Налогообложение.

Валовые расходы

Основные нормативные документы

1. Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 22.05.1997 N 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (с изменениями и дополнениями).

2. Закон о патентовании - Закон Украины от 23.03.1996 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (с изменениями и дополнениями).

3. ГК УССР - Гражданский кодекс УССР.

Виды расходов, не включаемых в валовые расходы Расходы, не включаемые в ВР, можно разделить на три группы:

1) расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью;

2) расходы, подлежащие амортизации;

3) расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, перечень которых прямо установлен в Законе о налогообложении прибыли, но не подлежащие включению в ВР.

Расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью

Согласно пп.5.3.1 ст.5 Закона о налогообложении прибыли к расходам, не связанным с хозяйственной деятельностью, относятся:

- организация и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, которые определены п. 7.11 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, и расходов, связанных с проведением рекламной деятельности, регулируемых нормами пп.5.4.4 ст.5 Закона о налогообложении прибыли (ограничения части второй этого подпункта не касаются налогоплательщиков, основной деятельностью которых является организация приемов, презентаций и праздников по заказу и за счет других лиц);

- приобретение лотерейных билетов, участие в азартных играх;

- финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением выплат, указанных п.5.6 и 5.7 ст.5 Закона о налогообложении прибыли, и в других случаях, предусмотренных нормами Закона.

Организация и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков Под расходами на приемы, по мнению автора, следует понимать расходы связанные с приемом делегаций, прибывших на предприятие. Под презентацией, очевидно, следует понимать мероприятие, направленное на информирование общественности о предприятии, его новшествах и его продуктах, не ставящее целью увеличение объема продаж. Последнее следует выделить особо, так как мероприятия, ставящие целью увеличение объема продаж, являются рекламными, и затраты на них включаются в ВР с учетом ограничений, установленных пп.5.4.4 Закона о налогообложении прибыли, которым предусмотрено, что в состав ВР включаются расходы на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг в рекламных целях, но не более 2% налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) год (до 01.01.2003 - квартал).

Следует отметить, что согласно части второй пп.5.3.1 ст.5 Закона о налогообложении прибыли, запрет на включение в ВР затрат на проведение праздников, развлечений, отдыха, приемов и презентаций не распространяется на налогоплательщиков, основной деятельностью которых является организация приемов и праздников по заказу и за счет других лиц. Для таких плательщиков проведение перечисленных мероприятии непосредственно связано с их хозяйственной деятельностью, поэтому указанное ограничение на них не распространяется.

Подарки - это вещи, передаваемые конкретным физическим или юридическим лицам в собственность безвозмездно (даром), при этом имеет место договор дарения, который может оформляться в письменной форме. Не является подарком раздача товаров в рекламных целях, так как она осуществляется в целях привлечения покупателей (например, при покупке) и входит в стоимость продаваемых товаров. Кроме того, следует отметить, что в ВР в порядке, определенном пп.5.4.4 ст.5 Закона о налогообложении прибыли, включается стоимость подарков, которые передаются неприбыльным организациям, перечень которых определен п.7.11 ст.7 этого Закона:

- органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов;

- благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные для осуществления экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические партии; научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства; заповедники, музеи-заповедники;

- пенсионные фонды, кредитные союзы, созданные в порядке, определенном законом;

- другими юридическими лицами, деятельность которых не предусматривает получение прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов;

- союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, которые содержатся лишь за счет взносов таких учредителей и не осуществляют хозяйственной деятельности, за исключением получения пассивных доходов;

- религиозные организации, зарегистриро ванные в порядке, предусмотренном законом;

- жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов, созданные в порядке, определенном законом.

Участие в лотереях и азартных играх. Этот запрет в дополнительных комментариях не нуждается. Единственное, что следует отметить по этому поводу, - статус лотереи никакого значения не имеет. Что касается оплаты участия в азартных играх, то оплачивать услуги казино или тотализатора за счет ВР вряд ли придет в голову даже самому недисциплинированному плательщику. Хотя если рассматривать азартные игры с точки зрения определения хозяйственной деятельности, то они явно направлены на получение дохода, а при желании такую деятельность можно сделать и регулярной, и постоянной, и существенной.

Финансирование личных нужд физических лиц. Закон не устанавливает ни определения, ни перечня "личных нужд". При этом определено, что расходы на оплату труда (п.5.6 ст.5 Закона о налогообложении прибыли) и расходы на социальные мероприятия (п.5.7 ст.5 Закона о налогообложении прибыли), и другие, предусмотренные этим Законом расходы (очевидно, на выплату суточных, бесплатную выдачу спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, спецпитания и др.), в затраты на личные нужды не включаются. Указанный перечень не является исчерпывающим. В ВР не включаются любые расходы, которые не направлены на получение доходов предприятия.

