Путеводитель бухгалтера по таможне,
или этапы таможенного оформления импорта
внешнеэкономических грузов

Отношения субъектов внешнеэкономической деятельности (далее - субъекты ВЭД) с должностными лицами таможенных органов (далее - инспектора), как известно, далеки от идеальных. Но мало кто из субъектов ВЭД осознает, в чем причина большинства споров, возникающих при таможенном оформлении. А заключается она прежде всего в том, что они недостаточно знают процедуру таможенной очистки товаров. К тому же привыкли полагаться на устные советы (а не предусмотренный действующим законодательством документарный порядок). Как следствие - немало необязательных ошибок делается при предоставлении документов, определении таможенной стоимости, кода товара и т.п. Поэтому цель статьи - помочь вам до конца во всем разобраться.

Физические лица оформляют перемещение товаров и других предметов через таможенную границу Украины непосредственно на границе в момент ее пересечения. Юридические лица таможенное оформления осуществляют до пересечения таможенной границы по месту их аккредитации.

Главный документ, регулирующий деятельность таможенных органов, - это Таможенный кодекс Украины (далее - ТКУ). А порядок проведения таможенного оформления приведен в Порядке осуществления таможенного контроля. В нем весь процесс таможенного оформления разделен на несколько этапов, каждый из которых состоит из определенного количества стадий, начиная с приемки товара к таможенному оформлению и заканчивая выпуском его в задекларированный режим.

Обратите внимание, что каждая таможня, учитывая особенности своего местонахождения и специфику грузопотока, может иметь индивидуальную технологию таможенного оформления товаров, которая будет несколько отличаться от общей. Существуют две разновидности таких технологий - это так называемые "открытая" и "закрытая" схемы. По "открытой" схеме, которую еще называют "контактной", декларант должен сам носить документы между отделами и передавать их с этапа на этап. По "закрытой" или "бесконтактной" декларант только подает документы оперативному дежурному и от него же по завершению их получает.

Первый шаг в таможенном оформлении - декларирование товара. Оно может быть двух видов: устное (осуществляет физическое лицо в пункте пропуска через таможенную границу Украины - так называемые "зеленые коридоры") и письменное. Последнее необходимо при ввозе товаров фактурной стоимостью больше эквивалента 100 USD, а также при:

- ввозе товара в режиме "таможенный лицензионный склад" (п.6.2 Положения об открытии и эксплуатации ТЛС);

- поступлении в Украину гуманитарной помощи (Закон о гуманитарной помощи; Порядок таможенного оформления грузов гуманитарной помощи; Инструкция об упрощенном декларировании гуманитарных грузов);

- импорте подакцизных товаров (Приказ об особенностях таможенного оформления).

Кстати, официальной письменной декларацией является грузовая таможенная декларация, или ГТД, порядок работы по которой регулирует Положение о ГТД. Проще говоря, ГТД - это заявление, которое содержит сведения о товарах и транспортных средствах и цели их перемещения через таможенную границу Украины или об изменении таможенного режима относительно этих товаров и транспортных средств, а также информацию, необходимую для начисления таможенных платежей, осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, которая предоставляется вустанов-ленных законодательством случаях (товар на сумму больше эквивалента 100 USD или одно из вышеприведенных исключений). Оформленная ГТД свидетельствует, что субъекту ВЭД предоставлено право размещать товары в заявленном таможенном режиме. Правда, ГТД можно составлять и тогда, когда по закону достаточно и устной формы декларирования, но только по желанию собственника груза (письмо ГТСУ N 09/1-2368). Последний случай - общепринятая мировая норма, которая иногда может оказаться удобной, если нужно документально подтвердить операции для контролирующих органов или подтвердить исполнение обязательств по некоторым контрактам. Например, если представитель резидента ввозит ручной кладью для своего предприятия пробные экземпляры купленных им товаров и необходимо отразить факт их использования в бухгалтерской отчетности.

ГТД заполняют по требованиям Инструкции о заполнении ГТД, а также Порядка заполнения ГТД. В соответствии с этими документами ГТД составляют на одну партию товаров при условии, что ко всем товарам указанной партии применяют одинаковый таможенный режим. Положение о ГТД определяет, что партия товаров - это:

- товары и другие предметы, которые направляются по адресу одного получателя по одному товарно-транспортному документу (накладной, коносаменту и т.п.), а также товары, которые, пересылаются по одной почтовой накладной или перемещаются в качестве ручной клади одним лицом, пересекающим таможенную границу Украины;

- товары и другие предметы, которые поступают на станцию назначения одновременно в составе одной отправки, по адресу одного грузополучателя, от одного грузоотправителя, с одной станции отправления;

- товары, которые поставляются трубопроводным транспортом или линиями электропередач по одному акту приемки-передачи в течение срока, необходимого для перемещения товара объемом, указанным в акте. Такой срок не может превышать одного месяца.

