Реквием по печати

Это были не льготы - это была возможность существовать. Будет еще много эмоций, много шума, может быть, даже и слез утраты (утраты не просто доходов, а СВОЕГО ДЕЛА), много требований, много слов и цифр о том, что без льгот по НДС печатные СМИ и книжные издательства жить не смогут (в основном потому, что подписка уже прошла и издательства заплатят НДС не за счет потребителя, а за счет собственной прибыли), - это все будет!

Но давайте не будем торопиться, давайте не будем бороться по принципу "кто громче крикнет", так ведь недалеко и до борьбы по принципу "кто быстрее выстрелит"; давайте будем помнить даже в такой тяжелый момент, что все мы люди, что мы обязаны вести себя по-человечески (несмотря на "бесчеловечные" действия в отношении нас - "непротивление злу насилием", как говорится)... Давайте спокойно разберемся: а можно ли так делать по ЗАКОНУ? Для тех, кто еще не понял, о чем речь, сообщаю: мы говорим о приостановке на 2004 г. в соответствии с п.37 и п.49 ст.80 Закона о госбюджете на 2004 г. действия п.5.1.2 ст.5 Закона о НДС и Закона Украины от 06.03.2003 N 601-IV "О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине", фактически уничтожающему издательства, которым законодатель даже не дал времени для "перегруппировки сил".

Итак, нормы действующего законодательства Украины, в противоречие с которыми вступает п.49 ст.80 Закона о госбюджете, таковы:

- абз.1 п. 11.4 ст. 11 Закона о НДС;

- абз.7 ст.1 Закона о системе налогообложения.

Но если с противоречием Закону о НДС все предельно ясно, то наличие противоречий Закону о системе налогообложения придется доказывать.

Свою позицию автор мотивирует следующим: указанная правовая норма является сложной, она содержит как общую, так и специальную части. Общая часть гласит: "Изменения и дополнения к этому Закону, другим законам Украины о налогообложении (к которым, безусловно, относится и Закон о НДС) относительно предоставления льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся в этот Закон, другие законы Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года (в соответствии со ст.З Бюджетного кодекса Украины, бюджетный год начинается 1 января) и вступают в силу с начала нового бюджетного года". В цитируемой норме прямо не названа отмена льгот (то обстоятельство, что пп.5.1.2 Закона о НДС является льготой, мы под сомнение не ставим), однако поскольку во второй (специальной) части нормы говорится об отмене льгот (в определенных случаях) как об исключении из общего правила, то можно сделать вывод о том, что порядок отмены льгот также регулируется ч.1 (общей) абз.7 ст.1 Закона о системе налогообложения.

Особый интерес вызывает вторая (специальная) часть данной правовой нормы, которая звучит так: "Это правило не применяется в случаях уменьшения размеров ставок налогов, сборов (обязательных платежей) или отмены льгот по налогообложению и других правил, которые приводят к нарушению правил конкуренции и созданию налоговых преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам"'. Эта часть нормы,

безусловно, нуждается в толковании (автор не претендует на справедливость предложенного им варианта - официальное толкование законов может давать Конституционный суд), но полагает, что его версия в суде может быть использована.

Итак, для того чтобы достоверно определить, есть ли противоречие между п.49 ст.80 Закона о госбюджете и абз.7 ст.1 Закона о системе налогообложения, необходимо установить следующее:

Первое. Приводил или нет пп.5.1.2 ст.5 Закона о НДС к нарушению правил конкуренции.

Второе. Создавал или нет пп.5.1.2 ст.5 Закона о НДС налоговые преимущества отдельным субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам.

На второй вопрос ответ "нет" очевиден, так как пп.5.1.2 создавал налоговые преимущества для всех издателей.

На первый вопрос автор затрудняется дать однозначный ответ по причине отсутствия в Украине законодательства, четко определяющего что есть "правила конкуренции" и что относится к "нарушению правил конкуренции" - действующий в Украине Закон от 07.06.1996 N 236/96-ВР "О защите от недобросовестной конкуренции" (с изменениями и дополнениями) не дает однозначного ответа на этот вопрос. Можно лишь предполагать, что действия, разрешаемые этими законодательными актами, не выходят за рамки "правил конкуренции", а действия, ими запрещаемые, являются "нарушением правил конкуренции", Дабы не занимать время читателей перечислением всех конкурентных нарушений, автор резюмирует: о налогах там ни слова нет! Итак, действие пп.5.1.2 Закона о НДС к "нарушению правил конкуренции" также не приводит.

А из этого следует, что применятся общая часть абз.7 ст.1 Закона о системе налогообложения, предписывающая что:

- отмена льгот по НДС может производиться только внесением изменений в законы о налогообложении (которым Закон о госбюджете, безусловно, не является);

- отмена льгот по НДС может производиться внесением изменений в законы о налогообложении не ранее 1 июля года, предшествующего году, в котором льгота перестает действовать.

Автора как человека сугубо практического всегда интересует возможность отстаивания нарушенного права: одно дело определить, что вас, грубо говоря, "кинули"; но совсем другое - добиться торжества справедливости. Итак, посмотрим, что же на этот счет говорит нам судебная практика. Существует ряд решений Конституционного суда Украины, отменяющего те или иные положения законов о госбюджете на соответствующий год, но среди этих дел автор не нашел ни одного, касающегося отмены "налоговых" норм. То есть такая практика в Украине отсутствует. Да и обратиться в Конституционный суд гражданин или юридическое лицо с конституционным представлением о признании акта недействительным не имеет права, а вот с конституционным обращением об официальном толковании Конституции Украины или Законов Украины - это пожалуйста!

Потому смелым налогоплательщикам, заинтересованным в отстаивании своего нарушенного права на освобождение от, НДС можно порекомендовать следующий способ защиты.

1. Продолжать применять п.5.1.2 Закона о НДС как ни в чем не бывало2.

2. После проведения проверки и поступления в Ваш адрес налогового уведомления начинать процедуру апелляционного согласования (при этом налог Вы не платите).

Во время этой процедуры провести тщательную подготовку к обращению в суд, а именно:

- тщательно подготовить исковое заявление;

- руководствуясь ст.42 и 43 Закона Украины от 16.10.1996 N 422/96-ВР "О Конституционном суде Украины", подготовить конституционное обращение, ходатайствуя таким образом об официальном толковании п.49 ст.80 Закона о госбюджете, абз.7 ст.1 Закона о системе налогообложения и абз.1 п.11.4 ст.11 Закона о НДС.

3. После получения отказа на апелляционную жалобу из ГНАУ подавать исковое заявление в хозяйственный суд о признании недействительным индивидуального акта нормативного характера - налогового уведомления, основывая исковые требования тем, что пп.5.1.2 Закона о НДС продолжает действовать. При этом можно использовать и имеющуюся судебную практику, а именно - Постановление Верховного суда Украины от 23.09.20033, где дважды цитируется спасительная фраза из Закона о системе налогообложения о том, что порядок внесения изменений в "нало-1 говые" законы имеет существенные особенности, и другие документы.

Основные нормативные документы

1. Закон о госбюджете на 2004 г. - Закон Украины от 27.11.2003 N 1344-IV "О Государственном бюджете Украины на 2004 год".

2. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

3. Закон о системе налогообложения - Закон Украины "О системе налогообложения" в редакции от 18.02.1997 N 77/97-ВР (с изменениями и дополнениями).

Экспресс анализ законодательных и нормативных актов, N50(416), 15 декабря 2003г.
Подписной индекс 40783