Медстрахование работников за счет предприятия

Наверное, каждый руководитель сталкивался с проблемой подбора квалифицированных кадров. Причем нужно не только найти их на рынке труда, но и заинтересовать. Да и своих специалистов желательно время от времени "подкармливать", чтобы конкурент не переманил. Самый простой выход - платить высокую зарплату. Но, как известно, этот вариант далеко не самый выгодный. Поэтому очень часто руководство предприятия предлагает своим работникам так называемый "социальный пакет" - возможность пользоваться фирменными мобильным телефоном, автомобилем, оплаченной медицинской страховкой. Последняя особенно привлекательна, так как о стоимости нашего "бесплатного" медицинского обслуживания мы знаем не понаслышке. Сегодня мы расскажем о том, как отражать в учете расходы на страхование работников.

Реалии налогового законодательства

Начнем с пп.5.4.6 Закона о прибыли, который позволяет отнести к валовым "любые расходы по страхованию рисков гибели урожая, транспортировки продукции налогоплательщика; гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных фондов налогоплательщика; экологического и ядерного ущерба, который может быть причинен налогоплательщиком другим лицам; имущества налогоплательщика; кредитных и других коммерческих рисков налогоплательщика, за исключением страхования жизни, здоровья или других рисков, связанных с деятельностью физических лиц, находящихся в трудовых отношениях с налогоплательщиком, обязательность которого не предусмотрена законодательством, или любые расходы по страхованию сторонних физических или юридических лиц "- Как видим, Закон о прибыли наложил прямой "валовозатратный" запрет на добровольное медицинское страхование работников.

Теперь обратимся к пп.4.2.4 Закона о доходах, по которому в состав месячного налогооблагаемого дохода физического лица включают сумму страховых взносов (страховых премий) по договору добровольного страхования, уплаченную за такое лицо или в его пользу, кроме случаев, когда взносы (премии) платит:

- резидент, назначивший себя выгодополучателем по такому договору;

- член семьи первой степени родства;

- резидент-работодатель по договорам долгосрочного страхования жизни или негосударственного пенсионного страхования.

Наша ситуация не вписывается ни в одно из перечисленных исключений, поэтому страховой платеж, перечисленный страховщику по договору медстрахования работника, придется обложить налогом на доходы. Его следует уплатить одновременно с перечислением платежей страховой компании (пп.8.1.2 3акона о доходах).

При этом следует учесть такой нюанс. Поскольку работник денег не получает, то налог с доходов нужно начислять в особом порядке, описанном в п.3.4 Закона о доходах. Так, сначала сумму дохода работника (у нас - страхового платежа) следует умножить на специальный увеличивающий коэффициент 1,149425 (с 01.01.04 г. по 31.12.06 г. его рассчитывают исходя из 13-процентной ставки налога на доходы) и только потом начислить 13%. В результате расчета получается, что налог удерживают не с "чистого" страхового платежа, а с "грязного", т.е. увеличенного на сумму налога.

Предупреждаем читателей, внимательно дочитавших до конца п.3.4 Закона о доходах. Хотя он и разрешает включить в валовые расходы сумму дохода работника, так делать не стоит. Как мы уже говорили, в Законе о прибыли есть на это прямой запрет, да и вообще Закон о доходах не может устанавливать правил определения налога на прибыль. Так же сомнительно утверждение о необходимости начислять на вышеупомянутый доход взнос в Пенсионный фонд и взносы в фонды обязательного социального страхования. Правильнее следовать нормам специального законодательства, регулирующего эти вопросы.

Статья 19 Закона о пенсионном страховании гласит, что работодатель (предприятие) начисляет страховые взносы в Пенсионный фонд "на суммы фактических расходов на оплату труда (денежного обеспечения) работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины "Об о труда"..." Такой акт недавно был утвержден - мы имеем в виду Инструкцию по статистике заработной платы. Однако в ней прямо сказано, что ее не применяют для определения составляющих фонда оплаты труда как базы для начисления взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования. Несмотря на это, Пенсионный фонд утверждает обратное. Но даже если согласиться с его позицией, то все равно начислять и удерживать взнос в Пенсионный фонд не нужно: "взносы предприятий согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей" Инструкция относит к другим выплатам, не относящимся к фонду оплаты труда. Так что проблем с "пенсионкой" не будет.

