Вексельная уплата НДС.

Какие последствия нецелевого использования товара

В сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики мы немного отойдем от привычного изложения. Если обычно мы предупреждаем о "граблях", умело расставленных налоговиками, то сегодня разговор пойдет о пользе здорового риска пройти там, где, казалось бы, пройти почти невозможно. Вот какой поучительный случай произошел с одним украинским Импортером, пожелавшим остаться неизвестным.

Весной 2002 года наш Импортер решил воспользоваться законной возможностью уплатить НДС на таможне при импорте с применением налоговых векселей. Оформление прошло без осложнений. Векселя были выданы и в том же периоде отражены в налоговой декларации по НДС (стр.6 и стр. 19.1). В периоде их погашения сумму НДС по векселю отнесли на расчеты с бюджетом (стр.19.2), а в следующем периоде она попала в налоговый кредит (стр.12.2), т.к. Импортер осуществлял только налогообла-гаемые операции. Но после этого импортированные товары были реализованы на сторону (на то были вполне объективные причины). Естественно, при такой продаже был начислен НДС.

Далее началось самое интересное. Незамедлительно последовала внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований налогового законодательства по вексельной форме уплаты НДС. Проверяющие установили следующее. Импортер нарушил положения пп.7.4.3 Закона о НДС* и нормы абз.5 п.20 Порядка N 1104**, в результате чего занизил налоговые обязательства на n-ую сумму. Акт, недоимка, а на горизонте - пеня и полный букет штрафных санкций. Настало время пояснить нашим читателям, откуда, собственно, претензии у налоговиков к Импортеру.

Для того чтобы выяснить это, достаточно обратиться к п.4 Порядка N 1104. Одно из требований, которому должно соответствовать лицо, выдающее налоговый вексель на сумму НДС, - импортируемый товар нужно ввозить для его собственных производственных нужд. Это требование появилось совсем недавно: соответствующие изменения в Порядок N 1104 были внесены печально известным постановлением КМУ от 10.01.02 г. N 21. Трактовка термина "собственные производственные нужды" не заставила себя долго ждать. В письме от 22.01.02 г. N 11/3-15-604-ЕП*** ГТСУ пояснила, что ввоз товаров для собственных производственных нужд следует понимать как ввоз товаров без последующей реализации. Для подтверждения чистоты своих намерений Импортер, следуя логике, должен подать таможне обязательство о целевом использовании импортируемых товаров, подписанное руководителем и главным бухгалтером. Теперь становится понятно, чем же не угодил Импортер налоговикам. Использовав вексельную форму уплаты НДС, он осмелился нарушить данное им обязательство и реализовал ввезенный товар.

Ну а теперь к сути тех претензий, которые налоговики изложили в акте проверки. Работники ГНС усмотрели в действиях Импортера нарушение пп.7.4.3 Закона о НДС. Имеет смысл напомнить, что этим подпунктом установлен порядок распределения сумм входного НДС между налоговым кредитом и валовыми расходами, когда предприятие наряду с облагаемыми НДС операциями осуществляет льготируемую деятельность. Другими словами, то же самое изложено и в абз.5 п. 20 Порядка N 1104, на который также сослались в своем акте налоговики.

Попытка "привязать" эти нормы к ситуации, в которой оказался Импортер, вызывает недоумение. Ведь облагаемая и необлагаемая деятельность в нашем случае никакого отношения к делу не имеет. Да и Импортер, как нам известно, не совершал ничего льготируемого по НДС. Это значит, что ссылка в акте на пп.7.4.3 Закона о НДС в нашем положении совсем ни к чему.

"Так что же, совсем без штрафа?" - спросите вы, и... будете правы. Действительно, никаких штрафных санкций за описанное "нарушение" законодательство не предусматривает. Более того, само требование п.4 Порядка N 1104 о ввозе для собственных нужд, как об основании для выдачи налогового векселя по НДС, полностью противоречит Закону о НДС. В нем нет и намека на то, что все обстоит подобным образом. Иногда налоговики пытаются вменить предприятиям несвоевременную уплату НДС, т.к. за счет применения вексельной формы происходит отсрочка уплаты НДС на таможне. Это ошибочно по нескольким причинам. Во-первых, если Импортер воспользовался вексельной формой уплаты НДС, сроки такой уплаты не могут быть иными, нежели те, что установлены п.11.5 Закона о НДС. А их Импортер не нарушал. Во-вторых, налоговики вообще не имеют полномочий контролировать сроки уплаты таможенного НДС, т.к. это прерогатива таможенных органов****. Бытует и такое мнение: налоговый вексель в этой ситуации становится недействительным. Сразу скажем, что недействительность векселя (тем более налогового) сама по себе достаточно спорна. Если говорить о недействительности векселя как сделки, то нет достаточных оснований для использования гражданского права Это объясняется нормами ст.2 Гражданского кодекса (далее - ГК Украины), согласно которой к налоговым отношениям (а то, что выдача налогового векселя - отношения в сфере налогообложения, сомнений не вызывает) ГК не применяется. Если же говорить о специальном вексельном законодательстве, то, пожалуй, единственным случаем признания векселя недействительным является дефект формы, т.е. отсутствие какого-либо обязательного реквизита. В этой ситуации такого не наблюдается. Мы предполагаем, что по форме вексель соответствовал всем требованиям законодательства.

