Комментарий к Приказу Министерства экологии и природных ресурсов Украины
от 8 мая 2003 г. N 74-м/346/2
13

Заготовители наконец-то
получили порядок учета сумм небюджетно
го НДС

Итак, прозвучал последний аккорд, который привел в действие НДСную льготу, предусмотренную пп.11.3.5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС) И теперь заготовительные предприятия (далее-заготовители) знают, не только какое вторсырье они могут продавать, не уплачивая в бюджет НДС*, но и сам механизм определения, учета и использования таких сумм налога. Хотя, надо признать, основные положения комментируемого документа (далее - Порядок N 74-м) мы предсказали еще при появлении постановления N 82 (см. газету "Все о бухгалтерском учете" N 11 за 2003 год, стр.21). Ведь особый порядок учета НДС, провозглашенный относительно недавно для заготовителей, уже многие годы работает у другой аналогичной категории льготников-сельхозпроизводителей (согласно пунктам 11.21 и 11.29 Закона о НДС). Так что, нам было отнюдь не сложно провести параллели. Каковы же главные требования Порядка N 74-м?

1. Им могут руководствоваться, разумеется, лишь те заготовители, которые имеют право собирать и заготавливать отдельные виды отходов как вторичного сырья. Другими словами -лица,у которых есть лицензия на ведение такой деятельности согласно п.38 ст.9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 г. N 1775-III. При этом они должны обеспечить особый учет льготируемых по НДС операций (далее-спецоперации). То есть по продаже макулатуры; стеклобоя; полимерных отходов; резиновых отходов (в т.ч. изношенных шин); материалов текстильных вторичных; отработанных люминесцентных ламп и прочих отходов, содержащих ртуть; отработанных нефтепродуктов.

2. И входящий НДС (налоговый кредит), и исходящий (налоговые обязательства), связанные со спецоперациями, отражают не в общей, а в специальной (сокращенной) декларации по НДС. Положительное значение налога, зафиксированное в ней, в общеустановленный законом срок (не позднее, чем через 10 дней после подачи декларации за отчетный месяц (квартал)) необходимо перечислять с текущего счета на другой, который укажет сам заготовитель. А отрицательный НДС по такой декларации, как известно, не возмещают, а учитывают в уменьшение спецНДСных обязательств будущих периодов

Возникает вопрос: в какой же срок заготовителям следует открыть названный "другой" текущий счет? Разработчики Порядка N 74-м, увы, его не уточнили. Стало быть, заготовитель как заинтересованная сторона чем быстрее откроет спецсчет, тем раньше сможет начать тратить НДСные деньги на приобретение материально-технических ресурсов (МТР) производственного назначения.

3. По тем товарам (работам, услугам), которые частично участвуют в спецоперациях, и по тем, которые включают в бюджетную декларацию, заготовитель обязан разграничи вать спецвторсырьевой и отдельно-бюджетный налоговый кредит (п.9 Порядка N 74-м). Принцип такого разделения по заимствован из пп.7.4.3 Закона о НДС.

4. Если на конец года у заготовителя останется часть саккумулированных, но не использованных сумм НДС на спец счете, причин для волнения нет! Эти деньги он может направить по целевому назначению в следующем году.

Кстати, из п.15 Порядка N 74-м, атакже содержания Отчета заготовителя, приведенного в приложении к комментируемому документу, следует, что к МТР производственного назначения отнесены как оборотные материальные активы, так и необоротные! "А что, основные средства уже считают материалами или ресурсами?"-спросите вы. Конечно, нет! Тогда какие же необоротные активы имеют в виду в Порядке N74-м?..

В свете этого очень хотелось бы увидеть подробную расшифровку термина "МТР производственного назначения" применительно для заготовителей. Дело за малым: издать соответствующие разъяснения.

И еще. В Порядке N 74-м ничего не сказано о судьбе нерадивых заготовителей, решивших пристроить подаренные им деньги "по своему усмотрению". Какое наказание их ждет за это? Сельхозпроизводителям, к примеру, за нецелевое использование "сельхозНДС" светит взыскание таких сумм через суд в бюджет. Думаем, и заготовителей в подобной ситуации налоговая тоже не будет особо баловать.

Остается добавить: НДСную отчетность за май 2003 года заготовители сдадут пока по-старому (без отдельной декларации и Отчета). А вот начиная с июня (II квартала) уже по-новому, т.е. с учетом требований Порядка N 74-м.

* Его перечень утвержден постановлением КМУ от 18.01.03 г. N 82(далее постановление N 82).

"Все о бухгалтерском учете" N 54(842), 6 июня 2003 г.
Подписной индекс 35200