ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
19.11.2002 N 17932/7/26-4017
Начальникам УНМ ГНА
в Автономной Республике
Крым, областях,
г. Киеве и Севастополе
Относительно действий оперативных работников
налоговой милиции при проведении проверок
субъектов предпринимательской деятельности
Направляю для использования в работе Методические рекомендации относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Первый заместитель начальника налоговой милиции,
начальник ГУНМ ГНА Украины, генерал-лейтенант
налоговой милиции А.Спиридонов
Приложение
Методические рекомендации
относительно действий оперативных работников
налоговой милиции при проведении проверок
субъектов предпринимательской деятельности
Статус государственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности определены Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 4 декабря 1990 года N 509-XII (далее - Закон).
В соответствии со статьей 3 Закона ( 509-12 ) органы государственной налоговой службы Украины в своей деятельности руководствуются, в частности, Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти.
В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).
Налоговая милиция в соответствии с возложенными на нее задачами:
1) принимает и регистрирует заявления, сообщения и другую информацию о преступлениях и правонарушениях, отнесенных к ее компетенции, осуществляет в установленном порядке их проверку и принимает по ним предусмотренные законом решения;
2) осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, досудебную подготовку материалов по протокольной форме, а также проводит дознание и досудебное (предварительное) следствие в пределах своей компетенции, принимает меры по возмещению причиненных государству убытков;
3) выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их устранению;
4) обеспечивает безопасность работников органов государственной налоговой службы и их защиту от противоправных посягательств, связанных с исполнением ими должностных обязанностей;
5) предупреждает коррупцию и другие служебные нарушения среди работников государственной налоговой службы;
6) собирает, анализирует, обобщает информацию относительно нарушений налогового законодательства, прогнозирует тенденции развития негативных процессов уголовного характера, связанных с налогообложением.
В соответствии со статьей 22 Закона ( 509-12 ) должностным лицам налоговой милиции для исполнения возложенных на них обязанностей предоставляются права, предусмотренные пунктом 1, частью первой пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 11 Закона, а также пунктами 1 - 4, абзацами вторым, третьим, шестым пункта 5, пунктами 6 - 12, 14, подпунктами "а" и "б" пункта 15 (с учетом положений Закона, других законов по вопросам налогообложения), пунктом 16 с соблюдением правил проведения налоговых проверок, установленных законодательством, пунктами 17, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 30 статьи 11, статьями 12 - 15-1 Закона Украины "О милиции" от 20.12.90 г. N 565-XII (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с требованиями статьи 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.60 г. с изменениями и дополнениями ( 1002-05 ) (далее - УПК Украины) в подследственности налоговой милиции остаются преступления (основные), которые ранее были подследственны следователям налоговой милиции, изложенные в трех статьях нового Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. N 2341-III (далее - УК Украины), а именно: ст. 212, 207 и 208, включенных в него в качестве самостоятельных, в зависимости от способа совершения преступления.
К подследственности налоговой милиции в качестве основных дополнительно отнесены четыре преступления, предусмотренные статьями 204, 209, 216, 218 УК Украины ( 2341-14 ), среди которых 204 и 209 вообще введены в УК Украины впервые, а последние две действовали ранее и относились к подследственности следователей налоговой милиции как дополнительные.
Если при расследовании вышеуказанных преступлений будут установлены преступления, предусмотренные статьями 191, 192, 200, 201, 202, 203, 205, 213, 215, 219, 220, 221, 222, 255, 258, 364, 366, 367 УК Украины ( 2341-14 ) (дополнительные статьи), совершенные лицом, в отношении которого ведется следствие, или другим лицом, если они связаны с преступлениями, совершенными лицом, в отношении которого ведется следствие, они расследуются следователями налоговой милиции.
В соответствии со ст. 101 УПК Украины ( 1002-05 ) налоговая милиция является органом дознания "по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки" (в УК Украины от 5 апреля 2001 года N 2341-III статья о сокрытии валютной выручки отсутствует).
I. Плановые и внеплановые проверки субъектов
предпринимательской деятельности
Проверка субъектов предпринимательской деятельности на предмет соблюдения ими налогового законодательства и норм других статей, отнесенных к подследственности налоговой милиции, осуществляется согласно положениям Законов Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 4 декабря 1990 года N 509-XII, "О милиции" от 20.12.90 г. N 565-XII (с изменениями и дополнениями), "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. N 2135-XII (с изменениями и дополнениями), Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28.12.60 г. (с изменениями и дополнениями), Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. N 817/98 (с изменениями и дополнениями) и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность налоговой милиции.
Указом Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" ( 817/98 ) установлено, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, проводят плановые и внеплановые выездные проверки.
Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, предусмотренная в плане работы контролирующего органа и проводимая по местонахождению такого субъекта или по месторасположению объекта собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, не предусмотренная в планах работы контролирующего органа и проводимая при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;
г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;
д) при возникновении необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не представит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;
е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия.
Органы государственной налоговой службы имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей. При этом они имеют право проводить такие проверки только в пределах своей компетенции.
