Комментарий к Закону Украины N 551-IV от 20 февраля 2003 г
Ждем новый отчет по подоходному налогу
Опубликованный выше документ, без сомнения, заинтересует каждого бухгалтера. Чем именно? Объясним. Все мы хорошо знаем: в Украине о выплаченных суммах доходов отчитываются при помощи двух документов: формы N 2 и справки по форме N 8-ДР. Первую составляют ежемесячно (на протяжении 20 календарных дней месяца, следующего затем, в котором состоялась выплата).
В ней, в частности, приводят информацию о размере выплаченного дохода (кроме случаев его получения по месту основной работы). Используя вторую ежеквартальную форму (которую предоставляют до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), сообщают налоговикам о выплаченных доходах относительно каждого физического лица. Разумеется, эти документы повторяют друг друга по содержанию. Законодатели решили (и, признаем, абсолютно справедливо), что такое дублирование лишнее. Поэтому и приняли предложенный вашему вниманию Закон от 20.02.03 г N 551-IV (далее-Закон N 551). Его главная цель - ввести единую форму отчетности для всех мест работы (основного и неосновного). По замыслу разработчиков в нее будут заносить данные не только о выплаченных, а и о начисленных доходах. А отчетность будут предоставлять на протяжении 15 календарных дней месяца, следующего за отчетным кварталом.
На первый взгляд, от нового подхода бухгалтер-практик только выиграет, ведь работы станет меньше. Уверены, таконо и будет. Но, к сожалению, вместе кричать "ура!" еще рановато. И на это имеются объективные причины.
Первая. Пока неизвестно, по какой форме составлять новую отчетность. Допустить, что это может быть справка ф. 8-ДР в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, нет оснований (хотя сроки ее предоставления и отчетный период совпадают с введенными Законом N 551). Преимущественным образом из-за того, что в справке ф. N 8-ДР показывают информацию о выплаченных суммах (и удержанном с них налоге), тогда как в новой отчетности нужно зафиксировать также размеры начисленных доходов.
Вторая. По непонятным причинам изменения обошли стороной пп."а" п.1 ст. 14 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. N 13-92 (далее -Декрет), посвященного налогообложению доходов частных предпринимателей. Уже от самого появления Декрета в этом подпункте указывалось на то, что следует уведомлять налоговые органы о выплаченных предпринимателем доходах. Подпункт 14.1.1 пункта 14 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г N 12, разъяснил: речь идет о заполнении справки по форме N 2. Получается, принимая Закон N 551, о пп."а" п.1 ст. 14 Декрета просто забыли. Поэтому некорректно говорить, что справку по форме N 2 полностью отменили. С другой стороны, трудно понять, чем так "провинились" доходы частных предпринимателей. Смысла в предоставлении специальной отчетности по ним, согласитесь, очень мало.
Наверное, все знаки вопроса исчезнут с появлением необходимого приказа центрального налогового органа. Итак, подождем. Как долго? Судите сами: приказы Государственной налоговой администрации Украины (далее-ГНАУ) после их разработки и подписания вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их регистрации в Минюсте. Ну, а пока новый нормативный документ не появился, справки по форме N 2 и N 8-ДР лучше составлять и предоставлять в хорошо известном порядке (в те же сроки, что и до этого).
В завершение с уверенностью скажем: НОВУЮ отчетность не признают налоговой декларацией (расчетом) в контексте Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г N 2181-III. Обоснование простое: подоходный налог на ее основании начислять и уплачивать не будут. Поэтому можете быть спокойными: санкций по статье 17 названного Закона за несвоевременный отчет (или его игнорирование) к нарушителям не применят. Вместе с тем должностным лицам и субъектам предпринимательской деятельности, которые выплачивали доходы, следует помнить об административной ответственности, предусмотренной абз.4 п.11 ст.11 3акона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" в редакции от 24.12.93 г N 3813-XII.
Перечень виновных действий, за которые налагают штраф в размере 51 грн., довольно содержательный.
Здесь и неудержание, неперечисление в бюджет сумм подоходного налога;
и перечисление налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда подобное разрешено законодательством);
и неуведомление или несвоевременное уведомление налоговых органов (по установленной форме) о доходах граждан. Еще Закон N 551 добавил сюда искажение данных. На наш взгляд, под ним понимают умышленную сознательную подмену одних показателей другими.
И о том, чтобы из собственного кармана платить за допущенные арифметические или механические ошибки, не может быть и речи. Надеемся, что и это уточнит ГНАУ в ожидаемом документе.
"Все о бухгалтерском учете" N 31(819), 1 апреля 2003 г
Подписной индекс 35200
