Обязательная рассылка изданий
ВОПРОС: "По заказу издательства типография изготовила книги тиражом 10 000 экземпляров. Кроме того, типографией были изготовлены 16 контрольных экземпляров книг, подлежащих обязательной рассылке (ее осуществляет типография).
При передаче книг издательству в расходной накладной был указан их тираж - 10 016 шт. Однако издательство отказалось принять такую накладную, аргументируя это тем, что дополнительные 16 экземпляров оно не заказывало, а значит, не имеет права списать затраты, связанные с их изготовлением, на валовые расходы. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы:
- Кто должен осуществлять обязательную рассылку изданий - типография или издательство?
- Как следовало оформить расходную накладную: без учета или с учетом дополнительных экземпляров изданий?
- Куда отнести затраты типографии, связанные с изготовлением и рассылкой таких экземпляров?"
ОТВЕТ: Вопросы, волнующие автора этого письма, актуальны, пожалуй, для всех наших читателей, которые занимаются издательским делом.
И это не удивительно: ведь законодательство, регулирующее отношения в системе обязательного экземпляра документов, претерпело за последние годы значительные изменения, поэтому вопрос об обязательной рассылке изданий следует рассматривать сквозь призму таких изменений. В связи с этим мы решили дать подробные, с конкретным примером, разъяснения, представив их в форме консультации.
Обязательная рассылка - чья это забота?
Напомним, что система обязательного экземпляра документов была создана в целях пополнения национального информационного фонда Украины. Начиная с мая 1999 года функционирование этой системы регламентируется Законом № 595, согласно которому обязательный экземпляр документов - это экземпляр различных видов тиражируемых документов, который его производитель передает на бесплатной или платной основе юридическим лицам, определенным этим Законом.
К таким лицам, в частности, отнесены Книжная палата Украины, национальные, в том числе специализированные, всеукраинские библиотеки, Кабинет Министров Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания и др. Исчерпывающий перечень таких получателей утвержден Постановлением № 608.
Как видим, выполнять доставку (рассылку) обязательных экземпляров документов должен производитель. Возникает вопрос: кто является производителем и подпадает ли типография под определение этого понятия?
В ст. 1 Закона № 595 производитель документов определен как юридическое лицо, независимо от формы собственности, или физическое лицо, которое изготавливает (в том числе публикует) различные виды тиражируемых документов.
Рассмотрим подробнее, кто из субъектов издательского дела может не только изготавливать, но и публиковать произведения (документы)? Для этого в первую очередь обратимся к Закону об издательском деле, согласно которому:
изготовитель издательской продукции - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее изготовление заказанного тиража издания (ст. 1). Изготовителем издательской продукции может быть полиграфическое предприятие (типография), другое юридическое лицо любой формы собственности, имеющие в своем распоряжении средства полиграфического производства или копировально-множительную технику. Изготовитель не имеет права без разрешения заказчика передавать кому-либо, кроме случаев, предусмотренных законодательством, изготовленный тираж издания или его часть (ст. 21);
издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее подготовку издания и выпуск его в свет. Издателями могут быть издательства и издательские организации (ст. 1). У издателя имеется право принимать от юридических и физических лиц заказы на подготовку и выпуск изданий в свет, формировать собственную издательскую программу, осуществлять куплю-продажу издательской продукции в целях получения прибыли и т. д. (ст. 20). Кроме того, в одном лице издатель может сочетать изготовителя и распространителя издательской продукции (ст. 11).
Далее обратимся к Закону об авторском праве, согласно которому под опубликованием произведения следует понимать выпуск в свет с согласия автора или другого субъекта авторского права изготовленных полиграфическим или иным способом экземпляров произведения путем продажи таких экземпляров или передачи права собственности на них (ст. 1).
Подытоживая сказанное, приходим к заключению: производителем документов может быть только издатель, так как именно он выпускает в свет такие документы (издания). И главное то, что у издателя, в отличие от изготовителя, имеется право собственности на издательскую продукцию, а отсюда - возможность распоряжаться ею по своему усмотрению. У типографии таких прав нет.
Итак, мы можем утверждать: рассылка обязательных экземпляров документов - это обязанность издателя, а не типографии.
