Нет у своих — арендуй у чужих!
(Почти все об оперативной аренде недвижимости у нерезидента в Украине)

Сегодня мы расскажем об оперативной аренде (найме) зданий, сооружений и помещений у нерезидентов с оплатой денежными средствами. Аренда земли, лизинг, а также бартерные расчеты в рамках аренды из-за своей специфики заслуживают особого внимания и отдельных статей. Так что в этот раз мы их затрагивать не будем.

Всегда ли аренда недвижимости у нерезидента - ВЭД

Прежде чем вдаваться в подробности отражения арендных операций и обложения налогами их результата, разберемся, в каких случаях договор с нерезидентом-арендодателем будет внешнеэкономическим. Этот вопрос важен, т.к. именно вид договора диктует требования, выполнение которых гарантирует его действительность. Чтобы ответить на него, нам достаточно выяснить, в какие отношения вступает резидент с нерезидентом, нанимая его недвижимость в Украине. Забегая вперед, скажем, что далеко не всегда они внешнеэкономические.

Сегодня есть два нормативных документа, определяющих, что такое внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД): ХКУ и Закон о ВЭД. По ст.377 ХКУ ВЭД - это "...хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом... и/или рабочей силой". А ст. 1 Закона о ВЭД называет внешнеэкономической "деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенную на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины, так и за ее пределами". Теперь можно выделить два условия, одновременное выполнение которых и будет причислять ту или иную операцию украинского предприятия к ВЭД, и требовать соответствующего договора:

1) рабочая сила или имущество (в которое по ст. 139 ХКУ попадают и деньги) в ходе проведения операции пересекают границу;

2) одна из сторон отношений - иностранный субъект хозяйствования. Заметьте и запомните: субъектом хозяйствования не является физическое лицо, не зарегистрированное предпринимателем.

Поскольку многие нерезиденты осуществляют свою деятельность в Украине через постоянные представительства (далее - постпредство), стоит сказать несколько слов и о заключении договоров с ними. Тем более что набившая оскомину нестыковка норм ГКУ и ХКУ дает здесь пищу для размышлений.

В гражданском законодательстве отношения между нерезидентом и его постпредством - это представительство по доверенности. Да и что скрывать, по ст.2 ГКУ постпредство даже не может быть самостоятельным участником гражданских отношений. За ним всегда стоит призрак нерезидента, потому все действия постпредства надо рассматривать как действия его основателя. А подписать контракт с постпредством фактически то же самое, что заключить его с нерезидентом, ведь все права и обязанности окажутся у последнего (ст.239 ГКУ). Следовательно, требования к договорам с постпредствами и с нерезидентами одинаковые. Вместе с тем наличие у иностранного лица постпредства означает, что оно проводит хоздеятельность в Украине. А по ст. 129 ХКУ такие иностранные лица обладают тем же статусом, что и их украинские коллеги. Как мы понимаем, этим хотят сказать, что к иностранным субъектам хозяйствования надо относиться как к своим. Ну если так, то и требования к договорам с постпредствами и с резидентами не могут отличаться. Вот такая картина. И юристы пока не определились, какому из вариантов отдать предпочтение. Что касается нас, то нам ближе трактовка, основанная на ГКУ

Из всего сказанного напрашиваются следующие выводы. Когда арендную плату планируют переводить прямо на заграничный счет нерезидента - юрлица или предпринимателя, то договоры аренды, заключенные с ним или с его постпредством, считаются ВЭД-договорами (соблюдаются оба вышеприведенных условия), а значит, они должны отвечать Закону о ВЭД и Положению о форме ВЭД-договоров. Когда же арендодателем по договору выступает нерезидент - обычное физлицо или когда арендные платежи вносят на текущие счета в Украине, то арендные отношения не являются ВЭД (одно из условий не выполняется). Стало быть, такие договоры найма (аренды) недвижимости оформляют в том же порядке и на тех же условиях, что и с резидентами.

