операциям, и обязательная продажа инвалютной выручки, и получение индивидуальных лицензий НБУ на проведение ряда операций, и т. д. Потому и немудрено, что ХКУ, рассматривая вопросы, связанные с инвалютой, почти всегда отсылает нас к законодательству. Правда, расчетам в ВЭД он присвоил статус международных, но это реально ничего не меняет (ст. 344 ХКУ).
Наверняка единственное, на чем полезно остановиться, - ч. 2 ст. 386 ХКУ. Согласно ей субъекты ВЭД в трехдневный срок информируют НБУ об открытии ими банковского счета за пределами Украины. На сегодня НБУ требует подавать такую информацию лишь от физлиц, да и то в 10-дневный срок. Честно говоря, нам не совсем понятно, зачем требовать того же от юрлиц. Во-первых, они в любом случае оформляют индивидуальную лицензию НБУ для открытия счета. Во-вторых, предприятия подают в НБУ и налоговую инспекцию Отчет о движении денежных средств по такому счету. Так что информация о заграничных счетах рано или поздно будет известна. Но закон есть закон, и его придется выполнять. Хотя НБУ пока никак не отреагировал на ст. 386 ХКУ: нет ни писем, ни поправок в соответствующие постановления. Поэтому так и остается загадкой, каким образом извещать об открытии счетов. Поглядим, что будет дальше.
Из всего вышесказанного напрашивается один вывод: со вступлением в силу ХКУ субъекты ВЭД и их иностранные партнеры, за исключением отдельных нюансов, ни выиграли, ни проиграли. По большому счету мало чего изменилось, что, вероятно, и к лучшему.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. ГКУ- Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.
2. ХКУ -Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.
3. Закон о ВЭД - Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII.
4. Положение о договорах- Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики Украины от 06.09.01 г. № 201.
“Все о бухгалтерском учете”, № 73 (984), 9 августа 2004 г.
