Торговая марка:
получаем свидетельство и учитываем

Мы уже давно привыкли к рекламе, заполонившей практически все возможные щели нашей жизни. И в самом деле, она повсюду. На телевидении, в прессе, на улицах и даже в вашем почтовом ящике. Порой мы даже разговариваем, используя рекламные слоганы или наименования торговых марок. Уверены, что ваше предприятие, если ЕЩЕ не зарегистрировало свою торговую марку, то УЖЕ поставило перед собой такую задачу. Вот мы и решили поговорить сегодня с вами о том, как правильно это сделать и отразить в налоговом и бухгалтерском учете.

Общие понятия

Торговый знак - обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличают от товаров и услуг других лиц (ст. 1 Закона об охране прав на знаки). Пункт 1.4 Правил составления заявления говорит, что знак можно выразить в виде:

- слов или сочетания букв;

- графических композиций любых форм на плоскости (в любом цвете или объединении цветов);

- фигур или из композиций в трех измерениях (в любом цвете или объединении цветов);

- комбинаций вышеуказанных обозначений;

- цвета или объединения цветов;

- звука;

- света.

Знаки, выраженные в формах, приведенных в трех последних пунктах, регистрируют при наличии технических возможностей внесения их в Реестр и обнародования информации о их регистрации.

ХКУ называет знак для товаров и услуг всем понятным словосочетанием - торговая марка и относит его к объектам прав интеллектуальной собственности (ст. 155 ХКУ). Чем она может быть вам полезна? Во-первых, при наличии на упаковке вашего товара (либо же на нем самом) изображения вашей торговой марки потребитель уже ни с какой другой ее не спутает. То же самое касается и сферы услуг. Во-вторых, изображение и наименование торговой марки можно эффективно использовать в рекламе вашей продукции, вызывая у потребителя устойчивые ассоциации. Например, такие как: только благодаря бульонным кубикам "Курочка" любое блюдо, приготовленное вами, будет самым вкусным. Еще вопрос: какие батарейки служат дольше всего? Потребитель, не раздумывая, отвечает, например, Энерджи. В-третьих, со временем ваша торговая марка при правильной ее раскрутке приобретет статус бренда, стоимость которого будет во сто крат превышать те расходы, которые вы понесли при ее регистрации. Кроме того, право интеллектуальной собственности на торговую марку вы вправе внести в уставный фонд какого-либо субъекта хозяйствования (п. 6 ст. 157 ХКУ). А если предприятие обанкротилось, право наторговую марку оценят вместе с прочим его имуществом (п. 7 ст. 157 ХКУ).

Право интеллектуальной собственности предприятия (физлица) наторговую марку подтверждает специальный документ - свидетельство (п. 1 ст. 157 ХКУ и п. 1 ст. 494 ГКУ). Срок его действия - 10 лет (его можно продлить). Условия и порядок его выдачи изложены в Законе об охране прав на знаки.

Получаем свидетельство

Начнем с того, что получать свидетельство разрешено физическим и юридическим лицам (далее - лица), объединениям лиц или их правопреемникам (п. 5 ст. 5 Закона об охране прав на знаки и ст. 493 ГКУ). Порядку его выдачи посвящен раздел III Закона об охране прав на знаки. Давайте посмотрим, что вам надо сделать, дабы стать обладателем этого документа.

1. Заявитель или же его доверенное лицо должен подать письменное заявление в Государственный департамент интеллектуальной собственности*. Причем одно заявление может касаться только одного знака. Составить интересующую бумагу - дело непростое. Этому даже посвятили отдельный нормативный акт - Правила составления заявления. В форме, им утвержденной, и подают заявление. Давайте кратко пройдемся по его обязательным реквизитам:

- сведения о заявителе: полное имя гражданина или полное наименование юрлица (согласно учредительным документам) и его адрес (здесь и далее мы будем говорить только о национальном заявителе);

- изображение знака;

- сгруппированный по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков** (далее - МКТУ) перечень товаров и услуг, по которым заявитель просит зарегистрировать знак. В ваших же интересах представить список товаров (услуг), охватывающий все сферы деятельности, которыми вы предполагаете заниматься (но учите, что каждая дополнительная группа товаров изрядно опустошит кошелек предприятия, подробнее об этом см. ниже).

