О сборе за загрязнение окружающей природной среды

ВОПРОС: 1.Кто является плательщиком сбора?

2. Что является основанием для уплаты сбора?

3. От чего зависит сумма сбора?

4. Что следует считать загрязняющими веществами?

5. Как определить сумму сбора?

6. Как определить сумму сбора, который взимается за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения?

7. Как рассчитать сумму сбора за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

8. В какой срок представляется Расчет сбора?

9. Необходимо ли предприятию представлять Расчет, если во II квартале выбросы загрязняющих веществ оно не призводило?

10. В какой срок уплачивается сбор?

11. Кто осуществляет контроль за расчетом и уплатой сбора?

12. Нужно ли уплачивать сбор предприятию, имеющему автомобиль, который был заправлен в отчетном квартале, но фактически в данном квартале не эксплуатировался?

13. Является ли плательщиком сбора предприятие, сдающее автомобиль в аренду?

14. Уплачивают ли сбор предприятия, которые используют трактора и прочие сельхозмашины?

15. Нужно ли уплачивать сбор предприятию, которое использует для опрыскивания посевов авиатранспорт?

16. Как предприятию, которое использует бензин для заправки автомобилей, определить, какой именно бензин используется - этилированный или неэтилированный?

ОТВЕТ: Почти каждое предприятие в результате своей хозяйственной деятельности, так или иначе, производит выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Даже не имея стационарных источников загрязнения, оно наверняка не обходится без автомобильного или иного транспорта. Поэтому такие субъекты хозяйствования должны уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее - сбор).

В данной консультации мы рассмотрим, при каких условиях уплачивается сбор, кто является его плательщиком, объясним порядок заполнения отчетности по этому виду платежа и расчета его суммы. Для удобства восприятия материала мы построили консультацию в форме ответов на вопросы.

Сельскохозяйственные предприятия - плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога должны уплачивать сбор в общем порядке, так как он не входит в перечень налогов и сборов, от которых плательщики ФСН освобождены.

Напомним, что нормативными документами, которыми следует руководствоваться при уплате сбора, являются:

- Закон об охране окружающей природной среды (далее - Закон № 1264);

- Инструкция о порядке расчета и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее - Инструкция № 162);

- Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее - Порядок № 303).

А теперь перейдем к конкретным вопросам темы.

1. Пунктом 2 Инструкции № 162 к плательщикам сбора отнесены:

1) субъекты предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, включая их объединения, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, которые не имеют статуса юридического лица, расположенные на территории другой территориальной громады;

2) бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

3) постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы в Украине;

граждане*.

2. Сбор уплачивается:

- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

- сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

- размещение отходов (п. 1.4 Инструкции № 162 и п. 2 Порядка № 303).

Таким образом, субъект хозяйственной деятельности должен уплачивать сбор, если в отчетном периоде он осуществляет хотя бы одну из вышеперечисленных операций.

3. Сумма сбора зависит от следующих показателей:

- количества загрязняющих веществ, которые были выброшены (в атмосферный воздух), сброшены (в водные объекты) или размещены (отходы) предприятием в отчетном квартале;

- норматива сбора, устанавливаемого как фиксированная сумма (в грн.) за единицу загрязняющего вещества или размещенных отходов (приведены в табл. 1.1, 1.7 и 1.9 приложения № 1 к Порядку № 303);

- корректировочных коэффициентов (приведены в табл. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 приложения № 2 к Порядку № 303), которые зависят от численности жителей и народнохозяйственного значения населенного пункта, места размещения отходов в окружающей природной среде.

4. Перечень загрязняющих веществ отдельно для стационарных и передвижных источников загрязнения приведен в приложениях к Порядку № 303.

Как мы уже отметили выше, источники загрязнения подразделяются на два вида: передвижные и стационарные. Рассмотрим порядок расчета сбора для каждого из них.

Расчет сбора для передвижных источников загрязнения

Объектом исчисления сбора в этом случае являются объемы фактически израсходованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества.

Количество выбросов загрязняющих веществ, осуществленных предприятием в отчетном квартале, определяется по данным бухгалтерского учета, а если бухгалтерский учет плательщиком сбора не ведется, - на основании первичных документов.

Обратите внимание! Сбор уплачивается только в случае, если предприятие фактически произвело загрязнение окружающей среды. Что это означает?

Предположим, что 25 июня 2004 года предприятие приобрело 100 л дизельного топлива и в этот же день использовало его для заправки грузового автомобиля. Но до конца отчетного квартала для работы автомобиля фактически было израсходовано 80 л топлива, что подтверждено путевым листом.

И хотя в этом случае автомобиль был заправлен 100 литрами бензина, уплатить сбор за этот отчетный квартал следует исходя из 80 литров, поскольку в таком объеме он был израсходован фактически.

