КОНСУЛЬТИРУЕТ ГНА УКРАИНЫ

Декларацию можно направить в налоговую инспекцию почтой. Как это сделать?

Законом Украины от 20.02.2003 N 550 "О внесении изменений в Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (далее - Закон N 550) введен новый пп. 4.1.7 п. 4.1 ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", благодаря которому налогоплательщики получили законное право не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока предоставления декларации направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа почтой с уведомлением о вручении. Закон предусматривает, что порядок оформления этих почтовых отправлений, а также нормативы их обращения определяются Кабинетом Министров Украины.

Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций был утвержден Постановлением КМ Украины от 28.07.97 N 799. Сегодня он приведен в соответствие с требованиями Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (соответствующие изменения внесены Постановлением КМ Украины от 18.07.2003 N 1120 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 28 июля 1997 года N 799").

Указанный Порядок четко определяет требования относительно оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, которые направляются налогоплательщиками в контролирующие органы.

Налогоплательщикам, которые решили направить декларацию в налоговую инспекцию почтой, интересно будет знать, что налоговые органы, расположенные в городах Киеве и Севастополе, областных центрах, городах областного подчинения, районных центрах, извещения о входящих почтовых отправлениях получат не позднее рабочего дня, который наступает после поступления отправления в соответствующее предприятие связи. В других населенных пунктах, где есть предприятие почтовой связи, извещение о входящих почтовых отправлениях доставляются в тот же день, если отправления поступили в предприятие, которое осуществляет доставку, за один час до выхода почтальонов на участок.

Именно тогда и получит налоговый (контролирующий) орган направленный ему документ.

Но для налогоплательщика, который направил декларацию почтой, решающую роль играет дата отправки декларации, поскольку она должна быть не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока предоставления декларации (в случае возникновения недоразумений дату отправки несложно отыскать на соответствующем почтовом штемпеле).

Следовательно, исходя из этой нормы Закона, налогоплательщик может направить почтой месячную декларацию (расчет) не позднее 10-го календарного дня, следующего за отчетным (налоговым) месяцем; квартальную декларацию (расчет) - не позднее 30- го календарного дня, следующего за отчетным (налоговым) кварталом; годовую декларацию (расчет) - не позднее 50-го календарного дня, следующего за отчетным (налоговым) годом.

Следует отметить, что Закон не предусматривает перенесения предельного срока отправки почтой документов, если такой срок или предельный срок предоставления налоговой отчетности приходится на выходной или праздничный день.

Законодательством предусмотрен случай, когда налогоплательщик просто обязан использовать услуги почтовой связи для предоставления декларации.

Так, если служебное (должностное) лицо налогового органа (или другого контролирующего органа) отказывается принять декларацию от налогоплательщика по каким-либо причинам, он обязан до окончания предельного срока предоставления декларации направить такую декларацию почтой с описью вложения и уведомлением о вручении, к которой прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, которое отказалось принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. При этом декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный десятидневный срок, установленный для почтовых отправлений пп. 4.1.7, не применяется.

Необходимо помнить, что даже в этой, казалось бы оговоренной Законом ситуации, действия налогоплательщика могут быть неправомерными. Ведь даже своевременно направленная по почте налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика как налоговая декларация, которая заполнена им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика.

В этом случае, если контролирующий орган обращается к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований непринятия предыдущей), то такой налогоплательщик имеет право:

- предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

-обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

Указанный выше Порядок предусматривает, что предприятия почтовой связи несут имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение услуг в соответствии с законодательством.

Претензия о розыске почтовых отправлений направляется отправителем или получателем в письменной форме с указанием вида почтового отправления, его номера, даты и места принятия, полного адреса получателя и отправителя, с предъявлением квитанции или ее копии.

Обязанностью же субъекта предпринимательской деятельности будет после извещения об утере или повреждении своих документов предоставить налоговому органу или снова направить их почтой повторно.

Но ведь следует помнить, что независимо от факта такой задержки или утраты документов налогоплательщик обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в налоговой декларации в сроки, определенные п. 5.3 ст. 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами".

Следовательно, обновленный Порядок оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций предоставляет возможность налогоплательщикам несколько упростить процедуру установленной законодательством отчетности перед контролирующими органами, а также избежать лишнюю потерю времени на эту процедуру.