Расходы, подлежащие амортизации

Согласно пп.2 п.5.3 ст.5 Закона о налогообложении прибыли, не включаются в ВР расходы на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт и другие улучшения основных фондов, и расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также нематерильных активов, подлежащих амортизации, в соответствии со ст.8,9 и пп.7.9.4 Закона о налогообложении прибыли.

Указанные расходы, согласно ст.8 Закона о налогообложении прибыли, подлежат амортизации, сумма которой уменьшает скорректированную налогооблагаемую прибыль.

При этом расходы на текущий и капитальный ремонт, а также расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и другие улучшения основных фондов могут включаться в ВР в порядке, определенном п.8.7 ст.8 Закона о налогообложении прибыли.

Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью,
но не подлежащие включению в ВР

Перечень таких расходов установлен в п. 5.3 ст.5, пп.5.4.10 ст.5, пп.7.9.2 ст.7 Закона о налогообложении прибыли.

Не подлежат включению в ВР расходы на уплату налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, а также налогов, установленных п.7.8 ст.7, п.10.2 ст.10 и ст.13 Закона о налогообложении прибыли: налога на дивиденды, налога на доходы игорного бизнеса, налога на доходы нерезидентов; уплату налога на добавленную стоимость, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного или непроизводственного использования; уплату налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм выплат таких доходов в соответствии с Законом Украины о налогообложении доходов физических лиц (пп.5.3.3 п.5.3 ст.5 Закона о налогообложении прибыли). Для плательщиков налога на прибыль предприятий, которые не зарегистрированы как плательщики НДС, в состав ВР производства (обращения) входят суммы НДС, уплаченные в составе цены приобретения товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к ВР такого налогоплательщика. Аналогично в ВР включаются суммы НДС, уплаченные (рассчитанные) при приобретении товаров (работ, услуг), которые использовались для осуществления операций, освобожденных от НДС или не являвшихся объектом обложения НДС, а также суммы НДС, уплаченные (рассчитанные) при приобретении товаров, экспортированных по бартерным договорам.

Не включаются в ВР также расходы на уплату стоимости торговых патентов, которая учитывается в уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. 16.3 ст. 16 Закона о налогообложении прибыли (пп. 5.3.4 ст.5 Закона о налогообложении прибыли).

Торговый патент - это государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности (СПД) или его структурного (обособленного) подразделения заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. Плата за патент является самостоятельным видом налога.

Торговая деятельность, предоставление бытовых услуг, игорный бизнес, операции по обмену наличных валютных ценностей могут осуществляться только при наличии патента. Основным документом, регулирующим отношения в области патентования, является Закон о патентовании. Согласно п.З ст.2 этого Закона, торговый патент выдается за плату:

- субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим торговую деятельность или предоставляющими бытовые услуги;

- по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг;

- субъектам предпринимательской дея тельности, осуществляющими торговлю через передвижную торговую сеть по месту регистрации таких субъектов;

- другим субъектам предпринимательской деятельности по их местонахождению или местонахождению их структурных подразделений.

Стоимость торгового патента на осуществление торговой деятельности и предоставление бытовых услуг оплачивается ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному. Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле наличными валютными средствами и предоставление услуг игорного бизнеса оплачивается ежеквартально до 15 числа месяца, предшествующего отчетному кварталу.

Операции по учету патентов будут выглядеть следующим образом:

 предоплата стоимости патента: дебет сч.39 "Расходы будущих периодов" кредит сч. 311 " Текущие счета в национальном банке ";

 списание стоимости торгового патента: дебет сч.641 "Расчеты по налогам", субсчет "Налог на прибыль" - кредит сч.39 "Расходы будущих периодов".

Согласно п.1 ст.9 Закона о патентовании и п. 16.3. ст. 16 Закона о налогообложении прибыли, налог на прибыль СПД, который подлежит уплате в бюджет, уменьшается на стоимость приобретенных торговых патентов, и включение данной суммы в состав ВР предприятия не предусматривается.

Основные моменты, связанные с отражением стоимости патентов в декларации о прибыли, заключаются в следующем:

1. В гр.З стр.42.7 "Вартість придбаних у звітному (податковому) кварталі торгових патентів, виданих державними податковими органами (сума рядків 42.8, 42.9, 42.10)" приложения "П" каждого квартала отражается фактическая стоимость приобретенных торговых патентов, срок действия которых прихо дится на соответствующий квартал. То есть, к примеру, если сумма налога на прибыль составляет 1000 грн., а стоимость торговых патентов - 1500 грн., то в гр.З стр.42.7 приложения "П" отражается 1500 грн.

