Комментарий к Закону Украины "Об охране земель"
N 962-IV от 19.07.2003 г.
Охрана земель теперь четко регламентирована
Наши слова могут показаться обидными, но охранять землю приходится от людей. Ведь люди - причина того, о чем идет речь в статье 1 Закона N 962-IV (далее - Закон об охране земель), - вредного антропогенного влияния и необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд. Следовательно, именно нам нужно чтото делать для "воспроизведения и повышения плодородия почв, повышения продуктивности земель лесного фонда, обеспечения особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения".
Удастся ли государству обеспечить "приоритет требований экологической безопасности в использовании земли" (ст.З Закона об охране земель)? Да если будут объединены меры экономического стимулирования и юридической ответственности в сфере охраны земель, как это предусматривает статья 3 Закона об охране земель. Реализации названных принципов и посвящена значительная часть Закона.
В первую очередь стоит ознакомиться с новыми полномочиями Госкомзема Украины. Отныне подразделения созданной в его составе специальной инспекции (постановление КМУ "О создании Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель" от 25.12.02 г. N 1958) от имени государства будут осуществлять надзор за использованием и охраной земель, а Госкомзем - разрабатывать нормативно-правовые акты в этой отрасли. Однако не только он пополнил ряды контролирующих органов. Их полномочия будут иметь Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство аграрной политики, сельские, поселковые, городские, районные и областные советы. А статья 21 Закона об охране земель гласит даже об общественном контроле за использованием и охраной земель. Впрочем, общественные контролеры появятся лишь после утверждения Госкомземом соответствующего положения.
Конечно, контроль - только одна составляющая землеохранной системы. Повидимому, сначала (одновременно с разработкой подзаконных нормативных актов) следует осуществить природно-сельскохозяйственное, эколого-экономическое, противоэрозионное и другие виды районирования (зонирования) земель. И уже от того, в какую зону попадет ваш участок, будет зависеть степень внимания, которое вам в дальнейшем будут уделять "землеох-ранители". Также это может повлиять на денежную оценку земли и, разумеется, на размер земельного налога.
Нужно сказать, меры экономического стимулирования очень интересны: налоговые и кредитные льготы, освобождение землесобственников и землепользователей от платы за землю, компенсирование недополученной доли дохода, ускоренная амортизация основных фондов (ст.27 Закона об охране земель). Но удастся ли втиснуть строки с расходами на все это в государственный и местные бюджеты? Подождем, что скажет по данному поводу Правительство. Кстати, именно оно должно установить Порядок ; экономического стимулирования мероприятий поиспользованию и охране земель и повышению плодородия почв.
Очень важен для собственников земли и землепользователей раздел VI Закона об охране земель. В нем детально расписаны требования к охране земли при различных видах хозяйственной деятельности: виновных в нарушении ожидает дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Скорее всего за порчу и загрязнение сельскохозяйственных и других земель привлекут к административной ответственности согласно статье 52 Кодекса Украины об административных правонарушениях (наказание - штраф от 102 ; до 204 гривен для граждан и от 136 до 255 гривен для должностных лиц). А следующие статьи Кодекса посвящены нарушению правил использования земель (это, в частности, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, введение в действие объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений). За такие действия граждане будут уплачивать штраф от 51 до 340 гривен, а должностные лица - от 170 до 425 гривен. Дела об административных правонарушениях будет рассматривать Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель.
За загрязнение или порчу земель установлена и уголовная ответственность (ст.239 Уголовного кодекса Украины) - от штрафа (до 3400 гривен) до лишения свободы на 5 лет ! Независимо от размера и вида ответственности виновный I обязан в полном объеме возместить нанесенный ущерб.
Закон об охране земель - только основной нормативный акт в этой сфере. В ближайшее время следует ожидать появления государственных стандартов и нормативов (раздел V Закона), а в течение года - Общегосударственной программы использования и охраны земель и Национальной программы охраны плодородия почв. Надеемся, тогда ситуация изменится к лучшему и мы сможем гордиться нашими плодородными черноземами.
Все о бухгалтерском учете,
N 93 (881), 2 октября 2003 г.
