Правила
эксплуатации, пономерного учета и расчетов
за пользование грузовыми вагонами собственности
других государств
(с изм. и доп., принятыми на совещании
уполномоченных представителей железнодорожных
администраций 16.10.1996 и на семнадцатом
заседании Совета по железнодорожному
транспорту 25.01.1997)
( Изменения и дополнения в Правила см. в Документах
от 05.06.1998
от 19.06.2001
от 01.10.2003
от 12.02.2004
от 13.04.2006
от 13.10.2006
от 21.02.2007
от 22.02.2007
от 19.05.2007
от 23.11.2007
от 23.11.2007
от 22.05.2009
от 28.10.2009 )
( Дополнительно см. Методику
от 19.05.2007 )
Утверждены
на совещании уполномоченных представителей
железнодорожных администраций 24 мая 1996
года в соответствии с Решением пятнадцатого
заседания Совета по железнодорожному
транспорту от 5 апреля 1996 года
1. Общие положения
1.1. Пользование парком грузовых вагонов осуществляется на основе согласованной технологии организации перевозочного процесса, предусматривающей свободное обращение исправных грузовых вагонов по железным дорогам государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов в межгосударственном сообщении.
Каждая железнодорожная администрация государства-участника Соглашения вправе направить груз в принадлежащем ей вагоне на любую станцию, открытую для грузовых операций, железных дорог, входящих в сеть государств-участников Соглашения или других дорог, с которыми пограничная администрация государства-участника Соглашения имеет договор о передаче вагонов.
1.2. Погрузка вагонов, не являющихся собственностью железнодорожной администрации, разрешается в направлениях, обеспечивающих максимальное приближение вагонов к железнодорожной администрации их собственницы. При этом погрузка вагонов назначением в администрацию-собственницу допускается на любую станцию. При отсутствии такого груза погрузка разрешается в направлениях в соответствии с привязкой дорог погрузки к администрациям-собственницам, приведенным в Приложении N 1.
1.3. Для вагонов, направляемых гружеными в другую железнодорожную администрацию, как правило, не допускается изменение согласованного порядка направления вагонопотоков, объявленного в книге плана формирования поездов межгосударственного сообщения, от станции погрузки администрации-собственницы до станции назначения, т.е. маршрута следования. Изменение утвержденного порядка направления вагонопотоков производится в соответствии с пунктом 1.9. При этом должен быть соблюден маршрут следования, указанный в перевозочных документах.
1.3.1. По просьбам грузоотправителей или грузополучателей допускается изменение первоначального пункта назначения груженого вагона принадлежности другого государства, т.е. переадресовка, которая осуществляется по правилам, действующим на железнодорожной администрации первоначального назначения груза.
1.3.2. Если необходимость переадресовки возникает в пределах железнодорожной администрации, то она производится по указаниям руководства этой железнодорожной администрации. Аналогично осуществляются переадресовки вагона собственной принадлежности в другую железнодорожную администрацию.
1.4. После выгрузки (освобождения) вагон подлежит возвращению в администрацию-собственницу, по возможности, в груженом состоянии. При этом администрация-пользовательница вагона осуществляет погрузку вагонов в следующей последовательности:
1.4.1. до станций сети администрации-собственницы;
1.4.2. до станций сети своей или транзитной администрации, находящихся на пути, установленном в Приложении N 1, направления вагонопотоков;
1.4.3. назначением до станций железнодорожных администраций, расположенных далее администрации-собственницы вагона при условии проследования последней транзитом;
1.4.4. в порожнем состоянии по направлению порожних вагонопотоков, приведенных в Приложении N 1;
1.4.5. Порожние вагоны при возвращении в администрацию - собственницу передаются в поездах по действующему плану формирования груженых вагонопотоков по маршруту следования в направлении к государству-собственнику, согласно Приложению N 1.
Смежные железнодорожные администрации на основе двухстороннего соглашения могут устанавливать иной порядок возвращения порожних вагонов своей собственности. О принятом двухстороннем порядке возвращения своих вагонов железнодорожные администрации своевременно информируют Дирекцию Совета.
1.5. Порожние вагоны, направляемые в железнодорожную администрацию-собственницу, могут использовать под свою погрузку железнодорожные администрации, через которые порожний вагон проходит транзитом. Погрузка на этих администрациях, как правило, допускается в направлениях, указанных в Приложении N 1.
1.6. Изменение маршрута возвращения порожнего вагона разрешается по согласованию с железнодорожными администрациями - собственницей и пользовательницей вагона, в том числе и транзитные дороги, с уведомлением Дирекции Совета.
1.7. В тех случаях, когда у железнодорожной администрации не хватает собственных вагонов для обеспечения отгрузки предъявляемых грузов, последняя информирует не позднее, чем за 5 суток, Дирекцию Совета о необходимости подсылки порожних вагонов в порядке регулировки. При этом указывает тип вагона и их количество. Дирекция Совета, исходя из фактического размещения и использования подвижного состава, устанавливает и запрашивает железнодорожную администрацию, чьи вагоны могут быть направлены для обеспечения погрузки и маршруты перемещения порожних. После получения согласия причастных железнодорожных администраций, в том числе и транзитных, Дирекция Совета письменно уведомляет о совместно принятых решениях.
Подсылка исправных порожних вагонов для обеспечения погрузки производится, как правило, без оплаты тарифа. Участвующие в пересылке порожних вагонов железнодорожные администрации вправе установить плату за некомпенсированный порожний пробег на основе двусторонних договоренностей. Транзитные железнодорожные администрации после получения письменного уведомления Дирекции Совета обязаны обеспечивать беспрепятственный пропуск порожних вагонов.
1.8. Исправные порожние вагоны как при возвращении в администрацию-собственницу, так и подсылаемые в порядке регулировки, направляются без оформления перевозочных документов, кроме специализированного подвижного состава, на который составляются пересылочные ведомости, согласно Правилам перевозок грузов.
1.9. Изменение установленного порядка направления груженых и порожних вагонов допускается внутри железнодорожной администрации по своему указанию. При возникновении у железнодорожной администрации необходимости изменения установленного порядка направления вагонопотоков в межгосударственном сообщении, она информирует об этом Дирекцию Совета, которая согласовывает предложения с причастными, и после согласования направляет уведомление соответствующим железнодорожным администрациям.
1.10. Изменение установленных маршрутов вагонопотоков допускается при явлениях стихийного характера, нарушениях безопасности движения и по просьбе грузоотправителей и грузополучателей, порядком, предусмотренным пунктом 1.9.
1.11. Железнодорожная администрация имеет право требовать срочного возврата своих вагонов. Об этом она должна уведомить Дирекцию Совета и администрацию-пользовательницу.
В таких случаях администрация-пользовательница может загружать вагоны только назначением в администрацию-собственницу.
1.12. К перевозкам как внутри железнодорожной администрации, так и в межгосударственном сообщении допускаются вагоны, принадлежащие на правах собственности промышленным предприятиям, организациям, учреждениям и частным лицам, отвечающие установленным требованиям, зарегистрированные в Автоматизированном банке данных парка собственных вагонов (АБД ПВ) ГВЦ МПС РФ с курсированием по разрешенным районам. Использование таких вагонов для перевозок должно осуществляться в точном соответствии с Правилами курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5".
1.13. Грузовые поезда должны подводиться к межгосударственному передаточному стыку в соответствии с утвержденными Советом: графиком движения, планом формирования, порядком направления вагонопотоков и согласованным суточным планом поездной работы между железнодорожными администрациями, разработанным на основе месячного объема перевозок грузов (плана перевозок).
1.14. В соответствии с соглашением железнодорожных администраций работа по передаче вагонов может быть организована совместно бригадами сдающей и принимающей дорог на единой для обеих дорог станции передачи вагонов или раздельно на двух, специально выделенных для каждой из сопредельных дорог, станциях передачи вагонов.
При любой организации работы по передаче, вагоны считаются принятыми только при наличии соответствующим образом оформленных передаточных поездных ведомостей с подписями должностных лиц (приемщиков вагонов) сдающей и принимающей дорог и проставлением в документах календарных штемпелей.
Количество составляемых экземпляров поездной передаточной ведомости устанавливается пограничным соглашением.
1.15. Сдающей дорогой к передаче должны предъявляться вагоны, полностью отвечающие техническим, технологическим и другим требованиям, предварительно осмотренные и признанные ею годными в техническом и коммерческом отношениях для следования в межгосударственном сообщении, и снабженные всеми необходимыми документами.
1.16. При отсутствии конвенционных запрещений железнодорожная администрация не вправе отказать в приеме груженых вагонов, следующих по установленным направлениям вагонопотоков и признанных исправными по действующим положениям, исправных порожних вагонов, возвращаемых собственнику или направляемых по уведомлениям в порядке регулировки.
1.17. Вагоны, погруженные на станции, на которые объявлены конвенционные запрещения, должны приниматься как с дороги погрузки, так и по межгосударственным стыковым пунктам, если дата погрузки вагона, определяемая по штемпелю в перевозочных документах станции отправления, более ранняя, чем дата начала действия конвенции.
