ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об основных положениях
налоговой политики в Украине
Верховная Рада Украины постановляет:
1. Одобрить Основные положения налоговой политики в Украине (прилагаются).
2. Основные положения налоговой политики в Украине положить в основу Закона Украины "О системе налогообложения" и других законов по вопросам налогообложения.
3. Признать работу Кабинета Министров Украины по исполнению Постановления Верховного Совета Украины "Об основных положениях налоговой политики и налоговой реформе в Украине" от 13 декабря 1995 года неудовлетворительной.
Председатель Верховной Рады Украины А.Мороз
г.Киев, 4 декабря 1996г.
N 561/96-ВР
Основные положения
налоговой политики в Украине
Эти положения определяют принципы построения и реформирования налоговой системы.
Основной целью реформирования системы налогообложения является содействие стабилизации материального производства, повышение его эффективности и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей. Система налогообложения должна обеспечить оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода. Предельный уровень перераспределения валового внутреннего продукта через сводный бюджет Украины, включая отчисления в Пенсионный фонд Украины, не должен превышать 40-45 процентов. Реформированию подлежат правовые нормы, определяющие формы, методы, механизмы регулирования и установления величины и порядка взимания налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты, вкладов в государственные целевые фонды (в дальнейшем - налоги, другие обязательные платежи), необходимых государству для выполнения его функций.
Перестройка итоговой системы проводится с учетом требований, касающихся предоставления более широких и стабильных источников для формирования местных бюджетов. Нормативы и порядок зачисления налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней регулируются законодательством Украины о налогах и бюджетной системе.
Введение порядка децентрализации налогов и других обязательных платежей проводится с учетом усиления роли бюджета в реализации радикальных реформ по стабилизации финансово-денежной системы.
Предполагается обеспечить разработку налоговых законов прямого действия, создание условий для принятия Налогового кодекса Украины.
В целях снижения размеров ставок налогов и других обязательных платежей предусмотреть расширение базы для начисления налогов и других обязательных платежей за счет сокращения и отмены льгот при определении объектов налогообложения, обеспечив при этом справедливый подход государства к субъектам предпринимательской деятельности.
Законопроекты по вопросам налогообложения должны представляться в Верховную Раду Украины вместе с проектами других нормативно-правовых актов (правил, информаций, положений и т. п.).
1. Принципы налоговой политики
В процессе разработки проектов новых законодательных актов о налогообложении, в том числе о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, должны учитываться следующие принципы построения системы налогообложения:
стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленной на развитие производства;
обязательность - введение норм по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;
равнозначность и пропорциональность - взимания налогов с юридических лиц осуществляются в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и других обязательных платежей на равные прибыли и пропорционально больших налогов и других обязательных платежей на большие доходы;
равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей;
социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев, населения путем введения экономически обоснованного необлагаемого налогом минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы;
стабильность - обеспечение неизменности налогов и других обязательных платежей и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;
экономическая обоснованность - установление налогов и других обязательных платежей на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и других обязательных платежей исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;
компетенция - установление и отмена налогов и других обязательных платежей, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с действующим законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами;
единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и другого обязательного платежа, объекта налогообложения, источника уплаты налога и другого обязательного платежа, налогового периода, ставок налога и другого обязательного платежа, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;
доступность - обеспечение доходчивости норм итогового законодательства для плательщиков налогов и других обязательных платежей.
2. Плательщики налогов и других обязательных платежей,
объекты налогообложения и ставки налогов
При установлении налога либо иного обязательного платежа должны быть законодательно определены плательщик, объект налогообложения, размер ставки, налоговый период и срок уплаты налога.
При этом объекты налогообложения, ставки налогов и других обязательных платежей и сроки их уплаты устанавливаются либо изменяются только законами о налогообложении.
