Гастрольные мероприятия:
организация и особенности налогообложения
Первого января 2004 года вступил в силу Закон № 1115 (далее - Закон), положениями которого определены общие принципы организации гастрольных мероприятий в Украине. До его принятия гастрольная деятельность в Украине законодательно не была урегулирована. Кроме того, Закон ввел в когорту общегосударственных налогов и сборов новый платеж - сбор за проведение гастрольных мероприятий - и установил порядок его расчета и уплаты.
Итак, о механизме взимания и уплаты нового сбора, об организации и правовом обеспечении гастрольной деятельности в Украине - в вопросах и ответах.
ВОПРОС: 1. Проведение каких мероприятий относится к гастрольной деятельности?
2. Кто может быть организатором гастрольных мероприятий?
3. Может ли быть организатором гастролей сам гастролер?
4. Выступление команды КВН - это гастроли?
5. Что следует знать и сделать для организации гастрольного мероприятия? Где и как оформить Свидетельство о проведении гастрольного мероприятия?
6. Какова ответственность за проведение гастрольных мероприятий без Свидетельства?
7. Кто является плательщиком сбора за проведение гастрольных мероприятий? Каков порядок расчета этого сбора?
8. В каких случаях гастрольный сбор не уплачивается?
9. Какие гастрольные мероприятия относятся к благотворительным и какими документами следует руководствоваться при организации именно этих мероприятий?
10. Освобождаются ли от уплаты сбора организаторы гастрольных мероприятий - плательщики единого налога?
11. Каков порядок уплаты сбора за проведение гастрольных мероприятий?
12. Налоговый и бухгалтерский учет гастрольного сбора
13. Пример заполнения налогового расчета сбора за проведение гастрольных мероприятий
ОТВЕТ: 1. Анализ норм ст. 1 Закона позволяет определить основные критерии, по которым то или иное мероприятие можно квалифицировать как гастрольное.
Следовательно, гастрольное мероприятие:
- во-первых, является мероприятием зрелищным (например, фестиваль, концерт, представление, лекционно-концертная и развлекательная программа, выступление передвижного циркового коллектива или передвижного механизированного аттракциона типа "Луна-парк" и т. п.);
- во-вторых, осуществляется заведением, предприятием, организацией культуры, творческим коллективом, в том числе временным, отдельным исполнителем (далее - гастролер);
- в-третьих, проводится за пределами стационарных сценических площадок гастролера. Стационарной сценической площадкой считается сценическая площадка, которая принадлежит гастролеру на правах собственности или регулярно используется им не менее одного года на основании гражданско-правовых соглашений;
Выступление в своем родном городе не на собственной сценической площадке или на такой, которая не используется на основании гражданско-правового соглашения (например, договора найма (аренды) более года), будет считаться осуществлением гастрольной деятельности.
- в-четвертых, цель его проведения - получение дохода. В этом контексте Закон выделяет отдельно благотворительное гастрольное мероприятие.
2. Организатором гастрольных мероприятий может выступать любой субъект хозяйствования в Украине - как физическое, так и юридическое лицо. При этом Закон требует от юридических лиц предусматривания такого вида деятельности, как организация гастрольных мероприятий, в уставных документах. Хотя Государственным классификатором Украины ГК 009-96 "Классификация видов экономической деятельности" непосредственно для такого вида деятельности, как организация гастролей, код КВЭД не предусмотрен.
Организатор гастрольных мероприятий несет ответственность за соблюдение положений законодательства Украины об авторском праве и смежных правах*.
3. Да, если это предусмотрено его уставными документами.
4. КВН, конечно, мероприятие зрелищное. Команда КВН - это творческий коллектив, хотя и временный. Поэтому в соответствии с нормами ст. 1 Закона его выступление не на стационарной площадке будет считаться гастрольным мероприятием. Не будет таковым, например, выступление команды КВН Днепропетровского государственного университета на сцене самого университета.
5. Гастрольное мероприятие проводится на основании заключенного договора (ст. 2 Закона). Такой договор(ы) заключается между гастролером, владельцем стационарной сценической площадки и организатором гастрольного мероприятия.
