Комментарий к Закону Украины
от 17.05.2004 г. № 1801-IV
Госбюджет-2004: время перемен пришло
Абзацы 6, 12, 13,14,16 пункта 26
Можно кричать "ура": льготы по НДС
и налогу на прибыль возвращаются
Да уж, бухгалтерам скучать не приходится. Не успели они после обнародования Закона о Госбюджете-2004 свыкнуться с мыслью, что отдельные льготы по НДС и налогу на прибыль безвозвратно утеряны, и приспособиться к новым условиям, как на тебе.. Закон № 1801, внесший в него изменения, воскресил с 1 июля сего года ряд льгот для...
...книгоиздателей
Родившийся еще весной прошлого года Закон № 601 сулил им с 01.01.04 г. льготы по налогу на прибыль, НДС и ввозной пошлине. Но столь радостному событию не суждено было осуществиться в полной мере. Причина тому - п. 37 и п. 50 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004, которые приостановили на 2004 год действие Закона № 601 (кроме изготовления учебников и учебных пособий) и пп. 7.13.7 Закона о прибыли, содержащего прибыльные льготы для книгоиздателей. В результате до 1 июля текущего года была возможность воспользоваться лишь НДСной льготой при изготовлении учебной литературы. И вот благодаря Закону № 1801 (его п. 26, который изъял из Закона о Госбюджете-2004 п. 37 и изменил п. 50 ст. 80) с упомянутой даты Закон № 601 (с учетом поправок, внесенных Законом № 1300) наконец-то заработал вовсю! В итоге книгоиздатели обзавелись такими льготами.
По налогу на прибыль. От налогообложения начиная с III квартала 2004 года освобождена прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии и распространителей книжной продукции, полученная от издательской деятельности, деятельности по изготовлению и распространению книжной продукции, произведенной в Украине. Исключение - издания рекламного и эротического характера (пп. 7.13.7 Закона о прибыли).
Теперь указанным предприятиям необходимо вести отдельный учет освобожденных доходов и соответствующих им расходов по п. 7.20 Закона о прибыли.
По НДС. Пункты 11.37 и 11.38 Закона о НДС отныне будут применять не только относительно учебников и учебных пособий, но и всей книжной продукции. К слову, льготы достались не одним производителям. С 01.07.04 г. от обложения НДС ушла и продажа книг отечественного производства (пп. 5.1.2 Закона о НДС, который приостановил на этот год п. 49 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004, опять возродился - спасибо абзацу 12 п. 26 Закона № 1801).
...издательств
Напомним: с 1 января Закон о Госбюджете-2004 заморозил пп. 5.1.2 Закона о НДС, кроме операций по продаже ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства. Как следствие, с этой даты при продаже (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации начисляли НДС. С 1 июля 2004 года данная льгота снова полноценно ожила. Безусловно, приятный сюрприз: периодические издания подешевеют! Вот только нахлынувшую радость сменяет уйма вопросов. И вызваны они, в основном, случаем, когда периодику распространяют с помощью подписки. Ведь не так давно (наверняка, это продолжается и сегодня) деньги собрали, разумеется, с НДС. Ясно, предугадать, что законодатели преподнесут такой подарок, было нельзя. Посему возможны такие ситуации.
Подписку оформляет само издательство. Если деньги поступили до 1 июля, то все просто - под льготу они не попали, стало быть, предприятия, их перечислившие, могут претендовать на налоговый кредит. А вот если счет выставили до 1 июля, а деньги поступили уже в III квартале? Получается, первое событие наступило в льготный период, то есть эта сумма облагаться НДС не должна. Но деньги-то пришли с учетом налога. Как выход можно изменить цену договора (это позволяет ст. 632 Гражданского кодекса Украины):
1) уменьшить ее на сумму НДС, т.е. перечислить обратно всем подписчикам. Но сделать так достаточно сложно, поэтому более приемлем второй вариант;
2) оставить ее на прежнем уровне по согласованию сторон, но указав, что она не включает в себя НДС. И именно эта сумма окажется в валовом доходе издательства.
