Порядок списания изношенных запчастей автомобиля
Вещи стареют, и мы не в силах остановить неумолимое движение времени: все стараемся продлить срок жизни полюбившихся безделушек или, наоборот, нужных ежедневно приборов, техники и т.д. с помощью покраски, модернизации... Чаще всего в ремонте нуждается сложная техника: автомобили, компьютеры, оборудование.
Так повелось, что с машинами проблем больше, причиной тому плохие дороги, некачественное топливо, запчасти. В итоге - ремонт и необходимость оприходовать или списать демонтированные запасные части, а порой и целые агрегаты. Об этом мы и поговорим в сегодняшней консультации.
Ключевой вопрос, который озадачивал не одного бухгалтера, получавшего документы о ремонте автомобиля: нужно ли приходовать снятые с него детали?
Для того чтобы ответить на него, определимся, что именно остается после ремонта.
Первое, что подсказывает память, это запасы (запчасти и/или металлолом). Похоже, что это действительно так, но не будем торопиться. Тут самое время обратиться к определению из П(С)БУ 9. Запасы - это активы, которые:
- содержат для последующей продажи в условиях обычной хозяйственной деятельности;
- находятся в процессе производства с целью последующей продажи продукта производства;
- содержат для потребления во время производства продукции, выполнения работ и предоставления услуг; а также управления предприятием.
Следовательно, главное требование к запасам: они должны быть активами, т.е. ресурсами, контролируемыми предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете). А поскольку там же написано, что экономическая выгода - это потенциальная возможность для предприятия заработать деньги от использования активов, то очевиден вывод: если деталь б/у можно продать или употребить в производстве, то она - актив, а точнее - запас. Таким образом, на первый взгляд, любой кусок металла, который можно сдать в металлолом, для предприятия - актив.
Думаем, что это утверждение верно, недалеко не всегда, и вот почему.
Если ожидаемые расходы на хранение и реализацию, допустим, металлолома, превышают вероятный доход от его продажи, гораздо разумнее не признавать его активом и просто выбросить или передать для утилизации, ибо последнее предприятию выгоднее.
Да и, по сути, эта матценность не будет запасом - ее не планируют реализовать или использовать, а об экономических выгодах не может быть и речи, так что согласно п.5 П(С)БУ 9 их нельзя признать активом.
То же самое стоит сказать и о запчастях, которые могут еще пригодиться. Если расходы на их хранение велики, срок службы не значителен, т.е. дальнейшее использование детали представляется нецелесообразным, приходовать ее не нужно.
Как вы поняли, ниже мы разберемся с теми демонтированными деталями, которые предприятие принимает в ряд активов (запчасти, металлолом и пр.).
В бухгалтерском учете основных средств уменьшение их балансовой стоимости на стоимость замененных деталей не предусмотрено, но и не запрещено.
Фактически стоимость автомобиля только возрастет на сумму затрат по ремонту, увеличивающему будущие экономические выгоды от использования объекта, и никак не наоборот, за исключением частичной ликвидации объекта (см. п.14П(С)БУ7). Надеемся, вам ясно, что частичная ликвидация и демонтаж отдельных деталей - далеко не одно и то же, да и сложно себе представить, как автомобиль можно частично ликвидировать, ведь он объект целостный и неделимый, посему этот вариант мы не рассматриваем.
Между тем, признав послеремонтные бэушные предметы активами, мы должны оприходовать их и зачислить в состав запасов. Для этого нужно, как минимум, установить их стоимость. Обратимся к основам любого учета - первичным документам.
Здесь нам понадобятся Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № 03-2) и Акт передачи-приемки дорожного транспортного средства (ДТС), его составляющих после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту (Приложение 3 к Правилам ремонта). В последнем, помимо всего прочего, указывают: наименования, номера, количество и техническое состояние частей и материалов, которые возвращают заказчику. А вот такой показатель, как стоимость оприходованных материальных ценностей, отсутствует. Мы полагали, что пробел заполнит акт по форме № 03-2, но в нем также нет такой информации. Дай П(С)БУ 9, к сожалению, не содержит специальных норм, регламентирующих порядок определения первоначальной стоимости таких запасов. Можем предложить по меньшей мере три способа их оприходования:
1. Без стоимости, т.е. только натуральный учет.
2. По справедливой стоимости с учетом расходов, предусмотренных п.9П(С)БУ 9, одновременно уменьшив балансовую стоимость автомобиля (П(С)БУ 7 этого не запрещает).
3. По справедливой стоимости с учетом расходов, предусмотренных п.9 П(С)БУ 9, и одновременным признанием дохода, по аналогии с бесплатным получением запасов (п.5 П(С)БУ15).