Можно быть спокойным и при определении базы для начисления взносов в другие общеобязательные социальные фонды (по безработице, временной нетрудоспособности и несчастному случаю). Их также берут в процентном отношении к расходам на оплату труда работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат. Следовательно, и их начислять (удерживать) на страховой платеж не нужно.

Перейдем к расчетам и рассмотрим числовой пример.

Предприятие обратилось в страховую компанию с просьбой застраховать своих работников (100 чел.). Страховщик предложил программу страхования на год, определив страховую сумму для каждого работника в размере 4 тыс.грн., а страховой тариф - 12% от страховой суммы.

Страховой платеж за весь период действия договора за всех работников - 48 тыс.грн. (4000 грн. х 100 чел. х х12%). В результате наступления страховых случаев работники получили медицинские услуги (денежное возмещение) на общую сумму 45 тыс.грн. Рассчитаем налог с доходов работников:

1) 48000 грн. х 1,149425 = 55172,41 грн.

2) 55172,41 грн. х 13% = 7172,41 грн.

Как операции по медицинскому страхованию работников предприятия проводить в учете, покажем в таблице.

Таблица

№ п/п

 
Содержание операции


 
Бухгалтерский учет
 
Сумма, грн
 
Налоговый
учет
 
Дт
 
Кт
 
ВД
 
ВР
 
1
 
Перечислены страховые платежи страховой компании  377
 
311
 
48000
 
-
 
-
 
2
 
Зачтены расходы на страхование работников
 
685
 
377
 
48000
 
-
 
-
 
3
 
Отражены страховые платежи в составе расходов будущих периодов  39
 
685
 
48000
 
-
 
-
 
4
 
Доначислен доход работникам на расчетную сумму, предусмотренную п. 3.4 Закона о доходах (55172,41 грн. - 48000 грн.)  949
 
685
 
7172,41
 
-
 
-
 
5
 
Начислен налог с доходов работников
 
685
 
641
 
7172,41
 
-
 
-
 
6
 
Перечислен налог с доходов в бюджет
 
641
 
311
 
7172,41
 
-
 
-
 
7
 
Списана на расходы текущего месяца часть страховых платежей за работников (48000 грн. : 12 мес.)  949
 
39
 
4000
 
-
 
-
 

Что даст медстраховка работнику

Это зависит от вида медицинского страхования (непрерывное страхование здоровья или на случай конкретных болезней) и программ страхования (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, неотложная медицинская или комплексная медицинская помощь, стоматология и др.).

Например, при страховании на случай болезни можно застраховать работников от целого ряда заболеваний (инфекционных, органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой или эндокринной системы и т.п.), а можно только от одного, расходы по которому волнуют больше все: о.

Что касается непрерывного страхования здоровья, то оно принципиально отличается от страхования на случай болезни и аналогично страхованию "от всех рисков". Другими словами, застрахованному лицу предоставят медицинские услуги при любом заболевании, не отнесенном в перечень исключений правилами страхования или договором. Страховой тариф по медстрахованию граждан достигает 14% от страховой суммы, хотя для юридических лиц - постоянных клиентов по другим видам страхования - возможно его снижение до 1,5-2%. Тут уж как договоритесь.

О том, как действовать работнику при наступлении страхового случая, сказано в договоре страхования. Он сможет обратиться:

а) сразу в медицинское учреждение, указанное в договоре со страховой компанией;

б) в ассистанскую фирму либо диспетчерский центр, которые определят, где застрахованное лицо может получить лечение;

в) к страховщику, который сам определит медицинское учреждение, предоставляющее работнику медицинскую помощь.

Учтите, что получить медпомощь можно только по тем программам, которые оговорены договором. То есть если страховка не предусматривает амбулаторного лечения, то все расходы по нему работник будет нести самостоятельно. Кроме того, медицинскую помощь предоставят только в пределах страховой суммы (лимита ответственности по программе).

Если же работник хочет лечиться в больнице, отсутствующей в списке, предложенном страховой компанией, ему наверняка пойдут навстречу: сначала он сам заплатит за лечение, а после страховщик возместит ему затраты (также в пределах страховой суммы). Причем без дополнительного налогообложения, поскольку сумму страховых выплат не облагают налогом с доходов (абз."а" пп.4.3.32 Закона о доходах).