Кстати, такой подход по душе и ГНАУ (см. письмо от 01.12.97 г. № 16-1120-26/11-9795). Правда, воплотить его в жизнь тяжело. Подписчиков-то не одна тысяча...
Подписку проводят через подписные фирмы или Укрпочту.
Многим издательствам деньги от подписных фирм и Укрпочты начнут поступать уже после 1 июля. А значит, вроде, и льгота уже есть, а деньги идут с НДС. Как быть? Тут самое время вспомнить период отмены льготы по НДС для периодики и представить все в зеркальном отражении. Тогда мы говорили: если подписку на периодическое издание оформили до 1 января 2004 года, то ее отгрузка в текущем году происходит без НДС. Причем независимо от того, когда деньги получило издательство. Подтвердила сказанное нами и ГНАУ в письме № 1423.
Так вот, если спроецировать на нашу ситуацию, выйдет: когда стоимость подписки оплачена Укрпочте и подписным фирмам до 01.07.04 г., то такие деньги облагают НДС. И даже если они появились в издательстве после названной даты, отгрузка периодических изданий должна происходить с НДС.
...субъектов приватизации
Со дня вступления в силу комментируемого Закона, т. е. 01.07.04 г., вновь станет активным пп. 5.1.19 Закона о НДС, освобождающий от НДС приватизацию государственного и коммунального имущества.
...продавцов и покупателей детских путевок на отдых
Бухгалтеры в курсе, что с нового года из-под пресса НДС вывели исключительно продажу путевок на санаторно-курортное лечение детей в учреждениях по Перечню № 701. Последний, между прочим, вышел в свет лишь спустя полгода после принятия Закона о Госбюджете-2004. Из-за чего многие санаторно-курортные учреждения и продавцы путевок были в растерянности: пользоваться старым перечнем или же ждать преемника. И это в самый сезон, когда путевки расходятся одна за одной! Казалось бы, в связи с принятием Закона № 1801 все стало на свои места. Ан нет! Итак, с 1 июля 2004-го не начисляют НДС только при "продаже путевок на санаторно-курортное лечение детей и продаже путевок на отдых детей в летний период со дня вступления в силу Закона Украины от 17 июня 2004 года "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" по 1 сентября 2004 года в заведениях по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины " На сегодня существует пока Перечень № 701, но его приняли под старую редакцию п. 49 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004. Следовательно, в нем есть лишь санаторно-курортные учреждения, а учреждения отдыха отсутствуют... Перечнем же № 835 воспользоваться точно не удастся - на текущий год его действие приостановлено. Так что же, льготу дали, а перечня нет?! Увы, ждать нового практически нет времени: лето в разгаре, да и 1 сентября не за горами. Надеемся, очень скоро данный пробел заполнят, ведь работать надо сейчас.
...продавцов и покупателей земли
Как вы знаете, пп. 5.1.17, который льготировал НДС передачу земельных участков, разрешенную Земельным кодексом Украины, в текущем году из-за Закона о Госбюджете-2004 простаивал без движения. Но вот по Закону № 1801 с 1 июля 2004 года продажа земли снова освобождена от НДС. Здесь обязательно хочется сослаться на Решение КС № 2-рп, в котором сделан такой вывод: "термин "передача"... означает приобретение (переход) права на указанные земельные участки (права собственности, права пользования) на основании соответствующих юридических актов, в том числе по договорам купли-продажи, когда такая передача разрешена Земельным кодексом Украины".
Абзац 15 пункта 26
Строителям объяснили переходные положения:
для кого-то жилье будет дешевле
Насчет приостановления действия льготы по НДС в строительстве ситуация сложилась крайне интересная!
С одной стороны, 15-й абзац п. 26 Закона № 1801 конкретизировал переходные положения по операциям продажи или передачи вновь построенного жилья физлицам (далее - покупатели) для его использования как места жительства. С другой - он сделал это частично и, прямо скажем, размыто, что вызвало массу интересных вопросов. Но обо всем по порядку.
