Быть или не быть единщиком в 2004 году
Пенсионный "подарок"
Главное, что волнует единщиков, - необходимость уплачивать взносы в Пенсионный фонд. Если сейчас они только удерживают из заработка своих наемных работников 1 или 2%, то с 1 января 2004 года должны будут и начислять взнос по ставке 32%. А физлицам-предпринимателям придется еще и платить за себя фиксированную сумму пенсионного взноса, размер которой пока еще не установлен. Так предписывает Закон о пенсионном страховании, который не только уточнил перечень плательщиков пенсионных взносов, но и изменил базу начисления.
На первый взгляд, единщики поставлены в равные условия с субъектами общей системы налогообложения. Но на самом деле со следующего года они заплатят пенсионные взносы дважды: первый раз прямым платежом, а второй - в составе единоголалога (по Указу N 727 отделения Госказначейства Украины отдают в Пенсионный фонд 42% поступившей суммы). Понятно, что такая ситуация не нормальна и должна быть как-то исправлена.
Кстати, нечто похожее в нашем налоговом законодательстве уже было. Как помнят единщики со стажем, в начале 2001 года вступили в силу законы по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, временной потери трудоспособности и от несчастных случаев на производстве. Они не предусматривают освобождения субъектов предпринимательства, применяющих упрощенные системы налогообложения, от уплаты страховых взносов. Поэтому специалисты фондов подходили к единщикам с общими требованиями, на что последние справедливо возражали (15% единого налога уже распределяется в соцфонды) и отказывались платить.
Тогда вовремя вмешались Минтруда и Госкомпредпринимательства Украины. В письме от 20.04.01 г. N 03-3/1808-020-1, решая дилемму "платить или не платить", сотрудники вышеуказанных ведомств пошли по такому пути: необходимость уплаты они поставили в зависимость от того, попадает ли в социальные фонды (как бывшие, так и во вновь созданные) часть единого или иного специального налога. Таким образом, единщикам официально дали "добро" и они до сих пор не начисляют взносов на случай безработицы и временной потери трудоспособности. А вот Фонд страхования от несчастных случаев на производстве "подкармливать" приходится, поскольку он создан позже, не имел предшественника и от "единоналожного пирога" ему ни крошки не достается.
Можно ли рассчитывать, что и от пенсионных взносов удастся уйти так же? Думаем, что нет, ведь вышеперечисленные соцстраховские законы вообще не упоминли субъектов упрощенных систем налогообложения. Это и позволило компетентным органам ликвидировать двойное налогообложение простым письмом. С Пенсионным фондом подобное не пройдет. Закон о пенсионном страховании прямо называет страхователя ми юридических и физических лиц - плательщиков единого налога и обязывает их уплачивать страховые взносы. Так что здесь нужна законодательная помощь.
Пробелы Закона о доходах
С нового года единщикам-физлицам, работающим в тандеме с предприятиями или другими предпринимателями, добавит головной боли и Закон о доходах.
Во-первых, он не определил порядка устранения двойного обложения доходов самозанятых лиц. Так, в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включают "доход прибыль), полученный самозанятым лицом от осуществления им предпринимательской деятельности или независимой предпринимательской деятельности, если такое лицо выбрало специальную (упрощенную) систему налогообложения такого дохода (прибыли) в соответствии с законом" (пп.4.3.25 Закона о доходах). Но при этом в Законе о доходах ничего не сказано о том, как плательщику дохода проверить статус единщика. Мало того, из бывшей Инструкции о подоходном налоге с граждан (с 1 января 2004 года - Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью) налоговики изъяли норму, в которой речь шла о неудержании налога, если получатель предоставил Свидетельства о госрегистрации и об уплате единого налога.
Скорее всего в начале будущего года этот законодательный пробел будет заполнен, но сегодня мы имеем лишь противоречивые высказывания чиновников из ГНАУ.
Во-вторых, п.1.8 Закона о доходах обрисовывает ситуацию, при которой частного предпринимателя могут приравнять к наемному лицу, а его доходы - к зарплате и затем обложить налогом. Это возможно, когда ЧП по заказу другого лица выполняет работы (услуги) по гражданско-правовым договорам на постоянной и регулярной основе (т.е. больше одного месяца) и/или когда заказчик получает все выгоды от выполнения, а также несет все риски от невыполнения таких работ (услуг).