Упомянутым Указом ( 817/98 ) регламентировано, что решения об изъятии документов первичного учета, приостановлении операций на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях, а также запрете отчуждения имущества субъекта предпринимательской деятельности в связи с нарушением налогового, бюджетного или валютного законодательства могут приниматься только органами государственной налоговой службы, а в случаях, определенных таможенным законодательством, - таможенными органами.
II. Права налоговой милиции и правовые основания
для проведения проверок субъектов
предпринимательской деятельности и изъятия
оригиналов документов у СПД
Специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция), действующие в составе соответствующих органов государственной налоговой службы и осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняют оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранные функции и выполняют возложенные на них задачи (ст. 19 Закона ( 509-12 ).
Они пользуются правами подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а именно: "производить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний <...>, поднимать в установленном законом порядке вопросы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и участвовать в их проведении" (п. 2, 3 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ), - и правом "производить при участии администрации предприятий, учреждений и организаций осмотр производственных, складских и других служебных помещений и территорий с целью проверки охраны государственного и коллективного имущества, соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению" (п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ).
Основаниями для проведения проверок являются:
- постановление органа дознания, следователя, суда, обращение правоохранительного органа о проведении проверки субъекта предпринимательской деятельности, в отношении которого имеются данные о нарушении налогового законодательства с признаками преступлений;
- необходимость проверки заявлений и сообщений о преступлениях согласно ст. 97 УПК Украины ( 1002-05 ).
Также основаниями для проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности являются положения статьи 3 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" ( 817/98 ), в частности:
- по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм налогового законодательства;
- субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
- выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности;
- при возникновении необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не представит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.
При осуществлении проверок с последующим истребованием и изъятием у субъекта предпринимательской деятельности оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов работники налоговой милиции в своей работе руководствуются пунктом 6 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), где предусмотрено, что "органы государственной налоговой службы в установленном законом порядке имеют право изымать (с оставлением копий) у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей".
Во исполнение данной нормы была разработана Инструкция о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и других платежей, которая утверждена приказом ГНА Украины от 1 июля 1998 года N 316 и 18.12.98 г. зарегистрирована в Минюсте (за N 802/3242).
В данной Инструкции указаны основания и порядок изъятия оригиналов документов у СПД работниками налоговой службы. Тут же не предусмотрен отдельно порядок изъятия документов работниками подразделений налоговой милиции и в то же время не ограничивается их право изымать документы на основании Законов Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ) и "О милиции" ( 565-12 ) (образцы постановления о проведении изъятия документов, протокола изъятия документов и описи оригиналов документов, изъятых из дел, приведены в приложениях 1, 2, 3).
Также со вступлением в силу Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (пп. 9.4.1 ст. 9) работники налоговой службы имеют право изымать оригиналы документов у СПД в случае применения административного ареста активов плательщика налогов или согласно уголовно-процессуальному законодательству.
Кроме того, согласно:
- п. 4 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (2135-12) работники налоговой милиции имеют право "истребовать, собирать и изучать документы и данные, характеризующие деятельность предприятий, учреждений, организаций";
- п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ) подразделениям налоговой милиции предоставляется право "требовать от материально ответственных и служебных лиц предприятий, учреждений и организаций сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства, проведения документальных и натуральных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности; истребовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей";
- ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины ( 1002-05 ) при проведении проверки заявления или сообщения о преступлении работники налоговой милиции как орган дознания имеют право "когда необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела, такая проверка осуществляется <...> органом дознания в срок не более десяти дней путем сбора объяснений <...> или истребования необходимых документов".
III. Назначение проверки субъекта
предпринимательской деятельности, осуществление
проверки и действия работников налоговой милиции
Назначение проверок субъектов предпринимательской деятельности должно осуществляться при наличии вышеизложенных правовых оснований для их проведения.
Необходимость проведения проверки субъекта предпринимательской деятельности оперативный работник налоговой милиции обосновывает в мотивированном рапорте на имя первого заместителя председателя (начальника) соответствующей налоговой администрации (инспекции) - начальника органа налоговой милиции. В рапорте в обязательном порядке указываются:
1) сведения о субъекте предпринимательской деятельности (местонахождение по юридическому и фактическому адресу), местонахождение органов управления, количество и местонахождение филиалов или представительств, регистрационные данные плательщика налогов, фамилия, имя, отчество субъекта предпринимательской деятельности - физического лица, руководителя и главного бухгалтера субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица;
2) информация о предусматриваемых нарушениях налогового законодательства;
3) информация о представлении субъектом предпринимательской деятельности в налоговую инспекцию бухгалтерской и налоговой отчетности, о проведенных ранее в его отношении налоговых проверках и их результатах;
4) перечень документов бухгалтерского учета, документов финансово-хозяйственной деятельности, которые необходимо получить у субъекта предпринимательской деятельности;
5) расчет сил и средств (количество оперативных работников налоговой милиции, работников подразделений доследственных проверок, физической защиты, понятых (отбор понятых осуществляется с соблюдением требований статьи 127 УПК Украины ( 1002-05 );
6) срок проведения проверки.
