Автосалоны: учет и документооборот

За последние несколько лет автомобиль из предмета роскоши превратился в товар практически массового спроса. В данной консультации мы рассмотрим некоторые вопросы документального оформления и учета операций для предприятий, которые занимаются приобретением и реализацией новых автомобилей, а также автосервисным обслуживанием (автосалоны).

Как открыть автосалон?

Автомобильный бизнес набирает обороты, и все большее число торговцев автомобилями, накопив первоначальный капитал, стремится выйти на цивилизованный рынок: открыть собственный автосалон. Так безопаснее - в первую очередь для покупателя, который опасается обмана, и престижнее - для самого субъекта предпринимательской деятельности.

Шаг первый: поиск подходящего помещения

Основным нормативным документом, регламентирующим розничную торговлю транспортными средствами и номерными агрегатами, являются Правила № 228. В этом документе, в частности, указано, что реализация автомобилей возможна лишь в помещениях с соответствующими условиями для хранения, предпродажной подготовки, сервисного обслуживания и продажи, которые отвечали бы торгово-технологическим и противопожарным требованиям.

Шаг второй:
получение разрешения

Когда вопрос с помещением для автосалона решен, необходимо получить разрешение на торговлю в виде Карты регистрации. Для этого необходимо уплатить сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли.

Если предприятие намерено открыть кроме магазина еще и сервисный центр по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, в некоторых регионах требуется отдельно получить разрешение на размещение объекта сферы услуг, уплатив соответствующий сбор*.

В бухгалтерском учете расходы на уплату сборов за размещение объекта торговли и объекта сферы услуг отражаются в составе административных расходов.

В налоговом учете сбор за размещение объекта торговли относится на валовые расходы согласно пп. 5.2.5 Закона о прибыли.

Шаг третий:
регистрация в органах ГАИ
и получение справок-счетов

Субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются реализацией транспортных средств, должны встать на учет в органах ГАИ в соответствии с Инструкцией № 286.

Для регистрации предприниматель обязан представить:

1) заявление о взятии на учет;

2) нотариально заверенные копии:

- уставных документов;

- документов, подтверждающих право собственности или аренды помещений для хранения, сервисного обслуживания и реализации транспортных средств;

- доверенность и паспорт лица, которое будет получать справки-счета.

Согласно порядку, установленному п. 2.2 Инструкции № 286, комплект регистрационных документов подается в областные ГАИ. После его рассмотрения областное ГАИ отсылает документы, вместе с соответствующим выводом, фельдъегерской связью (то есть со своим нарочным) в Управление ГАИ МВД Украины (г. Киев), где выносится решение о взятии предприятия на учет. На основании вынесенного решения и платежного поручения об оплате торговое предприятие приобретает в УГАИ МВД Украины:

- бланки справок-счетов,

- номерные знаки "Транзит",

- журнал учета бланков и номеров.

Бланки справок-счетов, номерные знаки и журнал являются документами строгой отчетности.

Учет выданных справок, номерных знаков, поступления и реализации транспортных средств ведется в журнале, форма которого установлена органами ГАИ (п. 1.8 Правил № 228). Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и заверены печатью УГАИ МВД Украины (г. Киев). Журнал регистрации хранится как документ строгой отчетности в течение 10 лет.

В бухгалтерском учете бланки справок-счетов и номерные знаки учитываются на субсчете 209 "Прочие материалы" и приходуются по стоимости приобретения, кроме того, они также учитываются на забалансовом счете 08. В момент реализации автомобиля стоимость справок и номеров списывается на расходы.

В налоговом учете их стоимость в соответствии с нормами Закона о прибыли относится на валовые расходы (пп. 5.2.1) и участвует в перерасчете (п. 5.9).

Необходимо отметить, что в дальнейшем работники подразделений ГАИ имеют право приходить на предприятие с проверкой того, как выполняются требования Правил торговли транспортными средствами и правильно ли ведется учет справок и номерных знаков (п. 4 Инструкция № 286).

Шаг четвертый:
патентование, лицензирование

До начала работы СПД необходимо определиться, в какой форме он будет вести расчеты с потребителями. Как показывает практика, наличная форма оплаты товаров в нашей стране достаточно распространена. Поэтому для осуществления деятельности за наличные средства предприятие обязано будет приобрести торговый патент (Закон № 98).

Кроме того, Постановлением № 576 услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, отнесены к разряду бытовых, а Закон № 98 требует приобретать патент на оказание бытовых услуг независимо от формы (наличной или безналичной) проведения расчетов с потребителями.

Таким образом, предприятию необходимо приобрести два патента:

- на торговую деятельность за наличные средства,

- на оказание бытовых услуг.