Тем не менее факт нанесения ущерба (наступления страхового случая) нужно надлежащим образом подтвердить, иначе возмещения не видать. Как это сделать, сказано в Порядке № 126. В зависимости от последствий страхового случая страховщик может потребовать такие подтверждающие документы:

- копию листка нетрудоспособности или соответствующую справку, заверенную в установленном порядке;

- счета предприятий, учреждений, организаций или других субъектов предпринимательской деятельности, которые имеют право на предоставление медицинских услуг (согласно Перечню № 385) и предоставляли их застрахованному лицу в связи с возникновением страхового случая;

- расчетные документы (квитанции, фискальные чеки, приходные кассовые ордера), свидетельствующие об оплате товаров (работ, услуг), предусмотренных условиями договора страхования и/или необходимость приобретения (получения) которых подтверждена соответствующими документами (направлениями, рецептами) предприятий, учреждений, организаций или других субъектов предпринимательской деятельности, которые в установленном законодательством порядке имеют право на предоставление медицинских услуг.

Когда можно обойтись без страховки и без налога

Действительно, законодательство предусматривает возможность оплатить лечение работников или членов их семей без уплаты налога с доходов граждан. Обратимся к абз."а" пп.9.7.4 Закона о доходах: не включают в налогооблагаемый доход целевую благотворительную помощь, предоставляемую резидентами - юридическими или физическими лицами в какой-либо сумме учреждению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению налогоплательщика или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений) в размерах, которые не покрываются выплатами из фонда общеобязательного медицинского страхования, кроме расходов на:

- косметическое лечение или косметическую хирургию;

- водолечение и гелиотерапию, не связанные с хроническими заболеваниями;

- лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора;

- лечение табачной или алкогольной зависимости;

- некоторые другие виды медуслуг, перечисленных в абз."а" пп.9.7.4 Закона о доходах;

- приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, не включенных в Национальный перечень лекарств.

Вышеприведенная норма Закона о доходах действует с 1 января 2004 года в полной мере. И пусть вас не смущает, что обязательное медицинское страхование существует только в законопроекте. Поскольку соответствующего фонда пока нет и за его счет расходы граждан на медицину не покрывают, то всю сумму расходов на оплату "разрешенных" медуслуг не облагают налогом на доходы физических лиц. Аналогичный вывод следует и из письма ГНАУ от 24.02.04 г. № 72/2/17-3110.

Перейдем к оформлению описанных операций. Понятно, что предприятию (учреждению, организации) перед предоставлением помощи нужно знать, за кого вносить деньги, какую сумму и куда. Для этого рекомендуем заинтересованному физлицу (кстати, не обязательно работнику предприятия) подать на имя руководителя предприятия заявление о перечислении средств на лечение (за себя или члена семьи первой степени родства), а также приложить к нему счет на оплату услуг медучреждения. После того как руководитель завизирует это заявление и издаст приказ о предоставлении целевой благотворительной помощи, придет черед бухгалтерии. Ей нужно будет проверить, является ли это медучреждение учреждением здравоохранения согласно Перечню № 385 и попадают ли лекарства, указанные в счете, в Национальный перечень лекарств. Кроме того, следует еще раз заглянуть в пп.9.7.4 Закона о доходах: вдруг какие-либо из предоставляемых медуслуг приведены в списке исключений. Если все нормально, то можно перечислять деньги без удержания налога с доходов.

Как и в случае с медстраховкой, сумму, перечисленную на лечение работников, нельзя включить в валовые расходы. И все же такая схема намного привлекательнее дополнительного начисления зарплаты или премии. К тому же, если взвесить все плюсы заботы о здоровье работников (тут и рост производительности труда, и улучшение психологического климата в коллективе, и повышение авторитета руководства), то окажется, что делать добрые дела не только престижно, но и выгодно. Ведь не зря говорят, что добро воздается сторицей.

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

2. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. № 889-IV.

3. Закон о пенсионном страховании - Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.03 г. № 1058-IV.

4. Закон об оплате труда - Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

5. Национальный перечень лекарств - Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМ Украины от 16.11.01 г. № 1482.

6. Порядок № 126 - Порядок применения подпунктов 4.3.32-4.3.33 пункта 4.3 статьи 4 Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" относительно страховых выплат, страховых возмещений, выкупных сумм, полученных плательщиком налога по договорам страхования, утвержденный распоряжением Госкомфинуслуг Украины от 18.11.03г. № 126.

7. Перечень № 385- Перечень заведений здравоохранения, утвержденный приказом Минздрава Украины от 28.10.02г. № 385.

8. Инструкция по статистике заработной платы - Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13.01.04 г. № 5.

“Все о бухгалтерском учете”, № 38 (949), 2 апреля 2004 г.