Рапорт визируется руководителем соответствующего оперативного подразделения налоговой милиции и заместителем начальника органа налоговой милиции по оперативно-розыскной деятельности.
На рапорте первый заместитель председателя (начальника) соответствующей налоговой администрации (инспекции) - начальник органа налоговой милиции налагает соответствующую резолюцию относительно проведения проверки.
При условии, что проверка должна осуществляться по оперативной информации в рамках оперативно-розыскного дела, оперативный работник налоговой милиции составляет соответствующий план реализации, в котором предусматривается проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий с применением оперативно-технических средств.
План реализации визируется должностными лицами подразделения налоговой милиции и прилагается к соответствующему оперативно-розыскному делу, ведение которого предусмотрено ведомственной инструкцией на основании требований Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ).
При этом в плане предусматривается:
а) беспрепятственное проникновение в помещения субъекта предпринимательства, деятельность которого необходимо проверить;
б) блокирование служебных и других помещений данного предприятия;
в) недопущение в места осуществления проверки сторонних лиц, которые своим присутствием, действиями или бездействием могут препятствовать проведению проверки;
г) применение технических средств фиксации действий должностных лиц субъекта предпринимательства, деятельность которого проверяется (осуществлять фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений (п. 10 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 );
д) фиксация действий должностных и других лиц субъекта предпринимательской деятельности путем составления соответствующих актов, протоколов согласно действующему законодательству;
є) проведение кино-, фото- и звукофиксации в качестве вспомогательного средства предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений (п. 12 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ).
Выполнение приведенных мероприятий исключит возможность влияния посторонних факторов на ход проведения проверок и предоставит возможность эффективно фиксировать само протекание проверки.
При необходимости осуществления проверок субъектов предпринимательства без наличия оперативной информации оперативный работник налоговой милиции в рапорте предусматривает реализацию пунктов "а", "б", "в", "д", "є".
При проведении проверки работники налоговой милиции:
- проверяют устав и документы о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, документы о постановке на учет в налоговом органе, наличие специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.) на осуществление видов предпринимательской деятельности, денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, налоговых деклараций, товарно-кассовых книг, показателей контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями, договоров (контрактов) и других документов независимо от способа представления информации (включая компьютерный), связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей;
- оценивают наличие и движение материальных ценностей и денежных средств, правильность формирования расходов, полноту оприходования доходов, достоверность объемов выполненных работ (предоставленных услуг) и т. п.;
- сравнивают заявленные субъектом предпринимательской деятельности в налоговых декларациях данные, связанные с исчислением и уплатой налогов (платежей), с фактическими данными, установленными при проверке;
- проверяют достоверность отражения проведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
- проверяют учетные документы, хранящиеся в электронном виде. В таких случаях к участию в проверке может привлекаться работник налоговой милиции или другого подразделения органа налоговой службы - специалист в области информационных технологий, которому поручается обеспечить доступ к информации, провести анализ цифровых и текстовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер информации и внесения изменений в содержание документов, восстановить стертые файлы и записи в базе данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т. п.;
- осуществляют другие мероприятия, которые работники налоговой милиции могут проводить согласно действующему законодательству Украины, при условии что проверка будет осуществляться по оперативной информации в рамках оперативно-розыскного дела (указано выше).
Кроме того, согласно части 5 ст. 97 УПК Украины ( 1002-05 ) "заявление или сообщение о преступлениях до возбуждения уголовного дела могут быть проверены путем проведения оперативно-розыскной деятельности. Проведение определенных в законодательных актах Украины отдельных оперативно-розыскных мероприятий осуществляется с разрешения суда по согласованному с прокурором представлению руководителя соответствующего оперативного подразделения или его заместителя".
В соответствии со ст. 103 УПК Украины ( 1002-05 ) "на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер с целью выявления (признаков) преступления и лиц, которые его совершили".
Поэтому по оперативной информации, зарегистрированной согласно требованиям ведомственных нормативных документов, оперативный работник налоговой милиции с целью получения оригиналов документов СПД может подготовить письменный запрос с требованием представления оригиналов документов на основании ч. 4 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ) и ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) (приложение N 4).
В случае представления документов факт передачи документов необходимо зафиксировать либо сопроводительным письмом проверяемого предприятия, либо актом передачи с перечнем представляемых документов. По результатам изучения документов (следует) либо поднять вопрос относительно назначения документальной проверки на предмет соблюдения налогового законодательства, либо вернуть документы.
По результатам проведенной документальной проверки (следует) принять решение согласно ст. 97 УПК Украины ( 1002-05 ).
Непредставление документов, указанных в письменном запросе, в течение трех рабочих дней со дня его получения является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
В пункте "д" ст. 3 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" ( 817/98 ) указано, что "при возникновении необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не представит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса", что является одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки.
В случае непредставления документов следует задокументировать факт отказа от проведения документальной проверки "Актом отказа", который составляется оперативным работником налоговой милиции по местонахождению такого плательщика налогов и подписывается работником налоговой милиции, который должен проводить проверку, и понятыми лицами в количестве не менее двух (приложение N 5).
