Возмещение НДС заявлено в счет будущих платежей:
могут ли его погасить облигациями

ВОПРОС: Совсем недавно налоговая сообщила, чтобы мы заплатили декабрьские обязательства, т.к. суммы НДС, задекларированные в 2002-2003 годах в счет будущих платежей, которые на 01.11.03 г. и на 01.01.04 г. не были погашены текущими налоговыми обязательствами, нам возместят облигациями согласно постановлению КМУ N 2014. Вы же в своих комментариях пишете, что подобным образом возмещают лишь НДСную задолженность, заявленную на возврат путем перечисления денег на счет. Поясните, кто прав и что нам лучше сделать?

ОТВЕТ: Узнать о таком новом веянии, по меньшей мере, было странно. Но факт остается фактом: на консультационную линию нашей редакции буквально обрушился шквал звонков. Удивленные и встревоженные читатели поведали нам о невероятном: облигациями внутреннего госзайма собираются погашать не только задолженность бюджета по НДС, которую должны были вернуть до 01.11.03 г. живыми деньгами на текущий счет, но так и не возместили до 01.01.04 г. (далее - денежная задолженность), а и которую задекларировали в счет будущих платежей по НДС (далее - обычная "задолженность").

Интересно, а чем аргументировано такое требование? Ведь погашению облигациями внутреннего госзайма (далее - облигации) подлежит исключительно денежная задолженность. И доказать это очень легко.

Прежде всего вспомним, что можно погашать облигациями. Согласно ст.12 Закона о Госбюджете - просроченную бюджетную задолженность по НДС, образовавшуюся на 01.11.03 г. и не возмещенную до 01.01.04 г Давайте теперь выясним, что представляет собой бюджетная задолженность. Ответ находим в пп.7.7.3 Закона о НДС: это суммы, не возмещенные налогоплательщику в течение определенного в настоящем пункте срока. Аналогичное по смыслу толкование предусматривает и п.6.1 Порядка возмещения. Следовательно, бюджетная задолженность появляется тогда, когда НДС по решению налогоплательщика должны были возместить в установленный законом срок. К примеру, для лица, которое вывозит за пределы Украины товары (работы, услуги) и имеет право на экспортное возмещение, - в течение 30 календарных дней со дня предоставления приложения 1 к декларации. Или по внутриукраинским операциям, облагаемым 20%-ным НДС, - в течение месяца, следующего за подачей декларации за третий отчетный период после появления отрицательного значения налога. Другими словами, налогоплательщик в таких случаях заявляет о возмещении НДС на расчетный счет (строки 23.2, 24.2 и 25.2 полной декларации). А что же получается, если он изъявил желание направить его отрицательные суммы всчет будущих платежей (неважно, изначально или по истечении положенного времени, изменив по заявлению направление возмещения с "живых денег" на "в счет будущих платежей")?

Тогда, по сути, для него срок возврата НДС становится не ограниченным во времени: когда возникнут налоговые обязательства по НДС, вот тогда и настанет полное или частичное возмещение. А это, согласитесь, происходит зачастую не через месяц, два, а спустя полгода, год и более!

Поэтому автору не понятно, на каком основании налоговая применяет 12-ю статью Закона о Госбюджете и разработанный под нее Порядок N 2014 к лицам, у которых существует обычная "задолженность". Совершенно очевидно: употреблять прилагательное "просроченная", использованное в названных документах, можно только по отношению к денежной задолженности (т.е. по которой срок возмещения уже прошел), но ни в коей мере не к обычной (по которой он еще не наступил!).

Кстати, сказанное подтверждает не только наше мнение, построенное на здравом смысле и действующем законодательстве. Против этого, как ни странно, не возражала и сама ГНАУ! В своем письме "О подготовке к реструктуризации бюджетной задолженности" от 19.12.03 г. N 19836/7/15-2117 она, в частности, утверждала:

"... Суммы налога на добавленную стоимость, которые по желанию плательщика были возмещены в счет погашения будущих платежей по НДС, но по состоянию на 01.11.2003 г. и на 01.01.2004 г. не были перекрыты текущими налоговыми обязательствами плательщика и учитываются на лицевом счете как переплата, не учитываются в составе просроченной бюджетной задолженности и, соответственно, реструктуризации не подлежат.