Если в партию входят товары с разными кодами по Украинскому классификатору товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), а также когда товары с одинаковым кодом по УКТВЭД имеют резные данные (страна происхождения, валюта оценивания и т.п.), сведения указывают на дополнительных листах ГТД. Одна ГТД с применением дополнительных листов составляется не более, чем на 99 наименований товаров, при этом дополнительные листы можно использовать, только когда таможенный режим внесенных в них товаров совпадает с режимом товаров, указанных на основном листе.

Теперь рассмотрим подробнее порядок таможенного оформления импорта внешнеэкономических грузов.

1.Предоставление документов в случае
таможенного оформления вне места
государственной аккредитации. Предварительное
декларирование при импорте.
Предоставление предварительного
уведомления/предварительной
грузовой таможенной декларации

Как известно, таможенное оформление осуществляется только по месту регистрации (учета) субъекта ВЭД. Однако иногда нужно задекларировать партию товаров в таможне, на которой субъект не аккредитован. Тогда следует предварительно оформить письмо-согласование (ПС), за исключением таможенного оформления подакцизных товаров. И еще в случае оформления груза по ПС окончательное определение кода товаров по УКТВЭД и его таможенной стоимости возлагается на таможню оформления.

Субъекты ВЭД, желающие декларировать груз в таможне, в которой они не состоят на учете, должны обратиться в оперативное подразделение (далее - ОП) таможни учета с двумя экземплярами ПС и двумя пакетами документов и дискетой с электронной копией ПС в установленном формате.

В пакет документов должны входить заверенные в установленном порядке копии:

- учетной карточки субъекта ВЭД;

- справки о декларировании валютных средств;

- внешнеэкономического контракта;

- разрешений контрольных органов, лицензий, карточек регистрации и т.п.

При положительном решении "своей" таможни экземпляр ПС, предназначенный для предоставления в таможню оформления, удостоверяют оттиском круглой печати общего отдела или канцелярии и вместе с пакетом документов и магнитным носителем информации с электронной копией ПС возвращают субъекту ВЭД. Затем декларант обращается в ОП таможни оформления с пакетом документов и ПС, которое при отсутствии замечаний визируют и учитывают.

Таможенное оформление грузов, которые ввозятся в Украину, де-факто начинается задолго до предоставления ГТД. В соответствии с Положением о порядке контроля за доставкой, Положением о порядке контроля за ввозом отдельных видов товаров и постановлением о ввозе отдельных видов товаров при импорте субъект ВЭД должен заблаговременно предоставить таможенным органам предварительное уведомление; далее - ПУ) или предварительную декларацию (далее - ПД). Разница между ПУ и ПД в том, что при оформлении ПД все обязательные платежи начисляют в полном объеме и применяют одну из мер обеспечения доставки товаров к таможне назначения: денежный залог в полном размере платежей, подлежащих уплате, гарантийное письмо, финансовую гарантию, таможенное сопровождение, перевозку с применением так называемой книжки МДП. Перечень товаров, на которые оформляют ПД, и порядок применения мер обеспечения приведены в Положении о порядке контроля за ввозом отдельных видов товаров. ПД не нужна при:

- оформлении товара непосредственно в таможенном органе, расположенном в пункте пропуска через таможенную границу Украины;

- ввозе грузов гуманитарной помощи;

- получении товара через международные почтовые отправления и службы ускоренной доставки (UPS, DHL TNT и т.п.);

- ввозе товаров, ранее вывезенных под обязательство о возврате. В этом случае предоставляют ПУ.

Кроме этого, п.1.21 данного Положения установил перечень, когда вместо ПД можно предоставить ПУ при наличии подтверждающих документов согласно этому пункту. Если таких документов нет, оформляют ПД.

В упомянутый перечень, в частности, входит ввоз:

- товаров на условиях соглашений о свободной торговле;

- имущества как взноса иностранного инвестора в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициям или как инвестиция на основании договора о совместной инвестиционной деятельности;

- давальческого сырья иностранным заказчиком и пр. ПУ оформляют на те товары, на которые не оформляют ПД.