5. Сумма сбора за отчетный квартал рассчитывается по формуле

п 
Пвп = S Мі х Нбі х Кнас х Кф, 
і=1 

где S - знак суммы

Мі - количество использованного горючего і-го вида (т);

Нбі - норматив сбора за 1 тонну і-го вида горючего (грн./т);

Кнас - корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта;

Кф - корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение пункта.

Обратите внимание! Для расчета суммы сбора количество использованного горючего необходимо брать в единицах массы (тоннах, килограммах). На автозаправочных же станциях горючее обычно учитывается в литрах. То есть при расчете суммы сбора массу горючего необходимо перевести из литров в тонны или килограммы.

На горючее, приобретаемое большими партиями, выдается сертификат, в котором указывается удельный вес горючего - показатель его густоты.

Если же показателя густоты горючего в сопровождающем документе нет, то, следуя Письму № 9279, для перевода литров в тонны или килограммы можно воспользоваться переводными коэффициентами, указанными в п. 2.1 Методики № 293. Они составляют:

- для бензина - 0,74 кг/л;

- для дизельного топлива - 0,85 кг/л;

- для газа сжиженного - 0,55 кг/л;

- для газа сжатого - 0,59 кг/м3

Производя действие по переводу единицы объема топлива в единицу массы, количество использованных литров необходимо умножить на переводной коэффициент.

Расчет сбора для стационарных источников загрязнения

Объектами для исчисления сбора для стационарных источников являются:

- объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

- объемы загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водный объект;

- объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах (п. 3 Инструкции № 162).

Отметим, что органы Минэкоресурсов устанавливают лимиты загрязняющих веществ для стационарных источников, которые осуществляют сбросы таких отходов в водные объекты. Действуют указанные лимиты на протяжении пяти лет, а до сведения предприятий доводятся до 1 июня года, предшествующего отчетному.

"Лимит сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - это предельно допустимый объем сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, который устанавливается в разрешении на специальное водопользование" (ст. 1 Водного кодекса Украины).

За сверхлимитные сбросы сбор исчисляется в пятикратном размере. В таком же размере сбор уплачивается и в том случае, если органами Минэкоресурсов для плательщика сбора лимиты не установлены.

Для стационарных источников, которые производят выбросы загрязняющих

веществ в воздух, и для передвижных источников загрязнения лимиты не устанавливаются - сумма сбора определяется исходя из фактического объема использования загрязняющих веществ.

6. Расчет суммы сбора за отчетный квартал производится по формуле

п 
Пвс = S Млі х Нбі х Кнас х Кф, 
і=1 
где S - знак суммы

Млі - объем выброса і-го загрязняющего вещества в пределах лимита (т);

Нбі - норматив сбора за 1 тонну і-го загрязняющего вещества (грн./т);

Кнас - корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта;

Кф - корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта.

7. Для расчета суммы сбора за отчетный квартал используется формула

п 
Пс = S (Млі х Нбі х Крб) + (Мпі х Нбі х Крб х Кп), 
і=1 

где S - знак суммы

Млі - объем сброса і-го загрязняющего вещества в пределах лимита (т);

Мпі - объем сверхлимитного сброса (разница между объемом фактического сброса и лимита) і-го загрязняющего вещества (т);

Нбі - норматив сбора за 1 тонну і-го загрязняющего вещества (грн./т);

Крб - региональный (бассейновый) корректировочный коэффициент, учитывающий территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства;

Кп - коэффициент кратности сбора за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, равный 5.

Расчет сбора за размещение отходов

Предприятию, которое производит размещение отходов, должны быть установлены лимиты на такое размещение.

Лимит на размещение отходов - это объем отходов, на который у собственника отходов есть разрешение на их размещение, выданный органами Минэкоресурсов на местах (Постановление № 1218).

За превышение лимитов или размещение отходов без утвержденных в установленном порядке лимитов сбор уплачивается в пятикратном размере.

Обратите внимание! Навоз, который образуется в результате сельскохозяйственной деятельности, также относится к отходам и на его размещение предприятие должно иметь разрешение и соответственно уплачивать сбор.

Сумма сбора за отчетный квартал рассчитывается по формуле

п 
Прв = S (Нбі х Млі х Кт х Ко) + (Кп х Нбі х Мпі х Кт х Ко), 
і=1 

где S - знак суммы

Млі - объем отходов і-го вида в пределах лимита (согласно разрешениям на размещение) (т);

Мпі - объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом) і-го вида (т);

Нбі - норматив сбора за тонну отходов і-го вида в пределах лимита (грн./т);

Кт - корректировочный коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;

Ко - корректировочный коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов;

Кп - коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов, равный 5.