В соответствии с Постановлением № 35 для проведения гастрольного мероприятия его организатор должен оформить Свидетельство о проведении гастрольного мероприятия.
Свидетельство выдают:
- Министерство культуры АР Крым;
- Главное управление культуры, искусств и охраны культурного наследия Киевской городской госадминистрации;
- управления культуры областных и Севастопольской городской госадминистраций.
Для получения Свидетельства организатор представляет в один из названных органов по своему местонахождению заявку на проведение гастрольного мероприятия, форма которой приводится в приложении № 2 к Порядку № 155, в следующие сроки:
- в случае проведения гастрольного мероприятия, рассчитанного на аудиторию до 1 000 зрителей, - не позднее чем за 10 дней до начала его проведения;
- в случае проведения мероприятия, рассчитанного на аудиторию более 1 000 зрителей, - не позднее чем за месяц.
К заявке следует приложить:
- копии уставных документов (для юридических лиц) и Свидетельства о государственной регистрации, заверенные в установленном порядке (т. е. гастролер должен быть зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности);
- программу гастрольного мероприятия с указанием:
- статуса (международный, всеукраинский, областной и т. п.);
- формата (фестиваль, концерт, представление и т. п.);
- языка (языков), на котором (которых) будет сопровождаться мероприятие;
- перечня исполнителей и произведений,
Поданная заявка рассматривается в течение 3 рабочих дней. Результатом рассмотрения может быть или отказ в выдаче свидетельства или его выдача в форме, утвержденной Порядком № 155.
В выдаче Свидетельства о проведении гастрольного мероприятия (п. 7 Постановления № 35) может быть отказано в случае, если:
- уставными документами организатора гастрольного мероприятия не предусмотрено осуществление деятельности, связанной с организацией и проведением гастрольных мероприятий;
- заявка не соответствует указанным требованиям этого Постановления (т. е. она подана не вовремя и не в соответствующей форме) или содержит заведомо недостоверную информацию;
- гастрольное мероприятие проводится с нарушением требований, установленных Законом № 1115 и другими актами законодательства относительно запрета пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, производства и применения наркотиков и психотропных веществ.
Отказ в выдаче Свидетельства о проведении гастрольного мероприятия может быть обжалован в установленном порядке.
6. В соответствии с п. 6 Постановления № 35 проведение гастрольных мероприятий без Свидетельства не разрешается. При этом ни Закон № 1115, ни Закон № 2117 такого запрета не содержат и получение какого-либо разрешительного документа для проведения гастрольного мероприятия не предусматривает.
Единственным разрешительным документом для осуществления определенного вида деятельности, отсутствие которого действительно влечет за собой административную или уголовную ответственность (ст. 202 Уголовного кодекса Украины) согласно нормам действующего законодательства, является лицензия.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в ст. 9 Закона № 1775. Теперь организация гастрольных мероприятий на территории Украины не входит в этот перечень, т. е. не требует получения лицензии.
Законами Украины не предусмотрено для осуществления гастрольной деятельности получение ни лицензии, ни какого-либо иного разрешительного документа. Следовательно, не установлена и ответственность за проведение гастрольных мероприятий без Свидетельства.
7. Статьей 4 Закона установлено, что плательщиками сбора за проведение гастрольных мероприятий на территории Украины являются организаторы гастрольных мероприятий.
Объектом обложения гастрольным сбором является выручка от реализации билетов на гастрольное мероприятие. Ставка сбора составляет 3 % от этой выручки.
Инструкцией № 452 предусмотрено, что билеты и абонементы на посещение спектаклей, концертов и т. п. являются документами строгой отчетности и учета (п. 1.2). Цена билета (абонемента) проставляется типографским способом крупным шрифтом или специальным штампом (пп. 1.5.3). Сумма проданных билетов составляет выручку от их реализации и является базой для обложения гастрольным сбором.
Плательщиком сбора за проведение гастрольных мероприятий будет организация, чьи билеты были реализованы.
8. Анализ норм Закона позволяет прийти к заключению, что в исключительных случаях гастрольный сбор не уплачивается, а именно:
- Гастрольный сбор не уплачивается при условии проведения гастрольных мероприятий за пределами территории Украины, т. е. во время проведения заграничных гастролей украинских гастролеров. Например, выступление в посольстве США в Украине не требует уплаты сбора, не говоря уже о выступлении в г. Вашингтоне.