1.18. Конвенционные запрещения о погрузке на станциях железнодорожных администраций устанавливаются решениями соответствующей администрации, а назначением на другие железнодорожные администрации - первым руководителем железнодорожной администрации.
Конвенционные запрещения на прием под выгрузку и пропуск их транзитом на другие железнодорожные администрации объявляются на основании запросов, направляемых в адрес Дирекции Совета. Дирекция Совета по запросам направляет причастным железнодорожным администрациям уведомление о прекращении погрузки, которое вступает в силу через трое суток с момента передачи уведомлений.
Отмена действия конвенционного запрещения для станции железнодорожной администрации производится по указанию этой администрации.
Отмена конвенционных запрещений в межгосударственном сообщении производится по уведомлениям Дирекции Совета после получения телеграфных извещений от железнодорожных администраций, по просьбе которых установлен запрет погрузки.
1.19. Вагоны, погруженные на станции, имеющие конвенционное запрещение в период его действия, должны задерживаться на дороге погрузки.
1.20. Вагоны, которые были отправлены с погрузочной дороги до начала действия конвенционного запрещения и непринятые по межгосударственному стыковому пункту после начала действия конвенции, снимаются с учета со сдающей железнодорожной администрации. Если в этих случаях не принят поезд из-за наличия в нем вагонов, идущих на станции конвенционного запрещения, с учета от сдающей администрации снимается весь состав. О задержке поезда в продвижении передается информация по согласованной структуре, в переходный период сообщение 5311 с кодом 58 с ИВЦ сдающей дороги в ГВЦ МПС РФ, ИВЦ дороги, задержавшей поезда.
1.21. В случаях явлений стихийного характера (землетрясения, наводнения, лесные пожары и ураганы), вызвавшие задержку приема или передачи поездов, железнодорожная администрация до окончания отчетных суток информирует в виде оперативного уведомления Дирекцию Совета и смежные железнодорожные администрации о размерах ограничения приема и сдачи поездов по номерам и индексам. Диспетчер Дирекции после регистрации в журнале строгого учета и уточнения обоснованности уведомления передает номера и индексы поездов в ГВЦ МПС РФ. ИВЦ железнодорожной администрации, на которой задержаны вагоны, передает ГВЦ МПС РФ информацию по согласованной структуре, а в переходной период - сообщения 5311 с кодом операции 57 "неприем из-за стихийного бедствия". ГВЦ МПС составляет для Дирекции Совета ведомость по согласованной форме, в которой указывает количество непринятых и не сданных по этой причине вагонов по их родам и принадлежности по железнодорожным администрациям.
1.22. Железнодорожные администрации, которые не приняли или не сдали поезда по причинам явлений стихийного характера, освобождаются от платы за пользование подвижным составом.
1.23. В случаях необоснованного отказа от приема поездов, ИВЦ железнодорожной администрации, на которой задержаны поезда, передает информацию в ГВЦ МПС РФ, Дирекцию Совета и ИВЦ администрации, не обеспечившей прием поездов, по согласованной структуре, а в переходный период - сообщения 5311 с кодом операции 59 "отказ от приема поездов".
ГВЦ МПС РФ составляет справку с указанием количества задержанных вагонов по их роду и принадлежности железнодорожной администрации и передает ее Дирекции Совета не позднее 8.00 следующих за отчетными суток.
1.24. Решение об учете в расчете данных о неприеме поездов принимается Дирекцией Совета, которую ГВЦ МПС РФ ежесуточно информирует об индексах, номерах поездов с указанием времени и причины неприема. При этом данные о принятых к взаиморасчетам фактах неприема по времени и дате поступления информации регистрируются Дирекцией Совета в журнале строго учета с утверждающей подписью Дирекции Совета.
1.25. Железнодорожная администрация может отказать в приеме вагонов: с негабаритным грузом или грузом, требующим особых условий пропуска при отсутствии согласования; порожних вагонов, направляемых другому государству в порядке регулировки или вагонной помощи без установленного документального оформления; арендованных и собственных вагонов, не имеющих разрешения на курсирование; вагонов, погруженных без согласования их приема железнодорожной администрацией назначения и вагонов, погруженных в период действия конвенционных запрещений, а также предъявленных сверх согласованных размеров суточного плана.
1.26. Железнодорожные администрации не вправе предъявлять к передаче в межгосударственном сообщении и принимать вагоны с неправильной искаженной нумерацией, отсутствующим трафаретом государства-собственника, не зарегистрированные в Автоматизированном банке данных ГВЦ МПС РФ, также вагоны, исключенные из инвентаря, в том числе и собственные промышленных предприятий и организаций, без закрашивания первых трех цифр номера вагона и документального оформления как груз на своих осях.
1.27. После документального оформления приема-сдачи вагонов их отцепка от поезда по каким-либо причинам для возврата не допускается. Выявленные любые причины, по которым вагон не может следовать дальше, должны устраняться силами и средствами железнодорожной администрации, документально оформившей принятие вагона.
1.28. К обращению как внутри государства, так и за его пределами допускаются вагоны всех типов, принадлежащие железнодорожным администрациям государств-участников Соглашения о совместном использовании парка грузовых вагонов и контейнеров , а также собственные грузовые вагоны предприятий, организаций и физических лиц, имеющие право выхода на пути общего пользования, отвечающие требованиям, изложенным в разделе 2 настоящих Правил.
Вагоны передаются с железной дороги одного государства на железную дорогу другого государства без перегруза груза, за исключением случаев, когда перегруз необходим из-за технического или коммерческого состояния вагона.
Передача вагонов между железнодорожными администрациями производится в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 2 настоящих Правил.
1.29. Вагоны, направляемые в железнодорожную администрацию-собственницу для плановых видов ремонта и отвечающие установленным требованиям, передаются в грузовых поездах по плану формирования и действующему порядку направления вагонопотоков с оформлением перевозочных документов формы ГУ-65 и ГУ-64 с приложением к ним справок формы ВУ-23 и ВУ-26 без взимания провозных платежей. Такие вагоны должны беспрепятственно пропускаться по межгосударственным стыковым пунктам.
1.30. Вагоны, не отвечающие установленным требованиям передачи по межгосударственным стыковым пунктам, но отвечающие условиям обеспечения безопасности движения, железнодорожная администрация-собственница принимает в соответствии с техническими требованиями, изложенными в разделе 2 настоящих Правил.
1.31. Отдельные железнодорожные администрации государств-участников Соглашения могут заключать между собой специальные соглашения, касающиеся взаимного пользования вагонами, если этими соглашениями не будут затрагиваться интересы других железнодорожных администраций государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров .
О принятом таком соглашении железнодорожные администрации извещают Дирекцию Совета.
1.32. В отдельных случаях по взаимной согласованности по межгосударственным стыковым пунктам могут пропускаться груженые вагоны с некоторыми отступлениями от установленных технических требований. На межгосударственных стыковых пунктах в таких случаях составляется акт о техническом состоянии вагона с указанием в нем дефектов, с которыми условно принят вагон железнодорожной администрацией и следовал до станции выгрузки.
После освобождения такой вагон в порожнем состоянии по пересылочной ведомости, без взимания провозной платы, с приложением акта о его приеме возвращается в государство принадлежности по тому стыковому пункту, через который был принят.
1.33. ИВЦ железнодорожных администраций передают в ГВЦ МПС РФ данные пономерного перехода по межгосударственным стыковым пунктам по согласованной структуре. ГВЦ МПС РФ подтверждает факт получения информации о перемещении вагонов.
В переходный период данные передаются по структуре сообщения 5311. ГВЦ МПС РФ ежесуточно представляет Дирекции справку о случаях искажения и отсутствия информации по межгосударственным стыковым пунктам. Выявленные и документально оформленные случаи искажения информации, влияющие на расчеты, влекут за собой материальную ответственность железнодорожной администрации в виде удвоенной платы за вагоно-сутки для подвижного состава, по которому искажена расчетная информация, с момента допущения нарушения до его выявления согласно пункту 3.26 настоящих Правил.
1.34. ГВЦ МПС РФ ежесуточно, на основе полученных номерных данных перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам определяет номерное наличие вагонов по принадлежности на территории государств-участников Соглашения на конец отчетных суток представляет железнодорожным администрациям и Дирекции Совета данные о наличии вагонов до 8.00 следующих суток (время московское). Структура документа о наличии вагонов на железнодорожной администрации по принадлежности приведена в приложении N 2 (не приводится).
2. Технические условия на грузовые вагоны,
используемых в межгосударственном сообщении
2.1. Настоящие Технические условия на вагоны (далее Технические условия) регламентируют требования, предъявляемые к техническому состоянию грузовых вагонов, допущенных к межгосударственному обращению на дорогах участников Соглашения о совместном и пользовании вагонов , порядку приема-передачи на межгосударственных станциях передачи вагонов, а также порядку обслуживания и ремонта вагонов в процессе эксплуатации.