Понятые лица, присутствующие при составлении данного акта или других документов, должны отбираться заранее. Они отбираются и приглашаются из числа лиц, не связанных с должностными лицами предприятия, их родственниками, близкими, знакомыми и т. п. (ст. 127 УПК Украины (1002-05). Понятыми не могут быть сотрудники налоговой милиции и других подразделений органа государственной налоговой службы.
Понятые удостоверяют в акте факты, содержание и результаты действий, проводившихся в их присутствии, могут делать по поводу проведенных действий лицами, осуществляющими проверку, замечания, которые обязательно отражаются в акте.
IV. Действия работников налоговой милиции по получению оригиналов
документов для проверки
в административном порядке
Если у работника налоговой милиции возникла необходимость провести проверку и изъять оригиналы финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов плательщика налогов в административном порядке, то:
- необходимо подготовить письменный запрос с требованием представления оригиналов документов на основании п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции" (565-12) и ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (509-12) (приложение N 6);
- если имеется заявление или сообщение о преступлении, зарегистрированные в КЗоТ ( 322-08 ), то в письменном запросе необходимо ссылаться на ч. 4 ст. 97 УПК Украины ( 1002-05 ), в которой указано, что "необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения уголовного дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания в срок не более десяти дней путем сбора объяснений от отдельных граждан или должностных лиц либо истребования необходимых документов".
В случае представления документов факт их передачи (следует) зафиксировать либо сопроводительным письмом, либо актом передачи с перечнем представляемых документов. После изучения документов назначается проверка соблюдения налогового законодательства ибо они возвращаются владельцу. По результатам проведенной проверки принимается решение согласно ст. 97 УПК Украины ( 1002-05 ).
Непредставление документов согласно указанному запросу является основанием для применения работником налоговой милиции к должностному лицу такого плательщика налогов ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) (далее - КУоАП) "Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, военнослужащего".
"Статья 185. Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формирования по охране общественного порядка (и государственной границы), военнослужащего или оскорбление их.
Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции при исполнении им служебных обязанностей, а также совершение таких же действий в отношении члена общественного формирования по охране общественного порядка (и государственной границы) или военнослужащего в связи с их участием в охране общественного порядка -
влечет наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка, а в случае если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным - административный арест на срок до пятнадцати суток".
Законным распоряжением работника налоговой милиции уже является наличие письменного запроса.
Факт злостного неповиновения необходимо зафиксировать "Актом отказа", который составляется оперативным работником налоговой милиции по местонахождению такого плательщика налогов и подписывается работником налоговой милиции, должностным лицом плательщика налогов и понятыми лицами в количестве не менее двух.
После этого необходимо составить "Протокол об административном правонарушении" (приложение N 7). Правовыми основаниями для составления работниками налоговой милиции такого протокола являются ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ), п. 7 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ) и ст. 255 КУоАП ( 80732-10 ).
Согласно ст. 256 КУоАП ( 80732-10 ) в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое его составило, данные о правонарушителе; место, время совершения и содержание административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются, объяснения правонарушителя; другие данные, имеющие значение для рассмотрения дела. Протокол подписывается работником налоговой милиции, который его составил, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей они также могут его подписать. В случае отказа правонарушителя от подписи протокола об этом делается запись в протоколе. Поставление другого документа (например, акта отказа от подписи протокола и т. п.) законодателем не предусмотрено. Правонарушитель имеет право приложить к протоколу объяснения и замечания относительно содержания протокола, а также изложить мотивы своего отказа от подписи протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 268 КУоАП, о чем указывается в протоколе.
В соответствии с требованиями ст. 260 КУоАП ( 80732-10 ) "с целью <...> обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел <...> допускаются <...> и изъятие вещей и документов".
На это указывает и п. 7 ст. 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ): "(предоставляется право <...>) составлять протоколы об административных правонарушениях, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях".
То есть изъятие финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов предприятия в таком случае уже происходит принудительно как способ обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела. При изъятии вещей согласно ч. 3 ст. 265 КУоАП ( 80732-10 ) составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении. В связи с тем что дело об административном правонарушении по ст. 185 КУоАП ( 80731-10 ) рассматривает согласно ст. 221 КУоАП судья местного районного (городского) суда, а документы предприятия необходимы для проведения соответствующей проверки соблюдения налогового законодательства, необходимо составлять "Протокол изъятия" (приложение N 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 265 КУоАП ( 80732-10 ) "изъятые вещи и документы хранятся <...> в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов". Поэтому в протоколе об административном правонарушении необходимо отметить, что документы изъяты протоколом изъятия и находятся в соответствующем подразделении налоговой милиции.
Согласно ст. 277 КУоАП ( 80732-10 ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 185 КУоАП ( 80731-10 ), рассматриваются в срок не более одних суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов в соответствии со ст. 276 КУоАП по месту его совершения. Поэтому после составления всех указанных документов работник налоговой милиции должен согласно ст. 257 КУоАП направить соответствующие материалы в местный районный суд по месту совершения указанного административного правонарушения.