Все способы, в общем-то, равнозначны, но нам больше нравится третий, хотя, повторимся, эти активы нельзя объявить безвозмездно полученными. Напомним: справедливой считают стоимость, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (П(С)БУ 19). Соответственно, справедливая и рыночная стоимость - это практически одно и то же. Стоимость запчастей, оставшихся после ремонта, зачисляем насчет 207 "Запасные части", а металлолом, утиль, изношенные шины и т.п. - на 209 "Прочие материалы" (см. Инструкцию о Плане счетов). Порядок отражения ремонта с использованием таких запчастей ничем не отличается от обычного.
Беремся за налоговый учет. В нем тоже не все гладко. Как отразить такие запасы, Закон о прибыли не объясняет. Будем тогда сами этот узелок развязывать.
Как известно, автомобиль учитывают во 2-й группе основных фондов (далее - ОФ). Согласно пп.8.4.6 Закона о прибыли балансовая стоимость 2-й группы ОФ изменяется только при их продаже, а после ремонта, реконструкции и модернизации ее можно разве что увеличить на сумму расходов по таким работам. Исключение из правила - случаи отражения потерь по причинам, не Зависящим от налогоплательщика (пп.пп.8.4.8, 8.4.9 Закона о прибыли). Поэтому советуем демонтированные детали в валовые расходы не включать, валовой доход не увеличивать, ибо нельзя купить у себя или получить что-то бесплатно от самого себя. По нашему мнению, такой подход наиболее соответствует духу Закона о прибыли. И не забывайте: запасы, не попавшие в валовые расходы, в перерасчете по п.5.9 Закона о прибыли не участвуют.
При использовании их для создания новых или ремонта действующих ОФ валовые расходы или балансовую стоимость последних не увеличивают. При этом налоговый кредит по ремонтируемому автомобилю не трогаем - Закон о НДС не предусматривает никаких корректировок.
Последующее отражение операций с нашими ТМЦ зависит от того, как планируется с ними поступить. Наиболее распространены три варианта:
1) продаем. Тогда на стоимость реализации возникнет валовой доход и обязательства по НДС по обычным правилам;
2) создаем новый объект ОФ. Здесь валовые расходы и доход остаются без изменений, на стоимость наших деталей балансовую стоимость объекта мы не увеличиваем, так как затраты на их приобретение продолжают амортизироваться в стоимости автомобиля;
3) ремонтируем. Поскольку расходов на приобретение б/у запчастей мы не несем, валовые расходы и балансовая стоимость автомобиля не возрастают, пп.8.7.1 Закона о прибыли не применяем.
Рассмотрим на простом примере, как отражают оприходование образовавшихся после ремонта ТМЦ.
Пример.
При ремонте автомобиля "Жуж-2" заменили коробку передач и шаровую опору. Первую деталь решили сдать в металлолом, оценив в 12 грн., а вторую зачислили в состав запчастей по цене 6 грн. Позднее коробку передач сдали за 18 грн., шаровую опору установили на автомобиль "Жуж-3".
Учет описанных операций приведен в таблице.
| № п/п |
Содержание операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма, грн. |
Налоговый учет | ||
| Дт |
Кт |
ВД |
ВР | |||
| 1 |
Оприходована коробка передач |
209 |
746 |
12 |
- |
- |
| 2 |
Оприходована шаровая опора |
207 |
746 |
6 |
- |
- |
| 3 |
Реализована коробка передач |
361 |
746 |
18 |
15 |
- |
| 4 |
Отражены обязательства по НДС |
746 |
641 |
3 |
- |
- |
| 5 |
Списана стоимость коробки |
949 |
209 |
12 |
- |
- |
| 6 |
Установили шаровую опору на автомобиль "Жуж-3", используемый администрацией предприятия |
92* |
207 |
6 |
- |
- |
---------------------------
* Счет расходов задействуем в зависимости от того, где работает ремонтируемая машина. Кроме этого, первоначальная стоимость автомобиля может быть и увеличена на стоимость ремонта (включая запчасти), если он приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от объекта (см. п.п. 14,15 П(С)БУ 7).
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Закон о бухучете - Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г № 996-XIV.
2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г № 283/97-ВР.
3. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
4. П(С)БУ 7 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г № 92.
5. П(С)БУ 9 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 "Запасы", утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246.
6. П(С)БУ 15 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 "Доход", утвержденное приказом Минфина Украины от 29.11.99 г. № 290.
7. П(С)БУ 19 -Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 "Объединение предприятий", утвержденное приказом Минфина Украины от 07.07.99 г. № 163.
8. Инструкция о Плане счетов - Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291.
9. Приказ № 352 - приказ Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета" от 29.12.95 г. № 352.
10. Правила ремонта - Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденные приказом Минтранса Украины от 11.11.02 г. № 792.
“Все о бухгалтерском учете”, № 43 (954), 12 мая 2004 г.