2.1.1. Вагоны, допускаемые к межгосударственному обращению, должны полностью соответствовать Техническим требованиям (Приложение N 3) и другим нормативно-техническим документам, регламентирующим совместное использование грузовых вагонов, принятым Советом по железнодорожному транспорту.
Грузовые вагоны, следующие в страны, не являющиеся участниками Соглашения о совместном использовании парка грузовых вагонов , должны соответствовать дополнительным техническим условиям на вагоны, определенным отдельными соглашениями.
2.1.2. Изменения и дополнения в настоящие Технические условия вносятся по представлению одной или нескольких железнодорожных администраций после их согласования Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
Срок введения в действие изменений и дополнений устанавливается Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
2.1.3. Отдельные договоры о порядке совместного использования вагонов между железнодорожными администрациями не должны вступать в противоречие с настоящими Техническими условиями и затрагивать интересы других железнодорожных администраций, не являющихся участниками этих договоров.
2.2. Основанием для признания вагона годным в техническом отношении для передачи является его соответствие Техническим требованиям (Приложение N 3) и нормативно-техническим документам, регламентирующим совместное использование грузовых вагонов, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту.
2.3. Передача вагонов с одной железнодорожной администрации на другую осуществляется по передаточной поездной ведомости (ППВ) установленной формы, составленной сдающей стороной в количестве не менее 4-х экземпляров. Передаточные поездные ведомости должны иметь непрерывную нумерацию с начала календарного года.
Поездная передаточная ведомость должна содержать информацию о наличии в поезде вагонов, следующих в плановые виды ремонта по документам, а также с актами ф. ВУ-25, актами о неприемке вагонов ф. ИНУ-53 и вагонов, следующих в страны, не являющиеся участниками Соглашения с указанием номеров вагонов.
Моментом предъявления вагонов к передаче считается время вручения передаточной поездной ведомости агентам принимающей стороны.
Агенты принимающей стороны должны сличить принимаемые вагоны с ведомостью и осмотреть их.
Срок для осмотра вагонов устанавливается технологическим процессом работы межгосударственной станции передачи вагонов, согласованным обеими сторонами.
Поездные передаточные ведомости подписываются агентами сдающей и принимающей сторон и заверяются календарными штемпелями обеих сторон по окончании осмотра предъявленных вагонов.
Вагоны считаются принятыми в техническом отношении после подписания передаточной поездной ведомости и наложения штемпеля представителями принимающей стороны.
2.4. Непринятые вагоны должны быть вычеркнуты из передаточной поездной ведомости с указанием причины неприема и возвращены на дорогу сдающей стороны в суточный срок по новой передаточной поездной ведомости с оформлением акта формы ИНУ-53, в количестве не менее 4-х экземпляров: по два для каждой стороны.
Принимающая сторона должна уведомить сдающую сторону о непринятых вагонах в срок, установленный пограничным железнодорожным соглашением.
При возникновении спорных вопросов приоритетную позицию имеет принимающая сторона. Возникающие разногласия решаются работниками вагонного хозяйства с выездом, при необходимости, на сопредельную передаточную станцию.
2.5. Допускаются к передаче груженые и порожние вагоны, имеющие незначительные повреждения, не влияющие на безопасность движения, сохранность перевозимых грузов и пригодные к перевозке, в том числе:
2.5.1. Платформы с отсутствующими бортами.
2.5.2. Цельнометаллические крытые вагоны с частичным отсутствием внутренней обшивы кузова.
2.5.3. Вагоны с отсутствующей тягой стояночного тормоза.
2.5.4. Вагоны с исправной тормозной системой, но со снятым авторежимом и установленной заглушкой и переключательной рукояткой на рабочей камере.
2.5.5. Вагоны с просроченными плановыми видами ремонта, возвращаемые железнодорожным администрациям-собственницам.
2.5.6. Груженые вагоны с просроченными плановыми видами ремонта, а также их пропуск до места назначения, если просрочка плановых видов ремонта наступила в пути следования, при этом при подаче вагона под погрузку срок до его очередного планового ремонта должен быть не менее 30 суток.
2.5.7. Вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов с вмятинами котлов.
Размер вмятины допускается глубиной не более 40 мм на площади 0,5 кв. м.
Допускается не более двух отдельных вмятин на одной цистерне, расположенных на цилиндрической части цистерны и днище, за исключением зоны крепления котла к раме (зона лап и лежней), около опорных зон на расстоянии 200 мм от опоры и на сварных швах.
2.6. Предъявляемые к передаче порожние вагоны должны быть полностью освобождены от остатков перевозимых грузов и реквизитов крепления, за исключением штатных реквизитов подвижного состава.
2.7. Устранение повреждений вагонов, выявленных на станциях передачи, производится силами и средствами железнодорожной администрации сдающей стороны.
По согласованию с железнодорожной администрацией - собственницей вагона, поврежденные, не отремонтированные, не угрожающие безопасности движения вагоны могут быть приняты для последующего ремонта или дальнейшей передачи железнодорожной администрации-собственнице с оформлением накладной формы ГУ-65, дорожной ведомости формы ГУ-64 и форм ВУ-25, ВУ-26 без взимания провозных платежей. Акт формы ВУ-25 составляется сдающей стороной, подписывается представителями сдающей и принимающей администраций сторон и заверяется календарным штемпелем.
На межгосударственных стыковых пунктах железнодорожных администраций, через которые такие вагоны проходят транзитом, в акте делается отметка о приеме и сдаче, а при необходимости составляется дополнительный акт формы ВУ-25.
Акт, подписанный представителями обеих сторон, является основанием для расчетов между железнодорожной администрацией, допустившей повреждение вагона, и железнодорожной администрацией - собственницей вагона.
Акт формы ВУ-25 составляется в четырех экземплярах, три из которых получает принимающая сторона, а один экземпляр - сдающая вагон. Принимающая администрация прикладывает два экземпляра акта к перевозочным документам на вагон.
Такие вагоны должны беспрепятственно пропускаться по межгосударственным стыковым пунктам.
2.8. Перестановка вагонов с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и обратно производится по согласованию железнодорожных администраций на пограничных перестановочных пунктах.
Для перестановки на колею 1435 мм тележки предоставляются железнодорожной администрацией дороги, переставляющей вагон.
При перестановке вагонов на колею 1520 мм железнодорожная администрация дороги, производящая перестановку, обязана обеспечить подкатку (возврат) под вагон тех тележек, которые были выкачены из-под этого вагона при его перестановке на колею 1435 мм.
На первом этапе до 01.01.97 г. железнодорожная администрация дороги, производившая перестановку, обязана обеспечить подкатку (возврат) под вагон тех тележек, которые были выкачены из-под этого вагона при его перестановке на колею 1435 мм. На первом этапе до 01.01.97 г. железнодорожная администрация дороги, производившая перестановку, обязана обеспечить подкадку (возврат) тележек государства - собственника.
В отношении приватных вагонов должно быть соблюдено требование подкатки (возврата) тех тележек, которые были выкачены из-под вагона при его перестановке на колею 1435 мм.
2.9. Железнодорожная администрация-пользовательница несет ответственность за обеспечение сохранности вагонов железнодорожных администраций-собственниц.
Вагоны других железнодорожных администраций должны использоваться только по их прямому назначению.
2.10. Специализированные вагоны могут быть загружены только теми грузами, для которых они предназначены. Загрузка таких вагонов другими грузами может производиться только при согласии железнодорожной администрации-собственницы вагона.
Загрузка цистерн опасными грузами производится в соответствии с требованиями действующих соглашений между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества, а также Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
Порожние цистерны, направляемые железнодорожной администрацией-собственницей на железнодорожную администрацию-пользовательницу должны быть технически исправными и освобожденными от остатков груза. При выявлении течи котла во время налива груза, места течи должны обводиться белилами с указанием даты осмотра, а груз должен быть слит.
Такие цистерны ремонтируются железнодорожной администрацией-пользовательницей по телеграфному согласованию за счет железнодорожной администрации-собственницы. Если железнодорожная администрация-пользовательница не может произвести ремонт, то цистерны возвращаются порожними на железнодорожную администрацию-собственницу с оформлением акта общей формы, один экземпляр которого прилагается к перевозочным документам.
2.11. В случае необходимой замены основных деталей вагона (колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки тележек), замена производится железнодорожной администрацией-пользовательницей с телеграфным извещением железнодорожной администрации-собственницы, вагоноремонтного предприятия, выполнившего последний плановый ремонт, и межгосударственной станции передачи, через которую вагон был принят.
Извещение должно содержать сведения о причине замены и технической характеристике замененной детали.
Замена производится на исправные собственности железнодорожной администрации-пользовательницы со сроком службы не более срока службы заменяемой детали. Колесные пары должны иметь толщину обода не меньше, чем у заменяемой колесной пары.