По желанию субъекта ВЭД при ввозе на таможенную территорию Украины больших партий однородныхтоваров через один пункт пропуска от одного отправителя в адрес одного получателя ПУ можно оформить:

- на объем товара, который будет ввозиться в пределах одного внешнеэкономического соглашения (контракта). При этом ПУ действительно в течение трех месяцев со дня принятия его таможней;

- на произвольно выбранный объем товаров, который будет ввозиться в течение трех месяцев со дня принятия ПУ таможней.

ПУ предоставляют вдвух экземплярах.

Как ПУ, так и ПД действительны в течение трех месяцев и потом автоматически аннулируются. К тому же их в этот срок может отозвать субъект, но только если заявленный товар еще не на территории Украины.

Доставив груз на таможню назначения и получив необходимое разрешение, пакет документов предоставляют оперативному дежурному.

2. Дежурный инспектор. Принятие ГТД к
оформлению и отказ в оформлении ГТД.
Первый этап таможенного оформления. Отдел статистики.

К таможенному оформлению, кроме ГТД, необходимо предоставить следующие документы и необходимое количество их копий:

а) личный паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, выданный уполномоченным на это государственным органом;

б) документы, подтверждающие полномочия декларанта на осуществление декларирования товаров и транспортных средств;

в) учетную карточку субъекта внешнеэкономической деятельности или в установленных случаях ее заверенную копию;

г) товаротранспортные и товаросопроводительные документы;

д) разрешения и сертификаты уполномоченных государственных органов (в установленных законодательством случаях) и другие документы, указанные в графе 44 ГТД;

е) ПД/ПУ;

ж) реестр документов (то есть список всех бумаг, составленный и заверенный в установленном порядке). Он нужен для всех таможенных режимов, кроме транзита, таможенное оформление которого осуществляют в пункте пропуска;

з) лист контроля проведения таможенного оформления по ГТД (далее - Лист контроля);

и) другие документы (страницы каталогов, технические описания и т.п.). В частности, к ним относится лист об упаковке, который удостоверяет наличие у субъекта ВЭД договора с государственной компанией "Укрэкокомресурсы" или подобной структурой об утилизации тары импортируемых товаров. Субъекты ВЭД, к которым применена согласно ст.37 Закона о ВЭД санкция - режим индивидуального лицензирования, к таможенному оформлению предоставляют свои разрешительные лицензии установленного образца.

Принимая ГТД к оформлению, инспектор таможенного органа:

- проверяет полномочия декларанта;

- получает от декларанта ГТД и пакет товаросопроводительных документов;

- проверяет комплектность пакета документов, соответствие их реквизитов задекларированным данным;

- если нет замечаний, проставляет оттиск штампа "Под таможенным контролем" (далее - штамп ПТК) на всех листах ГТД, а также подписывает и указывает свою фамилию;

- присваивает ГТД регистрационный номер согласно порядковому номеру Журнала учета ГТД.

С этого момента ГТД считается принятой к оформлению. Следовательно, декларант несет полную ответственность за достоверность сведений, указанных в ГТД. Декларант ее не может отозвать.

ГТД к оформлению не принимают, если:

- нет полного комплекта документов, нужных для таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств;

- декларант подал ГТД, заполненную с подчистками и ошибками;

- это предусмотрено законодательством Украины.

Правда, следует помнить, что при наличии достаточных оснований в таможенном оформлении может быть отказано на любом этапе, даже после того, как приняли ГТД. В таком случае составляют протокол о нарушении таможенных правил с дальнейшим расследованием в соответствии с действующим законодательством. Если таким основанием является подозрение о наличии в грузе контрафактных (пиратских) объектов интеллектуальной собственности, таможенное оформление приостанавливается до выяснения обстоятельств.

Инспектор, запретивший продолжать таможенное оформление, обязательно заполняет карточку отказа, номер которой соответствует номеру ГТД.

Отрывной талон - важный юридический документ, на основании которого предприятие или перевозчик, либо лицо, уполномоченное на декларирование, имеет право обжаловать действия таможенного органа в:

- региональную таможню;

- ГТСУ относительно действий таможен центрального подчинения и решений региональных таможен;

- суд.

Добавим, что после оформления карточки отказа начисления сбора за пребывание товаров и других предметов под таможенным контролем прекращают.

При оформлении ГТД работники отдела статистики осуществляют контроль соответствия данных электронной копии ГТД данным на бумажном носителе. Инспектор таможенного органа проверяет, правильно ли применен валютный курс, есть ли среди задекларированных товаров объекты интеллектуальной собственности и т.п.