Тем, кто хочет, помимо охраны изображения знака, просить также и охраны цвета или соединения цветов, следует:

- прямо указать это в тексте заявления;

- подать вместе с ним цветное изображение знака.

Если заявление подает представитель (патентный поверенный), то к документу нужно приложить доверенность, свидетельствующую о его полномочиях (составляют в произвольной форме, нотариально не удостоверяют). Подробнее о требованиях к доверенности можно прочитать в пп. 3.1.4 Правил составления заявления.

Кстати, нерезиденты могут зарегистрировать товарный знак в Украине только через патентных поверенных (п. 2 ст. 4 Закона об охране прав на знаки).

2. Уплатить сбор. Его размер зависит от количества классов МКТУ которыми охвачены в заявлении товары и услуги, и размер установлен Положением о порядке уплаты сборов. Он составляет:

- для граждан и юрлиц, постоянно проживающих или находящихся в Украине (резиденты), - 1020 грн. (за подачу заявления) плюс 255 грн. дополнительно за четвертый и каждый последующий класс МКТУ, товаров и услуг из перечня;

- для граждан и юрлиц, которые постоянно проживают или находятся за пределами Украины (нерезиденты), - 450 и 150 долларов соответственно.

Но это далеко не все, за что вам придется платить, пока вы не получите на руки свидетельство. Так за то, что по инициативе заявителя в материалы заявления внесут исправления и уточнения, первая категория лиц внесет26 грн., вторая -150 долларов.

Уплату сбора подтверждают, подав надлежащий документ либо вместе с заявлением, либо на протяжении 2-х месяцев после этого события (п. 40 Положения о порядке уплаты сборов). Если, не дай Бог; вам вернули заявление или отказались его принять, суммы уплаченного сбора вернут (за вычетом расходов на эту операцию), только подайте в течение года со дня зачисления средств на счет Госпатента соответствующее заявление (п. 7 Положения о порядке уплаты сборов).

3. Если с поданными вами документами все в порядке, Госдепартамент интеллектуальной собственности вынесет решение об установлении даты подачи заявления*** и вышлет его вам в течение месяца. В противном случае вы получите уведомление о необходимости предоставления исправленных или отсутствующих материалов. Причем управиться с ними вы должны в двухмесячный срок, иначе следующее уведомление будет о том, что ваше заявление считают не поданным (п.п. 10, 11 ст. 10 Закона об охране прав на знаки).

4. Теперь начинается самое интересное - экспертиза заявления. Она состоит из двух частей: формальной и квалификационной (п. 1 ст. 10 Закона об охране прав на знаки). Суть первой сводится к тому, чтобы определить, соответствуют ли материалы заявления существующим требованиям и объем прав, которые заявлены. Вторую проводят, лишь когда первая была успешна. В ее процессе выясняют, может ли заявленное обозначение быть знаком, не находится ли оно в конфликте с другими знаками, отвечает ли условиям предоставления правовой охраны. Результатом квалификационной экспертизы станет решение или о регистрации знака, или об отклонении заявления. Предприятие имеет право обжаловать решение в течение двух месяцев с даты его получения либо в Апелляционной палате департамента (что обойдется вам в 51 грн. согласно Положению о порядке уплаты сборов), либо в суде (ст. 15 Закона об охране прав на знаки). Правда, последний вариант будет стоить несколько дороже. За подачу искового заявления вы заплатите 85 грн. (п. "б" п. 2 ст. 3 Декрета о госпошлине) и раскошелитесь на судебные издержки в размере 118 грн. (постановление о размере расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса).

5. За выдачу свидетельства уплачивают госпошлину (ст. 23 Закона об охране прав на знаки и п. 12 ст. 2 Декрета о госпошлине). Ее размер для:

- физ-, юрлиц, постоянно проживающих (находящихся) в Украине, - 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.);

- иностранных физ-, юрлиц, которые постоянно проживают в Украине, - 200 долларов США.