И прежде чем закончить эту часть статьи, несколько слов о Законе о доходах. Многие из вас, безусловно, уже наслышаны о его вмешательстве в арендные отношения. В частности, его пп.9.1.3 требует сдавать (следовательно, и нанимать) украинскую недвижимость нерезидентов исключительно через постпредство или уполномоченных резидентов. Однако предприятиям-арендаторам не стоит озадачивать себя этим. Ведь пп.9.1.3 работает исключительно тогда, когда арендатор - простое физлицо, а юрлиц он обходит стороной.

Валюта и сроки расчетов по договорам аренды
с нерезидентами

Все операции между резидентами и нерезидентами, по которым переходит право собственности на валютные ценности (не важно, ВЭД это или нет), подлежат валютному контролю. А поскольку его плотность зависит от порядка расчетов, то арендные договоры мы разобьем на две категории в зависимости от того, куда перечисляют арендную плату: за рубеж или на счета в Украине.

Договоры, по которым арендная плата уходит за рубеж

Арендатору, чтобы не наломать дров в расчетах с нерезидентами (как с юр-, так и с физлицами), достаточно придерживаться ст.7 Декрета о валютном регулировании. В ней сказано: "В расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота используется как средство платежа иностранная валюта. Такие расчеты осуществляются только через уполномоченные банки... Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота в валюте Украины допускается при условии получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины". Сказанное соблюдают невзирая на то, что в гражданско-правовом поле расчеты по договорам аренды, как несвязанные с куплей-продажей товаров (работ, услуг), выпадают из торгового оборота. Ведь для валютного контроля аренда - однозначно услуга. Смотрите сам и. В перечнях неторговых операций из документов НБУ* и в помине нет платежей по договорам найма (аренды). Следовательно, это торговые операции. Да и постановление о перечислении средств нерезидентам ставит аренду в один ряд с услугами и работами. Но то, что НБУ приравнивает аренду к услугам, скорее хорошо - иначе пришлось бы получать индивидуальную лицензию НБУ на перечисление инвалюты за рубеж, а так работает освобождение по п.4. ст.5 упомянутого Декрета.

И все же в некоторых случаях рассчитаться с нерезидентом реально и в гривнях, причем без лицензии НБУ. Такое исключение подарили нам НБУ и КМУ совместным письмом от 26.04.93 г. № 10046/19029/730. Правда, воспользоваться им можно только при двух условиях: арендодатель - резидент страны, входящей в зону функционирования российского рубля**, и договор устанавливает оплату в гривнях. Эту информацию подтвердили и те коммерческие банки, с которыми мы общались при написании данной статьи.

Рассматривать расчеты с нерезидентом без Закона о расчетах в инвалюте непозволительно. Тем более что в последнее время у всех на слуху судебные тяжбы: правомерно ли налоговые органы начислили пеню за несоблюдение 90 календарных Дней в ВЭД? Насколько же Закон о расчетах в инвалюте применим в нашем случае? Известно, что под его действие, в частности, попадает поставка нерезидентом оплаченных товаров (работ, услуг). А поскольку его цель - предотвратить отток средств за рубеж и для валютного контроля аренда - услуга, то "правило 90 дней" распространяется и на арендные операции. Поэтому мы считаем, что предоплата нерезиденту по договору найма, не покрытая актами о предоставлении имущества в аренду (далее - Акт) в течение 90 календарных дней, чревата пеней в размере 0,3% от суммы незакрытой операции. Так что арендатору не стоит перечислять авансовые платежи столь заблаговременно.

Сказанное косвенно подтверждает и постановление о перечислении средств нерезидентам. Его п.2 обязывает резидента, оплачивающего авансом работы или услуги на счет нерезидента, в течение 90 дней со следующего календарного дня после даты перечисления средств принести в уполномоченный банк документ, свидетельствующий о предоставлении услуг или выполнении работ.

Да, чуть не забыли: если общая сумма арендных платежей (договора) превысит эквивалент 50000 EUR по курсу НБУ на день подписания договора, понадобится акт ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра мониторинга (п.4 постановления о перечислении средств нерезидентам). Иначе банки просто не возьмутся перечислять деньги.