По данным финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов проводится проверка соблюдения требований налогового законодательства.
По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями приказа ГНА Украины от 01.06.98 N 266 "Об утверждении Порядка оформления и реализации документальных проверок относительно соблюдения налогового и валютного законодательства субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами".
При необходимости установления отдельных фактов относительно предмета проверки, выявленных правонарушений оперативные работники налоговой милиции обязаны направить соответствующие запросы субъектам предпринимательства партнерам СПД, деятельность которых проверяется, или же мотивированный запрос о проведении проверки филиала (представительства) проверяемого СПД в орган налоговой милиции, на территории которого они расположены.
При условии выявления в ходе проверки субъекта предпринимательской деятельности фактов нарушения законодательства Украины с признаками преступлений или административных правонарушений, отнесенных к компетенции других правоохранительных органов, такие факты в акт проверки не включаются. Об этом работником налоговой милиции составляется отдельный рапорт на имя начальника органа налоговой милиции. В дальнейшем в правоохранительный орган по принадлежности направляются информация о данных выявленных фактах и соответствующие к ней приложения.
V. Процессуальные действия работников налоговой милиции
В практической деятельности налоговой милиции возникает необходимость задержания подозреваемого в совершении преступления. Оперативные работники налоговой милиции как органа дознания согласно ст. 106 УПК Украины (1002-05) имеют такое право. Статьями 106 и 107 УПК Украины предусмотрены порядок кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и допрос подозреваемого в совершении преступления органом дознания.
Использование положений этих статей содействует налоговой милиции в раскрытии преступлений в сфере налогообложения.
Работники налоговой милиции как органа дознания согласно ст. 190 УПК Украины ( 1002-05 ) производят осмотр местности, помещения, предметов и документов "с целью выявления следов преступления <...>, а также других обстоятельств, имеющих значение для дела <...>. Осмотр места происшествия в неотложных случаях может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В данных случаях при наличии для этого оснований уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места события. О результатах осмотра следователь составляет протокол".
Также работник налоговой милиции согласно ст. 104 УПК Украины ( 1002-05 ) "при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, <...> возбуждает уголовное дело <...>, проводит следственные действия по установлению лица, которое его совершило. После этого <...>, соблюдая сроки, предусмотренные частью 1 статьи 108 данного Кодекса, составляет постановление о передаче дела следователю, которое представляет прокурору для утверждения".
При возбуждении органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора после выполнения неотложных следственных действий в пределах сроков, предусмотренных частью 2 статьи 108 УПК Украины ( 1002-05 ).
Согласно требованиям Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" ( 2135-12 ) с целью прекращения правонарушений задачами оперативно-розыскной деятельности являются поиск и фиксация фактических данных о противоправных действиях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины ( 2341-14 ).
Поиск и фиксация таких данных осуществляются путем гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий с применением оперативно-технических средств в рамках плана реализации конкретного оперативно-розыскного дела, согласованного и утвержденного соответствующими руководителями оперативного подразделения налоговой милиции.
Привлеченные к реализации дела оперативные работники налоговой милиции должны четко выполнять поставленные им разработчиком задачи и функции согласно плану реализации, в котором кроме оперативных (проникновение и блокирование помещений, недопущение сторонних лиц в места проведения мероприятий, своевременное "появление" представителей общественности (понятых) необходимо предусмотреть осуществление первоочередных процессуально-следственных действий (составления протокола осмотра, фиксации действий работников СПД, в отношении которых принимаются меры, изъятия документов и т. п.). Отдельные пункты плана относительно выполнения процессуально-следственных действий должны быть заранее согласованы со следователем налоговой милиции, которому будут переданы материалы для возбуждения уголовного дела.
Поэтому присутствие следователя при проведении мероприятий необходимо для составления процессуальных документов, в частности протокола осмотра, согласно требованиям ст. 190 и 191 УПК Украины ( 1002-05 ). Кроме того, присутствие следователя предоставит возможность фиксировать действия присутствующих лиц и события, совершаемые в это время.
Планом целесообразно предусмотреть оперативное (срочное) привлечение представителей общественности (понятых) и при необходимости специалистов, не заинтересованных в результатах дела, до которых перед проведением процессуальных мероприятий доводятся и права и обязанности (регламентированные УПК Украины ( 1001-05, 1002-05, 1003-05 ), о чем указывалось раньше).
VI. Отбор образцов товаров, сырья,
материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий
для проверки их качества и проведения контрольной
проверки правильности расчета с потребителями за
предоставленные услуги и реализованные товары
В ходе проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности у работников налоговой милиции возникает необходимость осуществить отбор образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества и проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары.
Согласно требованиям статьи 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) и согласно пункту 24 статьи 11 Закона Украины "О милиции" ( 565-12 ) "милиции для исполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право <...> производить при участии администрации предприятий, учреждений и организаций осмотр производственных, складских и других служебных помещений и территорий с целью проверки охраны государственного и коллективного имущества, соблюдения правил продажи товаров и предоставления услуг населению; <...> истребовать и при необходимости изымать документы, образцы сырья и продукции".