Итак, упоминание в обновленном п. 49 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004 о том, что действие пп. 5.1.20 Закона о НДС не приостанавливалось, если до 1 января 2004 года жилье уже было передано покупателю, т. е. последний получил его в собственность*, думаем, излишне. Первое-то событие по пп. 7.3.1 Закона о НДС - передача жилья - произошло в период действия льготы. Значит, те, кто передавал до01.01.04 г. жилье покупателям, уже включили такие операции в декларациях по НДС в "освобожденную" строку 4. Следовательно, приобретатель этого жилья будет погашать после 01.01.04 г. свою задолженность тоже без доплаты НДС.
Однако на практике, согласитесь, покупатель крайне редко заключает договор на передачу жилья напрямую со строителем. Обычно между ними есть посредник-застройщик, генпорядчик и т. д.
Позвольте спросить: а как поступить, если до 1 января т. г. покупатель еще не получил квартиру, но дом уже был передан без НДС строителем по акту приемки-передачи застройщику и введен в эксплуатацию? Правом собственности на жилье последний не обзаводился: он владел им, но свободно распоряжаться без регистрации в БТИ не мог (если таковую осуществляли на юрлицо, ни о какой льготе по НДС не могло быть и речи - см. названную статью). Письмо № 14232 разрешало в данной ситуации при передаче в собственность квартир покупателям не начислять НДС. Но из Закона № 1801 это не вытекает...
В не менее подвешенном состоянии и судьба НДСной льготы, когда до 01.01.04 г. были начаты работы по строительству жилья. Закон № 1801 гласит: пп. 5.1.20 Закона о НДС можно руководствоваться, только если до указанной даты покупатель (или инвестор) уплатил 30 и более процентов от стоимости общей площади жилья, определенной по ценам, которые действовали на дату уплаты. Хорошо, допустим, до 01.01.04 г. профинансировано 40% общей стоимости квартиры. С 1 января покупатель совместно с тем, кто обязался передать ему в собственность жилье, пересматривают контракт и подписывают допсоглашение относительно того, что на оставшиеся 60% надо будет, увы, производить маленькие денежные довески. НДС же ввели! Ладно, по рукам. Покупатель до 01.07.04 г. уплатил, к примеру, еще 40% стоимости жилья плюс оговоренную сторонами сумму доплаты.
Слушая же по телевизору новости экономики, 1 июля покупатель с вниманием и нескрываемым удивлением узнает о появлении Закона № 1801. "Мама миа! Я-то, оказывается, зря доплачивал НДС! Ведь до 1 января я уплатил больше 30%. Значит, жилье по Закону о Госбюджете-2004 мне должны передать без НДС!", - с радостью восклицает покупатель.
И тут же себя останавливает: "Постой, а как же мне вернуть назад деньги? Ну или хотя бы как учесть сумму переплаты в счет оставшегося долга за 20% стоимости жилья?"
Вот и мы говорим: как? Более того, кто-то, прочитав 15-й абзац п. 26 Закона № 1801, может подумать: поскольку указанный пункт заработал с 1 июля 2004 года, льгота по НДС возобновляется лишь для тех, кто внес до 01.01.04 г. не менее 30% стоимости жилья и будет погашать свой долг уже после 30 июня... А уплаченные в период с 01.01.04 г. до 01.07.04 г. суммы доплат пересчету не подлежат, т. к. сие произошло, когда еще действовала старая редакция п. 49 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004. Почему может возникнуть такое суждение? Потому что законодатели, думая о сохранении льготы для тех, кто успел внести до 01.01.04 г 30 и более процентов стоимости жилья, не учли один нюанс - дату вступления в силу абз.15 п. 26 Закона № 1801. Вопросов не возникало бы, если б это было 1 января 2004 года. А так - по логике Закон № 1801 в данной части должен был бы распространяться и на операции доплат, проводимых с 01.01.04 г., но нынешняя редакция п. 49 ст. 80 Закона о Госбюджете-2004 не позволяет так однозначно трактовать рассмотренную ситуацию.
Искренне надеемся, что ГНАУ даст ответы на поставленные нами вопросы.