Договоры, по которым арендную плату
вносят на текущие счета в Украине

Сразу скажем: рассчитаться за аренду с нерезидентом наличными через кассу предприятия, не нарушив валютного законодательства, не выйдет. На пути встает все та же ст.7 Декрета о валютном регулировании. Помните, в ней сказано, что расчеты с нерезидентами по торговым операциям проводят только через уполномоченные банки, т.е. по безналу. Далее, п.1.3 Инструкции о счетах позволяет иностранным предприятиям открывать в украинских банках счета только для инвестиционной деятельности. А список платежей, зачисление которых допускает этот документ на гривневые и инвалютные счета физлиц-нерезидентов (п.п.7.10 и 7.14 соответственно), не включает арендную плату, т.е. перечислить средства таким арендодателям можно лишь за рубеж. Все это говорит о том, что единственный способ рассчитаться с нерезидентом в Украине - внести арендную плату на текущий счет его постпредства.

И если такая возможность есть, лучше ее использовать: составил платежное поручение в гривнях, подал его в банк. Не надо ни покупать инвалюту, ни выполнять требования вышеперечисленных нормативных документов, ни оформлять индивидуальную лицензию НБУ (абз.2 п.2.6 Положения о валютном контроле). Короче, все так, как будто арендодатель - резидент! Но помните, что внести на счет постпредства инвалюту без индивидуальной лицензии НБУ уже нельзя (п.4 ст.5 Декрета о валютном регулировании).

Бухгалтерский и налоговый учет арендных
платежей у арендатора-резидента

Об учете аренды со всеми ее тонкостями мы писали неоднократно. Поэтому сегодня остановимся лишь на основных нюансах, соединив их с учетом операций в инвалюте - как-никак речь идет о расчетах с нерезидентами.

В бухгалтерском учете аренде необоротных активов посвящен целый стандарт - П(С)БУ 14 "Аренда". Из него надо знать, что объект оперативной аренды арендатор не амортизирует и отражает на забалансовом счете 01 "Арендованные необоротные активы" по стоимости, указанной в договоре. Сама арендная плата - это расходы, которые признают на прямолинейной основе, т.е. предоплата за несколько отчетных периодов попадает на расходы не вся сразу, а постепенно, равными частями в каждом оформленном Актом периоде. В какие расходы (производственные, административные, расходы на сбыт и т.д.) включить арендную плату и где ее отражать, зависит от назначения арендованной недвижимости. Например, если в ней размещен офис предприятия, то расходы попадут в Дт 92 "Административные расходы", если это склад, где хранятся товары для продажи, - в Дт 93 "Расходы на сбыт".

Но для правильного бухучета аренды у нерезидента при расчете инвалютой сказанного мало. Начнем с того, что согласно п.5 П(С)БУ 21 "Влияние изменений валютных курсов" все операции в инвалюте изначально фиксируют по курсу НБУ на дату их осуществления. А вот дальнейшие действия определяет образовавшаяся статья: монетарная или немонетарная. Если сначала вносят арендную плату (признают актив в виде дебиторской задолженности), то для отражения этой операции с последней страницы нашей газеты берут курс НБУ на дату перечисления. Потом любые колебания курса игнорируют, дебиторку не перерассчитывают, а при ее погашении используют курс НБУ на момент уплаты аванса. Все это из-за того, что такая дебиторская задолженность - немонетарная статья. Если же первое событие - составление Акта (начисляют расходы и признают обязательства), то используют курс НБУ на дату его подписания. И коль возникшую кредиторскую задолженность собираются погашать денежными средствами - получаем монетарную статью. Поэтому при ее полном или частичном погашении надо применять курс НБУ уже на дату перечисления средств, а не на дату подписания Акта. Саму же погашенную полностью или частично задолженность перерассчитывают как и в том случае, когда она "зависает" на дату баланса. Естественно, при расхождении валютных курсов НБУ возникнут курсовые разницы. Рассчитать их довольно просто: от курса НБУ на дату полного или частичного погашения задолженности (дату баланса) отнимают курс НБХ по которому она числится. Последний будет равен:

- для периода возникновения задолженности - курсу на момент подписания Акта;

- для последующих периодов - курсу на конец предыдущего квартала.