Подкатываемые колесные пары должны иметь под левым болтом буксовой крышки бирку, на которой ремонтное предприятие ставит дату (месяц, год), присвоенное ремонтному предприятию клеймо и цифровой код железнодорожной администрации, производившей замен колесной пары.
Колесные пары, поступившие в ремонт, собственности других железнодорожных администраций, ремонтируются в соответствии с Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар, при этом под левым болтом буксовой крышки устанавливается бирка, на которой ремонтное предприятие ставит дату (месяц, год), цифровой код своей железнодорожной администрации и присвоенное клеймо ремонтного предприятия.
Основанием для приема по передаточной станции вагона с замененной колесной парой является наличие бирки с цифровым кодом железнодорожной администрации-пользовательницы.
Замененные детали хранятся на вагоноремонтном предприятии, произведшем замену, не менее одного месяца.
Железнодорожная администрация-собственница вагона имеет право в месячный срок направить своего представителя для определения обоснованности произведенной замены.
Вагоны с замененными основными деталями, при возвращении железнодорожной администрации-собственнице должны следовать через те же межгосударственные станции передачи, на которых они были приняты. При этом к перевозочным документам прикладываются копии телеграфных извещений о замене деталей.
Смежные железнодорожные администрации на основе двусторонних соглашений могут устанавливать порядок возвращения вагонов с замененными деталями и поврежденных вагонов по форме ВУ-25 не обязательно по тем же передаточным станциям, по которым они были приняты.
2.12. Возвращаемые железнодорожной администрации-собственнице вагоны должны быть полностью укомплектованы и не иметь замененных узлов и деталей. Вагоны с замененными деталями к передаче не принимаются за исключением п. 2.11.
2.13. Техническое обслуживание вагонов (технический осмотр, текущий отцепочный и безотцепочный ремонт) производятся средствами и за счет железнодорожной администрации, на которой находятся эти вагоны.
При производстве технического обслуживания и непланового ремонта должны применяться материалы и запасные части, предусмотренные конструкцией вагона. Переоборудование вагонов без согласия железнодорожной администрации-собственницы не допускается.
2.14. Плановые виды ремонта вагонов и их модернизация производятся силами и средствами железнодорожной администрации-собственницы и должны обеспечивать безопасную эксплуатацию до следующего планового вида ремонта.
Вагоны в плановые виды ремонта должны направляться укомплектованными деталями. Запрещается при отправке вагонов производить замену отдельных узлов и деталей.
2.15. В случае повреждения вагона в объеме капитального или деповского ремонта железнодорожная администрация-пользовательница вагона обязана сообщить железнодорожной администрации-собственнице номер вагона, год его постройки и объем повреждений. Поврежденные вагоны должны ремонтироваться железнодорожной администрацией-пользовательницей (повредившей вагон) за свой счет.
При ремонте вагонов применяются материалы и запасные части соответствующего качества. Изменение конструкции вагонов не допускается.
Вопрос о ремонте вагона железнодорожной администрацией-пользовательницей, или о возвращении вагона на железнодорожную администрацию-собственницу вагона может быть решен по согласованию с железнодорожной администрацией-собственницей вагона. О своем решении железнодорожная администрация-собственница вагона уведомляет железнодорожную администрацию-пользовательницу вагона и транзитные дороги.
Основанием для взаиморасчетов за ремонт вагона является акт формы ВУ-25.
Такие вагоны передаются с оформлением перевозочных документов формы ГУ-65, ГУ-64 с приложением к ним форм ВУ-25, ВУ-26 без взимания провозных платежей и беспрепятственно пропускаются по межгосударственным станциям передачи.
2.16. Вагоны, подлежащие исключению из инвентаря из-за тяжелого повреждения, а также вагоны, не возвращенные железнодорожной администрации в течении шести месяцев по другим причинам считаются утерянными.
Ответственность за утерю вагона несет та железнодорожная администрация, которая не может документально подтвердить его передачу на дороги других железнодорожных администраций.
2.17. Железнодорожная администрация-пользовательница, на которой вагон был утерян или поврежден до степени исключения из инвентаря извещает об этом железнодорожную администрацию - собственницу вагона телеграммой с указанием в ней типа, номера вагона, количества осей, года постройки и причины утери вагона.
За утерянный или исключенный вагон железнодорожная администрация-пользовательница возмещает железнодорожной администрации-собственнице компенсацию в натуральном или в стоимостном выражении по договоренности сторон.
2.18. Исключение вагона из инвентаря производится железнодорожной администрацией его собственницей на своей территории, или по ее письменному разрешению железнодорожной администрацией-пользовательницей. О согласии исключения из инвентаря своего вагона на территории пользователя администрация-собственница извещает ГВЦ МПС РФ с указанием компенсации.
3. Учет вагонного парка
3.0. При пономерном учете грузовых вагонов на железных дорогах сохраняется ведение учета их наличия балансовым методом.
3.1. Учет передачи грузовых вагонов по межгосударственным стыковым пунктам ведется пономерным способом с целью определения дислокации вагонов инвентарного парка по территориям железнодорожных администраций.
3.2. В целях поддержания в актуальном состоянии автоматизированного банка данных вагонов инвентарного парка железных дорог железнодорожные администрации сообщают в ГВЦ МПС РФ происходящие пономерные изменения по вагонному парку, в том числе исключение из инвентаря, переоборудование в другой род вагонов, передачу в собственность организациям, предприятиям и частным лицам, приобретение вновь, перенумерацию в соответствии с действующими положениями. Данные передаются по каждому номеру вагона с последующим подтверждением первичными документами формы ВУ-4, ВУ-10, ВУ-12, ВУ-70 установленным порядком.
На основе полученных сообщений ГВЦ МПС РФ оперативно производит корректировку автоматизированного банка данных инвентарного парка вагонов железнодорожных администраций и динамической вагонной модели.
3.3. Для реализации технологии по учету выполненной работы, определения места нахождения вагонов и пономерного контроля за их дислокацией по принадлежности даны определения пунктов, связанных с учетом работы вагонного парка при межгосударственных перевозках.
3.3.1. Пограничным пунктом является раздельный пункт или пассажирский остановочный пункт, последний перед административной границей. Пограничные пункты с расстояниями до административной границы вводятся для раздела имущества железных дорог и учет тонно-километровой работы и пассажиро-километровой работы.
3.3.2. Железнодорожные переходы между государствами-участниками Соглашения о совместном использовании вагонов грузового парка включают два пограничных пункта (станции), замыкающие перегон, через который проходит административная граница сопредельных государств.
3.3.3. Межгосударственным стыковым пунктом является один из двух пограничных пунктов, по которому учитывается переход (прием и сдача) поездов, вагонов и контейнеров между железными дорогами сопредельных государств. Межгосударственный стыковой пункт является единым для двух соседних железных дорог вне зависимости от его территориального местонахождения. Перечень межгосударственных стыковых пунктов утверждается Советом по железнодорожному транспорту по согласованию железнодорожными администрациями (приложение N 4 - не приводится).
3.3.4. Станцией передачи вагонов (СПВ) является железнодорожная станция, имеющая необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с оформлением поездной передаточной ведомости (ППВ) и формированием необходимых сообщений ИВЦ дороги для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного парка.
В соответствии с Соглашением железнодорожных администраций работа по передаче вагонов может быть организована совместно бригадами сдающей и принимающей дорог на единой для обеих дорог станции передачи вагонов или раздельно на двух, специально выделенных для каждой из сопредельных дорог, станциях передачи вагонов.
При любой организации работы по передаче, вагоны считаются принятыми только при наличии соответствующим образом оформленных передаточных поездных ведомостей с подписями должностных лиц (приемщиков вагонов) сдающей и принимающей дорог и проставлением в документах календарных штемпелей.
3.3.5. Пунктом учета перехода является одна из станций, имеющая необходимый персонал и технические обустройства, обеспечивающие учет перехода поездов, вагонов и контейнеров, а также представление единой для сдающей и принимающей дорог железнодорожных администраций отчетной информации. Перечень пунктов учета перехода приведен в приложении N 4.
3.4. Переход поездов, грузовых вагонов и контейнеров между железнодорожными администрациями учитывается в соответствии с двусторонним соглашением по времени фактического прибытия, проследования или отправления поездов с межгосударственного стыкового пункта вне зависимости от порядка обслуживания поездов локомотивами.
3.5. Временем фактического прибытия, отправления и проследования поезда стыковой станции считается: прибытия - момент остановки прибывшего поезда в границах предельных столбиков; отправления - момент трогания с места поезда по сигналу отправления при условии, что после этого поезд не имел остановки в границах стыкового пункта; проследования - момент проследования поезда оси стыкового пункта при безостановочном пропуске. Время указывается в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2,3(М) и в журнале учета перехода вагонов и контейнеров формы ДУ-11(М).
3.6. Вагоны, поступившие в железнодорожную администрацию, зачисляются в ее балансовое наличие независимо от того, приняты ли они принимающей стороной, и соответственно исключаются из балансового наличия сдающей стороны.