Отбор образцов товаров, сырья, материалов и т. п. для проверки их качества на месте или проведения изучения (экспертизы) в соответствующих лабораториях и других учреждениях; проведение контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары регламентированы Порядком отбора у хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества и Порядком проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.94 N 215 "О реализации отдельных положений Закона Украины "О защите прав потребителей".
Согласно данным Порядкам (215-94) отбор образцов товаров для проверки их качества и контрольная проверка правильности расчета с потребителями проводятся "должностным лицом Государственного комитета по делам защиты прав потребителей, его органов в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе".
В своей практической деятельности оперативным работникам налоговой милиции целесообразно, используя предоставленные Законами Украины "О милиции" ( 565-12 ) и "О государственной налоговой службе в Украине" (509-12) права, руководствоваться указанными Порядками (215-94) при самостоятельном составлении соответствующих актов и использовать возможности должностных лиц Государственного комитета по делам защиты прав потребителей.
Спонтанные, неподготовленные, недетализированные и не согласованные с руководством оперативного подразделения налоговой милиции проверки СПД приводят к негативным последствиям, связанным с нарушениями действующего законодательства оперативными работниками с последующим привлечением их к ответственности.
Настоящие Рекомендации не являются исчерпывающими. Из-за обстоятельств, которые могут изменяться в зависимости от различных факторов, соблюдать пункты заранее составленных планов проверок субъектов предпринимательства невозможно. Только глубокие знания норм действующего законодательства, которыми регламентируется деятельность налоговой милиции, их соблюдение, четкая фиксация течения событий, связанных с должностными лицами субъектов предпринимательства, деятельность которых проверяется, и фиксации действий работников налоговой милиции делают невозможными провокационные действия со стороны должностных лиц субъектов предпринимательства, их защитников, направленные на дискредитацию работника налоговой милиции.
Приложение 1
к Инструкции о порядке изъятия должностными
лицами органов государственной налоговой службы Украины
у предприятий, учреждений и организаций документов,
свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов
налогообложения, неуплате налогов и других платежей
Постановление
об осуществлении изъятия документов N ____
от "___" ____________ 199_ г.
Как результат осуществления осмотра и проверки документов у ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________,
(полное наименование субъекта, подлежащего проверке, его адрес)
на основании того, что __________________________________________________________________________________________________,
(причина, по которой осуществляется изъятие)
и руководствуясь статьей 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 5 февраля 1998 года, постановляю:
у указанного выше субъекта осуществить изъятие _____________________________________________________________________________
(должность, фамилия,
______________________________________________________________________________________________________________________
имя, отчество лица, которому поручается осуществить изъятие)
следующих документов __________________________________________________________________________________________________.
(название документов, с чем связаны или о чем свидетельствуют)
Изъятие удостоверили:
| _____________________________________ (руководитель налогового органа, утверждающий изъятие) |
______________________ (подпись) |
____________________________________ (инициалы, фамилия) |
| М.П. _____________________________________ (лицо, осуществляющее изъятие) |
_____________________ (подпись) |
_____________________________________ (инициалы, фамилия) |
С постановлением ознакомился:
| _____________________________________ (руководитель субъекта, у которого осуществляется изъятие) |
____________________________ (подпись) |
_______________________________ (инициалы, фамилия) |
Приложение 2
к Инструкции о порядке
изъятия должностными лицами
органов государственной
налоговой службы Украины
у предприятий, учреждений
и организаций документов,
свидетельствующих о сокрытии
(занижении) объектов
налогообложения, неуплате
налогов и других платежей
Протокол
изъятия документов N _____
от "___" ____________ 199_ г.
На основании постановления N ___ от "___" __________ 199_ г., утвержденного _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
(название государственного налогового органа, утвердившего
постановление об изъятии и осуществляющего его)
в лице ________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество лица, осуществляющего изъятие)
при участии ___________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________,
(фамилии, имена и отчества присутствующих)
работающих ___________________________________________________________________________________________________________,
(место работы)
осуществлено изъятие документов _________________________________________________________________________________________
(полное наименование субъекта, его адрес;
______________________________________________________________________________________________________________________,
фамилия, имя, отчество должностного лица, у которого изъяты
документы; приложить перечень изымаемых документов,
_____________________________________________________________________________________________________________________.
а в случае составления специальной описи изымаемых документов -
сделать об этом запись)
Поименованным выше лицам разъяснено их право быть присутствующими при всех действиях работника государственного налогового органа по проведению изъятия и делать заявление по поводу его действий, вызывающих несогласие. Присутствующим, кроме того, разъяснено, что на основании ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 5 февраля 1998 года они имеют право удостоверить факт содержания и результат изъятия в данном объеме и составе документов.
Перед началом изъятия работником государственного налогового органа было представлено указанное постановление об изъятии документов, после чего ____________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество лица, у которого изымают документы)
предложено выдать: _____________________________________________________________________________________________________.