По итогам контроля (если нет замечаний) инспектор проставляет в соответствующих графах Листа контроля время начала и окончания выполнения контрольных функций, свои фамилию, инициалы и оттиск штампа "Проверено" и заполняет его. На этом первый этап оформления завершен.

3. Отдел тарифов и таможенной стоимости.
Проверка правильности определения кода товара
и его таможенной стоимости

Далее осуществляется проверка правильности определения страны происхождения, классификации и кодирования товаров. Если документов, представленных декларантом, недостаточно для принятия решения о полноте и/или достоверности проверяемых сведений, проводится таможенный досмотр. Во время досмотра также проверяют соответствие товаров критериям группы риска (товарам, которые могут классифицироваться в нескольких позициях).

Когда нужно делают запрос о проведении обязательных исследований в таможенную лабораторию для определения химического состава товара, его свойств, имеющих решающее значение при установлении кода, и/или в таможенное подразделение высшего уровня для окончательной классификации и кодирования товара.

Если все правильно, инспектор заполняет Лист контроля и ставит штамп "Правильность классификации проверена".

Пример. В Украину ввозят стиральные машины "Аристон", полностью автоматические, с фронтальной загрузкой. Есть два варианта кодирования: код 8450 11 90 00, описание позиции " ________________ вместительностью свыше 6 кг, но не более 10 кг сухого белья", льготная ставка 5%; и код 8450 1111 00, описание позиции " ______________ с фронтальной загрузкой", льготная ставка 25%. Применение неправильного кода - основание для возбуждения по статьям 118 ТКУ "Недекларирование предметов или декларирование их не своим наименованием" и 120 ТКУ "Действия, повлекшие недоборы таможенных платежей".

Примечание. Приведенный пример касается так называемых товаров группы риска. Если вы импортируете товар, который можно классифицировать двумя или более кодами (в частности те, которые содержатся в приложении 3 к п.1.7 Порядка работы отдела контроля таможенной стоимости), то классификацию такого товара необходимо согласовать с работниками отдела тарифов и таможенной стоимости еще до предоставления ГТД.

Согласование имеет вид идентификационного, или предварительного, досмотра и осуществляется в соответствии с Порядком проведения идентификационного досмотра. Досмотр осуществляют еще до предоставления ГТД к таможенному оформлению в обязательном присутствии лица, представляющего перевозчика (экспедитора), и инспектора грузового отдела. К идентификационному досмотру могут также привлекаться работники других отделов (в нашем случае - отдела тарифов и таможенной стоимости).

В этом же отделе рассматривают, правильно ли определена таможенная стоимость. Странно, что несмотря на огромное количество публикаций в отечественной прессе, субъекты ВЭД снова и снова путаются в таможенной стоимости. Хотя на практике в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения ГТД все сводится к установлению фактурной стоимости и учету условий поставок:

 +---------------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Импорт ¦
¦п/п¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------------------¦
¦1 ¦При ввозе товаров на таможенную территорию Украины их таможенную ¦
¦ ¦стоимость определяют путем приведения фактурной стоимости к базе цен ¦
¦ ¦CIF - украинский порт, СІР - пункт назначения на границе Украины, СРТ ¦
¦ ¦- пункт назначения на границе Украины или DAP - граница Украины ¦
+---+-----------------------------------------------------------------------¦
¦2 ¦Если по условиям соглашения пункт поставки (назначения) находится вне ¦
¦ ¦таможенной территории Украины (например, EXW - Будапешт, FOB-Токио, ¦
¦ ¦CIF-Рига, DAF-Брест), то к фактурной стоимости прибавляют ¦
¦ ¦дополнительные расходы на доставку товаров к таможенной границе Украины¦
+---+-----------------------------------------------------------------------¦
¦3 ¦Когда по условиям поставки пункт назначения находится на таможенной ¦
¦ ¦территории Украины (например, СІР - Николаев, DDP - Львов), из ¦
¦ ¦фактурной стоимости вычитаются расходы на транспортировку после ¦
¦ ¦пересечения таможенной границы Украины ¦
+---------------------------------------------------------------------------+

Другими словами, таможенная стоимость товара - это, собственно, цена товара и все расходы (транспортные, страховые, прочие (погрузка/разгрузка, таможенные платежи и т.п.)) до таможенной границы Украины. Это касается как импорта, так и экспорта.