Положительную разницу, умноженную на инвалютную сумму погашенной (числящейся на дату баланса) задолженности, показывают по Дт 945 "Потери от операционной курсовой разницы", а отрицательную - по Кт 714 "Доход от операционной курсовой разницы". Логика перерасчета монетарной кредиторш такова: вместе с валютным курсом растет и задолженность в гривневом эквиваленте, поэтому получаются расходы; а когда курс падает, задолженность уменьшается, следовательно, будут доходы.

Теперь - налоговый учет, и начнем мы с налога на прибыль.

Получение и возврат объекта оперативной аренды не изменяет налоговых обязательств арендатора и не отражается на стоимости групп основных фондов. Когда арендатор использует недвижимость в хоздеятельности, то плату за ее аренду на основании абз.2 пп.7.9.6 Закона о прибыли он относит к валовым расходам (строка 04.12 декларации по налогу на прибыль). Заметьте, по подпунктам 7.9.6 и 11.2.3 Закона о прибыли аванс за аренду в валовые расходы не попадает. Они возникают только при подписании Акта с нерезидентом или с его постпредством. Кстати, вот вам еще одна причина, почему арендатору стоит отказаться от предоплаты.

Для налогового учета расходов в инвалюте применяют пп.7.3.2 Закона о прибыли: "Расходы, понесенные (начисленные) налогоплательщиком в иностранной валюте в течение отчетного периода в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к валовым расходам.., определяются в сумме, которая должна равняться балансовой стоимости такой иностранной валюты.., и не подлежат пересчету в связи с изменением обменного курса гривни в течение такого отчетного периода". Пусть вас не смущает, что здесь нет ни слова об аренде: предоставление права пользования имуществом по договору аренды приравнено к продаже результатов услуг и работ (абз.3 п. 1.31 Закона о прибыли). Сделаем выводы из пп.7.3.2 Закона о прибыли.

Во-первых, валовые расходы равны балансовой стоимости инвалюты, потраченной на оплату аренды недвижимости. Определяют эту стоимость по средневзвешенному курсу.

Во-вторых, в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, валовые расходы в связи с изменением валютного курса никогда не перерассчитывают.

На очереди НДС. Чтобы разобраться с ним, мы разделим арендные договоры на три группы:

1) заключенные с лицами, которых Закон о НДС считает нерезидентами (это юрлица и другие субъекты хозяйствования с местонахождением за пределами Украины, созданные и осуществляющие свою деятельность по законам своей страны. Поскольку иностранные предприниматели - субъекты хозяйствования, то мы их также относим к нерезидентам);

2) заключенные с постпредством;

3) заключенные с иностранными гражданами - несубъектами хозяйствования.

Может, для кого-то это будет открытием, но наем недвижимости по договорам первой группы - налогооблагаемая операция. Дело в том, что для Закона о НДС, как и для Закона о прибыли, предоставление права пользования имуществом по договорам аренды - обычная продажа работ (услуг). А в соответствии с пп.3.1.2 Закона о НДС получение работ (услуг) от нерезидента для их использования или потребления в Украине (это как раз наш случай) - объект обложения НДС. Поэтому когда плательщик НДС арендует недвижимость нерезидента в Украине, он начисляет 20% налога от гривневого эквивалента арендной платы по курсу НБУ на момент возникновения налоговых обязательств. Последние по пп.7.3.6 Закона о НДС возникают либо на дату перечисления средств, либо на дату подписания Акта (смотря, что было первым событием). Таким образом, в декларации по НДС того отчетного периода, в котором возникли обязательства, арендатор заполняет строку 7, а в декларации следующего периода - строку 12.4, отражая тем самым налоговый кредит.

Говоря откровенно, ситуация со второй группой договоров аренды заставляет задуматься. Ведь как быть с арендой у постпредства в плане НДС, зависит от понимания пп.3.1.2 Закона о НДС.