- Не следует уплачивать гастрольный сбор за проведение зрелищного мероприятия на своей стационарной сценической площадке творческим коллективом, организацией, предприятием или исполнителем.
- Не являются плательщиками гастрольного сбора организаторы благотворительных гастрольных мероприятий.
9. В соответствии со ст. 1 Закона благотворительным гастрольное мероприятие признается только в случае, если зрелищное мероприятие, которое проводится предприятиями, организациями культуры, творческими коллективами, отдельными исполнителями, соответствует следующим признакам:
- имеет добровольный бескорыстный характер;
- не предусматривает получение дохода их организаторами и гастролерами, за исключением доходов, за счет которых покрываются расходы, связанные исключительно с организацией и проведением гастрольного мероприятия;
- предусматривает получение дохода, но весь он, за исключением доходов, за счет которых покрываются расходы, связанные исключительно с организацией и проведением гастрольного мероприятия, направляется на благотворительность в соответствии с законом**.
Постановлением № 34 утверждены Перечень и предельные объемы расходов, связанных исключительно с организацией и проведением благотворительного гастрольного мероприятия.
Предельные объемы расходов, связанных исключительно с организацией и проведением благотворительного гастрольного мероприятия, согласно ст. 20 Закона о благотворительности не должны превышать 20 % сметной стоимости такого мероприятия.
Организатор благотворительного гастрольного мероприятия при его проведении может получить доход в объеме, необходимом для покрытия расходов на организацию и проведение такого мероприятия, но не более 20 процентов сметной стоимости такого мероприятия (для благотворительной организации).
Если же доход превышает этот предельный размер, излишек должен направляться на благотворительность, чтобы гастрольное мероприятие получило статус благотворительного.
При этом согласно Постановлению № 34 полученный доход должен покрывать не любые расходы, а расходы по установленному перечню, а именно расходы:
- на оплату труда,
- начисления на заработную плату,
- командировку,
- рекламу,
- коммунальные услуги,
- аренду помещения,
- услуги связи,
- транспортные и
- издательско-полиграфические расходы.
Стоит обратить внимание на то, что в этом перечне речь идет о расходах на "заработную плату" и связанных с нею начислениях.
В соответствии со ст. 1 Закона № 108 заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. В свою очередь, к работникам относят лиц, работающих по трудовому договору (контракту) (ст. 1 Закона Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII "Об охране труда" и от 15.09.99 г. № 1045-XIV "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Следовательно, в случае проведения благотворительного гастрольного мероприятия силами мастеров - штатных работников у организатора мероприятия проблема относительно классификации его, вероятнее всего, не будет возникать. В других случаях, т. е. при привлечении сторонних артистов, во избежание определенных недоразумений и безусловного отнесения мероприятия к благотворительному, целесообразнее его организатору заключить с приглашенными мастерами не гражданско-правовое соглашение, а срочный трудовой договор и подчинить его нормам Кодекса законов Украины о труде.
10. Перечень налогов и сборов, плательщиками которых не является субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, определен п. 6 Указа № 727. Сбор за проведение гастрольных мероприятий в этом перечне отсутствует.
Таким образом, плательщики единого налога (физические и юридические лица) не освобождаются от обязанности уплачивать сбор за проведение гастрольных мероприятий.
11. В соответствии со ст. 7 Закона № 1115 плательщики гастрольного сбора в течение 10 календарных дней после даты проведения гастрольного мероприятия представляют в орган ГНС по месту проведения такого мероприятия Расчет сбора, форма которого утверждена Приказом № 620.
Подпунктом 4.1.7 Закона № 2181 налогоплательщику предоставлено право высылать декларацию (расчет) в адрес налогового органа почтой с уведомлением о вручении не позднее чем за десять дней до истечения предельного срока представления декларации. Фактически нормы Закона № 1115 лишают плательщика сбора за проведение гастрольных мероприятий такого права. И единственным способом представления отчета является личное посещение соответствующей ГНС. Для организаторов гастрольных мероприятий, которые являются одновременно и гастролерами и при этом в течение двух месяцев успевают провести такие мероприятия, скажем, в двадцати пяти городах Украины, это, мягко говоря, создает неудобства.