4. Отдел платежей. Контроль за поступлением и начислением
таможенных платежей; верификация сертификатов

На этом этапе происходят:

1) проверка правильности применения валютного курса;

2) проверка оснований для предоставления льгот и освобождений, а также правильности их применения;

3) проверка правильности начисления таможенных платежей.

Таможенное оформление в Украине довольно сложное и непрозрачное. Седых волос субъектам ВЭД добавляет и то, что таможенных платежей немало, формулы их начисления часто запутаны и противоречивы. Ведь мало кто, кроме специалистов, может заранее сказать, за что и сколько придется платить. Поэтому перед началом таможенного оформления собственнику товара полезно хотя бы приблизительно определить сумму, в которую оно обойдется.

По ГТД начисляют:

- сбор за таможенное оформление;

- импортную пошлину;

- акцизный сбор (если товары - подакцизные); - НДС.

Скажем несколько слов о каждом из этих платежей.

Сбор за таможенное оформление. Его взимают всегда, кроме случаев оформления грузов гуманитарной помощи (она освобождена от всех платежей). На сегодня для режима "импорт" величинаэтогосборасоставляет: для груза стоимостью от 100 до 1000 N80 - $5, для грузов стоимостью более 1000 USD 0,2% стоимости партии, но не более эквивалента $1000.

Импортная пошлина. Ею не облагают грузы, которые оформляют на условиях Соглашений о свободной торговле, если они соблюдены. К товарам, которые ввозят на условиях Соглашений о режиме наибольшего содействия без соблюдения требований Соглашений о свободной торговле или входящих в перечни исключений из этих Соглашений, применяют льготную ставку пошлины (все ставки ввозной пошлины приведены в Таможенном тарифе Украины).

Акцизный сбор. Начисляют только на подакцизные товары. Ставки акциза определены в законодательных актах, которыми он установлен.

НДС по ставке 20%. Его начисляют согласно Закону о НДС, и базой для исчисления налога выступает договорная (контрактная) стоимость товара (но не менее таможенной, указанной в ГТД) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины.

Сбор за хранение под таможенным контролем установлен постановлением о ставках таможенных сборов: 0,05% таможенной стоимости товара в день. Его не начисляют за первые 15 календарных дней пребывания товара под таможенным контролем. В срок, в который оплачивают этот сбор, также не входят день доставки товаров к таможне назначения и день завершения таможенного оформления. Другие случаи перечислены в п.7.3 Порядка взимания таможенных сборов.

Сбор за вызов инспектора таможни уплачивают при начислении и взимании сбора за таможенное оформление товаров вне постоянно действующей зоны таможенного контроля или в нерабочее время таможни. Инспектора вызывают, когда специфика товара не позволяет провести таможенный контроль в обычном порядке (например, при поставках по железной дороге или когда это нужно сделать срочно).

Ставка за присутствие работника таможни во время загрузки транспортного средства в рабочее время вне зоны таможенного контроля в течение 1 часа (даже неполного) составляет $20. Учтите также, что во время, израсходованное работником таможни на таможенное оформление, входит время проезда к месту назначения и назад. Если такую загрузку будут осуществлять в нерабочее время, субботу, воскресенье, ставка возрастет до $ 40 за час, а в праздничные дни - и до $ 50;

4) контроль за своевременностью уплаты таможенных платежей;

5) проверка соответствия указанных в ГТД банковских реквизитов субъекта ВЭД, предприятия, осуществляющего декларирование на основании договора, данным других поданных документов;

6) проверка поступления средств на депозитный счет таможенного органа.

В платежных поручениях на уплату платежей, подлежащих начислению и взысканию по ГТД, в графе "Назначение контроля" должно быть указано "Предварительная оплата" за таможенное оформление ГТД. Без НДС".

Деньги, переведенные таким образом, можно использовать исключительно в уплату налогов и сборов по ГТД и единого сбора, который взимают непосредственно в пункте пропуска через таможенную границу Украины.

Если инспектор не будет иметь замечаний, он спишет денежные средства, сделав пометку на обороте платежного документа (поручения) или при помощи банковского программного обеспечения (если оно есть на таможне).

Далее инспектор заполнит графу С ГТД, заверит записи в ней оттиском номерного штампа "Уплачено" на всех листах ГТД, укажет дату и поставит личную подпись; в соответствующих графах Листа контроля проставит время начала и окончания выполнения контрольных функций, свои фамилию, инициалы и оттиск номерного штампа "Уплачено" и заполнит его, что будет свидетельствовать о завершении контроля на этом этапе.