Мы думаем, вышеприведенная норма появилась неслучайно. Она призвана закрыть законодательную лазейку для предприятий, которые завуалировали трудовые отношения со своими работниками, зарегистрировав последних предпринимателями (как правило, плательщиками единого налога), и заключили с ними гражданско-правовые договоры на выполнение работ (услуг). Так что дуэт "предприятие - предприниматель-единщик" в некоторых случаях перестанет быть налогопривлекательным.
"Сюрприз" нерезидентам
При подаче заявления со своей порцией трудностей могут столкнуться и юрлица, учрежденные нерезидентами. Дело в том, что до сведения налоговых органов на местах ГНАУ довела письмо от 06.11.03 г. N 17331/7/15-1217, где в виде ответов на вопросы разъяснила особенности применения Указа N 727.
Первый вопрос такой: может ли уплачивать единый налог юридическое лицо, если его учредитель - физическое лицо, которому принадлежит более 25% уставного фонда этого юрлица? Ответ дан совершенно правильный: "ограничений относительно учредителей - физических лиц Указом не предусмотрено".
Сосредоточимся на втором вопросе: может ли перейти на упрощенную систему юрлицо, учредитель которого (один из учредителей) - нерезидент (юридическое или физическое лицо), независимо от доли в уставном фонде предприятия? Судя по тексту, налоговики задали его сами себе и сами же ответили: "Субъект предпринимательства, у которого учредитель или один из учредителей является иностранцем, не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога независимо от его доли в уставном фонде предприятия".
Какой же аргумент привели в защиту этого тезиса? Вот он: в Законе о поддержке закреплено, что поддержка направлена на отечественных производителей (это действительно сказано в ст.4 вышеупомянутого Закона). Значит, и главная составляющая часть поддержки - льготное упрощенное налогообложение внедрено для субъектов малого предпринимательства отечественных производителей.
Жаль, что налоговики не пошли дальше и не стали выяснять, кого же считать таковыми. А может, и умышленно умолчали, так как обнаружили, что интересующий нас термин расшифрован только в Законе о закупке и только для целей этого Закона: отечественный производитель - субъект предпринимательства - резидент, который производит товары, выполняет работы или предоставляет услуги на территории Украины.
Даже если принять во внимание этот термин, получается, что юрлицо, зарегистрированное субъектом предпринимательства в Украине, в ней же работающее и уплачивающее налоги, нужно считать резидентом и, следовательно, отечественным производителем. Так что доводы специалистов ГНАУ безосновательны.
Кстати, с такими же претензиями могут столкнуться и частные предприниматели - иностранные граждане. Для подтверждения права платить единый налог мы рекомендуем им обратиться к ст.1 Закона о поддержке. Там черным по белому пропечатано, что он распространяется на физических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности. А по нашему законодательству иностранцы регистрируются субъектами предпринимательства наравне с гражданами Украины. Так что оригинал Свидетельства о государственной регистрации иностранца как субъекта предпринимательства, - главный аргумент "за" применение упрощенной системы налогообложения.
Послесловие
Так уж выходит, что грядущий год встречает плательщиков единого налога неопределенностью: как решится вопрос с Пенсионным фондом, поднимут ли максимальную ставку единого налога для физических лиц, устранят ли двойное налогообложение, примут ли новый закон об упрощенной системе? В общем, сплошное гадание на "законодательной" гуще.
Список использованных нормативно-правовых актов:
1. Указ N 727 - Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. N 727/98.
2. Закон о пенсионном страховании - Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.03 г. N 1058-IV.
3. Закон о доходах - Закон Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22.05.03 г. N 889-IV.
4. Закон о поддержке - Закон Украины "О государственной поддержке малого предпринимательства" от 19.10.2000 г. N 2063-III.
5. Закон о закупке - Закон Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства" от 22.02.2000 г. N 1490-III.
"Все о бухгалтерском учете", N 117 (905), 8 декабря 2003 г.