Абзацы 21 - 29 пункта 26
НДСные векселя на 2 года:
теперь реально и это
Пункт 26 Закона № 1801 дополнил также п. 11.5 Закона о НДС, позволив в 2004 году некоторым налогоплательщикам продлевать сроки погашения налоговых векселей до 2-х лет в порядке, который определит Кабмин (подавляющее большинство, напомним, включает суммы импортного НДС, проставленные в налоговых векселях, в состав налоговых обязательств в отчетном периоде, на который приходится 30-й календарный день со дня выдачи векселя). Кстати, в число таких счастливчиков попали и те, кого Закон о Госбюджете-2004 (п. 49 ст. 80) лишил права не платить импортного НДС. Имеется в виду приостановление в текущем году действия льготы по п. 5.4 Закона о НДС для субъектов, которые осуществляют операции по ввозу товаров морского промысла.
Пункт 6
НДСные облигации: второе рождение
"Красивому" началу, положенному Законом о Госбюджете-2004 относительно погашения просроченных долгов государства по НДС, Закон № 1801 дал новый виток развития. Теперь к облигационному порядку возмещения НДС присоединили и тех, у кого просроченная бюджетная задолженность по НДС возникла по состоянию на 01.06.04 г. и не была возмещена на 01.07.04 г
Хотя есть исключение. Согласно действующей редакции ст. 12 Закона о Госбюджете-2004 облигациями внутреннего госзайма (далее - НДСные облигации) "второго созыва" не вправе "осчастливливать" тех, кто работает с отдельными видами зерновых культур (далее - спецзерно. Если раньше это объяснялось Законом о зерне, то сейчас - Законом № 1801. Последний разрешил не связываться с НДСными облигациями тем, кто имеет дело со спецзерном и у кого сумма старой просроченной бюджетной задолженности не была полностью уменьшена налоговыми обязательствами, начисленными при продаже спецзерна в период действия Закона озерне. Или: тем, у кого появился новый просроченный долг бюджета, не погашенный деньгами до 1 июля текущего года. К примеру, по итогам экспорта спецзерна в ноябре (декабре) прошлого года (напомним: нулевая ставка при вывозе спецзерна не работала с 01.01.04 г до 01.07.04 г. - второй абзац ст. 83 Закона о Госбюджете-2004).
Таким образом, государство снова решило прибегнуть к простому варианту решения своих денежных проблем с налогоплательщиками: вот вам вместо денег НДСные облигации на 5 лет! Мы обещаем ежегодно погашать их равными частями с выплатой доходов по ним исходя из 120% годовых учетной ставки НБУ (на сегодня она составляет 7,5%). Естественно, для этого в нынешний порядок выпуска, обращения и погашения НДСных облигаций, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.03 г. № 2014, внесут изменения. И, конечно, будет создан новый Реестр инвентаризации налогоплательщиков, имеющих бюджетную задолженность по НДС, образовавшуюся на 01.06.04 г. и не возмещенную до 01.07.04 г.
Здесь нам хотелось бы еще раз подчеркнуть: в игре с НДСными облигациями участвуют исключительно те, кто пожелал получить возмещение живыми деньгами. Тех же, кто заявил в декларациях отрицательную сумму НДС в счет погашения налоговых обязательств следующих отчетных периодов, не должны включать в Реестр.
Пункт 24
Спортивные заведения ожидает
новый порядок уплаты земналога
До появления комментируемого закона отечественные заведения физкультуры и спорта, которые содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, были освобождены от уплаты земельного налога. Теперь законодатели путем внесения изменений в ст. 75 Закона о Госбюджете-2004 поставили условие: освобождение допускается только в установленном Кабмином порядке. К сожалению, последнего пока что нет, поэтому сейчас сказать, как именно будет реализовано право на льготы, сложно.
В любом случае согласно ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Так что платить налог за первое полугодие этого года не нужно.