5. Грузовой отдел. логический контроль. Таможенный досмотр

Перед осуществлением таможенного досмотра повторно проверяют правильность определения кода товара по УКТВЭД, а также - в установленных законодательством случаях - наличие разрешительных документов уполномоченных государственных органов, которые подтверждают проведение других видов контроля (радиологического, экологического и т.п.).

При наличии признаков нарушения таможенных правил (далее - НТП):

- составляют протокол о НТП;

- проводят передосмотр груза и составляют протокол таможенного досмотра;

- принимают меры по размещению груза на складе таможни или выдачи его на хранение с составлением акта установленной формы.

За нарушение таможенных правил применяют следующие административные санкции:

- предупреждение;

- штраф;

- конфискацию предметов, орудий совершения нарушений таможенных правил;

- конфискацию предмета, который является непосредственным объектом нарушения таможенных правил.

Если одно лицо совершит два или более НТП, административное взыскание налагают за каждое из них отдельно. Предупреждение или штраф могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня совершения НТП, а при длящемся НТП не позднее двух месяцев со дня его выявления (ст. 139 ТКУ).

Есть два вида административных взысканий: основные и дополнительные. Конфискация объектов НТП может быть как основным, так и дополнительным админвзысканием; штраф и предупреждение - только основным. За одно НТП могут наложить только основное или основное и дополнительное взыскания (ст.25 КоАП Украины).

Конфискацию применяют на основании статей 109, 112 - 118 ТКУ за:

1) непредоставление в таможенный орган предметов и документов;

2) выдачу предметов без разрешения таможенного органа или их потерю;

3) нарушение обязательства об обратном вывозе или обратном ввозе;

4) нарушение обязательства о транзите;

5) перемещение предметов через таможенную границу Украины с сокрытием от таможенного контроля;

6) перемещение предметов через таможенную границу Украины вне таможенного контроля;

7) хранение, перевозку или приобретение предметов, ввезенных на таможенную территорию Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля;

8) недекларирование предметов или декларирование их не своим наименованием.

Конфискация предмета, который стал орудием совершения или непосредственным объектом НТП, заключается в его принудительной безвозмездной передаче в собственность государства. Конфискован может быть только предмет, который является личной собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины (ст.29 КоАП Украины). Объекты НТП и предметы со специально изготовленными тайниками, которые использовались для перемещения через таможенную границу Украины с сокрытием таких предметов, конфискуют независимо от времени совершения или выявления НТП (ст. 139 ТКУ). Если сделать это в натуральной форме невозможно, с лиц, совершивших НТП, взыскивают стоимость указанных предметов в порядке, установленном законодательством Украины.

Если лицо совершило несколько НТП, дела о которых одновременно рассматривает один и тот же орган (должностное лицо), взыскание налагают в пределах санкции за самое серьезное из правонарушений. Тогда косновному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений (ст.36 КоАП Украины).

В соответствии с действующим законодательством, в том числе ст. 122 ТКУ должностное лицо таможенных органов, выявившее НТП, составляет об этом протокол и подписывает его. Это делает также лицо, совершившее НТП (когда оно установлено). Если есть свидетели, подписать протокол могут и они.

В случае отказа лица, совершившего НТП, подписать протокол, в нем делается запись об этом.

Правонарушитель имеет право в письменной форме предоставить пояснения и замечания относительно содержания протокола, а также мотивы отказа от его подписания, которые прилагают к протоколу.

Для производства по делу о НТП необходимы веские основания, которые указывают на признаки НТП. Поэтому начальник таможенного органа, должностное лицо которого осуществляет производство по делу о НТП, или его заместитель имеют право своим постановлением назначить проверку деятельности предприятия-нарушителя, связанной с НТП. О результатах проверки предприятие извещают в течение трех дней со дня ее завершения.

Проверяющие могут требовать от должностных лиц предприятия пояснения и могут проводить таможенные досмотры.

Дела о нарушении таможенных правил рассматривают в пятнадцатидневный срок со дня получения необходимых материалов. Это делает:

- от имени Государственной таможенной службы Украины - ее уполномоченное должностное лицо;

- от имени таможен Украины - начальники таможен или их заместители.

Дела о НТП, за которые ТКУ предусматривает конфискацию, таможенные органы направляют в суд на рассмотрение и вынесение решения.

После рассмотрения дела о НТП должностное лицо таможенного органа Украины выносит одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о возбуждении уголовного дела и проведении дознания по делу о контрабанде.