Обратите внимание, что нормами Закона № 1115 предусмотрено представление Расчета за каждое проведенное мероприятие, т. е. за каждый концерт, представление и т. п.
ПРИМЕР
Если Национальный театр украинской драмы им. И. Франко дает в г. Виннице с 1 августа 2004 года два представления в 11 часов утра и в 7 часов вечера, то организатору этих мероприятии (Винницкому областному музыкально-драматическому театру им В. Садовского) следует представить в ГНИ г. Винницы два Расчета за каждое представление отдельно.
Уплачивается гастрольный сбор также одним отдельным платежным поручением за каждое проведенное мероприятие в течение 20 календарных дней, следующих за датой его проведения. Дата проведения указывается плательщиком в Расчете.
Датой проведения мероприятия считается дата его фактического завершения.
В данном примере за проведенные представления 1 августа сбор следует оплатить не позднее 21 августа 2004 года.
В случае проведения долговременного мероприятия, например фестиваля, и продажи билетов не на каждое отдельное мероприятие фестиваля, а на весь фестиваль в целом в Расчете следует указать дату его завершения. Она и будет отсчетом для определения предельного срока уплаты сбора.
За своевременность представления Расчета, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты сбора за проведение гастрольных мероприятий его плательщики несут ответственность, установленную ст. 17 Закона № 2181.
12. В соответствии с пп. 5.2.5 Закона о прибыли суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения, относятся к составу валовых расходов плательщика налога на прибыль. Поскольку в соответствии с п. 1 (пп. 27) ст. 14 Закона о системе налогообложения сбор за проведение гастрольных мероприятий относится к числу общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей), суммы начисленного (уплаченного) сбора относятся к составу валовых расходов и отражаются в итоге строки 04.6 декларации по налогу на прибыль предприятия.
В соответствии с п. 18 П(С)БУ 16 "Расходы" затраты на начисление и уплату налогов, сборов и других предусмотренных законодательством обязательных платежей (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, которые включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг) входят в состав административных расходов. Поэтому в учете организатора гастрольных мероприятий начисление гастрольного сбора будет отражаться по кредиту субсчета 641 (642) счета 64 "Расчеты по налогам и платежам" в корреспонденции с дебетом расходных счетов 92 "Административные расходы" или 84 "Прочие операционные расходы" (при условии ведения учета расходов только при помощи счетов класса 8). Это может быть, как вариант, и дебет субсчета 704 "Вычеты из дохода".
Продолжение примера. Сумма выручки за проведенное представление Национальным театром украинской драмы им. И. Франко 1 августа 2004 года в 7 часов вечера в соответствии с проданными билетами составила 10 000 грн. (в т. ч. НДС). В учете организатора гастрольного мероприятия - Винницкого областного музыкально-драматического театра им. В. Садовского - связанные с этим проводки будут иметь следующее отражение.
№ п / п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет | ||
Дт |
Кт |
Сумма, грн. | ||
1. |
Начисление дохода от продажи билетов на представление |
301 |
703 |
10000, 00 |
2. |
Начисление суммы НДС от полученного дохода |
703 |
641 (НДС) |
1 666,67 |
3. |
Начисление сбора за проведение гастрольного мероприятия в размере 3 % от полученной выручки за проведенное представление |
92 (84) или 704 |
641(642) |
300,00 |
4. |
Уплата начисленного сбора в течение 20 дней после 1 августа, т. е. до 21 августа включительно |
641 (642) |
311 |
300,00 |
13. Как уже указывалось, форма Расчета сбора за проведение гастрольных мероприятий утверждена Приказом № 620. В случае, описанном в нашем примере, она будет иметь такой вид:
НАЛОГОВЫЙ РАСЧЕТ СБОРА ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГАСТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ | |||||||||
1. |
Отчетный расчет |
X |
|
Уточ- няющий расчет |
|
|
Юриди- ческое лицо |
X |
|
Новый отчетный расчет |
2. |
За период (в течение 10 календарных дней после даты проведения гастрольного мероприятия)*** |
2 |
0 |
0 |
4 |
го- да | ||||||
Дата факти- ческого завер- шения гаст- рольно- го меро- приятия (дд.мм. гггг) |
0 |
1 |
. |
0 |
8 |
. |
2 |
0 |
0 |
4 |
го- да | |
Дата предс- тавле ния расчета (дд.мм. гггг) |
1 |
1 |
. |
0 |
8 |
. |
2 |
0 |
0 |
4 |
го- да |
3. |
Полное название плательщика: |
Винницкий областной музыкально-драматический Театр им. В. Садовского |
6. |
В Государственную налоговую инспекцию (администрацию) в: г. Виннице |
(грн. коп.)