Если рассматривать учет аренды через призму гражданского законодательства, то аренду имущества у постпредства можно отражать так же, как и у нерезидента. Помните, мы говорили: любые действия постпредства - это действия нерезидента. Поэтому даже когда договор аренды заключают с постпредством, фактическим арендодателем все равно остается нерезидент, а значит, в учете НДС работают те же правила, что и для первой группы договоров. При этом не важно: зарегистрировано постпредство плательщиком НДС или нет, выписало оно налоговую накладную или нет, первичен пп.3.1.2 Закона о НДС - налоговые обязательства, а уже потом пп.7.4.1 - налоговый кредит. Однако...

Закон о НДС работает по своим собственным понятиям. В его перечне терминов даже нет постпредства, есть только нерезидент. И если опираться только на написанное, ничего не додумывая, выходит, что пп.3.1.2 Закона о НДС не касается аренды у постпредства. Тогда вполне правомерен вывод: для обложения НДС аренда у постпредства подобна аренде у резидента, и ее учет зависит лишь от того, значится ли постпредство в Реестре плательщиков НДС. Если да, то при наличии налоговой накладной сразу работает пп.7.4.1 Закона о НДС, если нет - никаких НДСных последствий не будет. Кстати, судя по тому, что налоговая служба сплошь и рядом регистрирует постпредства плательщиками НДС, хотя Закон о НДС этого не требует, она наверняка в данном вопросе будет придерживаться именно этой позиции. Да и изменения, которые когда-то нес в себе нашумевший законопроект № 4000-1, косвенно подтверждают, что аренду у постпредств надо учитывать именно так. Ведь там оно фигурировало уже в качестве плательщика НДС. Правда, законопроект № 4000-1 так и не стал законом, но не исключено, что попытка внести такие изменения будет предпринята вновь.

С договорами третьей группы все предельно просто. Обычные иностранные граждане не занимаются предпринимательством, поэтому для Законов о прибыли и НДС они не являются нерезидентами. Стало быть, аренда недвижимости у таких лиц вообще выпадает из сферы пп.3.1.2 Закона о НДС и не влечет начисления обязательств, т.е. лишена каких бы то ни было последствий в плане НДС.

Налог на доходы нерезидентов

Арендодатель - нерезидент-юрлицо или предприниматель.

Как известно, согласно абз."г" п. 13.1 Закона о прибыли арендная плата, перечисляемая резидентом, - это доход нерезидента с источником его происхождения из Украины от осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому предприятия, выплачивая ее нерезиденту или уполномоченному им лицу, обязаны удерживать из ее суммы и перечислять в бюджет 15%-ный налог (п. 13.2 Закона о прибыли). Сделать это нужно до или во время уплаты арендных платежей (п.16.13 Закона о прибыли). Однако налог не взимают, когда арендную плату вносят на текущий счет постпредства нерезидента в Украине.

По выплаченным и удержанным суммам надо отчитаться, подав Отчет о выплаченных доходах, удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов (далее - Отчет) по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 16.01.98 г. № 28. Поскольку для арендной платы отдельной ячейки не забронировано, ее суммы заносят в строку 12 "Другие доходы" Отчета. Заполняют его в гривнях нарастающим итогом с начала года и отдельно по каждому нерезиденту; сдают документ ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за его последним календарным днем. Пункт 1.4 Порядка предоставления отчетов разрешает не отчитываться за кварталы, в которых доход нерезиденту не перечисляли. Правда, мы думаем иначе, ведь Отчет заполняют нарастающим итогом, но как бы там ни было, штрафовать по Закону № 2181 за непредоставление Отчета нельзя - он не является налоговой декларацией. Об этом говорит и ГНАУ в своем письме от 17.03.03 г. № 4267/7/15-2317.

Помимо Отчета, сумму налога на доходы нерезидентов показывают в строке 19.2 декларации по налогу на прибыль.