3.7. Зачет приема и сдачи вагонов производится по времени фактического прибытия, отправления или проследования межгосударственного стыкового пункта.
3.8. Возвращаемые сдающей стороне непринятые по каким-либо причинам вагоны должны быть оформлены передаточной поездной ведомостью и исключены из балансового наличия. Возвращенные вагоны сдающая сторона включает в свое балансовое наличие.
3.9. Вагоны, перевозимые на морских паромах, числятся в балансовом наличии сдающей железнодорожной администрацией до момента прибытия парома на станцию примыкания к порту.
3.10. Вагоны, переданные в третьи страны, по балансовому наличию учитываются за администрацией, передавшей вагоны, в числе наличия вагонов за границей.
3.11. Учету подлежат все грузовые вагоны, как инвентарного парка железных дорог, так и "собственные", принадлежащие предприятиям, организациям и другим владельцам, передаваемые с железной дороги одного государства на железную дорогу другого государства в составах грузовых, пассажирских и хозяйственных поездов и с одиночно следующими локомотивами, а также вагоны, сданные на морские паромы и принятые обратно.
3.12. Единицей учета перехода грузовых вагонов является физический вагон независимо от количества осей.
3.13. Учету не подлежат в числе грузовых вагонов - вагоны-механизмы (снегоочистители, снегоуборочные машины и специальные полувагоны-прицепы к ним, подъемные краны, путеукладчики, путевые машины, компрессоры, балластеры, путевые струги и др.), платформы собственности ПМС с нумерацией, начинающейся на цифру 1. При переходе этих подвижных единиц их запись производится только в натурном листе поезда. В журнал формы ДУ-11 и в отчет о переходе поездов, вагонов и контейнеров формы ДО-1 они не включается.
3.14. Учет перехода вагонов производится как по общему количеству, так и по роду вагонов с распределением на груженые, порожние и нерабочий парк.
3.15. Грузовые вагоны учитываются с подразделением по их родам в соответствии с номерами восьмизначной системы нумерации, принятой на железных дорогах государств Содружества, Литвы, Латвии и Эстонии.
3.16. При переходе вагонов учитываются:
3.16.1. в числе груженых:
сборно-раздаточные вагоны;
грузовые вагоны занятые людьми, перевозимыми по грузовым документам;
вагоны, занятые для проезда проводников, сопровождающих грузы, и бригад машинистов, сопровождающих вертушки хоппер-дозаторов;
3.16.2. в числе порожних с выделением в журнале ф. ДУ-11, в том числе знаменателем:
временно багажные вагоны с номерами грузовых вагонов;
грузовые вагоны, занятые пассажирами, перевозимыми по пассажирским билетам;
грузовые вагоны, изъятые из рабочего парка, используемые для перевозки мусора, балласта под склады зимнего хранения для предотвращения размыва земляного полотна при паводках и т.п., независимо от того, груженые они или порожние;
вагоны выделенные для специальных и технических надобностей, под жилье, служебные помещения, склады и для остальных нужд;
неисправные вагоны, независимо от их принадлежности, пересылаемые для ремонта, включая погруженные на другой подвижной состав.
Вагоны, указанные в знаменателе, являются условно порожними.
3.16.3. за балансом как "груз на своих осях":
вагоны, с нумерацией менее восьми знаков.
3.17. Балансовое и номерное наличие вагонов на железнодорожной администрации ведется ежесуточно по состоянию на 18-00 московского времени.
При балансовом методе учет наличия, приема и передачи вагонов производится на основе действующего "Отчета о переходе поездов, грузовых вагонов и контейнеров между дорогами и отделениями дорог и обмена с морским и речным транспортом" - форма ДО-1.
3.18. ИВЦ железнодорожных администраций не позднее, чем через 6 часов, следующих после отчетного часа, на основе сведений (сообщений) пунктов учета перехода передают ГВЦ МПС РФ информацию об обмене вагонами по железнодорожной администрации.
ГВЦ МПС РФ обеспечивает прием указанных данных, расчет балансового наличия по железнодорожным администрациям, который передает железнодорожным администрациям и Дирекции Совета не позднее 8 часов следующих суток.
3.19. Исходным для ведения учета инвентарного парка на территории каждой железнодорожной администрации являются результаты общесетевой переписи вагонов, обработанные в ГВЦ МПС РФ и утвержденные Советом.
3.20. Фактическое номерное наличие инвентарного парка на территории железнодорожных администраций определяется исходя из номерного учета передачи вагонов по межгосударственному стыку, включая передачу на паром, и номерного изменения парка в государстве за счет приобретения вновь, списания, передачи сторонним организациям и др.
3.21. Пономерной учет перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам ведется по данным поездной передаточной ведомости, оформленной АРМ СПВ с соблюдением процедур логического контроля и контроля правильности номера вагона. Первоисточником для учета является номер вагона, зафиксированный с помощью автоматизированного рабочего места агента станции передачи вагонов (АРМ СПВ) в поездной передаточной ведомости (ППВ).
3.22. Данные поездной передаточной ведомости из пункта учета перехода через ИВЦ своей железнодорожной администрации поступают в ГВЦ МПС РФ в форме сообщения 5311 с подтверждением от ГВЦ МПС РФ факта получения.
3.23. При отсутствии на пунктах передачи АРМ СПВ первичным документом пономерного учета является натурный лист поезда формы ДУ-1. При этом на обратной стороне его должны быть подписи агентов сдающей и принимающей сторон и штемпели станций. При этом данные по форме 5311 через ИВЦ дороги пункта учета поступают в ГВЦ МПС РФ. Железнодорожные администрации, не имеющие систем АСОУП, должны обеспечить прикрепление своих межгосударственных стыковых пунктов к системе АСОУП одной из железнодорожных администраций, которая обеспечивает затем формирование и передачу сообщения 5311 в ГВЦ МПС РФ.
3.24. Железнодорожные администрации, имеющие железнодорожные переходы с третьими странами, ежедневно представляют ГВЦ МПС РФ информацию о пономерной передаче (приеме) вагонов в/из третьи страны по каждому переходу по принадлежности вагонов на основании передаточных ведомостей, кроме железнодорожных администраций, выполняющих расчеты самостоятельно.
3.25. ГВЦ МПС РФ ежесуточно на основе полученных пономерных данных перехода по межгосударственным стыковым пунктам определяет принадлежность вагонов, передаваемых по ним, а также наличие вагонов на территории железнодорожной администрации по роду подвижного состава и государствам принадлежности и представляет сводные и пономерные данные железнодорожным администрациям и Дирекции Совета до 8-00 следующих суток по согласованным формам.
3.26. Железнодорожные администрации несут материальную ответственность за своевременную и качественную передачу информации. Выявленные и документально оформленные случаи искажения информации, влияющие на расчеты, влекут за собой материальную ответственность в виде удвоенной платы за вагоно-сутки за подвижной состав, по которому искажена информация, с момента допущения нарушения до его устранения.
Удержанные средства перечисляются на расчетный счет Дирекции Совета и направляются на компенсацию расходов, связанных с проведением работ по перерасчету платежей за пользование вагонами, которые выполняются причастными.
4. Расчеты за пользование грузовыми вагонами
инвентарного парка железнодорожных администраций
4.1. Железнодорожная администрация-пользовательница оплачивает железнодорожной администрации-собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка. Оплата производится по роду подвижного состава за вагоно-сутки по ставкам в соответствии с Приложением N 5.
4.2. Плата за пользование вагонами начисляется на основе данных о пономерном учете передачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам. Оплата за пользование вагоном предусматривается за время его нахождения на железнодорожной администрации-пользовательнице с момента приема до момента его передачи на другую железнодорожную администрацию или железную дорогу третьей страны.
Основанием для расчетов служит поездная передаточная ведомость со штемпелем, датой и росписью принимающей стороны. При подсчете общей суммы вагоно-суток по администрациям округление производится до целых суток. Плата начисляется за пользование гружеными и порожними вагонами.
Исходные данные для расчетов и сводные ведомости за отчетный месяц для каждой железнодорожной администрации составляются по вагонам, переданным на другую железнодорожную администрацию или железную дорогу третьей страны, т.е. по вагонам, имеющим завершенный цикл приема и сдачи.
Время пользования вагоном на пограничной железнодорожной администрации завершается с момента его передачи на дорогу-пользовательницу третьей страны или на паром и начинается с момента его приема от дороги-пользовательницы третьей страны или от парома.
4.3. Плата за пользование переданными вагонами на другую железнодорожную администрацию, но не принятыми по передаточной поездной ведомости, производится железнодорожной администрацией, передавшей вагоны.
4.4. Оплата простоя вагона в поездах, необоснованно задержанных перед межгосударственным стыковым пунктом, производится железнодорожной администрацией, не обеспечившей своевременный прием подведенного поезда. В расчетах время задержки учитывается двойном размере.