8. Согласно п. 7.2 Инструкции № 162 базовым налоговым (отчетным) периодом является календарный квартал. Расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее - Расчет) представляется в орган налоговой службы на протяжении 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала. Составляется Расчет нарастающим итогом с начала года. Если последний срок его представления приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день.

9. Ответ зависит от того, представляло ли предприятие Расчет в I квартале.

Если предприятие производило выбросы загрязняющих веществ в I квартале и представляло Расчет, то подать Расчет необходимо и за II квартал, поскольку этот документ составляется нарастающим итогом. В таком случае в Расчете за II квартал, а конкретно в графах, предназначенных для отражения данных за полугодие, будет стоять прочерк, а сумма "Итого" за полугодие будет равна указанной в Расчете за I квартал.

Если же Расчет за I квартал не представлялся, то и за II квартал представлять его не нужно.

10. Согласно п. 7.3 Инструкции № 162 сбор уплачивается на протяжении 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления Расчета сбора, то есть на протяжении 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала.

Учтите такой важный момент: сумма сбора уплачивается одним платежным поручением. Поэтому, несмотря на то, что в расчете остались строки (5.1, 5.2, 7.1, 5.2), предусматривающие деление суммы сбора, уплачиваемого в государственный и местные бюджеты, заполнять их теперь не требуется.

11. Контроль за соблюдением лимитов сбросов и размещения отходов осуществляют органы Мин-экоресурсов (п. 14 Порядка № 303).

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты сбора - это компетенция органов налоговой службы. При необходимости и по предварительному согласованию налоговые органы могут привлекать территориальные органы Минэкоресурсов для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов.

В заключение нашей консультации остановимся на особо актуальных вопросах относительно сбора, которые возникают у предприятий.

12. Нет, в этом случае уплачивать сбор не нужно, так как сбор уплачивается только при условии фактического загрязнения окружающей среды. Если в отчетном квартале выбросы загрязняющих веществ не производились, то оснований для уплаты сбора за такой квартал нет. Факт эксплуатации автомобиля подтверждается путевыми листами.

13. Нет, не является. Плательщиком сбора признается тот субъект, который непосредственно загрязняет окружающую среду, пользуется автомобилем, а не только владеет им. Следовательно, если предприятие сдает собственный автомобиль в аренду, то в этом случае плательщиком сбора является арендатор, так как именно он осуществляет выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

14. Да, с 1 апреля 2003 года уплачивают. Дело в том, что ранее, до изменений, внесенных Постановлением № 402 в Порядок № 303, нормативы уплаты сбора были установлены в зависимости от видов транспорта (автомобильный, морской, речной и железнодорожный). Но трактора, комбайны и прочая сельскохозяйственная техника не относятся ни к одному из перечисленных видов транспорта, поэтому предприятиями, использовавшими такую технику, сбор не уплачивался.

С 1 апреля в Порядок № 303 были внесены изменения, согласно которым перечень передвижных источников загрязнения, при эксплуатации которых уплачивается сбор, претерпел изменения. Передвижные источники загрязнения не ограничены видами транспорта - теперь норматив устанавливается для всех передвижных источников загрязнения. А поскольку трактор и комбайн являются передвижными источниками, при эксплуатации которых образуются загрязняющие вещества, то сбор уплачивать необходимо.

15. При использовании на предприятии авиатранспорта сбор уплачивается только в том случае, если для заправки такого транспорта применяется автомобильный бензин. При использовании же специального авиационного топлива сбор не уплачивается, так как для этого вида топлива Порядком № 303 не установлены нормативы сбора.

16. С 1 января 2003 года Законом № 2786 ввоз и реализация этилированного бензина на территории Украины запрещены. Поэтому бензин, который приобретается после указанной даты, является неэтилированным.

А теперь на условном числовом примере рассмотрим порядок расчета сбора.

ПРИМЕР

Предприятие, находящееся в сельской местности с численностью жителей до 100 тыс. чел., во II квартале 2004 года использовало в своей деятельности:

600 л неэтилированного бензина марки А-76 для работы грузового автомо-биля;

использовало 200 л неэтилированного бензина А-92 для работы легкового автомобиля;

- использовало 1 000 л дизельного топлива для работы трактора.

Определим сумму сбора для каждого вида топлива, а для этого:

вначале переведем единицы объема топлива в единицы массы, используя переводные коэффициенты:

- для бензина**:

800 л х 0,74 кг/л / 1000 = 0,592 т;

- для дизельного топлива:

1000 л х 0,85 кг/л / 1000 = 0,85 т;

2) рассчитаем сумму сбора:

- для бензина:

Пвс = 0,592 т х 4,5 грн. х 1 х 1 = 2,66 грн.;

- для дизельного топлива:

Пвс = 0,85 т х 4,5 грн. х 1 х 1 = 3,83 грн.