Пункт 5
Расчет акцизного сбора для сигарет, табаков
и сигар теперь по-разному
Странное, на наш взгляд, изменение внесено в 12-й абзац статьи 9 Закона о Госбюджете-2004. Заменили только последнюю фразу. Было: "не может быть меньше одной трети установленной законодательством ставки акцизного сбора на соответствующие табачные изделия в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции)", а стало: "не может быть меньше одной трети установленной законодательством ставки акцизного сбора на соответствующие табачные изделия в твердых суммах за 1000 штук реализованного товара (продукции) ". Видимо, кому-то предыдущая редакция показалась некорректной, ведь акцизный сбор на сигареты действительно установлен в твердой сумме за 1000 шт. Но в данном случае правка не имела смысла, поскольку согласно ст. 4 Декрета КМУ "Об акцизном сборе" от 26.12.92 г. № 18-92 ставки акцизного сбора могут быть "в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции)". Просто для сигарет такой единицей будет 1000 шт.
И тем не менее указанное новшество повлекло за собой достаточно серьезные последствия. Дело в том, что к табачным изделиям, помимо сигарет, относят еще сигары и табаки (курительный, нюхательный, жевательный). Так вот для них единицей продукции будет уже не 1000 шт. Для сигар - это 100 шт., а для табака вообще единица массы - килограмм. Получается, что теперь правило, введенное абз. 12 ст. 9 Закона о Госбюджете-2004, для Табаков действовать никакие может. Для сигар его, в принципе, можно попытаться применить: ведь и там, и там - штуки, и если ставку за 100 шт. умножить на 10, то получим ставку за 1000 сигар. Если бы не одно НО! В самом этом абзаце сказано: "установленной законодательством ставки акцизного сбора на соответствующие табачные изделия в твердых суммах за 1000 штук". А в нормативке ставки за 1000 шт. закреплены только для сигарет и папирос. Отсюда ясный и категоричный вывод: с 1 июля 2004 года правило расчета акцизного сбора, установленное в абз. 12 ст. 9 Закона о бюджете-2004, на сигары, сигариллы, а также нюхательный, жевательный и курительный табаки не распространяется.
Пункт 2 Заключительных положений
Ставки на алкоголь увеличиваются и уменьшаются
В очередной раз перетрясли ставки акцизного сбора на алкогольные напитки.
Сразу же обратим внимание на разделение вин по содержанию сахара: до 0,3 г на 100см.куб. и больше этой величины. Новые ставки 0,25 грн. и 0,92 грн. за 1 л соответственно.
Второе, что обращает на себя внимание, - новая единица реализации товара: 1 объемный процент спирта в 1 л напитка. Ставку в размере 0,1 грн. за каждый такой процент теперь будут применять к винам виноградным с добавлением спирта и крепким (крепленым), кроме марочных крепленых. По ней же будем считать акциз на сброженные плодовые и ягодные напитки (сидр, пери и другие) с добавлением спирта, напитки смешанные, которые содержат алкоголь и смеси алкогольных напитков с безалкогольными (кроме сброженных плодовых и ягодных напитков (сидр, пери и другие) без добавления спирта). Однако ко второй группе товаров ставку 10 коп. за объемный процент введут лишь с 1 января 2006 года, а пока будет действовать ставка 0,07 грн. за 1 объемный процент. Для наглядности давайте попробуем рассчитать сумму акцизного сбора на литр слабоалкогольного напитка с содержанием спирта 8%. Итак, в литре такого напитка 8 объемных процентов, за каждый - 7 копеек, итого: с литра нужно уплатить 56 коп. (7 х 8). Это существенно ниже, чем было до изменений: ведь раньше ставка составляла 2,6 грн. за 1 л напитка независимо от крепости.
Ну и в завершение о грустном: нулевой ставки на спирт коньячный больше не будет. Теперь, как и на обычный этиловый спирт, на коньячный работает ставка 16 грн. за 1 л 100%-ного спирта. Первым пострадавшим от этого станет кондитерская отрасль.
Пункт 28
Даешь 237 грн. минзарплаты с сентября!
Все вы помните, как принятый в конце ноября 2003 года Закон Украины о Госбюджете-2004 развеял мечты работников относительно минимальной зарплаты в 237 грн. хотя бы с 1 января 2004 года. Тогда сроком ввода такого показателя определили 1 ноября 2004 года.