4.5. В случае подсылки в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил вагонов, не пригодных под погрузку, время пересылки и возвращения обратно засчитывается за железнодорожной администрацией-собственницей вагона, направившей не пригодный для погрузки вагон, если нет согласия железнодорожной администрации-пользовательницы, запросившей вагон, на подготовку своими силами и средствами подосланных вагонов.
4.6. В тех случаях, когда подсылаемые в соответствии с пунктом 1.7 настоящих Правил порожние вагоны снимаются с рейса транзитной железнодорожной администрацией для своей погрузки, время пользования указанными вагонами этой железнодорожной администрацией учитывается в двойном размере.
4.7. Расчет платы за пользование грузовыми вагонами производит железнодорожная администрация-пользовательница вагонами. Железнодорожные администрации, не производящие расчеты самостоятельно, обязаны официально уведомить всех о делегировании прав на производство расчетов ГВЦ МПС РФ или расчетную организацию другой железнодорожной администрации.
Железнодорожные администрации, производящие самостоятельные расчеты, на основании этого уведомления передают расчетные документы и причитающиеся суммы железнодорожным администрациям-собственницам через уполномоченные расчетные организации.
ГВЦ МПС РФ ежемесячно предоставляют первичные данные для всех железнодорожных администраций о пономерном переходе вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и другие материалы, позволяющие железнодорожным администрациям уточнить данные о времени использования вагонами по принадлежности и начисления платежей.
4.8. Учет времени для оплаты начинается с 18-01 московского времени последнего числа предыдущего месяца до 18-00 включительно последнего числа отчетного месяца.
4.9. Для всех железнодорожных администраций и администраций, составляющих расчетные ведомости самостоятельно, ГВЦ МПС России до 15 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и передает номерные списки учета передачи вагонов, имеющие законченный цикл в отчетном месяце, по каждому межгосударственному стыковому пункту. Администрации, составляющие расчетные ведомости самостоятельно, таким же порядком формируют и передают списки учета передачи вагонов до 15 числа ГВЦ МПС России и ВЦ железнодорожных администраций, не делегировавших свои права ГВЦ МПС России.
Железнодорожные администрации, составляющие расчетные ведомости через ГВЦ МПС России, имеющие границы с третьими странами, формируют до 20 числа месяца, следующего за отчетным, готовят и передают в адрес ГВЦ МПС России передаточные файлы с данными о передаче вагонов в/из третьи страны в соответствии с Временной технологией подготовки передачи данных от пограничных железнодорожных администраций в ГВЦ МПС для проведения расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств с учетом третьих стран, принятой на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики 9 - 10 января 1997 года в Москве. УЗ передает в адрес ГВЦ МПС России передаточные файлы с данными о передаче вагонов в/из третьи страны до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным.
Железнодорожные администрации до 23 числа второго месяца, следующего за отчетным, проводят выверку номерного учета передачи вагонов по сопредельным межгосударственным стыковым пунктам, подготавливают и передают в ГВЦ МПС России согласованные корректировочные данные о номерном учете перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам. Администрации, составляющие расчетные ведомости самостоятельно, в те же сроки производят выверку с ГВЦ МПС России и между собой.
В том случае, если железнодорожная администрация не представила к указанному сроку выверенные данные, расчеты производятся на основе имеющейся информации.
ГВЦ МПС России вводит передаточные файлы о переходе вагонов в/из третьи страны и согласованные корректированные данные о номерном учете перехода вагонов по межгосударственным стыкам, переданные железнодорожными администрациями, и до 28 числа второго месяца, следующего за отчетным, составляет расчетные ведомости за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, исключая время нахождения вагонов в третьих странах, и передает их железнодорожным администрациям, делегировавшим права на составление расчетных ведомостей.
Железнодорожные администрации, не делегировавшие права ГВЦ МПС России, также до 28 числа второго месяца, следующего за отчетным, составляют расчетные ведомости за пользование грузовыми вагонами собственности других государств по своей территории, исключая время нахождения в третьих странах, и передают их железнодорожным администрациям-собственницам вагонов.
Дирекция Совета составляет расчетные ведомости за задержку поездов и в соответствии с пунктами 1.20 - 1.24; 3.26; 4.4 - 4.6 направляет их железнодорожным администрациям до 25 числа месяца, следующего за отчетным, для сверки и согласования.
4.10. При обнаружении расхождения по платежам, времени пользования или другой части расчета администрация-собственница составляет ведомость перерасчета администрации-пользовательнице для оплаты или рассмотрения. Если стороны не приходят к единому мнению, то окончательное решение принимается с участием Дирекции Совета.
4.11. Начисление платежей за пользование вагонами ведется дифференцировано по интервалам времени нахождения вагонов в пределах железнодорожной администрации другого государства. При использовании вагона до 15 суток принимаются базовые ставки - Кб=1, за время от 16 до 30 суток - Кб=1,3, свыше 30 суток - Кб = 3,0 по каждой железнодорожной администрации-пользовательнице.
При повторном (до возврата собственнику) приеме вагона другой железнодорожной администрацией учет времени нахождения вагона ведется отдельно.
4.12. Взаиморасчеты между железнодорожными администрациями осуществляются в соответствии с Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями-участницами Соглашения .
4.13. Начисление платежей за пользование изотермическим подвижным составом и транспортерами производится в соответствии с отдельными правилами.
4.14. Железнодорожная администрация освобождается от платы за пользование вагонами:
4.14.1. при неприеме или непередаче вагонов, подтвержденных Дирекцией Совета в соответствии с пунктом 1.21, вследствие стихийных бедствий и невозможности пропуска вагонов по другим направлениям;
4.14.2. за утраченные вагоны с момента оплаты его стоимости или возмещения другим вагоном;
4.14.3. прибывшими из железнодорожных администраций для передачи в третьи страны и непринятые ими по причинам, не зависящим от транзитной железнодорожной администрации, с момента поступления до момента приема таких вагонов третьими странами, или указания грузоотправителя;
4.14.4. при отказе от приема вагонов в соответствии с пунктом 1.25 настоящих Правил.
4.15. Железнодорожная администрация-пользовательница возмещает железнодорожной администрации-собственнице стоимость утерянного при пользовании вагона. Счет за возмещение утраты вагона железнодорожная администрация-собственница направляет железнодорожной администрации-пользовательнице по ценам на грузовые вагоны по ППВ, действующим на момент предъявления счета. Предъявленный счет подлежит оплате не позднее, чем через месяц после его получения. По договоренности сторон возмещение может быть произведено в натуральном выражении.
Железнодорожная администрация-пользовательница, повредившая и не отремонтировавшая вагон, возмещает железнодорожной администрации-собственнице стоимость ремонта вагона, рассчитанную по расценочной ведомости ППВ на ремонт грузовых вагонов (приложение N 6 - не приводится).
Железнодорожная администрация-собственница направляет железнодорожной администрации-пользовательнице счет за ремонт поврежденных вагонов с приложением актов формы ВУ-25, подписанных представителями сдающей и принимающей сторон при приемке вагонов на администрацию-собственницу. Счет подлежит оплате не позднее, чем через месяц после его получения.
4.16. При передаче вагонов в третьи страны расчеты за пользование вагонами собственности железнодорожных администраций государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии осуществляются в соответствии с "Договором о ППВ" или другими многосторонними и двусторонними соглашениями между железнодорожными администрациями-собственницами вагонов и железными дорогами третьих стран-пользовательницами вагонов. Расчеты за пользование вагонами собственности железнодорожных администраций государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, не являющихся участницами таких соглашений, в пользу железнодорожной администрации-собственницы, производит железнодорожная администрация, передающая вагоны, по ставкам, действующим между железной дорогой третьей страны-пользовательницей вагонов и железнодорожной администрацией, передавшей вагон.
4.17. Расходы, связанные с простоем вагонов третьих стран под перегрузом в вагоны широкой колеи, возмещаются пограничной железнодорожной администрации-пользовательнице за счет дополнительного сбора, установленного из расчета двух суток простоя по ставкам действующих международных соглашений. Размер указанного дополнительного сбора фиксируется в Тарифной политике пограничной железнодорожной администрации и взыскивается с плательщика.
Приложение N 1
к Правилам эксплуатации,
пономерного учета и расчетов
за пользование грузовыми
вагонами собственности
других государств
Правила
пользования таблицами приложения
1. Общие положения
1.1. Груженые вагоны направляются в соответствии с действующим планом формирования грузовых поездов межгосударственного сообщения.
1.2. Приведенный "Перечень" (не приводится) определяет порядок направления порожних вагонов, возвращающихся в государство принадлежности в составе грузовых поездов в соответствии с действующим планом формирования.
1.3. "Перечень" разработан исходя из условия минимального срока возврата порожнего вагона в государство-собственник.
1.4. Если освободившийся вагон находится в государстве не граничащим с государством его принадлежности, то он должен быть направлен через межгосударственные стыковые пункты, установленные в соответствии с планом формирования грузовых поездов.