Копию постановления в течение трех дней после его вынесения вручают или направляют подозреваемому лицу. Постановление считается врученным, даже если лицо, которому оно было выслано, не находилась в указанном им месте жительства, нахождения или временного жительства или это место было указано им неправильно.

Постановление таможенного органа можно обжаловать в течение 10 дней со дня его вынесения (ст. 143 ТКУ, ст.287 КоАП Украины) в ГТСУ или районном (городском) народном суде по местонахождению таможни, которая вынесла постановление. Решение ГТСУ в течение десяти дней со дня принятия можно обжаловать в районном (городском) народном суде по местонахождению ГТСУ Его решение будет окончательным.

На постановление ГТСУ о наложении административного взыскания жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд по местонахождению ГТСУ Решение суда является окончательным.

Если вышеупомянутые сроки были пропущены по уважительным причинам, ГТСУ или суд может восстановить их. В любом случае о положительном решении или отказе уведомляют лицо, подавшее заявление.

Жалобы на постановление о наложении административного взыскания, требующие проверки, ГТСУ рассматривает в течение месяца со дня поступления (ст. 144 ТКУ), все остальные - немедленно, но не более 15 дней.

В порядке исключения срок рассмотрения жалобы может продлить Председатель ГТСУ или лицо, его замещающее, но не более, чем на один месяц. Об этом уведомляют лицо, подавшее жалобу.

Протест прокурора ГТСУ рассматривает в десятидневный срок со дня поступления.

Практика показывает, что большинство НТП совершают по неосведомленности и неосторожности. Далеко не все осознают, что даже самая малая неточность в представленных документах может повлечь довольно неприятные последствия. А таможня, вопреки известному выражению, добра никому не дает. Только забирает, хотя и законно.

По завершении логического контроля документы передают начальнику ОП, после чего он или другое должностное лицо с соответствующими полномочиями принимает решение о проведении таможенного досмотра. Он будет обязательным, если его не проводили на одном из предыдущих этапов. В другом случае (например, если ранее проводили идентификационный досмотр) может быть принято решение об его нецелесообразности. Тогда документы передают на следующий этап. В ином случае принимается решение о проведении таможенного контроля.

Декларант или лицо, его представляющее, имеют право присутствовать при нем, а также право требовать Акт о проведении таможенного досмотра.

Этот документ обязательно составляют в случае:

- разрешения спорных вопросов классификации и кодирования товаров;

- разрешения спорных и сложных вопросов определения таможенной стоимости товаров;

- разрешения спорных вопросов определения страны происхождения товаров;

- решения вопросов контроля за соблюдением прав интеллектуальной собственности;

- выявления нарушений таможенных правил или контрабанды;

- если таможенный орган располагает информацией (ориентировкой) о незаконном перемещении товаров или если при проверке документов или выборочном таможенном досмотре выявлены признаки, указывающие на возможность перемещения этим транспортным средством товаров с нарушениями законодательства Украины;

- проведения комиссионного таможенного досмотра;

- принятия решения о проведении таможенного досмотра начальником ОП или другим уполномоченным на это должностным лицом ОП.

Когда возникает необходимость выяснить правильность классификации товаров согласно УКТВЭД, документы и Акт о проведении таможенного досмотра возвращают на соответствующий этап.

6. Отдел статистики. Завершение таможенного оформления

Этот заключительный этап можно условно разделить на три стадии.

Первая - это начисление и взыскание таможенного сбора за вызов инспектора, если таможенное оформление товаров осуществляли вне постоянно действующей зоны таможенного контроля или в нерабочее для таможни время.

На второй стадии фактически завершается таможенное оформление. Повторно проверяют ГТД и при необходимости вносят исправления. Решение о внесении исправлений принимает начальник ОП на основании предложения инспектора, выявившего ошибку, после согласования вопроса внесения исправлений с самим декларантом и со всеми должностными лицами, участвовавшими в оформлении этой ГТД на предыдущих этапах. Тогда составляют лист согласования внесения исправлений в ГТД, который декларант заверяет личной подписью. Допускается не более трех исправлений; в графах 12, 22, 37, 42, 45, 46, 47 исправления запрещены.

ГТД считается оформленной, когда на всех ее листах в графе D стоят оттиски личных номерных печатей, подписи и фамилии ответственных инспекторов.

Третья стадия - возврат документов декларанту. Она последняя из касающихся декларанта.

Первый основной лист ("экземпляр для таможни") хранят вместе с комплектом документов, на основании которых происходило таможенное оформление, в таможенном подразделении, которое его осуществляло, в течение 12 месяцев, после чего передают на хранение в архив таможни.