Заметим, что такой вывод полностью совпадает с позицией по данному вопросу Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, сформулированной в Письме № 642. В то же время в Письме сказано и следующее: если издатель уполномочит изготовителя осуществлять обязательную рассылку документов, предусмотрев это условие в договоре на изготовление издательской продукции или в любом другом договоре, то рассылку документов может осуществлять и изготовитель*.
Кстати, это соответствует и норме ст. 20 Закона об издательском деле, которая обязывает издателя контролировать своевременную рассылку изготовителем обязательных экземпляров изданий.
Как следует из ситуации, описанной в приведенном письме, рассылкой обязательных экземпляров занималась именно типография - не издательство. Поэтому надеемся, что все вышеизложенные требования в данном случае были соблюдены, а именно обязанность по рассылке возложена издателем на типографию согласно договору.
Оформление документов и валовые расходы
В случае когда типография не осуществляет обязательную рассылку по поручению издательства, она должна передать ему весь изготовленный тираж двумя накладными: на 10 000 шт. и на 16 шт.
В конкретной ситуации, когда рассылку осуществляла типография, передачу тиража издательству следовало оформить одной накладной без учета дополнительных экземпляров изданий, то есть тираж указать в количестве 10 000 штук.
При этом расходы, связанные с изготовлением дополнительных 16 экземпляров изданий, а также их рассылкой, типография должна была включить в стоимость заказа на изготовление основного тиража в количестве 10 000 штук. В свою очередь, издательство на основании акта выполненных типографией работ (услуг) стоимость такого заказа включит в себестоимость издательской продукции.
Такой вывод сделан нами на основании нормы ст. 9 Закона № 595, согласно которой затраты, связанные с изготовлением и доставкой обязательных бесплатных экземпляров документов, относятся их производителем на себестоимость издательской продукции.
Как мы уже выяснили, производителем документов является издатель, он же обеспечивает и рассылку обязательных экземпляров таких документов. Поэтому вполне логично, что и расходы, связанные с производством и рассылкой документов, ложатся на его плечи.
Однако справедливости ради следует отметить, что традиционно рассылкой контрольных экземпляров изданий занимались именно типографии - на основании Постановления № 376, действовавшего до 10 мая 2002 года. Важно отметить, что согласно указанному Постановлению рассылка контрольных экземпляров изданий почтовыми каналами осуществлялась бесплатно, следовательно, реальных затрат, связанных с такой рассылкой, у типографии не было. Вот почему вопрос о том, чьи это затраты и куда их включать, в то время никого не волновал.
С 10 мая 2002 года Постановление № 376 утратило силу, а на смену ему пришло Постановление № 608, согласно которому за пересылку обязательных экземпляров документов (заказными бандеролями с отметкой "обязательный экземпляр") взимается плата в соответствии с действующими тарифами на услуги почтовой связи.
Таким образом, после 10 мая 2002 года вопрос о том, кто и куда может включать такие затраты, стал актуальным как для типографии, так и для издателя.
В связи с этим обращаем внимание типографии на следующее обстоятельство. Поскольку обязательные экземпляры документов не являются собственностью типографии, то включать затраты, связанные с рассылкой таких экземпляров, в состав валовых расходов можно лишь при условии, что договором между типографией и издателем предусмотрено, что такую рассылку осуществляет именно типография. В противном случае типография окажет издателю бесплатную услугу со всеми вытекающими отсюда последствиями (у типографии нет валовых расходов, а у издателя возникнет валовой доход согласно пп. 4.1.6 Закона о прибыли).
Покажем применение норм Закона № 595 и Постановления № 608 на условном числовом примере.
ПРИМЕР
Издательство заказало типографии изготовление книг в количестве 10 000 штук. В договоре, заключенном между типографией и издательством, помимо изготовления основного тиража (10 000 шт.) предусмотрено изготовление и обязательных экземпляров книг (16 шт.), рассылку которых осуществляет издательство.
Затраты типографии на изготовление общего тиража (10 016 шт.) составили 150 тыс. грн. Отпускная цена типографских услуг для издательства составила 225 тыс. грн. с учетом НДС. Стоимость почтовых услуг, оплаченных издательством за пересылку обязательных экземпляров изданий, составила 0,6 тыс. грн. с учетом НДС.
В бухгалтерском и налоговом учете приведенные операции отражаются следующим образом.
(тыс. грн.)