2.1. Плательщики налога
Плательщиками налога либо иного обязательного платежа являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи, а именно:
субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные организации в части осуществления хозрасчетной деятельности, банки (кроме Национального банка Украины и его учреждений, за исключением хозрасчетных), а также предприятий пенитенциарных учреждений, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Украины, международные организации, не имеющие иммунитета и дипломатических привилегий и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Украине;
филиалы, отделения и другие обособленные подразделения плательщиков налога, указанные в абзаце втором этого пункта, составляющие отдельный баланс и имеющие расчетный (текущий) счет;
нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, расположенные на территории Украины;
нерезиденты, осуществляющие репатриацию прибылей, полученных из источников на территории Украины;
граждане.
2.2. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения являются прибыль, имущество, добавочная стоимость продукции (работ, услуг), специальное использование природных ресурсов, заработная плата, доходы граждан и другие объекты, определенные законодательными актами Украины.
2.3. Ставки налогов и других обязательных платежей
Ставки налогов и других обязательных платежей устанавливаются Верховной Радой Украины и не могут изменяться на протяжении бюджетного года.
3. Виды налогов, сборов и других обязательных платежей,
взимаемых на территории Украины
В Украине взимаются:
а) общегосударственные налоги и другие обязательные платежи;
б) местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.
3.1. Общегосударственные налоги и другие обязательные платежи:
налог на добавочную стоимость;
акцизный сбор;
налог на прибыль предприятий и организаций;
подоходный налог с граждан;
пошлина;
государственная пошлина;
плата за землю;
налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
плата по возмещению расходов на геологоразведывательные работы;
плата за специальное использование природных ресурсов;
плата за загрязнение окружающей природной среды;
отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог;
взносы в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
взносы в Фонд содействия занятости населения;
взносы на государственное социальное страхование;
взносы в Пенсионный фонд Украины;
взносы в Государственный инновационный фонд;
рентные платежи;
плата за патент на отдельные виды торговой деятельности.
3.2. Местные налоги, сборы и другие обязательные платежи:
гостиничный сбор;
сбор за парковку автомобилей;
рыночный сбор:
сбор за выдачу ордера на квартиру;
курортный сбор;
сбор за участие в бегах на ипподроме;
сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
налог за рекламу;
сбор за право использования местной символики;
сбор за право проведения кино и телесъемок;
сбор за право проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей;
коммунальный налог;
сбор за проезд автотранспорта, направляющегося за границу по территории пограничных областей;
сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли;
сбор за выдачу разрешения на отведение земельного участка под индивидуальное строительство;
сбор на благоустройство сельских и поселковых населенных пунктов;
сбор за выдачу разрешения на отведение земельного участка под строительство гаражей в городской зоне;
сбор за использование иностранного языка в названиях субъектов предпринимательской деятельности.
Местные налоги, сборы и другие обязательные платежи, порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, установленных законодательством Украины, кроме сбора за проезд автотранспорта, направляющегося за границу по территории пограничных областей, который устанавливается областными советами.
4. Основные принципы предоставления льгот
и освобождения от налогообложения
Система налоговых льгот должна регулироваться специальным Законом Украины о льготах плательщикам налогов, в котором будут определены льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам на территории Украины по уплате налогов.
Необходимо осуществлять упорядочение системы налоговых льгот, учитывая, что освобождение от уплаты налогов или уменьшение их размеров является одной из форм бюджетного финансирования и дотирования субъектов хозяйствования и граждан, предоставлять налоговые льготы исходя из общегосударственных интересов.
С помощью льгот создавать условия для активизации инвестиционных процессов, прежде всего в приоритетных сферах материального производства, что отвечают основным направлениям структурной перестройки по конкретным программам и проектам, увеличения выпуска и удешевления социально необходимых товаров.
Установить порядок отчетности и контроля за использованием финансовых ресурсов, предоставленных в виде льгот, с правом взимания их в бюджет в случае неэффективного использования или использования не по назначению.
Предоставление налоговых льгот для отдельных субъектов предпринимательской деятельности не допускается.
Не облагаются налогом доходы и имущество граждан при условии, что их размер не превышает социально обоснованных и определенных Государством уровней обеспеченности.