2. Правила работы с "Перечнем"
2.1. "Перечень" состоит из отдельных таблиц, содержащих информацию по администрациям и железным дорогам, на которых может находиться порожний вагон другого государства.
2.2. В "Перечне" для каждой пары, включающей дорогу текущего местонахождения порожнего вагона и государства-собственника, приведено наименование дорог, назначением на которые допускается попутная погрузка при возвращении вагона в государство принадлежности.
2.3. В левой колонке таблицы приведены государства-собственники вагонов.
В вертикальных колонках содержится информация для каждой дороги, на которой может находиться высвобождаемый вагон, принадлежащий другому государству.
2.4. На дороге выгрузки порожний вагон может быть загружен грузом назначением в государство принадлежности вагона, или грузом назначением на железную дорогу, попутную по отношению к маршруту следования порожнего вагона.
Список железных дорог, на которые может быть осуществлена попутная загрузка порожнего вагона, принадлежащего другому государству, определяется в колонке таблицы для соответствующей железной дороги текущего местонахождения порожнего вагона на пересечении со строкой государства-собственника данного вагона.
Если на пересечении железной дороги - местонахождения вагона и государства его принадлежности отсутствует перечисление железных дорог, то в данном сочетании попутная погрузка не допускается.
3. Примеры
3.1. Порожний вагон, принадлежащий Латвийской железной дороге, находится на ст. Гомель (код 15000) Белорусской ж.д.
В "Перечне" (в колонке Белорусской ж.д.) на пересечении с соответствующим государством собственником вагона (Латвийская ж.д.) список железных дорог, на которые разрешается попутная погрузка порожних вагонов отсутствует (стоит знак "---"), то есть при отсутствии груза назначением на Латвийскую ж.д. вагон в порожнем состоянии должен быть передан через ближайший открытый межгосударственный переход Бигосово - экс.(16140) - Индра - экс.(11020).
3.2. Порожний вагон, принадлежащий железным дорогам Эстонии, находится на ст. Иловайск (код 48780) Донецкой ж.д.
В соответствии с планом формирования грузовых поездов данный вагон должен проследовать через межгосударственные переходные пункты Казачья Лопань - экс.(44120) и Печоры Псковские-экс.(07700). И в "Перечне" (в колонке Донецкой ж.д.) на пересечении с государством принадлежности вагона (железные дороги Эстонии) приведен список железных дорог (Октябрьская, Московская, Южная) на которые может быть осуществлена попутная загрузка данного вагона при отсутствии груза назначением на государство-собственник.
Приложение N 3
к Правилам эксплуатации,
пономерного учета и расчетов
за пользование грузовыми
вагонами собственности
других государств
Технические требования,
предъявляемые к вагонам грузового парка
в межгосударственном сообщении
1.1. Передаче не подлежат вагоны:
1.1.1. С неисправностями, угрожающими безопасности движения и пожарной безопасности.
1.1.2. Не обеспечивающие сохранность перевозимых грузов.
1.1.3. С неисправными устройствами, предохраняющими от падения на путь деталей, в том числе тормозной рычажной передачи.
1.1.4. Не отвечающие настоящим Техническим требованиям, и действующим нормативным документам, регламентирующим совместное использование грузовых вагонов, принятых Советом по железнодорожному транспорту.
1.1.5. С повреждениями кузова или имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение (аварию). Такие вагоны должны передаваться, как исключение, с согласия сторон по особым документам и быть подготовленными в техническом отношении, обеспечивающем безопасность движения с указанием ответственных.
1.1.6. С просроченными сроками плановых ремонтов, а также не имеющие трафарета о производстве ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях).
1.1.7. С семизначной и двойной номерацией, а также с неверной или не четко видимой восьмизначной номерацией.
1.1.8. С отсутствующим, не верным или не четко видимым кодом государства-собственника.
1.1.9. С восьмизначными номерами, а также кодом государства-собственника, не зарегистрированных в автоматизированном банке данных ГВЦ МПС РФ.
1.1.10. Прошедшие плановый ремонт или вновь построенных в 1996 году с отсутствующим на кузове, боковых и надрессорных балках тележек, колесных парах и раме цифровым кодом государства собственника вагона, с 01.01.97 г. для всех вагонов.
1.1.11. Платформы с незакрытыми бортами (за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными документами), бункерные полувагоны с незакрепленными бункерами, цистерны, хопперы, зерновозы, цементовозы и другой подобный подвижной состав с открытыми крышками верхних и нижних загрузочно-выгрузочных устройств.
Полувагоны с открытыми дверями (за исключением случаев, предусмотренных правилами погрузки) и крышками люков или крышками, закрытыми на одну закидку запорного механизма.
Порожние крытые вагоны с открытыми или не зафиксированными на дверную закидку дверями, вагоны для перевозки жидкого битума с неочищенными от битума колесными парами по кругу катания.
1.1.12. Прошедшие плановый ремонт или вновь построенных в 1996 г. с боковыми рамами и надрессорными балками тележек, проработавшими 30 и более лет, с 01.01.97 г. для всех вагонов.
1.1.13. Не прошедшие модернизацию для обеспечения равномерного износа тормозных колодок, по предотвращению выпадения валика подвески тормозного башмака, по усилению крепления пояса котла цистерн.
2. Колесные пары
2.1. Колесные пары колеи 1520 мм должны отвечать требованиям Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар (ЦВ/3429 от 1977 г.)
2.2. Расстояние между внутренними гранями колес должно быть: не более - 1443 мм; не менее - 1437 мм;
2.3. Ширина обода колеса: не более - 136 мм; не менее - 126 мм;
2.4. Толщина гребня: не более - 33 мм; не менее - 25 мм.
2.5. Допускается передача вагонов, возвращаемых железнодорожной администрации - собственнице, порожних с суммарной толщиной гребней двух колес одной колесной пары не менее 48 мм, при этом толщина гребня одного колеса не должна быть ниже 23 мм. Груженых - с этими же размерами, если расстояние между внутренними гранями колес не менее 1439 мм.
2.6. Не допускаются следующие неисправности колесных пар:
2.6.1. Равномерный прокат по кругу катания более 9 мм или неравномерный - более 3 мм.
2.6.2. Ползун (выбоина) на поверхности катания глубиной более 1 мм.
2.6.3. Протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм.
2.6.4. Следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси.
2.6.5. Сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси.
2.6.6. Выщербина на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм. Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины.
2.6.7. Кольцевые выработки на поверхности катания глубиной у основания гребня более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или шириной более 15 мм.
При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня.
2.6.8. Местное увеличение ширины обода колеса (раздавливание) более 5 мм.
2.6.9. Поверхностный откол 1 наружной грани обода колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм или если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или в поврежденном месте независимо от размеров откола имеется трещина, распространяющаяся в глубь металла.
2.6.10. Повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла ("навар"), высотой более 1 мм.
2.6.11. Толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм.
3. Тележки
3.1. Не допускаются следующие неисправности в тележках:
3.1.1. Трещина в литой боковой раме, надрессорной балке литой конструкции в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоны (вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления нассорных балок, не служат основанием для браковки).
3.1.2. Трещина в подпятнике, пятнике в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне.
3.1.3. Трещина в верхнем или нижнем скользуне (вкладыше), а также трещина сварного шва, обрыв или излом коробки скользуна, отсутствие или излом колпака скользуна, отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки типа ЦНИИ-X3.
3.1.4. Суммарный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов, включая хоппер - дозаторы типа ЦНИИ-ДВЗ, более 20 или менее 4 мм, кроме хопперов для перевозки угля, горячего алгомерата, апатитов и хоппер - дозаторов типа ЦНИИ-2, ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не более 12 мм или менее 6 мм, а у думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не более 20 мм и не менее 12 мм. Допускается отсутствие зазоров между скользунами одной стороны тележки. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается; при этом суммарный зазор между скользунами должен быть в пределах указанных выше; у восьмиосных цистерн зазоры между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца цистерны в сумме должны быть от 4 до 15 мм; между соединительной и надрессорной балками с обеих концов одной двухосной тележки зазор в сумме должен составлять 4 - 20 мм. Не допускается отсутствие зазоров: в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны; по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневых балок; по диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок.
3.1.5. Обрыв заклепки фрикционной планки, излом или трещина в клине амортизатора, излом упорного бурта клина амортизатора, наличие трещин в сварочном шве приварного упорного ребра клина амортизатора тележки 18 - 100.
3.1.6. Обрыв более одной заклепки или болта, укрепляющих пятник или подпятник, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки восьмиосного вагона.
3.1.7. Запрещается передача вагонов со следами смыкания витков пружин рессорного подвешивания.
4. Буксовый узел
4.1. Запрещается передача вагонов с буксами на подшипниках скольжения.
4.2. Запрещается передача вагонов с буксами на подшипниках качения, имеющих хотя бы одну из следующих неисправностей:
4.2.1. Ослабление болта крепления смотровой или крепительной крышек буксы.
4.2.2. Повышенный нагрев буксы.