Все это - лишь маленькая толика того, что вам предстоит пройти, прежде чем получить свидетельство на свою торговую марку. К тому же все это требует достаточного количества знаний в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому рекомендуем вам переложить решение вопроса, о котором идет речь, на плечи специалиста - патентного поверенного. Пункт 3 Положения о патентных поверенных называет так человека, который:

- получил надлежащее специальное высшее образование;

- имеет не менее 5 лет опыта работы в сфере интеллектуальной собственности;

- сдал квалификационные экзамены, прошел аттестацию и имеет свидетельство на право заниматься деятельностью патентного поверенного.

Своей деятельностью патентному поверенному разрешено заниматься либо самостоятельно, либо объединившись с другими патентными поверенными в патентное агентство, фирму, также он может работать по найму (п. 14 Положения о патентных поверенных).

Налоговый и бухгалтерский учет

Начнем с первого. Закон о прибыли относит объекты интеллектуальной собственности (а ими, как мы выяснили выше, и является торговая марка), к нематериальным активам (далее - НА) (п. 1.2). Первоначальная стоимость знака формируется из расходов, понесенных при его регистрации и создании. Исключением будут суммы госпошлины, уплаченные при получении свидетельства, - они сразу же попадут в валовые расходы на основании пп. 5.2.5 Закона о прибыли. НА подлежат амортизации по правилам пп. 8.3.9 того же Закона до тех пор, пока их остаточная стоимость не достигнет нуля. Тут применяют линейный метод: НА амортизируют равными частями исходя из первоначальной стоимости объекта с учетом индексации (пп. 8.3.3 Закона о прибыли) в течение срока полезного использования (срока действия налогоплательщика), но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. Причем амортизацию вы начнете начислять в квартале, следующем за тем, в котором ввели в эксплуатацию НА.

Определение их в бухгалтерском учете (п. 4 П(С)БУ 8 "Нематериальные активы") заметно отличается от налогового. Мы бы сказали, бухгалтерское несколько расплывчато: "это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования в течение периода больше одного года..."Закон о прибыли обозначил эти объекты четче: "нематериальный актив - объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности..." Право на торговый знак, как таковой, материальной формы не имеет (сама бумага - свидетельство - не в счет, оно лишь подтверждает право), но может быть идентифицировано и содержится для использования в деятельности предприятия, как минимум, 10 лет. Так что и в бухучете это также НА. В его первоначальную стоимость входит (п. 11 П(С)БУ 8):

- стоимость приобретения;

- пошлина;

- косвенные налоги, не подлежащие возмещению;

- другие расходы, непосредственно связанные с его приобретением и доведением до состояния, в котором знак пригоден для использования по назначению.

Стоимость торговой марки будет состоять из следующих сумм:

- расходов на создание торговой марки (зарплаты дизайнера, который разрабатывал внешний вид знака, или стоимости услуг рекламного агентства);

- различных сборов, уплаченных в процессе оформления свидетельства;

- госпошлины;

- выплат патентному поверенному (если вы обратились к его услугам).

Как амортизировать торговый знак, вы решите самостоятельно, исходя из условий получения экономических выгод от его использования. Хотя, по нашему мнению, установить стоимостную зависимость между торговой маркой и прибылью предприятия не всегда получится. Хорошо, если это всем давно известный, хорошо раскрученный бренд, как, например, "Наша Ряба". Вот если вы купите право использовать на своих курах такое наименование, будьте уверены-они начнут сами улетать с прилавков. А значит, и прибыль предприятия стремительно вырастет. Но у нас ситуация другая: марка только появляется на свет, и пока никому не известно, станет она звездой на потребительском рынке или, вспыхнув, сразу погаснет. Так что рекомендуем вам для ее амортизации применять прямолинейный метод, по которому годовую сумму последней определяют делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта. Амортизацию начинают начислять в месяце, следующим затем, в котором НА стал пригоден для использования.

Завершит нашу экскурсию в страну торговых марок и знаков пример.