Напоминаем, что деятельность по продаже, техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств лицензированию и сертификации не подлежит**.

Шаг пятый:
приобретение автомобилей

Для предприятий, которые занимаются приобретением и реализацией транспортных средств, автомобили выступают в роли товара. А правовые отношения купли-продажи товара регламентируются Гражданским кодексом. Чаще всего сделки, в которых одна сторона продает автомобиль, а другая его приобретает, оформляются договорами поставки и комиссии (ст. 712 и ст. 1011 ГК).

В бухгалтерском учете приобретенные автомобили зачисляются на баланс по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с п. 9 П(С)БУ 9 "Запасы", и приходуются на соответствующие субсчета счета 28.

В налоговом учете стоимость понесенных расходов относится на валовые расходы на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли с перерасчетом согласно п. 5.9.

Некоторые особенности имеет учет транспортно-заготовительных расходов, так как автомобили, в отличие от других товаров, к месту реализации могут доставляться своим ходом. Расходы, понесенные в этом случае (например, на покупку бензина), относятся в бухгалтерском учете к первоначальной стоимости товара согласно П(С)БУ 9 "Запасы".

Импорт автомобилей

Так уж сложилось, что автомобили, которые продаются у нас, в основном приобретаются за рубежом. Поэтому владельцу автосалона приходится заниматься импортом, оформлять ввоз автомобилей на территорию Украины и вести учет импортных операций. Отметим основные моменты.

Для товаров стоимостью свыше 5 000 евро, ввозимых на таможенную территорию Украины, кроме ГТД необходимо оформлять еще и декларацию таможенной стоимости (ст. 262 ТК). Заметим, что стоимость новых импортных автомобилей, как правило, превышает указанную сумму.

Таможенная стоимость определяется в порядке, установленном ст. 266 ТК. Один из основных методов - по цене соглашения, то есть по стоимости, указанной во внешнеэкономическом контракте на поставку автомобилей.

На основании указанной в декларации таможенной стоимости рассчитываются обязательные налоги и сборы (см. табл. 1).

Таблица 1

Обязательные платежи при ввозе автомобиля

Вид налога или сбора
 
Ставка
 
Основание
 
Таможенный сбор
 
Для автомобиля стоимостью свыше 1 000 дол. США - 0,2 % от таможенной стоимости, но не более эквивалента 1 000 дол.
 
Постановление № 65
 
Таможенная пошлина
 
Ставки установлены в зависимости от типа и объема двигателя, а также срока эксплуатации транспортного средства


 
Закон № 2371
 
Акцизный сбор
 
Закон № 216
 
НДС
 
20 % - базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость, но не менее таможенной, указанной в графе 45 ГТД*, с учетом расходов согласно п. 4.3 Закона об НДС
 
П. 4.3 Закона об НДС
 
* Таможенный сбор, уплачиваемый при таможенном оформлении автомобилей, в базу обложения НДС не включается.
 

Декларант обязан также представить в таможенный орган сертификат соответствия или свидетельство о признании иностранного сертификата, поскольку ввозимые транспортные средства и номерные агрегаты, независимо от того, находились ли они в эксплуатации, подлежат обязательной сертификации (Приказ № 498).

После завершения таможенного оформления товаров предприятие получает два экземпляра грузовой таможенной декларации (4-й и 5-й экз.), заверенные печатью таможни.

Отражение импортной операции в учете происходит по такому принципу:

- если первым событием была поставка товара - в бухгалтерском учете импортные автомобили приходуются по фактурной стоимости (графы 22 и 42 ГТД), включая расходы на приобретение, оговоренные в П(С)БУ 9 "Запасы". В налоговом учете фактурная стоимость отражается в составе валовых расходов;

- если первым событием была предоплата нерезиденту - первоначальная стоимость товаров в бухгалтерском учете будет определяться по курсу НБУ на дату перечисления аванса в соответствии с п. 6 П(С)БУ 21, а в налоговом учете валовые расходы возникнут только после получения товара от нерезидента (пп. 11.2.3 Закона о прибыли)

Шаг шестой:
предпродажная подготовка автомобилей

В пункте 2.1 Правил № 228 установлен запрет на продажу транспортных средств, которые не прошли предпродажную подготовку. Проводить ее должны квалифицированные специалисты автоцентра в соответствии с требованиями технической документации на автомобиль.

К предпродажной подготовке, согласно п. 3.3 Положения № 102, относится комплекс операций по выявлению и устранению неисправностей, которые возникли в процессе транспортировки и хранения автомобилей. В перечень обязательных процедур входят:

- работы по расконсервации, очистке, регулировке, заправке, креплению;

- проверка комплектности и работоспособности транспортного средства.

