Все о рекламе

(Продолжение. Начало в Консультации от 17 января 2003 г.)

Основные нормативные документы

1. Закон о рекламе - Закон Украины от 03.07.1996 N 270/96-ВР "О рекламе" (с изменениями и дополнениями).

2. Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.1991 N 1251-XII "О системе налогообложения" (с изменениями и дополнениями).

3. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

4. Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 22.05.1997 N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями).

5. Закон N 349 - Закон Украины от 24.12.2002 N 349-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий".

6. Порядок отчисления на социальную рекламу - Порядок отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков, утвержденный Постановлением КМ Украины от 08.09.1997 N 997.

Обязательные отчисления на производство социальной
рекламной информации

Статья 11 Закона о рекламе предусматривает существование в Украине особого вида информации, которая не подпадает под определение рекламы, но согласно самому названию "социальная рекламная информация" рекламой все-таки является. Итак, в соответствии с п.1 ст. 11 Закона о рекламе: "Социальная рекламная информация -это информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, охраны природы, сбережения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, не имеющая коммерческого характера. В такой рекламе не должны упоминаться конкретная продукция и ее производители". Как видим, в Законе такая информация названа рекламой! На данный факт следует обратить особое внимание, так как он будет играть немаловажную роль для налогообложения.

В соответствии с п.6 ст.21 Закона о рекламе, рекламодатели, рекламирующие табачные изделия и алкогольные напитки, "... обязаны направлять на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкоголя не менее 5 процентов средств, израсходованных на распространение ими в пределах Украины табачных изделий и/или алкогольных напитков".

В развитие данного положения Закона о рекламе было принято Постановление КМ Украины от 08.09.1997 N 997, которым утвержден Порядок отчисления на социальную рекламу. Данным Порядком установлены следующие правила перечисления средств:

 средства в специальный фонд государственного бюджета перечисляются рекламодателями одновременно с перечислением средств производителям и/или распространителям рекламы;

 в платежном поручении на перечисление средств в специальный фонд государственного бюджета кроме обязательных реквизитов необходимо примечание такого содержания: "на социальную рекламную информацию", а также указывается полное наименование производителя и/или распространителя рекламы табачных изделий и алкогольных напитков, дата заключения соглашения;

 средства, аккумулированные в специальном фонде государственного бюджета, направляются на производство и распространение социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков.

Порядок использования этих средств установлен Постановлением КМ Украины от 30.06.1998 N 990 "Об утверждении Порядка производства и распространения социальной рекламной информации органов исполнительной власти", которое предусматривает и возможность заказа за денежные средства соответствующим государственным органом социальной рекламы.

Однако в свете данных положений Закона о рекламе и постановлений КМУ у плательщиков этих 5%-ных отчислений может возникнуть ряд вопросов:

1. Относятся ли к валовым расходам рекламодателя средства, перечисленные в специальный фонд государственного бюджета на производство социальной рекламы? Относятся на основании пп.5.4.4 ст.5 Закона о налогообложении прибыли. Однако поскольку правомерность такого решения прямо Законом о налогообложении прибыли не подтверждается, в качестве дополнительного аргумента можно использовать положение п. 5 Порядка отчисления на социальную рекламу: "Расходы рекламодателя, связанные с проведением отчислений на производство социальной рекламной информации, относятся к расходам обращения (себестоимости продукции)". Терминология применяется несколько непривычная, но суть очевидна.

2. Следует ли уплачивать налог нарекламу и НДС с услуг по размещению социальной рекламы? Этот вопрос особенно актуален в свете того, что некоторые распространители рекламы обязаны размещать социальную рекламу бесплатно: "Распространители рекламы, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет государственного бюджета, должны размещать социальную рекламную информацию государственных органов бесплатно в объеме не менее 5 процентов эфирного времени (печатной площади), отведенного для рекламы" (п.З ст. 11 Закона о рекламе). Как мы уже отмечали, при бесплатном оказании услуг по установлению и размещению рекламы налог на рекламу не взимается.

А вот НДС такие операции должны облагаться на общих основаниях в соответствии с пп. 3.1.1 ст.З Закона о НДС как "продажа услуг". При этом база налогообложения определяется исходя из "обычных цен" в соответствии с п.4.2 ст.4 Закона о НДС. Никаких льгот по НДС для данного случая Законом о НДС не предусмотрено.

3. Существуют ли какие-либо особенности в налогообложении производителя (распространителя) рекламы три оказании услуг государственным органам по размещению социальной рекламы за плату? В данном случае никаких особенностей нет: НДС и налог на рекламу уплачиваются в общем порядке рекламодателем (государственным органом) и перечисляются в бюджет производителем (распространителем) рекламы.

4. Следует ли уплачивать налог на рекламу и НДС с сумм средств, перечисляемых рекламодателем в специальный фонд государственного бюджета на производство социальной рекламы? Ни НДС, ни налог на рекламу при перечислении таких средств уплачивать не следует по одной причине: отсутствует объект налогообложения.

5. Вопрос последний и самый важный: следует ли вообще рекламодателям, реклами рующим алкогольные напитки и табачные изделия, уплачивать в специальный фонд государственного бюджета эти пресловутые 5% средств, израсходованных на распространение ими в пределах Украины рекламы таких товаров? Рассмотрим данную ситуацию с двух сторон: во-первых - как это должно быть по закону, во-вторых - как это происходит на практике.

Как это должно быть по закону. В соответствии с абзацем первым ст.2 Закона о системе налогообложения, данный 5% -ный сбор подпадает под определение сборов (обязательных платежей): "Под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществленный плательщиком в порядке и на условиях, которые определяются законами Украины о налогообложении". А в соответствии с абзацем четвертым ст. 1 Закона о системе налогообложения: "Налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено этим Законом... уплате не подлежат". Поскольку Законом о системе налогообложения взимание данного 5%-ного сбора не предусмотрено, то уплачивать его не следует! В данном случае приоритет Закона о системе налогообложения перед п.6 ст.21 Закона о рекламе очевиден: Закон о системе налогообложения регулирует "свою" сферу деятельности, а Закон о рекламе относительно данного вопроса вторгается в "чужую". Кроме того, подтверждением нашей точки зрения также является следующее: в соответствии с абзацем шестым ст.1 Закона о системе налогообложения, "какие-либо налоги и сборы (обязательные платежи), которые вводятся законами Украины, должны быть включены в этот Закон", а в нашем случае этого сделано не было!

Как это происходит на практике. На практике на основании ст.21 Закона о рекламе и указанных выше положений постановлений КМ Украины 5%-ный сбор платить заставляют именно в соответствии с тем порядком его уплаты, который описан выше.

Таким образом, наша точка зрения по вопросу самого факта уплаты 5% -ного сбора следующая: законодательство не обязывает уплачивать этот сбор! Однако такое решение налогоплательщика, разумеется, вызовет неудовольствие у налоговых органов. Если Вам дешевле будет спорить с налоговой, чем платить этот налог, то отстаивайте свои права - мы имеем все основания полагать, что при судебном разбирательстве наша точка зрения победит.

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"
N 9(375), 3 марта 2003 г.
подписной индекс 40783