№ п/п |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет | |||
Дт |
Кт |
Сум-ма |
ВД |
ВР | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
У типографии | ||||||
1. |
Получена от издательства предоплата за изготовление книг тиражом 10 016 шт. |
311 |
681 |
225 |
187,5 |
- |
2. |
Начислены налоговые обязательства по НДС |
643 |
641 |
37,5 |
- |
- |
3. |
Списаны на расходы производства материальные, трудовые и другие затраты, связанные с изготовлением книг тиражом 10 016 шт. |
23 |
20, 66, 65, 63, 91, 13 |
150 |
- |
150* |
4. |
Отражен доход от предоставления услуг (переданы акт выполненных работ и две накладные: на 10 000 шт. и на 16 шт.) |
361 |
703 |
225 |
- |
- |
5. |
Закрыты расчеты по НДС |
703 |
643 |
37,5 |
- |
- |
6. |
Произведен зачет задолженностей |
681 |
361 |
225 |
- |
- |
7. |
Отнесены на себестоимость типографских услуг расходы производства |
903 |
23 |
150 |
- |
- |
8. |
Списаны на финансовый результат: - себестоимость типографских услуг |
79 |
903 |
150 |
- |
- |
- сумма дохода |
703 |
79 |
187,5 |
- |
- | |
У издательства | ||||||
1. |
Произведена предоплата услуг типографии за изготовление книг тиражом 10016 шт. |
371 |
311 |
225 |
- |
187,5 |
2. |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
37,5 |
- |
- |
3. |
Отнесена стоимость типографских услуг на расходы производства (получены акт выполненных работ и две накладные: на 10 000 шт. и на 16 шт.) |
23 |
631 |
187,5 |
- |
- |
4. |
Закрыты расчеты по НДС |
644 |
631 |
37,5 |
- |
- |
5. |
Произведен зачет задолженностей |
631 |
371 |
225 |
- |
- |
6. |
Оплачены услуги отделению связи за пересылку 16 шт. обязательных экземпляров документов |
371 |
311 |
0,6 |
- |
0,5 |
7. |
Отражен налоговый кредит по НДС |
641 |
644 |
0,1 |
- |
- |
8. |
Списаны услуги по пересылке на расходы производства |
23 |
631 |
0,5 |
- |
- |
9. |
Закрыты расчеты по НДС |
644 |
631 |
0,1 |
- |
- |
10. |
Произведен зачет задолженностей |
631 |
371 |
0,6 |
- |
- |
11. |
Отнесены на себестоимость книг (10 000 шт.): - стоимость полиграфических услуг (в т. ч. - за изготовление 16 экземпляров) |
26 |
23 |
187,5 |
- |
- |
- стоимость услуг по пересылке обязательных экземпляров документов |
26 |
23 |
0,5 |
- |
- | |
* С учетом п. 5.9 Закона о прибыли (сумма условная). |
В заключение отметим, что нормой ст. 15 Закона № 595 за нарушение законодательства об обязательном экземпляре документов предусмотрена ответственность согласно законодательству Украины. Однако на сегодняшний день ни одним нормативным документом такая ответственность не установлена.
__________________
* Для изготовителя имеется еще одна возможность производить рассылку документов самостоятельно: при условии, что он имеет право на осуществление издательской деятельности. Для этого такой изготовитель должен быть включен в Реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции со всеми правами и обязанностями, предусмотренными для издателя (ст. 21 Закона об издательском деле).
Перечень документов
1. Закон об издательском деле - Закон Украины от 05.06.97 г. № 318/97-ВР "Об издательском деле", с изменениями.
2. Закон об авторском праве - Закон Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII "Об авторском праве и смежных правах" в редакции Закона Украины от 11.07.01 г. № 2627, с изменениями.
3. 3акон № 595 - Закон Украины от 09.04.99 г. № 595-XI\/ "Об обязательном экземпляре документов", с изменениями.
4. Постановление № 376 - постановление КМУ от 06.07.92 г. № 376 "Об упорядочении рассылки контрольных экземпляров произведений печати", с изменениями.
5. Постановление № 608 - постановление КМУ от 10.05.02 г. № 608 "О порядке доставки обязательных экземпляров документов", с изменениями.
6. Письмо № 642 - письмо Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины от 19.02.03 г. № 642/30/5-2 "Относительно рассылки обязательных экземпляров документов".
Нина Журавель,
бухгалтер-эксперт фирмы “Баланс-Клуб”