Первичным документом, в котором отражены виды работ и их стоимость, является внутренний наряд-заказ на работы. Форму бланка такого наряда предприятие утверждает самостоятельно.

В бухгалтерском учете стоимость работ по предпродажной подготовке товаров относят к расходам на сбыт и в первоначальную стоимость товаров не включают (п. 3.6 Приказа № 145).

В налоговом учете в состав валовых расходов включают суммы оплаты труда (заработная плата с начислениями на нее) тех рабочих, которые непосредственно заняты предпродажной подготовкой. Прочие расходы, например стоимость использованных моющих средств, будут относиться на валовые расходы в общем порядке: по первому событию с дальнейшим пересчетом согласно п. 5.9 Закона о прибыли.Деятельность автосалона

Итак, все необходимые шаги сделаны, автосалон открыт: теперь можно начинать торговлю и осуществлять сервисное обслуживание автомобилей. Рассмотрим основные нюансы такой деятельности.

Реализация автомобилей

Как уже говорилось выше, основным документом, регламентирующим порядок реализации транспортных средств, являются Правила № 228. Согласно п. 1.5 этих Правил в местах торговли автотранспортными средствами покупателю должна быть предоставлена информация о выставленных на продажу автомобилях, в частности:

- данные о производителе, адресе и наименовании сервисных центров;

- перечень основных технических характеристик;

- дата изготовления и гарантийные обязательства;

- сертификат соответствия.

Информация о цене должна быть указана в денежной единице Украины.

Расчеты за реализованные автомобили и оказанные услуги могут вестись как в наличной, так и в безналичной форме.

Наличные расчеты за реализованные товары требуют применения РРО (ст. 1 и ст. 3 Закона об РРО). Кроме того, сумма таких расчетов (за покупку автомобиля и услуги автосервиса) не должна превышать 10 000 грн. в день с одним предприятием. Это общее ограничение, установленное п. 2.3 Положения № 72. От физических лиц оплата наличными может приниматься без ограничений.

Документальное оформление реализации автомобилей представлено далее в табл. 2.

Некоторые автосалоны предоставляют потенциальным покупателям дополнительную услугу, так называемый "тест-драйв". При этом клиент имеет возможность прокатиться на автомобиле до его приобретения с целью опробовать ходовые и прочие качества товара. Возникающие при этом расходы (бензин, техобслуживание) в бухгалтерском учете относятся на сбыт. В налоговом учете стоимость израсходованного бензина, на наш взгляд, можно отнести на валовые расходы - как затраты, связанные с ведением хозяйственной деятельности - в данном случае с продажей товаров (пп. 5.2.1 Закона о прибыли).

Сервисное обслуживание автомобилей

Отношения в сфере оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей регулируются Правилами № 792. Для предприятий, занимающихся автосервисом, это основной нормативный документ.

Рассмотрим порядок приема и оформления заказов на ремонт автомобиля.

При обращении заказчика за услугами мастер - приемщик сервисного центра оформляет заявку на предполагаемые виды ремонтных работ (форма заявки устанавливается предприятием самостоятельно).

Согласно п. 7 Правил № 792 услуги могут быть оказаны после предъявления заказчиком определенных документов (см. табл. 2).

В случае оказания услуг сразу - в присутствии заказчика (если нет необходимости оставлять автомобиль на более длительный срок) и без замены запасных частей стоимость работ оформляется счетом-фактурой, нарядом-заказом, вторые экземпляры этих документов выдаются заказчику. Кроме того, ему выдается документ об оплате произведенных работ.

В остальных случаях между исполнителем и заказчиком составляется письменный договор. Форма договора устанавливается исходя из требований ст. 208 ГК. В договоре обязательно указываются следующие данные (п. 9 Правил № 792):

- наименование и адреса сторон;

- перечень работ по техническому обслуживанию или ремонту и срок их выполнения;

- стоимость работ, порядок расчетов, гарантийные обязательства исполнителя.

После окончания ремонтных работ заказчику вместе с отремонтированным автомобилем выдается комплект документов (см. табл. 2).

Для определения себестоимости услуг в бухгалтерском учете, как правило, используют "позаказный" метод, а это значит, что ведется отдельный учет по статьям затрат по каждому виду работ (услуг). К составу затрат, непосредственно связанных с оказанием услуг (производственная себестоимость), относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда работников, прочие прямые затраты (пп. 3.1.2 Приказа № 145).

В налоговом учете состав валовых расходов формируется согласно ст. 5 Закона о прибыли, а валовой доход - по правилам ст. 4.