2. Несмотря на то, что в гр.З стр.42.7 отражается фактическая стоимость патентов, в расчет уменьшения налога на прибыль по итогам I, II, III кварталов берется не вся их стоимость, а только в пределах отраженной суммы налога на прибыль в гр.З стр.41.7 "Всього нараховано податку на прибуток" соответствующих приложений "П". Превышение стоимости патента над начисленным налогом на прибыль не должно привести к отражению переплаты по лицевому счету. Таким образом, если сумма налога на прибыль 1000 грн., а стоимость патента 1500 грн., то для получения результата, влияющего (или не влияющего) на показатели лицевого счета плательщика, можно выразить так: 1000 - 1000 (а не 1500) = 0. Итак, в гр.З стр.43 "Підлягає нарахуванню - за позитивного значення різниці між рядками (41.7 - 42 - 42.7 - 42.11 - 42.12)", а также стр.44 "Підлягаї зменшенню - за від'ємного значення різниці зменшенню - за від'ємного значення різниці між рядками (41.7 - 42 - 42.7 - 42.11 + 45)" приложения "П" ставится прочерк.

3. Суммы превышения стоимости патентов над начисленным налогом на прибыль, имевшие место в I-IV кварталах, учитываются при расчете налога на прибыль в годовой декларации (по гр.4), как и предусмотрено в пп."е". При этом если по итогам расчет" за год общая сумма налога на прибыль меньше стоимости приобретенных в отчетном году патентов, та кая разница уже не будет учитываться в уменьшение платежей в следующем году.

4. В гр.4 стр.42.7 приложения "П" всех кварталов нарастающим итогом отражается фактическая стоимость приобретенных торговых патентов, которая, вместе с тем, уменьшает начисленный налог на прибыль по итогам I, II, III кварталов только в пределах сумм, учтенных в уменьшение налога на прибыль по гр.З каждого квартала. То есть, если в I квартале налог на прибыль составил 1000 грн., стоимость патентов - 1500 грн., во II квартале налог на прибыль 2000 грн., стоимость па тентов - 1000 грн., тогда по гр.4 приложения "П" за полугодие в уменьшение налога на прибыль (3000 = 1000 + 2000) будет учитываться не фактическая стоимость патентов (2500 = 1500 + 1000), а только та их часть, которая уменьшила налог на прибыль по гр.З в I и во II кварталах (2000 = 1000 + 1000).

5. По гр.4 приложения "П", составляемого за IV квартал, в уменьшение "годовой" суммы налога на прибыль будет учитываться та часть всей стоимости патентов (срок действия которых приходится на соответствующий год), которая не превышает "годовую" сумму налога на прибыль, отраженную в гр.4 стр.41.7 приложения "П".

Не включаются в ВР, кроме того, расходы на уплату штрафов и/или неустойки или пени по решению сторон договора либо по решению соответствующих государственных органов, суда (пп.5.3.5 ст.5 Закона о налогообложении прибыли). Не включаются в ВР также расходы на уплату финансовых санкций за нарушение законодательства.

Статьей 178 ГК УССР предусмотрено, что выполнение обязательств может обеспечиваться согласно закону или договору неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, гарантией.

Обеспечение выполнения обязательств используется в случае, если это предусмотрено условиями договора или действующим законодательством.

При этом если нормативным актом, регулирующим конкретный вид обязательства, установлены способ и размер обеспечения обязательств, то они применяются независимо от того, предусматривается ли эта имущественная ответственность сторонами в тексте заключенного договора...

В отличие от неустойки такие способы обеспечения выполнения обязательств как гарантия, залог или поручительство, могут быть установлены только договором.

Наиболее распространенным видом обеспечения выполнения обязательств по хозяйственным договорам является неустойка (штраф, пеня). Определение неустойки дано в ст. 179 ГК УССР, согласно которой неустойка (штраф, пеня) это денежная сумма, определенная законом или договором, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения. Однако кредитор не вправе требовать оплаты неустойки (штрафа, пеня, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ст.210 ГК УССР).

В соответствии с данным определением разновидностями неустойки являются штраф и пеня.

Обычно штраф устанавливается законом или договором за невыполнение отдельных условий договора, например, за отсутствие маркировки, за поставку некачественного товара и т.д.

Пеня применяется за несвоевременное выполнение обязательства (просрочку) и взимается за каждый день просрочки в течение определенного времени в процентном отношении к сумме невыполненного обязательства.

Регулирует порядок определения размера пени Закон Украины от 22.11.1996 N 543/96-ВР."Об ответственности за несвоевременное исполнение денежных обязательств", согласно которому размер пени за просрочку платежа определяется в договоре по соглашению сторон, но не превышает двойной учетной ставки НБУ, действовавшей в период, за который начисляется пеня.

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов" N 10 (376), 10 марта 2003 г.
Подписной индекс 40783