Все хорошо, вот только какой валютный курс брать для вычисления гривневого эквивалента дохода и заполнения отчетности: курс НБУ на дату расчета налога (начисления дохода) или курс, формирующий балансовую стоимость перечисляемой инвалюты? И Закон о прибыли, и Порядок предоставления отчетов по этому поводу хранят партизанское молчание. А вопрос-то архиважный. От него зависит правильность расчета налога, а значит, и добрые отношения с проверяющими. На наш взгляд, надо брать курс НБУ на дату расчета налога (начисления дохода нерезидента), ведь и обязательства по НДС, и налог с доходов физлиц считают с его помощью. Но допустим, что нужен курс, формирующий балансовую стоимость валюты в налоговом учете. Когда у предприятия в отчетном периоде немного валютных операций и оно точно знает балансовый курс именно той инвалюты, которую перечисляет нерезиденту, - все отлично. А если таких операций тьма-тьмущая и отследить балансовую стоимость инвалюты для каждой операции в отчетном периоде нереально? Тогда придется прибегнуть к средневзвешенному курсу, но он-то появится лишь по итогам периода, в котором выплачивают доход нерезиденту, а налог до этого времени уже должен быть уплачен. Очевидно, что такая нестыковка во времени мешает использовать средневзвешенный курс для расчета налога, а значит, нельзя использовать и балансовый курс, как образующий средневзвешенный. Для одной и той же операции двойные стандарты неприемлемы, поэтому остается только курс НБУ

Арендодатель -обычное физлицо-нерезидент.

Поясним, почему доходов этих лиц не касается ст. 13 Закона о прибыли. Во-первых, как мы уже говорили, обычных иностранцев он нерезидентами не считает, а речь в нем идет именно о последних. Во-вторых, по п. 13.1 Закона о прибыли налогом облагают доходы от хозяйственной деятельности. А ею могут заниматься лишь субъекты хозяйствования, к которым обычных физлиц даже за уши не притянешь. Поэтому их украинские доходы находятся исключительно в компетенции Закона о доходах. Итак, по его п. 1.3 доход физлица-нерезидента от сдачи в аренду украинской недвижимости - это доход с источником происхождения из Украины, облагаемый налогом по правилам, установленным для резидентов (пп.9.11.1). Налогообложению доходов от аренды недвижимости посвящен п.9.1 Закона о доходах. Расскажем лишь о главном.

Во-первых, предприятие-арендатор как налоговый агент обязано удерживать налог из арендных платежей.

Во-вторых, разъяснение № 50 позволяет утверждать, что ставка налога равна 13% (с 1 января 2007 года - 15%),

размер которой, по абз.1 пп.9.11.3 Закона о доходах, надо указывать в договоре аренды.

В-третьих, объект налогообложения-арендная плата по договору, но не меньше минимальной суммы арендного платежа за полный (неполный) месяц аренды. Эту сумму рассчитывает арендатор по методике, утвержденной постановлением КМУ от 20.11.03 г № 1787, исходя из минимальной стоимости месячной аренды 1 кв.м общей площади недвижимости. Ее, в свою очередь, устанавливают и обнародуют местные органы самоуправления. Правда, если они до начала года не успевают сделать это, а такое, вы сами понимаете, вполне может произойти, ограничение исчезает.

В-четвертых, при начислении арендной платы в инвалюте ее пересчитывают в гривни по курсу НБУ на момент выплаты (п.3.3 Закона о доходах).

В-пятых, налог из арендной платы удерживают при ее выплате и за ее счет. Иначе говоря, арендатор подает в банк одновременно платежки на ее перечисление и на внесение налога в бюджет.

В-шестых, сведения о размере арендной платы, выплаченной физлицу-нерезиденту и о сумме удержанного налога заносят в форму № 1ДФ - Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога.

Все, что касается налогообложения украинских доходов нерезидентов (как юридических, таки физических лиц), могут подкорректировать международные договоры об избежании двойного налогообложения, т. к. они имеют приоритет над Законами о прибыли и о доходах. Применение же таких договоров нужно рассматривать в каждом отдельном случае, а сделать это в одной статье, как вы понимаете, нереально. Заметим только, что обычно международные соглашения позволяют удерживать налог с доходов от аренды недвижимости в стране, где она размещена (в нашем случае - в Украине), а значит, все вышесказанное остается актуальным.