Второй и третий основные листы используют для внутренних нужд таможенной службы.

Четвертый основной лист передается декларанту. Если декларирование товара проводит таможенный брокер, то при таможенном оформлении импортируемого товара четвертый лист ГТД передают собственнику товара, а пятый - таможенному брокеру.

В любом случае "экземпляр для декларанта" - самый важный, почти единственный документ, который может подтвердить легитимность осуществления субъектом ВЭД внешнеэкономической операции, полноту выполнения обязательств по контракту и т.п.

Перечень использованных нормативно-правовых актов:

1. Закон о гуманитарной помощи - Закон Украины "О гуманитарной помощи" от 22.10.99 г. N 1192-XIV.

2. Закон о ВЭД - Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. N 959-XII.

3. Таможенный тариф Украины - приложение к Закону Украины "О Таможенном тарифе" от 05.04.01 г. N 2371-III.

4. Постановление о ввозе отдельных видов товаров - постановление КМУ "О ввозе на таможенную территорию Украины отдельных видов товаров" от 29.03.02 г. N 390.

5. Постановление о таможенных сборах - постановление КМУ "О ставках таможенных сборов" от 27.01.97 г. N 65.

6. Положение об открытии и эксплуатации ТЛС - приказ ГТСУ "Об утверждении Положения об открытии и эксплуатации таможенных лицензионных складов" от 31.12.96 г. N 592.

7. Порядок таможенного оформления грузов гуманитарной помощи постановление КМУ "О Порядке таможенного оформления грузов гуманитарной помощи" от 22.03.2000 г. N 544.

8. Порядок осуществления таможенного контроля - приказ ГТСУ "Об утверждении Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и других предметов с применением грузовой таможенной декларации" от 14.10.02 г. N 561*.

9. Инструкция об упрощенном декларировании гуманитарных грузов - приказ ГТСУ "Об утверждении Инструкции о первоочередном бесплатном упрощенном декларировании гуманитарных грузов" от 24.12.99 г. N 852.

10. Приказ об особенностях таможенного оформления - приказ ГТКУ "Об особенностях таможенного оформления подакцизных товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины субъектами предпринимательской деятельности" от 17.01.96 г. N 18.

11. Положение о ГТД - постановление КМУ "Об утверждении Положения о грузовой таможенной декларации" от 09.06.97 г. N 574.

12. Инструкция о заполнении ГТД - приказ ГТСУ "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" от 09.07.97 г. N 307.

13. Порядок заполнения ГТД - приказ ГТСУ "Об утверждении Порядка заполнения граф грузовой таможенной декларации в соответствии с таможенными режимами экспорта, импорта, транзита, временного ввоза (вывоза), таможенного склада, магазина беспошлинной торговли" от 30.06.98 г. N 380.

14. Положение о порядке контроля за доставкой - приказ ГТСУ "Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за доставкой грузов в таможни назначения" от 08.12.98 г. N 771.

15. Положение о порядке контроля за ввозом отдельных видов товаров приказ ГТСУ "Об утверждении Положения о порядке контроля за ввозом на таможенную территорию Украины отдельных видов товаров" от 28.02.03г. N 129.

16. Порядок работы отдела контроля таможенной стоимости - приказ ГТСУ "Об утверждении Порядка работы отдела контроля таможенной стоимости региональной таможни, отдела контроля таможенной стоимости и номенклатуры таможни при решении вопросов определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины" от 13.10.03 г. N 685.

17. Порядок проведения идентификационного досмотра - приказ ГТСУ "Об утверждении Порядка проведения идентификационного досмотра товаров и других предметов декларантом" от 01.04.02 г. N 174.

18. Порядок взимания таможенных сборов - приказ ГТСУ "Об утверждении Порядка взимания таможенных сборов, которые начисляются по грузовой таможенной декларации" от 23.06.98 г. N 363.

19. Письмо ГТСУ № 09/1-2368 - письмо ГТСУ от 02.08.99 г. N 09/1-2368 "Относительно таможенного оформления грузов стоимостью менее эквивалента 100 долларов США".

* При подготовке консультации автор использовал новую редакцию этого нормативного документа. Она утверждена приказом ГТСУ "О внесении изменений и дополнений в Порядок осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением грузовой таможенной декларации от 14.10.02 г. N 561 от 21.10.03 г. N 715 и вступила в силу 23.11.03 г.

"Все о бухгалтерском учете", N 114 (902), 1 декабря 2003 г.