Комментируемый Закон перенес его на 1 сентября текущего года. И это действительно приятно. Кроме того, старая редакция ст. 89 Закона о Госбюджете-2004 содержала только норму о возобновлении междолжностных (межквалификационных) соотношений в оплате труда работников бюджетной сферы с 1 марта 2004 года исходя из размера минимальной заработной платы 205 грн. Кроме того, обновленная ст. 89 предусматривает возобновление междолжностных соотношений бюджетных работников исходя из минзарплаты 237 грн. с 1 сентября. Значит, у кое-кого из них зарплата с первого месяца осени должна повыситься, несмотря на то, получают они сейчас больше 237 грн. или нет. Соответствующий механизм теперь есть в ст. 58 обновленного Закона о Госбюджете-2004 (см. п. 20 комментируемого Закона).
А сейчас несколько слов о последствиях повышения размера минзарплаты.
Первое. В 2004 году введение нового размера минимальной зарплаты никак не повлияет на размер налоговых социальных льгот, ведь пп. 6.1.1 Закона о доходах гласит: размер льготы зависит от минимальной зарплаты (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года (то есть от 205 грн.).
Второе. Чтобы месяцы работы работника зачисляли в пенсионный стаж как полные, начиная с сентября, из их заработка должно быть уплачено не менее минимального пенсионного взноса, рассчитанного из размера минимальной зарплаты на уровне 237 грн., то есть 80,58 грн. (237 грн. х 34%). Если же работник будет работать, например, в сентябре на 0,5 ставки от минимальной зарплаты и с нее уплачено будет только 39,11 грн. (118,5грн. х 1%+ 118,5х32%) пенсионных взносов, то для зачисления этого месяца в страховой стаж как полного именно ему придется доплатить 41,47 грн. (80,58 грн. - 39 ,11 грн.). Иначе месяц учтут пропорционально уплаченным взносам.
Третье. Повышение минзарплаты может повлиять на проведение индексации работникам, у которых из-за этого увеличится заработная плата. То есть сентябрь для них будет базовым и исчислять новый индекс начнут с октября 2004 года. При этом важным является то, что для работников, у которых в связи с новой минзарплатой, оклад не изменится (изменится, но все равно будет меньше, чем оклад за август вместе с индексацией), индекс для индексации останется прежним. Предположим, у работника оклад был 220 грн. (премий не получал) и к нему применяли общий индекс (например, в августе он составит 9%). То есть зарплата с индексацией - 239,80 грн. Тогда повышение оклада до уровня минзарплаты никаким образом не повлияет на расчет этого индекса. К окладу за сентябрь прибавляют соответствующую сумму индексации исходя из общего сентябрьского индекса (скажем, он тоже будет 9%): (237 грн. нового оклада + 21,33 грн. индексации = 258,33 грн.).
Четвертое. Вам известно, что уставный фонд акционерного общества (АО,) не может быть меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальным зарплатам (а для общества с ограниченной ответственностью (ООО) - не менее 100 эквивалентов минимальных зарплат) по ставке минимальной заработной платы, действующей на момент создания общества. Таким образом, при создании АО или ООО начиная с 1 сентября 2004 года минимальная сумма их уставного фонда должна быть не менее 296250 грн. и 23700 грн. соответственно.
Пункт 19
Ломать не строить: единщикам придется уплачивать соцвзносы на общих основаниях
Небольшие поправки в ст. 55 Закона о Госбюджете-2004 могут привести к серьезным последствиям.
Фактически плательщиков единого налога обязывают уплачивать на общих основаниях взносы в Пенсионный фонд (к тому же никакого зачисления теперь не будет) и фонды социального страхования от нетрудоспособности и на случай безработицы. Объясним наше утверждение.
Как известно, Указ об упрощенной системе налогообложения устанавливает, что отделения Государственного казначейства Украины на следующий день после поступления средств от единого налога перечисляют его суммы в Государственный бюджет Украины (20%), местный бюджет (23%), Пенсионный фонд Украины (42%), Фонд страхования от нетрудоспособности (11 %) и Фонд страхования от безработицы (4%).