5. Автосцепное устройство
5.1. Запрещается передача вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей, в том числе трещин независимо от их размеров, выявляемых в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне:
5.1.1. Трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма.
5.1.2. Уширение зева, износы рабочих поверхностей по контуру зацепления автосцепки сверх допускаемых.
5.1.3. Отсутствие валика подъемника автосцепки, не закрепленный от выпадания или закрепленный нетиповым способом валик подъемника, недействующий предохранитель замка от саморасцепа.
5.1.4. Трещину тягового хомута, трещину или излом клина или валика тягового хомута.
5.1.5. Излом клина тягового хомута может быть выявлен по следующим признакам: изгибу болта, поддерживающего клин (ближний в концевой балке болт изогнут больше); блестящей намятине заплечика клина; наличию крупнозернистой металлической пыли на тяговом хомуте; наличию двойного удара (отдача) при ударе молотком снизу по клину.
5.1.6. Обрыв или трещину центрирующей балочки, маятниковой подвески, а также направляющей рейки центрирующего прибора безмаятникового типа, неправильно поставленные маятниковые подвески широкими головками вниз.
Наличие посторонних предметов (костылей, болтов и др.) под головками маятниковых подвесок.
5.1.7. Неисправное или не типовое крепление клина или валика тягового хомута.
5.1.8. Трещину или сквозную протертость корпуса поглощающего аппарата, повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним через упорную плиту упорами).
5.1.9. Расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки менее 60 и более 100 мм, у восьмиосных вагонов указанное расстояние менее 100 и более 140 мм. У вагонов, оборудованных укороченными ударными розетками, расстояние от упора головы автосцепки до ударной розетки должно быть не менее 120 мм и не более 150 мм.
5.1.10. Неисправное или не типовое крепление планки, поддерживающей тяговый хомут, трещину или излом планки, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упоров; погнутый расцепной рычаг.
5.1.11. Длинную цепь расцепного привода, если при постановке рукоятки расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна нижняя часть замка выступает за ударную стенку зева автосцепки; короткую цепь расцепного привода, если нельзя положить плоскую часть расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна; оборванную или прикрепленную не типовым способом цепь расцепного рычага, неукрепленные проволокой к кронштейнам рукоятки расцепных рычагов при перевозке общего груза на двух вагонах.
5.1.12. Высоту оси автосцепки над уровнем верха головки рельсов у грузовых порожних вагонов более 1080 мм и у груженых вагонов менее 950 мм.
5.1.13. Разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок более 100 мм (кроме локомотива и первого груженого вагона, у которого разность допускается 110 мм).
6. Тормоза
6.1. Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки вагонов, длины состава и профиля пути.
6.2. Рукоятка крана в открытом положении должна быть направлена вдоль трубы.
Не допускается применение разнотипных колодок на одном вагоне.
6.3. Не допускается оставлять тормозные колодки, если они выходят с поверхности катания на наружную грань колеса более чем на 10 мм.
Толщина чугунных тормозных колодок должна быть не менее 12 мм. Минимальная толщина композиционных колодок с металлической спинкой - 14 мм, сетчато-проволочным каркасом - 10 мм.
6.4. Запрещается передача вагонов, у которых тормозное оборудование имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
6.4.1. Неисправные воздухораспределители, авторежим, концевой или разобщительный кран, тормозной цилиндр, резервуар, рабочую камеру.
6.4.2. Повреждение воздухопроводов - трещины, прорывы, протертости и расслоение трубок соединительных рукавов; трещины, надломы на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления.
6.4.3. Неисправность механической части - траверс, триангелей, рычагов, тяг, подвесок, авторегуляторов рычажной передачи, башмаков.
6.4.4. Трещины или износы тормозной колодки с внутренней стороны (со стороны гребня колеса).
6.4.5. Трещины или изломы в деталях рычажной передачи.
6.4.6. Неправильная установка авторежима и его привода.
7. Рама
7.1. Запрещается передача вагонов, у которых в раме имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
7.1.1. Излом или трещина, переходящие с горизонтальной на вертикальную полку хребтовой, боковой, шкворневой или концевой балок, трещины в узлах сочленения хребтовой и шкворневой балок.
7.1.2. Продольные трещины в балках рамы длиной более 300 мм;
7.1.3. Трещины в фланце пятника длиной более 30 мм.
7.1.4. Вертикальные, продольные и наклонные трещины любой длины, если они проходят более чем через одно отверстие для болтов и заклепок.
Примечание. В усиливающих планках или накладках, ранее поставленных при ремонте на балках рамы, не допускаются изломы и трещины те же, что и в самих балках рамы. Трещины, перекрытые накладками, не учитываются.
7.1.5. Обрыв сварного шва или более одной заклепки крепления балок рамы.
7.1.6. Длина вертикальных или наклонных трещин, расположенных на одной стенке, превышает 100 мм при измерении по вертикали между концами трещин.
7.1.7. Обрыв по сварке или разрыв накладок, соединяющих верхние листы поперечных балок рамы полувагона с нижним обвязочным угольником.
7.1.8. Трещины или разрывы верхнего или вертикального листа поперечной балки рамы.
7.1.9. Вертикальные прогибы балок у четырех- и восьмиосных грузовых вагонов более 100 мм.
8. Кузов и оборудование
8.1. Запрещается передача вагонов, кузова которых имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:
8.1.1. Обрыв сварного шва соединения стойки с обвязкой или балкой рамы, обрыв раскоса.
8.1.2. Повреждения крыши, обшивки, пола, потолочных и боковых люков. Незаглушенные конструктивные отверстия в дверном проеме крытых вагонов.
8.1.3. Отсутствие двери. Повреждение крепления или изгиб дверных рельсов или повреждение направляющих, угрожающее падением двери на путь. Отсутствие проушины упора или закидки двери крытого вагона.
8.1.4. Повреждения, нарушающие прочность крепления поручней, подножек и переходных площадок. Отсутствие лестниц.
8.1.5. Перекос кузова более 75 мм.
8.1.6. Уширение кузова вагона более 75 мм на одну сторону.
8.1.7. Отсутствие крышки люка или створки двери у полувагона. Обрыв хотя бы одного шарнирного соединения в крышке люка, неисправность запора крышки люка или торцовых дверей, которая может вызвать самопроизвольное их открывание или падение.
8.1.8. Излом верхней обвязки полувагона.
8.1.9. Повреждение бортов, досок пола, петель и запоров у платформы, которые могут вызвать падение бортов, груза или выход их за габарит.
8.1.10. Отсутствие или излом фитинговых упоров.
8.1.11. Открытые переездные площадки у платформ для перевозки автомобилей.
8.1.12. Трещины в барабанах или днищах котла цистерн, которые вызывают течь груза, продольные и поперечные трещины в опорных листах и местах их приварки к котлам безрамных цистерн длиной более 300 мм.
8.1.13. Неисправности сливных приборов у цистерн, приводящие к потере груза.
8.1.14. Без заглушек сливных приборов.
8.1.15. Отсутствие, ослабление или обрыв пояса котла цистерны, сдвиг котла.
8.1.16. Открытые загрузочные люки, незафиксированные штурвалы привода механизма разгрузки специальным фиксатором у вагонов для перевозки цемента и зерна, трещины в сварных соединениях кронштейнов крепления привода механизма разгрузки, обрыв крепления крышки загрузочного люка вагона-хоппера для зерна.
8.1.17. У специализированных вагонов отсутствие деталей и узлов загрузочно-выгрузочных устройств.
8.1.18. В вагонах для перевозки минеральных удобрений, окатышей и агломерата не допускаются трещины и пробоины кузовов, неисправности механизмов разгрузки, приводящие к потере груза.
8.1.19. В вагонах-думпкарах, кроме указанных неисправностей, не допускаются:
повреждения механизма открывания бортов, механизма блокировки, проворачивания собачки, отогнутый или не совпадающий с опорой более 15 мм шип;
отсутствие противовеса валика или шплинта в рычагах механизма открывания бортов или валика опоры кузова;
ослабление болтов крепления корпуса амортизатора;
излом ушка разгружающего цилиндра, обрыв упоров от перемещения кузова.
Приложение N 5
к Правилам эксплуатации,
пономерного учета и расчетов
за пользование грузовыми
вагонами собственности
других государств
Ставки
платы за пользование грузовыми вагонами
------------------------------------------------------------------
| Род вагона |Ставка за вагоно-сутки в|
| | швейцарских франках |
|---------------------------------------+------------------------|
|Крытый вагон | 5,05 |
|---------------------------------------+------------------------|
|Платформа | 4,0 |
|---------------------------------------+------------------------|
|Полувагон | 6,84 |
|---------------------------------------+------------------------|
|Цистерна | 7,3 |
|---------------------------------------+------------------------|
|Прочие вагоны | 5,32 |
|---------------------------------------+------------------------|
|Вагон-зерновоз | 5,98 |
------------------------------------------------------------------