(перечень документов, подлежащих изъятию)
Заявления и замечания, сделанные присутствующими (перед текстом замечаний указать фамилию, инициалы и должность лица, делающего замечание):
____________________________________________________________________________________________________________________.
Протокол, составленный должностным лицом государственного налогового органа, записан верно.
Подписи:
Присутствующие:
| _________________________________________________________ (фамилия, инициалы) _________________________________________________________ (фамилия, инициалы) _________________________________________________________ (фамилия, инициалы) |
_____________________________ (подпись) _____________________________ (подпись) _____________________________ (подпись) |
Должностное лицо, осуществлявшее изъятие
| ______________________________________________________ (название должности, название государственного налогового органа; фамилия, инициалы) |
_____________________________ (подпись) |
Получил:
копию протокола "___" ____________199 _ г.;
копию описи изъятых документов "___" ____________199 _ г.
| _________________________________________________________ (название должности, фамилия и инициалы должностного лица, которому вручены копия протокола и копия описи изъятия) |
______________________________ (подпись) |
Приложение 3
к Инструкции о порядке
изъятия должностными лицами
органов государственной
налоговой службы Украины
у предприятий, учреждений
и организаций документов,
свидетельствующих о сокрытии
(занижении) объектов
налогообложения, неуплате
налогов и других платежей
Опись
оригиналов документов,
изъятых из дел согласно протоколу N __
от "___" ____________ 199_ года
у _____________________________________________________________________________________________________________________
(полное наименование субъекта, у которого осуществляется изъятие; его адрес)
------------------------------------------------------------------------------
|N | Изъятые документы | Название | Количество |Примечания|
|п/п |---------------------------------| дела, из | листов | |
| | название | номер | дата | которого | (прописью) | |
| |документа | | | изъяты | | |
| | | | | документы | | |
|----+-----------+----------+----------+------------+-------------+----------|
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------------
Всего изъято документов _________________________________________________________________________________________________
(количество листов записать цифрами и прописью)
единиц наименований на _________________________________________________________________________________________ листах
(количество листов записать цифрами и прописью)
Опись заверили:
| __________________________________ (должность лица, осуществлявшего изъятие) __________________________________ (руководитель - должность; наименование субъекта, у которого осуществлялось изъятие) __________________________________ (главный бухгалтер) |
___________________________ (подпись) ___________________________ (подпись) ___________________________ (подпись) |
_______________________________ (инициалы, фамилия) _______________________________ (инициалы, фамилия) _______________________________ (инициалы, фамилия) |
Приложение N 4
Образец
Руководителю предприятия
_________________________________
(код ЕГРПОУ)
Ф. И. О.
_________________________________
индекс, адрес
На основании п. 4 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. (с изменениями и дополнениями) Вам необходимо до "__" час. "__" мин. "___" ____________ 200_ г. представить в управление налоговой милиции ГНА в г. Киеве, каб. N __, оригиналы документов относительно финансово-хозяйственных отношений с (наименование предприятия, код ЕГРПОУ).
Сообщаю, что в случае неисполнения данного требования к Вам могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также действия, предусмотренные п. "д" ст. 3 Указа Президента Украины "О мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23.07.98 г. N 817/98.
Начальник управления (главного отдела)
налоговой милиции ГНА (ГНИ) в г. Киеве (районе) Ф. И. О.
исп.:
тел.:
Приложение N 5
Образец
Акт отказа
| ___________________________ название населенного пункта |
"___" ____________ 200_ год |
______________________________________________________________________________________________________________________
(полное название должности служебного лица, его фамилия, инициалы)
на основании подпункта 9.1.2 ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III при участии понятых:
_____________________________________________________________________________________________________________________
(фамилии, имена, отчества и домашние адреса понятых)
в присутствии:
_____________________________________________________________________________________________________________________,
(данные лиц, присутствующих при составлении акта)
которым перед началом составления акта разъяснено их право присутствовать при всех действиях служебного лица, составляющего акт, делать заявления по поводу тех или иных действий; давать объяснения по существу составления акта; заявлять ходатайства; подавать жалобы на действия лица, составляющего акт; делать письменные замечания по содержанию акта; лично ознакомиться с составленным актом.
Понятым разъяснено их право знать, для участия в проведении каких действий они приглашены, в связи с чем составляется акт, а также своими подписями удостоверить соответствие действий служебного лица записям в акте.
Замечания понятых и присутствующих лиц подлежат занесению в акт. Составил настоящий акт о том, что на законное требование служебного лица допустить к проведению проверки плательщик налогов
| ___________________________________ (наименование) |
код ЕГРПОУ ___________________ в лице |
___________________________________, (должность, Ф. И. О.) |
ознакомившись с удостоверением N ___ от "___" _________ 200_ года, дал отказ.
Жалобы и заявления по поводу составления акта
______________________________________________________________________________________________________________________
| Понятые: |
1. _________________________________________ 2. _________________________________________ |
| Присутствующие: __________________ |
Акт составил: _________________________________________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)
Приложение N 6
Образец
Руководителю предприятия
________________________________
(код ЕГРПОУ)
Ф. И. О.
