Комментарий к письму ГНА Украины
от 05.05.2004 г. № 8001/7/17-2117

Дружим с формой № 1ДФ, или
как правильно заполнить расчет

Нужно признать, что такого письма, как это, ожидали все налогоплательщики. К сожалению, оно немного запоздало (ф. № 1 ДФ за I квартал уже сдали) и к тому же еще больше запутало ситуацию. Создается впечатление, что до окончательной ясности здесь еще ой как далеко.

Давайте конкретнее проанализируем некоторые важные положения письма, о котором идет речь.

Во-первых, его авторы предлагают отражать в отчетности компенсацию налога с доходов, которую выплачивают военнослужащим и лицам рядового состава согласно Порядку № 44*, довольно интересным способом: увеличивать на сумму компенсации сумму начисленного дохода в графе За ф. № 1ДФ. Мы с данным методом не согласны: компенсация — неналогооблагаемый доход (п.6 Порядка № 44), а поэтому в названной форме ей не место. Считаем, что в примере из письма ф.№ 1ДФ должна выглядеть так: графа За — 1000 грн., графа 3 — 1000 грн., графа 4а — 130 грн., графа 4 —130 грн., а дальше все без изменений. А если уже показывать в графе За сумму 1130 грн., то ее следует внести и в графу 3, ведь что же это за начисление без выплаты?

Во-вторых, в комментируемом документе есть утверждение, что нотариусам, которые начисляют доходы по продаже движимой (в 2004 году) или недвижимого (в 2005 году) имущества и являются налоговыми агентами, следует отчитываться по ф. № 1ДФ. Было бы хорошо, если бы ГНАУ еще и объяснила, как им заполнять названную форму. Ведь формально у нотариуса нет оснований заносить данные в графы За и 3: он не начисляет и не выплачивает дохода. С графой 4 тоже казус: логично предположить, что заполнить ее нотариус может, только если сам удержал налог (и потом перечислил в бюджет). И только когда его предварительно уплатили в бюджет стороны соглашения, отчитываться нотариусу не нужно. Мы же убеждены: никакой отчетности нотариусы не подают. Надеемся, что вскоре и ГНАУ придет к тому же выводу или, в крайнем случае, подробно распишет, как им "начинять" расчет ф. № 1ДФ (желательно с обоснованием).

В-третьих, теперь мы твердо знаем позицию ГНАУ: любые предпринимательские доходы, которые выплачивают физлицу-СПД, нужно отражать в ф. № 1ДФ с кодом дохода "14". Здесь заметим: доходы, полученные указанными СПД не в рамках предпринимательской деятельности, облагают налогом и не считают предпринимательскими доходами, а значит, выбирать код дохода придется исходя из сути таких выплат. Что-то подобное происходит и с налогообложением нецелевой благотворительной помощи. Как мы и рекомендовали осторожным налогоплательщикам (правда, нынче это затронет всех), упомянутую помощь нужно показывать в части, которая:

— не облагается налогом — под кодом дохода "14";

— подлежит налогообложению — под кодом "17".

Кстати, ГНАУ настаивает, что под кодом "14"отражают и целевую благотворительную помощь. Мы — другого мнения. Почему? Ибо она, согласно пп.9.7.4 3акона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV (далее — Закон о доходах), не подлежит налогообложению. Более того, если вы внимательно перечитаете данный подпункт, то увидите: там почти не встречаются случаи, когда целевую благотворительную помощь передают непосредственно плательщику налога с доходов — получателями в основном выступают какие-то заведения. Как следствие, благотворитель просто не сможет заполнить ф. № 1ДФ, так как не будет знать, кто конкретно воспользуется предоставленной помощью.

В-четвертых, все освобожденные от налогообложения выплаты, перечисленные в п.4.3 Закона о доходах, в ф. № 1 ДФ не показывают. Но в то же время ГНАУ подчеркивает: выплата некоторых из них может привести к возникновению дохода. От себя добавим: это преимущественно происходит, когда соответствующим подпунктом установлен размер дохода, не облагаемого налогом, например, при выдаче угля работникам угледобывающих предприятий свыше установленной нормы (более 5,9 т на домохозяйство). Налоговики приводят перечень упомянутых подпунктов, выделяя среди них доходы, для которых указывают признак "09" — дополнительное благо. Другие имеют признак "14". Подкорректируем это утверждение: на самом деле облагают налогом только суммы превышения над необлагаемыми размерами доходов, и именно для такого превышения нужно подбирать необходимый код дохода. Будьте осторожны с перечнем подпунктов в письме: его нужно знать, но доверять ему слепо не стоит. Да и с предложенными кодами доходов не все так просто. Вот пример: если придерживаться перечисленных норм, получается, что дивидендам, для которых не срабатывает пп.4.3.17 Закона о доходах, выпал на долю код" 14". Абсурд, не так ли? Для них есть отдельный код —"12". Некоторые из упомянутых налоговиками выплат не всегда можно назвать и дополнительным благом, поэтому предлагаемый ими код "09" иногда не подходит по сути вы плат (в частности, для пп.4.3.5 и пп.4.3.24 Закона о доходах).

Считаем, у вас есть достаточные основания применять следующий алгоритм действий: выплаты, не подлежащие налогообложению на основании п.4.3 Закона о доходах, не заносить в ф. № 1ДФ,адлясумм, превышающих пределы необложения налогом (в размере превышения), подбирать в каждом случае отдельный код дохода, руководствуясь приложением к Порядку заполнения ф. № 1 ДФ**, логикой и здравым смыслом.

В-пятых, в письме речь идет и о ситуации, когда налогоплательщик отказался от идентификационного кода (как правило, это происходит по религиозным убеждениям). Тогда контролирующий орган рекомендует указывать вместо него серию и номер паспорта. Как видите, фамилия, имя и отчество не нужны, не придется также составлять и отдельный налоговый расчет.

И наконец, в-шестых, нам с вами разъяснили, как исправлять ошибки, допущенные в прошедших периодах. Сказано однозначно: делают это в новой ф. № 1ДФ. И если погрешность допущена в бывшей ф. № 8ДР, используют старые коды доходов и признаки льгот (действовавшие до введения ф. № 1 ДФ). С последним тезисом мы не согласны. По нашему мнению, приказ ГНАУ от 29.09.03 г. № 451, который утвердил ф. № 1 ДФ и порядок ее заполнения, не имеет обратной силы, то есть не распространяется на период до 1 января 2004 года. Поэтому порядок исправления ошибок, установленный этим приказом, впервые можно применять для ф. № 1 ДФ за I квартал текущего года.

-------------------

* Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, которые удерживаются с денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, утвержденный постановлением КМУ от 15.01.04 г. № 44.

** Порядок заполнения и предоставления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.03 г. № 451.

“Все о бухгалтерском учете”, № 47 (958), 24 мая 2004 г.