Показатели |
Код Стро- ки |
Всего | ||||||||||
Выручка от реализации билетов на гастрольное мероприятие |
01 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
. |
0 |
0 | |||
Ставка сбора (3 %) |
02 |
|||||||||||
Начислен сбор (стр. 01 х стр. 02) |
03 |
3 |
0 |
0 |
. |
0 |
0 | |||||
Начислен сбор по данным ранее представленного уточня- ющего расчета, всего (стр. 03 уточняющего расчета)***** |
04 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сумма недоплаты (занижения налогового обязательства), которая увеличивает налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки (ошибок) (стр. 03 - стр. 04)*****, если стр. 03 > стр. 04 |
05 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сумма сбора, которая уменьшает налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки (ошибок) (стр. 04 - стр. 03)**, если стр. 04 > стр. 03 |
06 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Сумма штрафа******(стр. 05 х 5 %) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
_____________
* Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах базируется на Конституции Украины и состоит из соответствующих норм Гражданского кодекса, этого Закона, законов Украины "О собственности", "О кинематографии", "О телевидении и радиовещании", "Об издательском деле", "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм" и других законов Украины, охраняющих личные неимущественные права и имущественные права субъектов авторского права и смежных прав (ст. 2 Закона Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII "Об авторском праве и смежных правах").
** Общие принципы благотворительности определяет и обеспечивает ее правовое регулирование Закон о благотворительности.
*** В соответствии со ст. 7 Закона Украины от 10.07.03 г. № 1115-IV "О гастрольных мероприятиях в Украине" датой проведения гастрольного мероприятия считается дата его фактического завершения.
***** Заполняется в случае представления уточняющего расчета, содержащего исправленные показатели.
****** Начисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с п. 17.2 ст. 17 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами", с изменениями и дополнениями.
Перечень документов
1. Закон № 108 - Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда".
2. Закон № 531 - Закон Украины от 16.09.97 г. № 531/97-ВР "О балаготворительности и благотворительных организациях".
3. Закон № 1251 - Закон УССР от 25.06.91 г. № 1251-XII "О системе налогообложения".
4. Закон № 1115 - Закон Украины от 10.07.03 г. № 1115-IV "О гастрольных мероприятиях в Украине".
5. Закон № 1775 - Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".
6. Закон № 2117 - Закон Украины от 14.02.92 г. № 2117-XII "Основы законодательства Украины о культуре".
7. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами".
8. Указ № 727 - Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства".
9. Постановление № 34 - постановление КМУ от 15.01.04 г. № 34 "О перечне и предельных объемах расходов, связанных исключительно с организацией и проведением благотворительного гастрольного мероприятия".
10. Постановление № 35 - Порядок организации и проведения гастрольных мероприятий, утвержденный постановлением КМУ от 15.01.04 г. № 35.
11. Приказ № 620 - приказ ГНА Украины от 24.12.03 г. № 620 "Об утверждении формы налогового расчета сбора за проведение гастрольных мероприятий".
12. Инструкция № 452 - Инструкция по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных предприятиях, утвержденная приказом Министерства культуры и искусств Украины, от 07.07.99 г. № 452.
13. Порядок № 155 - Порядок оформления и выдачи свидетельства о проведении гастрольных мероприятий, утвержденный приказом Министерства культуры от 23.03.04 г. № 155.
Ирина Зубрицкая,
аудитор, судебный эксперт