Таблица 2

Документальное оформление реализации автомобилей
и выполнения автосервисных работ

Автосалон - магазин
 
Автосалон – сервисный центр
 
Документы, которые обязан представить покупатель автомобиля

Копия паспорта и копия идентификационного кода (для физических лиц)
Доверенность типовой формы № М-2 (для юридических лиц)
 
Документы, которые обязан представить заказчик перед ремонтом автомобиля

Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (для физических лиц)
Доверенность, оформленная согласно ст. 245 и ст. 246 ГК Украины (для представителей юридических лиц) Свидетельство о регистрации ДТС
Документы, подтверждающие право пользования автомобилем, если заказчик не является его собственником
 
Документы, которые выдаются покупателю автомобиля (физическим и юридическим лицам)

Договор купли-продажи
Акт приема-передачи между автосалоном и покупателем автомобилями Акт приема-передачи между автосалоном и тем предприятием, у которого автомобиль был приобретен (оригинал)
Справка-счет
Гарантийный талон на автомобиль
Инструкция об эксплуатации
Расчетный документ, подтверждающий факт продажи
Транзитные номера
Документ о сертификации
На импортные автомобили - экземпляр ГТД, заверенный печатью таможни
Налоговая накладная (для плательщиков НДС)





 
Документы, которые выдаются заказчику после ремонта автомобиля

Договор на оказание услуг
Акт приема- передачи
Наряд-заказ******
Счет-фактура
Документ об оплате работ
Налоговая накладная (для плательщиков НДС) Гарантийный талон на работы
 

ПРИМЕР

Предприятие импортирует 5 новых автомобилей с объемом цилиндров двигателя 1 800 куб. см., на условиях отсрочки платежа.

Контрактная стоимость автомобилей составляет 60 000 евро. Условный курс НБУ за 1 евро на дату таможенного оформления - 6,48 грн.

Предприятие понесло дополнительные затраты на транспортировку автомобилей, уплатив сторонней организации 2 000 грн.

Остальные условия примера - см. содержание хозяйственных операций в таблице.

При таможенном оформлении импорта предприятием уплачены:

- таможенный сбор в размере 0,2 %:

(EUR 60 000 х 6,48 грн.) х 0,2 % = 777,60 грн.;

- таможенная пошлина в размере 15 %:

(EUR 60 000 х 6,48 грн.) х 15 % = 58 320 грн.;

- акцизный сбор - из расчета 0,3 евро за 1 куб. см. объема двигателя:

(1 800 куб. см. х 0,3 евро х 6,48 грн.) х 5 шт. =
= 17 496 грн..;

- налог на добавленную стоимость по ставке 20 %:

(EUR 60 000 х 6,48 грн. + 58 320 грн. +
+ 17 496 грн.) х 20 % = 92 923,20 грн.

№ пп


 
Содержание операции


 
Бухгалтерский учет
 
Налоговый учет
 
Дт
 
Кт
 
Сумма, евро/
грн.
 
ВД, грн.
 
ВР, грн.
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
Поступление автомобилей
 
1.
 
Перечислены таможенные платежи
(777,6 грн. + 58 320 грн. + 17 496 грн. + 92 923,2 грн.)
 
377
 
311
 
16 9516,80
 
-
 
76 593,6
 
2.
 
Оприходованы автомобили (60 000 евро х 6,48 грн.)
 
281
 
632
 
60 000
388 800
 
-
 
388 800
 
3.
 
Отнесены на первоначальную стоимость товара таможенные платежи без НДС (777,6 грн. + 58 320 грн. + 17 496 грн.)
 
281
 
377
 
76 593,60
 


4.
 
Отражена сумма налогового кредита по НДС
 
641
 
377
 
92 923,20
 
-
 
-
 
5.
 
Оплачены ТЗР (неплательщику НДС)
 
371
 
311
 
2 000
 
-
 
2 000
 
6.
 
Отнесены на первоначальную стоимость ТЗР
 
281
 
371
 
2 000
 
-
 
-
 
Перепродажная подготовка автомобилей
 
1.
 
Отнесена на расходы стоимость моющих средств
 
93
 
201
 
100
 
-
 
-
 
8.
 
Начислена заработная плата работнику, занятому предпродажной подготовкой


 
93
 
66
 
250
 
-
 
250
 
9.
 
Начислены социальные взносы на ФОТ работника
(сумма условная)


 
93
 
65
 
94,5
 
-
 
94,5
 
Реализация автомобилей


 
10.


 
Поступила предоплата от покупателя автомобилей
 
311
 
681
 
640 000
 
533 333
 
-
 
11.


 
Начислены налоговые обязательства по НДС
 
643
 
641
 
106 667
 
-
 
-
 
12.