Предприятие "Жестянка "занимается выпуском консервных банок. Оно заключило договор поручения на регистрацию своего торгового знака "Жестко" с патентным бюро "Марка". Стоимость услуг последнего - 1800 грн., в т. ч. НДС - 300 грн. Было составлено два акта приемки-сдачи выполненных работ. Первый - после подачи заявления (на 1200 грн., в т. ч. НДС - 200 грн.), второй - после получения свидетельства (на 600 грн., в т. ч. НДС - 100 грн.). Сбор за подачу заявления - 1020 грн. Госпошлина за выдачу свидетельства - 85 грн. Бухгалтер отразил операции так, как показано в таблице.

Таблица

№ п/п

 
Содержание операции

 
Бухгалтерский
учет
 
Сум-ма,
грн

 
Дт
 
Кт
 
1
 
Перечислена патентному поверенному сумма сбора за подачу заявления
 
377
 
311
 
1020
 
2
 
Отнесены на увеличение капитальных инвестиций расходы на приобретение права на торговый знак
 
154
 
377
 
1020
 
3
 
Выплачено вознаграждение патентному поверенному (подписан первый акт выполненных работ)
 
377
 
311
 
1200
 
4
 
Отражен налоговый кредит по НДС
 
641
 
377
 
200
 
5
 
Отнесены на увеличение капитальных инвестиций расходы на приобретение права на торговый знак
 
154
 
377
 
1000
 
6
 
Перечислена патентному поверенному сумма госпошлины
 
377
 
311
 
85*
 
7
 
Выплачено вознаграждение патентному поверенному (подписан второй акт выполненных работ)
 
377
 
311
 
600
 
8
 
Отражен налоговый кредит по НДС
 
641
 
377
 
100
 
9
 
Отнесены на увеличение капитальных инвестиций расходы на приобретение права на торговый знак
 
154
 
377
 
585
 
10
 
Введен в эксплуатацию торговый знак (получено свидетельство)
 
123
 
154
 
2605
 
11
 
Начислена амортизация (сумма условная)
 
92
 
123
 
100
 
* В налоговом учете эта сумма включается в валовые расходы (пп. 5.2.5 Закона о прибыли).
 

--------------------

* Находится по адресу: 03035, г. Киев, ул. Урицкого, 45; тел. (8044) 494-06-06; факс: (8044) 494-06-50; е-mail: post@sdip.gov.ua

** Международная классификация товаров и услуг, предназначенная для целей регистрации знаков, была официально признана Соглашением, заключенным 15 июня 1957 г. странами - участницами Ниццкой дипломатической конференции, и пересмотрена в 1967 г. в Стокгольме и в 1977 г. в Женеве. Украина присоединилась к нему 01.06.2000 г. (был принят Закон Украины "О присоединении Украины к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков" от 01.06.2000 г. № 1762-III).

*** Эта, на первый взгляд, мелочь при определенных обстоятельствах может сыграть определяющую роль. Речь идет о приоритете предыдущего заявления на такой же знак. Поясним. Например, в вашем городе производством колбас занимаются два человека: вы и Сидоров, и по странному стечению обстоятельств и он, и вы реализуете их с прилавков под одним емким словом "Вкуснятина". Допустим, что вы оба подали заявление на регистрацию этой торговой марки. Так вот, если вы подали заявление раньше, чем он, вы будете иметь преимущество. Для этого нужно воспользоваться правом приоритета в порядке, описанном в ст. 9 Закона об охране прав на знаки.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ХКУ - Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

2. ГКУ - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

3. Закон об охране прав на знаки - Закон Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15.12.93г. № 3689-XII.

4. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

5. Декрет о госпошлине - Декрет КМУ "О государственной пошлине" от 21.01.93 г. № 7-93.

6. Постановление о размере расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса - Постановление КМУ "Об определении размера расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса" от 29.03.02 г. № 411.

7. Правила составления заявления - Правила составления, подачи и рассмотрения заявления на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг утвержденные приказом Госпатентного ведомства Украины от 28.07.95 г. № 116.

8. Положение о патентных поверенных - Положение о представителях по вопросам интеллектуальной собственности (патентных поверенных), утвержденное постановлением КМУ от 10.08.94 г. № 545.

9. Положение о порядке уплаты сборов - Положение о порядке уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 22.05.01 г. № 543.

“Все о бухгалтерском учете”, № 106 (1017), 11 ноября 2004 г.