Кто-то может возразить, что, мол, нарушая требования Порядка N 1104, лицо автоматически становилось "недобросовестным" векселедателем, т.е. не имело права выдавать налоговый вексель. Однако есть нюанс. На момент выдачи налогового векселя такое лицо соответствовало всем требованиям Порядка N 1104, т.е. являлось вполне "добросовестным" векселедателем. Это значит, что его подпись на векселе вполне законна, и признать ее недействительной на основании ст.ст.7 и 77 Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях, введенного Женевской конвенцией 1930 года, нет возможности. Более того, лицо, выдавшее вексель, совершает все предусмотренные им процедуры по выполнению своих обязательств, а значит, признает свои обязательства по векселю. Следовательно, тут вообще не может быть причины для спора: ведь векселедатель не нарушил интересов векселедержателя. Да и вообще, нормы специального вексельного законодательства вряд ли применимы: налоговый вексель с большой натяжкой можно назвать векселем в полном смысле этого слова (взять хотя бы отсутствие "товарности" налогового векселя).

А как же обязательство, выданное предприятием и подписанное директором и главбухом? Вопрос понятен. Вроде бы предприятие взяло на себя обязательства перед таможней, которые впоследствии не были выполнены (товар был реализован). Это не страшно. Во-первых, законодательство не предусматривает последствий невыполнения обязательств в такой форме. Нет ни штрафов, ни административной (а тем более уголовной) ответственности должностных лиц. Во-вторых, сама форма такого обязательства нелегитимна, т.к. введена письмом ГТСУ, которое не имеет силы нормативно-правового акта Это автоматически делает нелегитимным и само письменное обязательство.

Еще одна норма п.4 Порядка N 1104: "Лица, не соответствующие хотя бы одному из требований этого пункта, платят налог на добавленную стоимость при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины в установленном порядке без выдачи налогового векселя". Применить ее в этой ситуации нельзя, т.к., во-первых, вексель уже выдан, а значит, уплата НДС должна происходить по правилам Порядка N 1104. Во-вторых, сроки уплаты НДС "в установленном порядке без выдачи налогового векселя" в этой ситуации вряд ли применимы. Ведь они истекли на момент оформления ГТД. Да и вообще эта норма применима разве что на момент выдачи налогового векселя. А тогда Импортер вполне соответствовал всем требованиям.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: все выдвинутые налоговиками претензии к Импортеру не имеют под собой законной почвы.

И в заключение советы тем, кто столкнулся с подобной "вексельной дискриминацией":

1. Подписывая акт налоговой проверки, воспользуйтесь существующей возможностью запротоколировать свои разногласия с выводами налоговиков. В акте разногласий постарайтесь максимально подробно изложить суть проведенных операций. Особый упор делайте на том, что проведенная вами операция не нарушает законодательства, а указанные налоговиками нарушения (например, по пп.7.4.3 Закона о НДС) таковыми не являются по изложенным выше причинам.

2. Получив налоговое уведомление-решение о необходимости уплатить недоимку и штраф, обязательно воспользуйтесь процедурой административного обжалования, предусмотренной п.5.2 Закона N 2181. Помните, что обжаловать можно любое решение налогового органа, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения (пп.5.2.2. Закона N 2181). Главное - соблюдение установленных сроков: жалобу нужно подать в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления или другого обжалуемого решения.

3. Если все перечисленные меры не приведут к нужному результату, без сомнений обращайтесь с иском в хозяйственный суд. Правда на вашей стороне.

Р.S. Когда верстался номер, мы получили информацию о том, что Импортеру удалось восстановить справедливость уже на этапе рассмотрения руководством ГНИ результатов проверки. Изучив акт разногласий, составленный Импортером, должностные лица ГНИ признали обоснованность доводов Импортера и аннулировали все результаты проверки. Так что удача улыбается смелым.

_________________

* Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. N 168/97-ВР.

** Порядок выпуска, обращения и погашения векселей, выдаваемых на сумму НДС при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.97 г. N 1104.

*** Опубликовано в газете "Все о бухгалтерском учете" N 54 за 2002 г.

**** Подпункт 2.1.1 3акона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III (далее - Закон N 2181).

"Все о бухгалтерском учете" N 118 (786) от 20 декабря 2002 г.