________________________________
индекс, адрес
На основании п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции", ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" Вам необходимо до "__" час. "__" мин. "___" ____________ 200_ г. представить в управление налоговой милиции ГНА в г. Киеве, каб. N __, оригиналы документов относительно финансово-хозяйственных отношений с (наименование предприятия, код ЕГРПОУ).
Сообщаю, что в случае неисполнения данного требования к Вам могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Начальник управления (главного отдела)
налоговой милиции ГНА (ГНИ) в г. Киеве (районе) Ф. И. О.
исп.:
тел.:
Приложение N 7
Образец
Протокол
о нарушении ст. 185 Кодекса Украины
об административных правонарушениях
| ___________________________ название населенного пункта |
"___" ____________ 200_ год |
______________________________________________________________________________________________________________________
(полное название должности служебного лица, его фамилия, инициалы)
_____________________________________________________________________________________________________________________,
руководствуясь ст. 254, 255, 256 Кодекса Украины об административных правонарушениях, п. 7 ст. 11 Закона Украины "О милиции", ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", составил настоящий протокол о том, что гр.
_____________________________________________________________________________________________________________________,
(Ф. И. О.)
____________________________________________________________________________________________________________________,
(обстоятельства совершенного правонарушения)
то есть совершил правонарушение, предусмотренное ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Свидетели правонарушения:
1. _____________________________________________________________________________________________________________________
(Ф. И. О., местожительство, подпись)
2. _____________________________________________________________________________________________________________________
(Ф. И. О., местожительство, подпись)
Сведения о правонарушителе: ____________________________________________________________________________________________
(Ф. И. О., дата и место рождения,
______________________________________________________________________________________________________________________
гражданство, место работы и должность, размер месячного заработка,
количество иждивенцев, местожительство, место прописки,
______________________________________________________________________________________________________________________
документ, удостоверяющий личность, подвергался (ли) ранее
админвзысканию, указать, каким органом, за что, вид взыскания,
дата)
Объяснения нарушителя:
______________________________________________________________________________________________________________________
(в случае отказа правонарушителя от объяснения или подписания
_____________________________________________________________________________________________________________________
протокола об этом делается соответствующая запись)
Подпись нарушителя: ___________
Гр. _____ разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а именно: ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.
Объявлено о месте и времени рассмотрения дела __________________________________________________________________________
(подпись нарушителя)
К протоколу прилагается _______________________________________________________________________________________________
Протокол составил: ____________________________________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)
Приложение N 8
Образец
Протокол изъятия
| ___________________________ название населенного пункта |
"___" ____________ 200_ год |
_______________________________________________________________________________________________________________________
(полное название должности служебного лица, его фамилия, инициалы)
______________________________________________________________________________________________________________________,
с целью обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, руководствуясь ст. 260, 265 Кодекса Украины об административных правонарушениях, п. 7 ст. 11 Закона Украины "О милиции", ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", при участии понятых:
______________________________________________________________________________________________________________________,
(фамилии, имена, отчества и домашние адреса понятых)
в присутствии: _________________________________________________________________________________________________________,
(данные лиц, присутствующих при изъятии)
произвел изъятие вещей и документов, находящихся _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________.
(указать лицо и адрес, где проводится изъятие)
Перед началом изъятия всем присутствующим разъяснено их право присутствовать при всех действиях служебного лица, проводящего изъятие, и делать заявления по поводу тех или иных действий; давать объяснения по существу изъятия; заявлять ходатайства; подавать жалобы на действия лица, производящего изъятие; делать письменные замечания по содержанию протокола; лично ознакомиться с составленным протоколом.
Понятым разъяснено их право знать, для участия в проведении каких действий они приглашены, в связи с чем производится изъятие, делать замечания по поводу изъятия, а также своими подписями удостоверить соответствие действий должностного лица записям в протоколе.
Замечания понятых и всех присутствующих лиц подлежат занесению в протокол.
На предложение служебного лица выдать документы (вещи)
_______________________________________________________________________________________________________________________
(наименование лица, у которого осуществляется изъятие)
ответило ______________________________________________________________________________________________________________.
(согласие или отказ)
В результате изъяты _____________________________________________________________________________________________________
(указание названий вещей или документов,
их количества с указанием признаков)
_______________________________________________________________________________________________________________________.
Изъятые документы будут находиться ______________________________________________________________________________________.
(название органа и адрес)
Изъятие начато в __ час. __ мин. Закончено в __ час. __ мин.
Жалобы и заявления по поводу изъятия ____________________________________________________________________________________.
(указать кем, какие жалобы, заявления или замечания прилагаются к протоколу)
Опись предметов произведена правильно. Все изложенное в протоколе подтверждаем:
Понятые: 1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
Присутствующие: __________________________________________________________
Изъятие произвел:
_____________________________________________________________________________________________________________________
(должность, звание, фамилия, инициалы, подпись)
Копию протокола и изъятых документов получил __________________________________________________________________________
(должность, подпись)
"___" ____________ 200_ года
"Бухгалтер", N 8, февраль, 2003 г.