До 1 июля 2004 года все это срабатывало, причем благодаря ст. 55 Закона о Госбюджете-2004 сумма единого налога для субъектов малого предпринимательства (кроме части, которая зачисляется в Пенсионный фонд Украины, и отчислений на обязательное социальное страхование) попадала в 2004 году в доходы общего фонда местных бюджетов (т. е. сюда попадало 43% единого налога).
С 1 июля, скорее всего, будет иначе и, к сожалению, не лучше. С этой даты к доходу местных бюджетов относится вся сумма единого налога. Таким образом, выполняя требования обновленного Закона о Госбюджете-2004, Госказначейство все 100% единого налога будет направлять в местный бюджет. Соответственно, во втором полугодии 2004 года от единого налога ничегошеньки не поступит ни в Пенсионный фонд, ни в вышеупомянутые социальные фонды, ведь Закон о Госбюджете-2004 будет главнее Указа.
Идем далее.
Все знают, что и Закон о страховании от безработицы, и Закон о страховании от нетрудоспособности не содержат норм, которые освобождали бы единщиков от уплаты взносов в соответствующие фонды. А Закон о пенсионном страховании вообще устанавливает, что работодатели-единщики обязаны уплачивать пенсионные взносы на общих основаниях. И кстати, уже с начала 2004 года они их уплачивали, но с учетом 42%, которые попадали в Пенсионный фонд через Госказначейство.
Думаем, можно быть уверенным на 100%, что, учитывая сказанное, фонды будут требовать от единщиков уплаты взносов на общих основаниях.
И едва ли с этим удастся поспорить. Вспомните 2001 год: тогда социальные сборы превратились во взносы, а Минтруда с Госкомпредпринимательства издали совместное письмо от 20.04.01 г. № 03-3/1808-020-1 и от 12.04.01 г. № 1 -531/2481. Именно этим документом, принимая во внимание то, что часть единого налога попадала в Фонд страхования от нетрудоспособности и страхования от безработицы, единщикам разрешили не начислять взносов в эти фонды. Теперь же от единого налога в них ничего не будет попадать, и соответственно, придется начислять соцвзносы во все соцфонды.
Не позавидуешь и плательщикам фиксированного налога. Теперь и у них никакого зачисления пенсионных взносов не будет - вся сумма этого налога во втором полугодии 2004 года также будет попадать в бюджеты (в соответствии с распределением, установленным ст. 65 Бюджетного кодекса Украины). Но, как известно, согласно Закону о пенсионном страховании они обязаны уплачивать пенсионные взносы в фиксированном размере. А его Верховная Рада до сих пор не утвердила. Получается, эти лица не будут иметь права зачислить свою предпринимательскую деятельность в страховой стаж, дающий право на пенсию. Но последнее слово здесь, конечно, будет за Пенсионным фондом. Надеемся, что он позволит по итогам года сделать этим лицам соответствующие доплаты. И все же в любом случае давайте дождемся официальных разъяснений.
Пункты 20, 25 и абз. 1 -5 п. 26
Нечаянная радость, или
кому вернули жилищно-коммунальные льготы!
"Новорожденные" изменения в Закон о Госбюджете-2004 наверняка поднимут настроение и гражданам - потенциальным льготникам, и предприятиям - поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Итак, первая приятная новость. После нескольких лет забвения возвращены льготы работникам культуры, медицины, фармацевтики, педагогам и пенсионерам, проработавшим педагогическими работниками, которые проживают в сельской местности. Об этом свидетельствует пп.1 п.26 Закона № 1801. Хотя, как известно, одного решения мало, ведь необходимо предусмотреть источники финансирования названных льгот. Поэтому п. 25 Закона № 1801 установил: сельским врачам и учителям жилищно-коммунальные льготы компенсируют за счет субвенций из госбюджета.