Если по состоянию на 01.11.2003 г. предприятие имело просроченную бюджетную задолженность по НДС, а в ноябре-декабре 2003 года поданному предприятию наступил срок уплаты самостоятельно начисленных налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость (или сумм, доначисленных по актам документальных проверок, или рассроченных сумм и пр.), которые были погашены за счет изменения направления возмещения части суммы просроченной бюджетной задолженности (а именно - направление в счет погашения платежей по НДС), под реструктуризацию подпадает сумма, оставшаяся фактически не возмещенной по состоянию на 01.01.2004 г.

Дальше ГНАУ приводит еще один неоспоримый аргумент в пользу нашей позиции:

"Если по состоянию на 01.11.2003 г. предприятие не имело остатков просроченной бюджетной задолженности по возмещению НДС, но при этом на лицевом счете плательщика учитывалась переплата, возникшая за счет возмещения в счет следующих платежей по НДС и по состоянию на 01.11.2003 г. не перекрытая налоговыми обязательствами; при этом в ноябре-декабре плательщик принимает решение об изменении направления возмещения (на возмещение в денежной форме - на текущий счет или в счет других платежей в госбюджет), то есть в ноябре-декабре возникает просроченная бюджетная задолженность по возмещению НДС перед данным плательщиком, которая остается не возмещенной по состоянию на 01.01.2004 г, то такая задолженность не подлежит реструктуризации, поскольку по состоянию на 01.11.2003 г указанная сумма не учитывалась как просроченная бюджетная задолженность". Уважаемые читатели, вы, конечно, согласитесь с нашим выводом: обычная "задолженность" не подпадает под облигационный порядок возмещения НДС, потому как она не бывает просроченной в принципе. Ее, по большому счету, и задолженностью-то* назвать нельзя.

Облигации же, как известно, будут погашать живыми деньгами. То есть налогоплательщик по облигациям сможет получать то возмещение, о котором он прежде заявил в декларациях - перечислением гривен на его текущий счет. Правда, возврат средств будет растянут во времени "всего-навсего" до начала 2009-го.

Таким образом, если инспектор по каким-либо причинам все-таки будет настаивать на том, чтобы провести зачет облигациями и включить ваше предприятие, имеющее обычную "задолженность", в Реестр**, вы имеете полное право не подписывать заявление о погашении вашей мнимой просроченной "задолженности"***. Ваш дебетовый задел по НДС должен выполнить свою задачу: позволить не платить в бюджет текущие налоговые обязательства по НДС (к примеру, за декабрь 2003 года) и не изымать из оборота средства на такие цели. Уверены, вы найдете, как ими распорядиться лучше.

* Вот почему в консультации поставлены кавычки.

** Реестр инвентаризации налогоплательщиков, имеющих бюджетную задолженность по НДС, образовавшуюся на 01.11.03 г. и не возмещенную до 01.01.04 г.

*** Обращаем внимание: без подачи такого заявления Порядок N 2014, по идее, не должен работать, т.к. банки без этой бумажки не смогут сформировать перечень получателей облигаций, без которых, в свою очередь, Госказначейство небудет иметь оснований зачислить на счета налогоплательщиков облигации (п.п. 11, 13 Порядка N 2014).

Список использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР.

2. Закон о Госбюджете - Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год от 27.11.03 г. N 1344-IV.

3. Порядок N 2014 - Порядок выпуска, обращения, погашения облигации внутреннего государственного займа со сроком обращения пять лет, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.03 г. N 2014.

4. Порядок возмещения - Порядок возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 02.07.97 г. N 209/72.

"Все о бухгалтерском учете", N 11 (922), 2 февраля 2004 г.