Всего за II квартал 2004 года предприятие должно уплатить сумму сбора в размере 6,49 грн. (2,66 + 3,83).

Приведем фрагмент заполненной формы расчета. Условно примем, что в I квартале сбор предприятие не уплачивало.

Розрахунок збору за забруднення навколишнього природного середовища
за полугодие 2004 року

(за перший квартал, півріччя, дев'ять місяців, рік)

(Фрагмент)

Назви забруд-нюючих речовин,
видів
пального, виду та класу небезпеки відходів
 
Ліміти
викидів
стацінар-ними джерелами забруд-нення, скидів, розмі-шення
відході, т
 
Фактич-ні обсяги
викидів,
викори-станого паль-ного, скидів, розмі-щення
відходів, т
 
Норма-тиви збору за викиди, скиди, розмі-щення відхо-
дів, грн./т (грн./1 одини-цю**)
 
Коефі-цієнти до норма-
тивів збору (1,5 або 10)
 
Коригу-ючі коефі-цієнти згідно з додат-ком № 2 до поста-нови КМ Украни від 01.03.99 р. № 303
 
Суми збору, обчисле
ного в межах ліміту, к. 3 або к. 2 (якщо к. 3 більше к. 2) х к. 4 х к. 5 х к. 6 х к. 7, грн.
 
Суми збору, обчисленого за понадлімітні викиди, скиди, розміщені
відходи (запов-нюєтъся, якщо к. 3 більше к. 2), (к. 3 - к. 2) х к. 4 х к. 5 х к. 6 х к. 7 х
х 5), грн.
 
Загальні суми збору, (к. 8 + к. 9), грн.
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
...
 
2. Нараховано збору за викиди пересувними джерелами забруднення, усього
 
2.1. Бензин А-76
 
х
 
0,44
 
4,5
 
х
 
1
 
1
 
-
 
х
 
1,98
 
2.2. Бензин А-92
 
х
 
0,15
 
4,5
 
х
 
1
 
1
 
-
 
х
 
0,68
 
2.3. Дизель-не пальне
 
х
 
0,85
 
4,5
 
х
 
1
 
1
 
-
 
х
 
3,83
 

 

 
5. Нараховано збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 +
 
6,49
 
у т. ч.: 5.1 до державного бюджету (р. 5 х 30 %)
 
-
 
5.2 до міцевих бюджетів (р. 5 х 70 %)
 
-
 
5.3 залишаеться у розпорядженні підприємства
 
-
 
6. Нараховано збору за попередній звітний перюд (квартал, півріччя, 9 місяців), усього
 
-
 
у т. ч.: 6.1 до державного бюджету (р. 6 х 30 %)
 
-
 
6.2 до міцевих бюджетів (р. 6 х 70 %)
 
-
 
6.3 залишаеться у розпорядженні підприємства
 
-
 
7. Нараховано за звітний квартал, усього: (р. 5 - р. 6)
 
6,49
 
у т. ч.: 7.1 до державного бюджету (р. 7 х 30 %)
 
-
 
7.2 до міцевих бюджетів (р. 7 х 70 %)
 
-
 
7.3 залишаеться у розпорядженні підприємства
 
-
 

__________

* Имеются в виду только граждане - субъекты предпринимательской деятельности.

** Поскольку для бензина всех марок установлены единые нормативы и переводные коэффициенты, то рассчитаем общую сумму сбора для бензина А-76 и А-92.

Перечень документов

1. Закон № 1264 - Закон Украины от 25.06.91 г. № 1264-XII "Об охране окружающей природной среды", с изменениями.

2. Водный кодекс Украины - Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР, с изменениями.

3. Постановление № 1218 - постановление КМУ от 03.08.98 г. № 1218 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на создание и размещение отходов, с изменениями.

4. Инструкция № 162 - Инструкция о порядке расчета и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 19.07.99 г. № 162/379, с изменениями.

5. Порядок № 303 - Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303, с изменениями.

6. Методика № 293 - Методика расчета выбросов загрязняющих веществ в воздух автотранспортом, который используется субъектами хозяйственной деятельности и другими юридическими лицами всех форм собственности, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 06.09.2000 г. № 293.

7. Письмо № 9279 - письмо ГНАУ и Министерства экологии и природных ресурсов от 23.10.03 г. № 9279/ 5/11-1316/10056/18-8 "Относительно определения объемов использованного горючего".

Светлана МАЛЬШАКОВА,
бухгалтер-эксперт фирмы "Баланс-Клуб"