 
Отгружены товары покупателю
 
681
 
702
 
640 000
 
-
 
-
 
13.


 
Списана себестоимость реализуемых товаров
 
902
 
281
 
467 393,60
 
-
 
-
 
14.


 
Перечислена оплата поставщику*
 
632
 
312
 
60 000 388 800
 
-
 
-
 
15.


 
Отражена сумма налоговых обязательств по НДС
 
702
 
643
 
106 667
 
-
 
-
 
16.


 
Отражен доход от реализации товаров
 
702
 
791
 
533 333
 
-
 
-
 
17.


 
Списана себестоимость товаров
 
791
 
902
 
467 393,60
 
-
 
-
 
Сервисное обслуживание автомобилей


 
18.



 
Произведена предоплата в кассу предприятия за ремонт автомобиля
 
301
 
681
 
360,0
 
300
 
-
 
19.


 
Отражена сумма налоговых обязательств по НДС
 
643
 
641
 
60,0
 
-
 
-
 
20.


 
Начислена зарплата рабочим, осуществляющим ремонт
 
23
 
66
 
100
 
-
 
100
 
21.


 
Начислены социальные взносы на ФОТ рабочих (условно)
 
23
 
65
 
37,8
 
-
 
37,8
 
22.


 
Отражены общепроизводственные расходы
 
23
 
91
 
70
 
-
 
-
 
23.


 
Отражено выполнение работ по заказу
 
681
 
703
 
360
 
-
 
-
 
24.



 
Списана на себестоимость реализованных услуг сумма производственных расходов
 
903
 
23
 
207,8
 
-
 
-
 
25.


 
Отражена сумма налоговых обязательств по НДС
 
703
 
643
 
60,0
 
-
 
-
 
26.


 
Отражен доход от предоставления услуг
 
703
 
791
 
300,0
 
-
 
-
 
27.


 
Списана себестоимость оказанных услуг
 
791
 
903
 
207,8
 
-
 
-
 
* Балансовая стоимость валюты рассчитана исходя из курса 6,48 грн. за 1 евро.


 

_______________

* Надо отметить, что сбор за размещение объекта сферы услуг предусмотрен ст. 15 Закона о системе налогообложения, но отсутствует в Декрете № 56-93, который устанавливает порядок взимания и предельные размеры ставок местных налогов и сборов. Поэтому даже если местный совет своим решением предусмотрит уплату данного сбора, относить его сумму на валовые расходы все равно нельзя, так как ставка этого сбора не установлена законодательно.

** Приказ Госстандарта Украины от 28.08.97 г. № 520 об обязательной сертификации услуг по ремонту и техобслуживанию транспортных средств отменен приказом Госстандарта Украины № 498 от 30.09.02 г.

*** Наряд-заказ (составляется в 2 экземплярах) для предприятий автосервиса является также актом выполненных работ. Формы акта приема-передачи и наряда-заказа установлены Правилами № 792.

Перечень документов

1. Закон об РРО - Закон Украины от 06.07.95 г. 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III, с изменениями.

2. Закон № 98 - Закон Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности".

3. Закон № 216 - Закон Украины от 24.05.96 г. № 216/96-ВР "О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые транспортные средства".

4. Закон № 2371 - Закон Украины от 05.04.01 г. № 2371-III "О таможенном тарифе Украины", с изменениями.

5. Декрет о местных налогах и сборах - Декрет КМУ от 20.05.93 г, № 56-93 "О местных налогах и сборах".

6. Постановление № 65 - постановление КМУ от 27.01.97 г. № 65 "О ставках таможенных сборов".

7. Постановление № 576 - постановление КМУ от 27.04.98 г. № 576 "Об утверждении перечня услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию".

8. Приказ № 145 - приказ Минэкономики от 22.05.02 г. № 145 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию состава затрат и порядок планирования в торговой деятельности".

9. Приказ № 498 - приказ Госстандарта от 30.09.02 г. № 498 "Об утверждении перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине".

10. Инструкция № 286 - Инструкция о порядке учета субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией транспортных средств, которые подлежат регистрации и учету в органах внутренних дел, и выдачи бланков справок-счетов, утвержденная приказом МВД Украины от 22.04.98 г. № 286.

11. Положение № 72 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.02.01 г. № 72.

12. Положение № 102 - Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102.

13. Правила № 228 - Правила розничной торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденные приказом Минэкономики от 31.07.02 г. № 228.

14. Правила № 792 - Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса Украины от 11.11.02 г. № 792.

Татьяна Олексенко,
бухгалтер-эксперт фирмы “Баланс-Клуб”