Вторая новость, безусловно, порадует предприятия, которые оказывают жилищные и коммунальные услуги населению. У них, наконец-то, появилась надежда увидеть положенное им возмещение за предоставленные тепло- и электроэнергию, воду, жилищные и прочие услуги гражданам, имеющим право на льготы по профессиональному признаку. Напомним, в 2002 году военнослужащим, работникам милиции, судьям, работникам прокуратуры, а также другим профессиональным льготникам законодатель вернул возможность пользоваться жилищно-коммунальными льготами. Все бы ничего, да вот только широкий жест не подкрепили финансированием, и предприятия-поставщики оказались один на один с гражданами, справедливо требующими соблюдения своих законных прав. Итак, предприятия вынуждены были предоставлять услуги совершенно бесплатно, поскольку Государственный бюджет на 2002 год ни словом не обмолвился об источниках погашения льготной задолженности поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Теперь парламент пытается исправить сложившуюся ситуацию. Так, абзац третий п. 20 Закона № 1801 разрешил использовать средства текущих государственных субвенций, направляемых на погашение льгот общим категориям граждан (ветеранам, инвалидам, чернобыльцам и т. д.), для возмещения задолженности, возникшей в 2002 году по профессиональным льготам. Правда, следует отметить: предприятия-поставщики могут рассчитывать на погашение позапрошлогодних долгов лишь после того, как будут компенсированы все запланированные в 2004 году общие льготы (т. е. во вторую очередь).
Последнее новшество касается бесплатной установки квартирной охранной сигнализации, право на которую имеют судьи согласно п. 8 ст. 44 Закона Украины "О статусе судей" от 15.12.92 г. № 2862-XII.
Как вы знаете, второй год подряд ограничен размер льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги и проезд служащим бюджетных учреждений, в т. ч. и судьям. К лимитируемым услугам ст. 78 Закона о Госбюджете-2004 относит и установку (обслуживание) охранной сигнализации. Вернее, относила, так как п. 25 Закона № 1801 трансформировал названную статью, исключив из ее четвертого абзаца охранные услуги. К чему приведут подобные изменения? К сожалению, точного ответа пока нет. На первый взгляд отныне судьи смогут устанавливать сигнализацию без нормирования расходов и учета прожиточного минимума. Причем стоимость охранных услуг будет погашаться в пределах и за счет бюджетных ассигнований, выделенных на содержание судебных учреждений (абз.2 ст.78 Закона о Госбюджете-2004). Хотя однозначный вывод делать рано, поскольку пока не известен порядок возмещения названных льгот. Остается подождать соответствующих разъяснений.
--------------------------
* По ст. 128 ГК УССР, действовавшего до 01.01.04 г., право собственности на жилье возникало в момент его передачи.
** В нем ГНАУ попыталась систематизировать переходные положения в связи с временной отменой Законом о Госбюджете-2004 ряда льгот по НДС, в т.ч. и в строительстве.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон о Госбюджете-2004 - Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" от 27.11.03г. № 1344-IV.
2. Закон № 1801 - Закон Украины от 17.06.04 г. № 1801-IV.
3. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
4. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
5. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV.
6. Закон о страховании от безработицы - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г № 1533-III.
7. Закон о страховании от нетрудоспособности - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18.01.01 г. № 2240-III.
8. Закон о пенсионном страховании - Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.03 г. № 1058-IV.
9. Закон № 601 - Закон Украины "О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине" от 06.03.03 г. № 601-IV.
10. Закон № 1300 - Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки книгоиздательского дела в Украине" от 20.11.03г. №1300-IV.
11. Закон о зерне - Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения относительно зерновых культур" от 23.10.03 г. №1240-IV.
12. Указ об упрощенной системе налогообложения - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.
13. Перечень № 701 - Перечень санаторно-курортных заведений, операции по продаже путевок в которые на санаторно-курортное лечение детей в 2004 году освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 27.05.04 г. № 701.
14. Перечень № 835 - Перечни санаторно-курортных заведений и заведений отдыха, операции по продаже путевок в которые на санаторно-курортное лечение и отдых детей не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденные постановлением КМУ от 05.08.97 г. № 835.
15. Решение КС № 2-рп - решение Конституционного Суда Украины от 05.02.04 г. № 2-рп/2004.
16. Письмо № 1423 - письмо ГНАУ от 29.01.04 г. № 1423/ 7/11-1217.
“Все о бухгалтерском учете”, № 63 (974), 8 июля 2004 г.