И в завершение - пример. Предприятие заключило с нерезидентом-юрлицом договор аренды офисного помещения. Стоимость объекта аренды - 40 тыс.долл. США. По договору арендная плата равна 2 тыс.долл. США за квартал. За рубеж ее перечисляют в течение 5 банковских дней с даты подписания Акта. Курс НБУ на дату составления акта приемки-передачи объекта найма - 5,30 грн. за 1 долл. США, на момент подписания Акта - 5,32 грн. за 1 долл. США, на дату перечисления средств - 5,35 грн. за 1 долл. США. Средневзвешенный налоговый курс отчетного периода - 5,3466 грн. за 1 долл. США.

Бухгалтерский и налоговый учет операций оперативной аренды приведем в таблице.

Таблица

Бухгалтерский и налоговый учет операций оперативной аренды


п/
п
 
Содержание операции
 
Бухгалтерский учет
 
Сумма, грн
 
Налоговый учет
 
Дт
 
Кт
 
ВД
 
ВР
 
1

 
Зачислен на забалансовый счет объект аренды (курс НБУ - 5,30 грн. за 1 долл. США)

 
01

 

 
$40000
212000
 

 


 
2

 
Подписан Акт (курс НБУ - 5,32 грн. за 1 долл. США)

 
92

 
685

 
$2000
10640
 

 
10640

 
3
 
Начислены налоговые обязательства по НДС
 
643
 
641
 
2128 (10640х20%)
 

 

 
4

 
Удержан налог на доходы нерезидентов (курс НБУ - 5,32 грн. за 1 долл. США)*

 
685

 
642

 
$300
1596 (2000 х 15% х 5,32 грн.)
 

 


 
5
 
Перечислен налог на доходы нерезидентов в бюджет
 
642
 
311
 
1596
 

 

 
6
 
Перечислена нерезиденту арендная плата (курс НБУ - 5,35 грн. за 1 долл. США)

 
685

 
312

 
$1700
9095
 

 


 
7
 
Отражены курсовые разницы
 
945
 
685
 
51
((5,35 грн. - 5,32 грн.) х $1700)
 

 

 
8
 
Учтен средневзвешенный курс при окончательном определении валовых расходов
 
-
 
-
 
-
 

 
53,2 (5,3466 грн. х 2000 – 10640)
 
* Курсовых разниц от перерасчета части погашенной задолженности нет, т.к. курс НБУ постоянен с момента ее возникновения.
 

-------------------------

* Например, п.5.4 Инструкции о счетах или п.2.5 Правил МВРУ.

** Согласно письму НБУ от 19.08.96 г. № 13-112/1277 это страны СНГ и Балтии.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. ГКУ - Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

2. ХКУ - Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

3. Декрет о валютном регулировании -Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 г. № 15-93.

4. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV.

5. Закон № 2181 - Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000г. № 2181-III.

6. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

7. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

8. Закон о расчетах в инвалюте - Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

9. Закон о ВЭД - Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII.

10. Постановление о перечислении средств нерезидентам - постановление Правления НБУ "О перечислении средств в национальной и иностранной валюте в пользу нерезидентов по некоторым операциям" от 30.12.03г. № 597.

11. Инструкция о счетах - Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

12. Положение о форме ВЭД-договоров - Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики Украины от 06.09.01 г. № 201.

13. Положение о валютном контроле - Положение о валютном контроле, утвержденное постановлением Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49.

14. Правила МВРУ - Правила осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины, утвержденные постановлением Правления НБУ от 18.03.99 г. № 127.

15. Порядок предоставления отчетов - Порядок предоставления отчетов о выплаченных доходах, удержании и внесении в бюджет налога на доходы нерезидентов, утвержденный приказом ГНАУ от 16.01.98 г. № 28.

16. Разъяснение № 50- налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 29.01.04 г. № 50.

“Все о бухгалтерском учете”, № 50 (961), 31 мая 2004 г.